Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Главы 23 нк рф налог

Главы 23 нк рф налог

Главы 23 нк рф налог

Комментарии к НК РФ


Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах Система налогов и сборов в Российской Федерации Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы.

Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц Органы внутренних дел. Следственные органы Объекты налогообложения Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм Налоговая декларация Налоговый контроль Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней Налог на добавленную стоимость Акцизы Налог на доходы физических лиц Единый социальный налог (статья 234, статья 235, статья 236, статья 237, статья 238, статья 239, статья 240, статья 241, статья 242, статья 243, статья 244, статья 245).

— Утратила силу Налог на прибыль организаций Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Водный налог Государственная пошлина Налог на добычу полезных ископаемых Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) Упрощенная система налогообложения Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции Налог с продаж (статья 347, статья 348, статья 349, статья 350, статья 351, статья 352, статья 353, статья 354, статья 355). — Утратила силу Транспортный налог Налог на игорный бизнес Налог на имущество организаций Земельный налог Налоговый кодекс Российской Федерации.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по НК РФ ч. 2

  1. «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации по вопросам налогообложения»
  2. «О признании утратившими силу Указов Президента Российской Федерации в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
  3. «О бюджетной политике на 2002 год»

Изменения в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ

Глава 23 «Налог на доходы физических лиц» в ред.

Федеральных законов от 20.08.04 № 103-ФЗ, от 20.08.04 № 112-ФЗ Внесенные изменения сделают более комфортными условия налогообложения доходов физических лиц при совершении сделок с недвижимостью и жильем. Также предусмотрены налоговые льготы для доходов инвалидов. (в формате doc.). Выше опубликована новая редакция главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, созданная двумя федеральными законами от 20 августа 2004 г.

— № 103-ФЗ и № 112-ФЗ. Изменения вступают в силу с 1 января 2005 года.

Федеральные законы, изменившие главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, начнут действовать 1 января 2005 года. Согласно первому из них — Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 103-ФЗ

«О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

(далее — Закон № 103-ФЗ), — от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) освобождены суммы, которые общественные организации инвалидов выплачивают в качестве материальной помощи инвалидам, а также суммы выплат на лечение инвалидов.

А Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 112-ФЗ

«О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

(далее — Закон № 112-ФЗ) упростил порядок получения некоторых имущественных вычетов по НДФЛ.

Вычеты на приобретение (строительство) жилья можно будет получить у работодателя (налогового агента) по месту работы. Но сначала нужно будет получить в своем налоговом органе подтверждение права на вычет. ЛЬГОТЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В настоящее время выплаты общественных организаций инвалидов медицинским учреждениям на лечение инвалидов облагаются НДФЛ как доход, полученный в натуральной форме (подп.

1 п. 2 ст. 211 НК РФ), а материальная помощь — как доход в денежной форме (п. 1 ст. 210 НК РФ). При выплате таких доходов общественные организации инвалидов являются налоговыми агентами (п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ) и обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму налога по ставке 13 процентов (п.

1 ст. 224 НК РФ). Учет полученных инвалидами доходов общественные организации инвалидов должны вести в карточке по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма 1-НДФЛ) и предоставлять в налоговые органы сведения о полученных инвалидами доходах в виде справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ).

(Формы 1-НДФЛ и 2-НДФЛ утверждены приказом МНС России от 31 октября 2003 г. № БГ-3-04/583

«Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год»

; опубликован в «ДК» № 1, 2004; далее — приказ № БГ-3-04/583).

С 1 января 2005 года не будет облагаться НДФЛ оплата общественными организациями инвалидов лечения инвалидов в медицинских учреждениях. Кроме того, не будет облагаться налогом оказание общественными организациями инвалидов материальной помощи инвалидам в сумме, не превышающей 2000 руб. за налоговый период. Эти изменения коснутся как самих инвалидов — они не должны будут платить НДФЛ с этих видов доходов, так и общественных организаций инвалидов — они не должны будут исполнять обязанности налоговых агентов по НДФЛ в отношении данных выплат.

за налоговый период. Эти изменения коснутся как самих инвалидов — они не должны будут платить НДФЛ с этих видов доходов, так и общественных организаций инвалидов — они не должны будут исполнять обязанности налоговых агентов по НДФЛ в отношении данных выплат. При применении этих изменений необходимо будет учитывать следующие особенности.

Выплаты на лечение При оплате лечения инвалидов нужно помнить, что такая оплата льготируется, только если лечение (медобслуживание) инвалида производит медицинское учреждение, имеющее лицензию на оказание оплаченных видов медицинских услуг. Копию лицензии целесообразно приложить к карточке 1-НДФЛ для подтверждения права на льготу. Абзац второй пункта 10 статьи 217 НК РФ в новой редакции позволяет льготировать выплаты на лечение инвалидов не только в случае прямой безналичной оплаты медицинских услуг медицинским учреждениям.

Льгота действует и при выдаче инвалидам наличных денежных средств на лечение или зачислении таких средств на банковский счет.

Однако в любом случае льготировать выплату можно, только если инвалид представит документы, подтверждающие фактические расходы на лечение. Эти суммы в карточках 1-НДФЛ и справках 2-НДФЛ в качестве доходов вообще не отражаются. Обратите внимание: в пункте 10 статьи 217 НК РФ речь идет именно об оплате услуг медицинских учреждений.

Если оплачиваются не медицинские услуги, а стоимость прописанных инвалиду лекарств, то действует другая норма.

Она содержится в абзаце пятом пункта 28 статьи 217 НК РФ.

Согласно ей, льготируются выплаты на приобретение, в том числе инвалидом, лекарств, назначенных лечащим врачом, в пределах 2000 руб.

за налоговый период. Однако данную льготу вправе применять только работодатели (в том числе бывшие). Общественным организациям инвалидов такое право не предоставлено.

Выход из ситуации появится с вступлением в силу комментируемых изменений. Материальная помощь Внесенные изменения позволят не только работодателям, но и общественным организациям инвалидов помочь инвалидам в приобретении необходимых медикаментов (и не только их), не уменьшая объем помощи на сумму НДФЛ. С 1 января 2005 года не будет облагаться НДФЛ сумма материальной помощи, выплачиваемой общественными организациями инвалидов за налоговый период.

Однако установлен льготируемый лимит такой помощи — 2000 руб.

за налоговый период. По использованию матпомощи не нужно предоставлять никаких оправдательных документов и подтверждать размер и направление ее использования. Эту сумму инвалид может потратить на то, что ему больше всего нужно, в том числе и на покупку лекарств. При этом в карточке учета доходов физического лица формы 1-НДФЛ и в справке о доходах формы 2-НДФЛ суммы помощи в пределах 2000 руб.

за налоговый период указываются в качестве вычета (абзац 15 раздела 3 Порядка заполнения налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год и абзац 5 раздела 4.4 Порядка заполнения и представления справки о доходах физического лица за 2003 год; утверждены приказом № БГ-3-04/583). Если размер матпомощи превысит 2000 руб.

в год, то с суммы превышения нужно будет удержать и уплатить НДФЛ. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ВЫЧЕТЫ Целый блок изменений, которые Закон № 112-ФЗ внес в главу 23 НК РФ, посвящен улучшению условий налогообложения физических лиц в жилищной сфере. Изменения смягчают ограничения на получение вычета при продаже жилья и некоторых иных видов недвижимого имущества, поднимают планку ограничения на размер имущественного вычета при покупке (строительстве) жилья и совершенствуют порядок получения этого вычета.

Кроме того, в законе есть и перспективная норма, направленная на внедрение механизма использования ценных бумаг с ипотечным покрытием. Этот механизм призван сделать более доступным приобретение жилья в кредит. ПРОДАЖА ИМУЩЕСТВА Если физическое лицо продает принадлежащее ему на праве собственности имущество (движимое и недвижимое), то оно должно включить в налоговую базу НДФЛ сумму дохода от продажи (подп.

2 п. 1 ст. 228 НК РФ). Однако эту налоговую базу можно уменьшить на имущественные налоговые вычеты, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 220 НК РФ. Ограничения вычетов По общему правилу размер вычета равен сумме, полученной от продажи имущества. Но есть ограничения. Внесенные изменения затрагивают как раз эти ограничения.

В таблице 1 дано сравнение действующих ныне ограничений и тех, которые будут действовать, когда с 1 января 2005 года вступят в силу изменения. Продажа Находилось в собственности Ограничения размера вычета до 1 января 2005 года (действуют сейчас) после 1 января 2005 года (будут действовать после вступления в силу изменений) Жилых домов, квартир, дач, садовых домиков, земельных участков Менее пяти лет Менее трех лет Не более 1 млн. руб. Пять лет и более Три года и более Ограничений нет Иного имущества, доли в уставном капитале организации Менее трех лет Менее трех лет 125 000 руб.

Три года и более Три года и более Ограничений нет Как видно из таблицы 1, с пяти до трех лет сократится срок, в течение которого будет действовать ограничение вычета в размере 1 млн руб.

при продаже «потребительской» недвижимости. Таким образом, физические лица смогут раньше продать такую недвижимость и претендовать на получение вычета в полной сумме полученного дохода.

Ограничения размера вычета при продаже иного имущества остались без изменений.

Приватизация плюс реализация После вступления в силу изменений можно будет смело применять вычеты и при продаже приватизированного жилья.

Дело в том, что при бесплатной приватизации жилого помещения плательщик не несет никаких расходов на его приобретение.

Вместе с тем в Минфине России существует мнение, что имущественные вычеты предоставляют не потому, что плательщик не понес расходов на приобретение проданного имущества, а потому, что он их фактически понес, просто у него не сохранилось документов, подтверждающих расходы. Ведь если бы такие документы у плательщика были, то он мог бы не получать вычет, а уменьшить доход на фактически понесенные расходы (абз.

второй подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ). Такое мнение Минфин России высказал в письмах от 13 мая 2004 г. № 04-04-04/ 106 и № 04-04-04/107. В них он указал, что для применения имущественного вычета не нужны финансовые документы, подтверждающие расходы (квитанции, чеки и т. п.), но нужен документ, из которого бы следовало, что имущество приобретено не бесплатно (например, договор купли-продажи).
п.), но нужен документ, из которого бы следовало, что имущество приобретено не бесплатно (например, договор купли-продажи). Впрочем, МНС России препятствий для применения вычета по бесплатно приватизированному жилью не видело.

Например, в письме от 30 января 2004 г. № ЧД-6-27/100 МНС России привело пример того, как следует применять вычет по приватизированной квартире, находившейся в собственности менее пяти лет.

И хотя официальные разъяснения налогового законодательства теперь дает Минфин России, собственникам бесплатно приватизированного жилья можно не беспокоиться. С 1 января 2005 года никто не должен ставить под сомнение их право на вычет.

Продажа доли в уставном капитале В действующей сейчас редакции пункта 1 статьи 220 НК РФ предусмотрено только право плательщика на получение имущественного вычета с учетом ограничений, о которых мы рассказали выше. Вместе с тем в абзаце втором подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ предусмотрен альтернативный вариант (учет расходов, связанных с приобретением имущества).

Согласно ему, вместо использования вычета плательщик может уменьшить сумму своих облагаемых доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Это правило на сегодняшний день распространяется только на случаи продажи имущества.

Однако доля в уставном капитале представляет собой имущественное право.

А имущественные права в целях налогообложения к имуществу не относятся (п. 2 ст. 38 НК РФ). Получается, что, продавая долю в уставном капитале, плательщик может только использовать вычет. Это при наличии ограничений размеров вычета ставит его в неравное положение с другими продавцами.

С 1 января 2005 года владельцы долей в уставном капитале организаций смогут при продаже выбирать, использовать им право на вычет или уменьшать свои доходы на сумму расходов, связанных с получением доходов.

ПОКУПКА ЖИЛЬЯ Применение вычетов при покупке (строительстве) жилья претерпело наиболее значительные изменения. Основные новшества следующие: — имущественный вычет при покупке (строительстве) жилья можно будет получить у работодателя (налогового агента); — расширен и четко определен перечень расходов, которые можно принимать к вычету; — уточнен перечень документов для подтверждения права на вычет.

Эти новшества вступят в силу с 1 января 2005 года. Рассмотрим эти и другие нововведения подробнее.

Расходы Приобретение жилья — сложный и длительный процесс, в ходе которого приходится нести самые разнообразные виды расходов, начиная от собственно покупной цены жилья или приобретения материалов для строительства и заканчивая уплатой государственной пошлины за регистрацию прав на него. В действующей редакции статьи 220 НК РФ не уточняется, какие именно из таких расходов можно принимать к вычету. В подпункте 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ просто написано, что вычет предоставляется в сумме, израсходованной на приобретение (строительство), а также в сумме процентов по погашению ипотечных кредитов.

В связи с такой нечеткой формулировкой между плательщиками и налоговиками возникают споры о том, можно ли принимать ту или иную сумму к вычету. Получается, что трактовку этого положения дают государственные органы (например, письмо Минфина России от 27 марта 2003 г. № 04-04-06/52), а не закон. Принятые изменения должны положить конец таким спорам.

В новой редакции статьи 220 НК РФ четко определено, что к вычету можно принять: — расходы на разработку проектно-сметной документации; — расходы на приобретение строительных и отделочных материалов; — расходы на приобретение жилого дома, в том числе не оконченного строительством; — расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке дома, не оконченного строительством) и отделке; — расходы на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации.

В фактические расходы на приобретение квартиры или доли (долей) в ней могут включаться: — расходы на приобретение квартиры или прав на квартиру в строящемся доме; — расходы на приобретение отделочных материалов; — расходы на работы, связанные с отделкой квартиры. Этот перечень является исчерпывающим. То есть не указанные в нем расходы к вычету принимать нельзя.

Например, нельзя принимать к вычету расходы на оплату услуг риэлтора по поиску подходящего жилья или расходы на оплату услуг юридической фирмы по консультированию и оформлению документов. Следует отметить, что при приобретении дома (квартиры) расходы на достройку (отделку) можно будет заявлять к вычету только в случае, если в договоре на ее приобретение будет прямо указано, что приобретается незавершенный строительством жилой дом или квартира (доля в ней) без отделки. Изменятся и правила вычета процентов по заемным средствам на приобретение жилья.

Если сейчас к вычету можно принимать только проценты по ипотечным кредитам, полученным в банках, то с учетом изменений это можно будет делать в отношении процентов по любым целевым займам на строительство жилья. Такие займы смогут предоставлять не только банки, но и иные кредитные организации, а также любые другие организации. Это изменение очень полезно для организаций, желающих обеспечить жильем своих работников.

Сейчас если работодатель оплачивает приобретение работником жилья, то имущественный вычет работнику не предоставляется (абз.

пятый подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Более того, оплата работодателем такого приобретения (строительства) есть доход работника в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ). И с него нужно заплатить НДФЛ. С вступлением в силу изменений обеспечить работников жильем станет проще.

Для этого организация-работодатель сможет предоставить работнику целевой заем на строительство (покупку) жилья.

Такой заем не будет облагаться налогом у работника. Кроме того, проценты по займу работник сможет заявить к вычету при исчислении налога.

Причем эти проценты можно будет заявлять к вычету сверх ограничения размера данного вида вычета в 1 млн руб.

Есть и еще одно изменение, делающее выгодным получение целевых займов (кредитов) на покупку жилья. Суммы экономии на процентах (подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ) по таким кредитам с 1 января 2005 года будут облагаться налогом по ставке 13 процентов.

Сейчас такая экономия облагается по ставке 35 процентов.

Объекты вычетов Изменения расширили круг объектов, при приобретении которых можно получить вычет. Помимо непосредственно жилых домов и квартир, поступивших в собственность плательщика, после вступления в силу изменений вычет можно будет применить и при приобретении права на долю в жилых домах и квартирах, а также при приобретении прав на квартиру в строящемся доме. Первое дополнение является больше техническим, чем принципиальным.

И в ныне действующей редакции статьи 220 НК РФ предусмотрено получение вычета при приобретении квартиры в общую совместную или общую долевую собственность (абз.

четвертый подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). Однако в качестве объекта вычета доля как таковая в абзаце первом подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ не указана.

Во внесенных изменениях доля в жилых домах и квартирах прямо поименована в качестве объекта вычета. Однако это изменение не решает проблему, которая бывает на практике. У плательщиков возникают сложности при получении вычетов при приобретении жилья в общую долевую собственность. Так, если супруги приобрели квартиру в общую долевую собственность, а за всю квартиру заплатил один из супругов, то второму супругу налоговики отказывают в предоставлении вычета.
Так, если супруги приобрели квартиру в общую долевую собственность, а за всю квартиру заплатил один из супругов, то второму супругу налоговики отказывают в предоставлении вычета. Такой отказ они мотивируют тем, что у второго супруга нет документа, подтверждающего его расходы по оплате своей доли (платежный документ-то всего один).

Но мы такой подход считаем неправильным. В статье 220 НК РФ написано, что размер вычета распределяется пропорционально долям в собственности или по заявлению сособственников.

Никакой ссылки на то, что размер вычета должен распределяться пропорционально документам, подтверждающим расходы, в этой статье нет.

Кроме того, если жилье в долевую собственность приобретают супруги и иное их имущество не разделено на доли, то один из супругов оплачивает доли в имуществе сразу за обоих (ч. 3 ст. 253 ГК РФ, ст. 35 СК РФ). Подтверждением того, что второй супруг тоже понес расходы, может быть его нотариально удостоверенное согласие на совершение сделки.

Второе дополнение адаптирует вычеты к сложившейся практике приобретения жилья.

Популярностью пользуется приобретение права на получение квартиры в еще строящемся жилом доме (по так называемому договору инвестирования). А квартиру плательщик получает после завершения строительства. В этом случае цена квартиры значительно меньше.

До окончания строительства право собственности на строящийся объект приобрести нельзя (ст.

219 ГК РФ). Действующая редакция статьи 220 НК РФ позволяет получить вычет только после того, как плательщик зарегистрирует право собственности на полученную квартиру.

Однако между передачей квартиры плательщику и регистрацией права собственности может пройти достаточно большой срок. Сейчас все это время вычет получить нельзя. Когда вступят в силу изменения, вычет можно будет получить в том периоде, в котором квартира была передана плательщику.

Как получить вычет С 1 января 2005 года, когда вступят в силу изменения, имущественный вычет при приобретении жилья можно будет получить у одного из работодателей.

Однако, по сути, право на вычет, как и сейчас, будет предоставлять налоговый орган. Он выдаст подтверждение права на вычет, с которым надо будет идти к работодателю.

На основании этого разрешения работодатель и будет применять вычет. Чтобы получить такое подтверждение, в налоговый орган нужно будет представить письменное заявление о предоставлении вычета, а также следующие документы, подтверждающие характер расходов и уплату денежных средств: — документы, подтверждающие право собственности (свидетельство о регистрации права собственности), — при приобретении готового или не оконченного строительством жилого дома; — акт о передаче квартиры (доли (долей) в ней) или документы, подтверждающие право собственности на квартиру или долю (доли) в ней, — при приобретении прав на квартиру в строящемся доме; — платежные документы, подтверждающие уплату денежных средств по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки, товарные и кассовые чеки и т. п). То есть в этом случае для получения вычета декларацию представлять не нужно.

На основании полученного от налоговиков подтверждения (его должны выдать в течение 30 дней с даты подачи заявления) работодатель будет уменьшать сумму дохода плательщика в течение налогового периода на сумму вычета. Такой механизм предоставления вычета более выгоден плательщику, чем ныне действующий. Ведь сейчас, чтобы получить вычет, надо ждать окончания налогового периода, подать декларацию, и только потом налоговики вернут переплату.

В течение же налогового периода налог удерживается без учета вычета. Если жилье приобретено в начале налогового периода, возврата придется ждать больше года. А по новому порядку переплаты возникнуть вообще не должно.

Вычет будет автоматически зачтен работодателем при каждой выплате зарплаты. Если же в течение налогового периода весь вычет не использован, то есть если доход оказался меньше суммы вычета, остаток вычета можно будет получить на общих основаниях (абз. четвертый подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ в новой редакции).

То есть по окончании налогового периода нужно будет подать декларацию и заявление о предоставлении вычета на сумму его остатка, не зачтенного работодателем (п. 2 ст. 220 НК РФ). Возможно и иное понимание изменений. В пункте 2 статьи 220 НК РФ сказано, что вычет «по декларации» предоставляется, если иное не предусмотрено статьей 220 НК РФ.

Как мы уже отметили выше, иное, а именно вычет у работодателя, будет предусмотрено после вступления в силу изменений.

То есть при таком понимании получится, что плательщик сможет продолжить получать вычет у работодателя и в следующем налоговом периоде. Однако, на наш взгляд, возможна ситуация, когда плательщику выгоднее сразу получить от налоговиков сумму остатка вычета, чем продолжать постепенно получать его у работодателя. Это может произойти в том случае, если в течение года плательщик получал доход от других налоговых агентов, у которых он вычетом не пользовался.

ИПОТЕЧНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ В настоящее время одной из мер, принимаемых для повышения доступности жилья, является введение института ипотечных ценных бумаг. Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных бумагах» введены две новые разновидности ценных бумаг: облигации с ипотечным покрытием и ипотечные сертификаты участия.

«.облигация с ипотечным покрытием — облигация, исполнение обязательств по которой обеспечивается залогом ипотечного покрытия; ипотечный сертификат участия — именная ценная бумага, удостоверяющая долю ее владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие, право требовать от выдавшего ее лица надлежащего доверительного управления ипотечным покрытием, право на получение денежных средств, полученных во исполнение обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие, а также иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом.»

СТАТЬЯ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 11 НОЯБРЯ 2003 Г.

№ 152-ФЗ «ОБ ИПОТЕЧНЫХ БУМАГАХ» Суть использования ценных бумаг с ипотечным покрытием заключается в предоставлении возможности кредитным организациям не ждать возврата ипотечного кредита в течение достаточно длительного срока, а передать свои права требования к должнику до наступления срока возврата кредита.

№ 152-ФЗ «ОБ ИПОТЕЧНЫХ БУМАГАХ» Суть использования ценных бумаг с ипотечным покрытием заключается в предоставлении возможности кредитным организациям не ждать возврата ипотечного кредита в течение достаточно длительного срока, а передать свои права требования к должнику до наступления срока возврата кредита. Оплата передаваемых (уступаемых) прав требования по ипотечным кредитам осуществляется, в частности, за счет средств от размещения ипотечных ценных бумаг. Такой механизм кредитования нацелен в том числе на повышение доступности ипотечных кредитов.

В первую очередь за счет того, что у кредитных организаций должна появиться возможность смягчить условия кредитования.

Изменения, внесенные в главу 23 НК РФ, сделают более выгодным получение доходов по ипотечным ценным бумагам по сравнению с другими долговыми ценными бумагами (векселями, облигациями и т.

п.). Доход по ипотечным ценным бумагам, выпущенным до 1 января 2007 года, с 1 января 2005 года будет облагаться налогом по ставке 9 процентов.

К таким доходам будут относиться проценты по облигациям с ипотечным покрытием и доходы владельцев сертификатов участия.

Они в отличие от доходов по долговым ценным бумагам, которые облагаются по ставке 13 процентов, будут облагаться по той же ставке, что и дивиденды (9%).

Напомним, что пока еще применяется ставка по дивидендам в размере 6 процентов, однако с 1 января 2005 года ставка по дивидендам будет увеличена и составит 9 процентов (ст. 2 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ; опубликован в «ДК» № 16, 2004).

М.А. Калинин Юрист Источник: Журнал . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Налоговый Кодекс РФ.

Глава 23

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ в пункт 1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов: 1) в размере 3 000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков: лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; лиц, получивших инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных), военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от места дислокации указанных лиц и выполняемых ими работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения, лиц, эвакуированных из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон, лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от времени, прошедшего со дня проведения операции по трансплантации костного мозга и времени развития у этих лиц в этой связи инвалидности; лиц, принимавших в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных); военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая взлетно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых ими работ; лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, в том числе граждан, уволенных с военной службы, проходивших в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС; военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; ставших инвалидами, получившими или перенесшими лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, из числа лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах, лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1959-1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» в 1957 году, лиц, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения (при этом к выехавшим добровольно гражданам относятся лица, выехавшие в период с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также лица, выехавшие в период с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча), лиц, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 года свыше 1 мЗв (дополнительно по сравнению с уровнем естественного радиационного фона для данной местности), лиц, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 года свыше 1 мЗв (дополнительно по сравнению с уровнем естественного радиационного фона для данной местности); лиц, непосредственно участвовавших в испытаниях ядерного оружия в атмосфере и боевых радиоактивных веществ, учениях с применением такого оружия до 31 января 1963 года; лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия; лиц, непосредственно участвовавших в ликвидации радиационных аварий, происшедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и на других военных объектах и зарегистрированных в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны; лиц, непосредственно участвовавших в работах (в том числе военнослужащих) по сборке ядерных зарядов до 31 декабря 1961 года; лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ; инвалидов Великой Отечественной войны; инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих; 2) налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков: Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней; лиц вольнонаемного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лиц, находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии; участников Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав армии, и бывших партизан; лиц, находившихся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года независимо от срока пребывания; бывших, в том числе несовершеннолетних, узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны; инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп; лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационной нагрузкой, вызванные последствиями радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику; младший и средний медицинский персонал, врачей и других работников лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получивших сверхнормативные дозы радиационного облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года, а также лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и являющихся источником ионизирующих излучений; лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей; рабочих и служащих, а также бывших военнослужащих и уволившихся со службы лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, получивших профессиональные заболевания, связанные с радиационным воздействием на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС; лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах; лиц, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также бывших военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. При этом к выехавшим добровольно лицам относятся лица, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также выехавшие с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; лиц, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития; родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родителей и супругов государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Указанный вычет предоставляется супругам погибших военнослужащих и государственных служащих, если они не вступили в повторный брак; граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также граждан, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; 3) налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1-2 пункта 1 настоящей статьи, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 настоящего Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется; 4) налоговый вычет в размере 600 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на: каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругами родителей; каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями.

Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 настоящего Кодекса) налоговым агентом, представляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 40000 рублей.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется. Налоговый вычет, установленный настоящим подпунктом, производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов родителей, опекунов или попечителей, приемных родителей. Указанный налоговый вычет удваивается в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.

Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, приемным родителям налоговый вычет производится в двойном размере. Предоставление указанного налогового вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления их в брак. Указанный налоговый вычет предоставляется вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, приемным родителям на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.

При этом иностранным физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, такой вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети). Под одинокими родителями для целей настоящей главы понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке. Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и сохраняется до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзацах пятом и шестом настоящего подпункта, или в случае истечения срока действия либо досрочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или в случае смерти ребенка (детей).

Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

2. Налогоплательщикам, имеющим в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 настоящей статьи право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов. Стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется независимо от предоставления стандартного налогового вычета, установленного подпунктами 1-3 пункта 1 настоящей статьи. 3. Установленные настоящей статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

В случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, выданной налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 настоящего Кодекса.

4. В случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных настоящей статьей.
4. В случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных настоящей статьей. Федеральным законом от 24 июля 2007 г.

N 216-ФЗ в настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов: 1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, — в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде; 2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя). Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях. Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения. Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей; 3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г.

N 447-О положения подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ в их конституционно-правовом истолковании не могут служить основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные физическими лицами, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности и занимающимися частной медицинской практикой При применении социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению. Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного абзацами первым и вторым настоящего подпункта, принимается в сумме фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи. По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов.

Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства Российской Федерации. Вычет сумм оплаты стоимости лечения и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение, приобретение медикаментов или на уплату страховых взносов.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата лечения и приобретенных медикаментов и (или) уплата страховых взносов не были произведены организацией за счет средств работодателей; 4) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи. Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию.

2. Социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода. Социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2 — 4 пункта 1 настоящей статьи (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 100 000 рублей в налоговом периоде. В случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде расходов на обучение, медицинское лечение, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения и по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в настоящем пункте.

Кто должен платить НДФЛ

Как утверждает НК РФ, НДФЛ, плательщиками этого налога являются, как граждане Российской Федерации, так и иностранцы, получающие доходы на территории России.

Если получающий доходы гражданин любого государства находится на территории нашей страны более 183 дней в течение 12 месяцев, следующих друг за другом, он автоматически становится налоговым резидентом, который обязан уплачивать НДФЛ. Отдельно стоит указать, что при описанных временных условиях лица без гражданства также должны уплачивать данный налог.

Комментарии к Главе 23 НК РФ

. Налог на доходы физических лиц Настоящий комментарий является попыткой проанализировать главу 23 НК РФ и предоставить читателю информацию, необходимую для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Глава 23 НК РФ, регулирующая вопросы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, вступила в силу с 01.01.2001. Однако за прошедшее с момента введения данной главы НК РФ время в нее постоянно вносились изменения и дополнения, формировалась судебная практика, позиция Минфина России и налоговых органов по отдельным и наиболее спорным вопросам налогообложения.

Поэтому в комментарии освещены все наиболее важные последние изменения налогового законодательства. Комментарий подготовлен таким образом, что к каждой статье приведена только самая важная информация, помогающая понять изложенные в главе 23 НК РФ положения, регулирующие содержащиеся в НК РФ понятия и правоотношения, важные разъяснения Минфина России и налоговых органов, важные судебные решения.

Особенностью данного комментария является точечный характер комментария к каждой статье главы 23 НК РФ — внимание читателя обращено на самые главные, проблемные, моменты применения той или иной нормы.

Также важны и используемые автором смысловые моменты комментария, которые выделяются следующими значками: «Внимание!», «Актуальная проблема», «Официальная позиция», «Арбитражная практика». Предлагаемый комментарий будет полезен руководителям предприятий, бухгалтерам, аудиторам, налоговым консультантам, сотрудникам налоговых органов, а также широкому кругу читателей, не являющихся специалистами в области налогов и сборов. Комментарий отличается практической направленностью, подачей и структурой материала, доступным языком.

В нем указаны все последние изменения налогового законодательства и недавно принятые нормативные правовые акты, рассмотрены все необходимые позиции Минфина России и налоговых органов, регламентирующие вопросы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, предоставления налоговых вычетов, предоставления налоговых деклараций, а также другие моменты во взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков.

О правовой позиции Верховного суда РФ по вопросам применения положений главы 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц»

Дата публикации: 17.11.2015 16:56 (архив) В целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, связанных с применением положений главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, Верховным Судом РФ определены правовые позиции, нашедшие отражение в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015, в том числе следующие: 1.

Полученные гражданином в долг денежные средства не признаются его облагаемым налогом доходом, поскольку не образуют экономической выгоды. Суд указал, что при выяснении вопроса о взимании налога с суммы полученного займа необходимо руководствоваться закрепленным в статье 41 НК РФ общим принципом определения дохода, исходя из извлеченной гражданином экономической выгоды.

2. Производимые гражданам выплаты неустойки и штрафа в связи с нарушением прав потребителей не освобождаются от налогообложения. Выплачиваемая гражданину денежная компенсация морального вреда налогом не облагается. 3. Доход от реализации имущества по договору мены определяется исходя из стоимости имущества, полученного гражданином от другой стороны договора.

Суд исходил из того, что при исполнении договора мены имеет место возмездная передача права собственности, поэтому данная операция в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ в целях налогообложения признается реализацией имущества.

Поступления от реализации принадлежащего гражданину имущества формируют самостоятельный вид доходов налогоплательщика. Налоговая база при получении таких доходов определяется как их денежное выражение. Таким образом, правоотношения, связанные с отчуждением принадлежащего налогоплательщику имущества (на основании договора мены или на основании договора купли-продажи), не могут иметь разные налоговые последствия.

В обоих случаях доход определяется исходя из стоимостного выражения встречного исполнения, которое было получено налогоплательщиком при совершении сделки по реализации имущества. При этом согласно пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ в связи с реализацией имущества по договору мены гражданин вправе уменьшить полученный им доход на имущественный налоговый вычет.

Поделиться:

Особенности исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами.

Выплаты по договорам купли-продажи ценных бумаг. Согласно дополнениям, внесенным в п. 1 ст. 226 НК РФ, налоговыми агентами признаются также российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг, заключенным ими с налогоплательщиками (если иное не предусмотрено п.

2 ст. 226.1 НК РФ). Указанные налоговые агенты при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами на основании заявления налогоплательщика учитывают фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента.

Уплата НДФЛ с 2020 обособленными подразделениями.

Налоговые агенты – российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет по месту нахождения одного из таких подразделений либо месту нахождения организации, если указанная организация и ее подразделения расположены на территории одного муниципального образования. Налоговый агент делает выбор самостоятельно с учетом порядка, установленного п.

2 ст. 230 НК РФ (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Уплата НДФЛ с 2020 за счет налогового агента. По общему правилу уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Поправками предусмотрено исключение – случаи доначисления (взыскания) НДФЛ по итогам налоговой проверки в соответствии с НК РФ при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом.

Глава 23. Налог на доходы физических лиц

  1. Статья 233. Утратила силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 19.07.2009 №202-ФЗ.

Назад Далее

  1. Для целей исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с настоящей главой и налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 НК РФ иностранная организация вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации по своему выбору с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации, либо с момента представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации.
  2. 3) доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ, в порядке, установленном главой 23 НК РФ;
  3. Указанные в абзаце втором настоящего пункта лица в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
  4. 14. Положения, предусмотренные пунктами 3 и 10 настоящей статьи, при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» и главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

  5. Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе договоров транспортной экспедиции, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо являющихся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случае, если при определении ими налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении данных договоров.
  6. 1.3. Установленные настоящей статьей особенности исчисления и уплаты налога с дохода, удерживаемого налоговым агентом в соответствии с главой 23 НК РФ, распространяются на исчисление и уплату налога российскими организациями, выплачивающими доход, также в случае, если фактическим получателем такого дохода признается физическое лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации.

    При этом применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+