Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Социальное обеспечение - Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида

Оглавление:

Сроки

ИПР должна быть разработана в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления. Обновлять ее нужно каждый год, независимо от того установлен ли срок освидетельствования самой инвалидности. Следовательно, если даже группа установлена бессрочно, то карту нужно будет составить повторно.ПП № 965, что вошло в действие с 13 августа 1996 года, оговаривает необходимость проработки карты для каждого инвалида.Несмотря на то, что в Постановлении Правительства № 965 дается четкая рекомендация по проработке карт ИПР каждому инвалиду, на практике все не совсем так. В отдельных случаях специалисты БМСЭ просят родителей детей инвалидов, а также самих лиц с ограниченными возможностями, подписать заявление на отказ от разработки программы реабилитации.

Аргументируют они это тем, что нет средств на желаемые мероприятия или обосновывают неэффективностью процедуры.

Не нужно соглашаться на такие предложения, карта ИПР открывает новые возможности для инвалида.Требования сотрудников МСЭ о подписании отказа от ИПР неправомерны, так как закон дает четкое требование на разработку карты для каждого инвалида.

Утверждённая форма ИПР

Вступившая в силу 1 января 2016 года, форма программы была утверждена приказом Минздравсоцразвития №528 от 31 июля 2015 года. В начале ИПР содержатся персональные данные о человеке – не только анкетные сведения, но также срок актуальности программы. В форме содержатся дополнительные и общие разделы.

В частности, программа включает в себя план мер по: — медицинской абилитации или реабилитации; — профессиональному восстановлению; — социальной адаптации, реализации; — услуги по реабилитации и TCP.

Получение компенсации затрат на услуги в рамках ИПРА

Возмещение затрат на услуги, полученные в рамках ИПРА (в пределах Федерального перечня), должны производить территориальные органы фонда социального страхования (в г.Москве – органы социальной защиты и департамента здравоохранения по ТСР медицинского назначения).

Напомним еще раз, что право на компенсацию расходов на реализацию ИПРА дают только документально оформленные договорные отношения с реальным исполнителем ИПРА, подкрепленные доказательством факта оплаты средств реабилитации и реабилитационных услуг. Кроме того, важно также доказать, что исполнитель мог на законных основаниях, и предоставил ТСР или услуги, соответствующие требованиям законодательства.Компенсации производятся в соответствии с » за самостоятельно приобретенное человеком с инвалидностью техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (утверждено приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 г.

№57н).Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации человека с инвалидностью, аналогичных техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня.

В размер компенсации включается оплата банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки соответствующего технического средства реабилитации (услуги), информация о которой находится на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для предоставления информации о размещении государственных заказов ().В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации (услуг) не осуществлялась, либо процедура закупки не состоялась, размер компенсации определяется по результатам последней по времени закупки технических средств реабилитации (услуг), проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации. Информация о такой закупке должна располагаться на том же официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет .Если организации (специалисты), которые оказывают вам платные реабилитационные услуги, предпочитают получать деньги без оформления отношений и не проводят плату за занятия через бухгалтерию (либо не выдают расписок об оплате), вопрос о компенсации понесенных вами расходов органами соцзащиты рассматриваться не может.

Компенсация выплачивается на основании заявления самого человека с инвалидностью (либо его законного представителя) о возмещении расходов.

Вместе с заявлением прикладываются копии документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, а именно:

  1. документа, удостоверяющего личность инвалида;
  2. копии правоподтверждающих документов исполнителя.
  3. индивидуальной программы реабилитации инвалида;
  4. копии квитанций (расписок) об оплате услуг, договоров об оказании услуг;
  5. страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);

Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок от даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.(При подготовке информации использованы материалы с сайта РООИ «Перспектива»)

  1. 69926 просмотров

Индивидуальная программа реабилитации: благие намерения и реальность

Подробности Опубликовано: 30.09.2012 22:15 Просмотров: 48227 0 Что такое ИПРА? Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) – это разработанный на основе нормативно-правовых актов медико-социальной экспертизы документ, включающий в себя комплекс оптимальных для человека с инвалидностью реабилитационных мероприятий.

В их числе – отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей человека с инвалидностью к выполнению определенных видов деятельности.
В их числе – отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей человека с инвалидностью к выполнению определенных видов деятельности.

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится путем комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя бюро (главного либо Федерального). Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации и абилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и услуги, необходимые человеку с инвалидностью для ведения полноценной независимой жизни. Формат карты ИПРА Актуальная на сегодняшний день новая форма ИПРА была утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 июля 2015 г.

N 528н Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации человека с инвалидностью, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм. Карта ИПРА подразделяется на несколько частей.

Начинается она с основных персональных сведений о человеке с инвалидностью. Этот раздел помимо анкетных данных включает в себя сведения: об образовательном уровне (общем и профессиональном); о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была); о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности и жизнедеятельности в принципе.

Также добавлены пункты для дополнительной информации, рассчитанной на неграждан и лиц без гражданства, инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, а также лиц без определенного места жительства и информация о законном (уполномоченном) представителя инвалида. Также указывается срок, на который оформлена ИПРА.

Также указывается срок, на который оформлена ИПРА. На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа.

Карта ИПРА включает следующие разделы:

  1. Мероприятия социальной реабилитации или абилитации;
  2. Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).
  3. Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации;
  4. Мероприятия медицинской реабилитации или абилитации;

В новой форме ИПРА – Индивидуальная программа реабилитации или абилитации, которая вступила в силу 1 января 2016 г., добавлены разделы:

  1. Виды помощи, оказываемые человеку с инвалидностью в преодолении барьеров.
  2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом (выделен отдельно от социальной реабилитации);
  3. ТСР, предоставляемые человеку с инвалидностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и др. источников;

В ИПРА для детей с инвалидностью добавлен раздел “Психолого-педагогическая реабилитация”, куда вносятся заключения об отсутствии или наличии противопоказаний для обучения по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательных организациях высшего образования, и раздел “Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество, на приобретение которых могут направляться средства материнского (семейного) капитала”.

Медицинская реабилитация людей с инвалидностью осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека.

Раздел “Медицинская реабилитация” включает: 1.

восстановительную терапию; 2. реконструктивную хирургию; 3. протезирование и ортезирование; 4.

санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов. В разделе “Социальная реабилитация” предусмотрены: 1.

социально-средовая реабилитация и абилитация; 2.

социально-педагогическая реабилитация; 3. социально-психологическая реабилитация; 4. социокультурная реабилитация; 5.

социально-бытовая адаптация; 6.

физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт. Раздел “Профессиональная реабилитация” (процесс и система восстановления его конкурентоспособности на рынке труда) включает: 1. профессиональную ориентацию; 2.

профессиональное обучение/переобучение; 3. содействие в трудоустройстве; 4. производственную адаптацию. Есть специальное место для рекомендации по трудоустройству, доступные виды труда и трудовые действия (функции), выполнение которых затруднено.

Программа психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия: 1.

рекомендации по условиям организации обучения; 2. психологическую помощь, оказываемую в образовательной организации; 3. профессиональную ориентацию, оказываемую в образовательной организации.

Итак, карта ИПРА включает несколько разделов. В каждом прописываются необходимые мероприятия, услуги, необходимые человеку с инвалидностью для реабилитации, а также технические средства реабилитации. Напротив каждой отметки о нуждаемости/ненуждаемости место для внесения сведений об исполнителях, и о сроках выполнения программ.

В конце карты ИПРА есть место для подписи самого человека с инвалидностью и для оценки результатов реабилитации в целом. Где оформить карту ИПРА При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации и абилитации человека с инвалидностью оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации и абилитации. Карта ИПРА разрабатывается на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, поэтому с просьбой о заполнении ИПРА следует обращаться в то место, где гражданин получал или будет получать справку об инвалидности, а именно в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) – структуры, сформированной на базе прежних ВТЭКов.

Найти БМСЭ можно в вашей районной поликлинике, хотя они на данный момент подведомственны Министерству труда и социального развития РФ.

Впрочем, не все люди с инвалидностью «приписаны» к местным районным бюро МСЭ. Как правило, имеющие инвалидность по зрению приписаны к специализированным глазным бюро МСЭ и должны получать ИПРА именно там. Кроме того, граждане, имеющие психические и интеллектуальные особенности, также проходят через специализированные МСЭ.

Такие специализированные МСЭ, как правило, находятся при психиатрических больницах.

Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов: а) проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики; б) оценка реабилитационного потенциала; в) определение реабилитационного прогноза и мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих человеку с инвалидностью восстановить (сформировать) или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний, социальным статусом и реальными возможностями социально-средовой инфраструктуры. ИПРА составляется в двух экземплярах: один выдается человеку с инвалидностью или его законному, уполномоченному представителю на руки, о чем делается запись в журнале выдачи ИПРА, второй – приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина. ИПРА, оформленная в виде электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного или Федерального) или уполномоченного заместителя руководителя главного бюро (Федерального), простой электронной подписью (при ее наличии) человека с инвалидностью/его законного или уполномоченного представителя и направляется человеку с инвалидностью/его законному или уполномоченному представителю с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе федеральной государственной информационной системы

«Единый портал государственных и муниципальных услуг»

.

При отсутствии простой электронной подписи ИПРА у человека с инвалидностью или его законного или уполномоченного представителя, оформленная в виде электронного документа подпись распечатывается на бумажном носителе. Что дает человеку с инвалидностью заполнение ИПРА ИПРА – это основной механизм реабилитации человека с инвалидностью.

Он призван обеспечивать учет индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки. В настоящее время очень многие моменты реабилитационного процесса эффективнее решаются и регулируются с представителями власти на всех уровнях при наличии у человека с инвалидностью ИПРА.

Например, сейчас вузы и ссузы при приеме документов от абитуриентов с инвалидностью всегда требуют ИПРА; ни один человек с инвалидностью не может встать на учет на бирже труда в качестве безработного без заполненной ИПРА, включающей трудовые рекомендации. Значит, без ИПРА будет сложно получить образование, бесплатно приобрести новую профессию, а затем и получить работу.

Значит, без ИПРА будет сложно получить образование, бесплатно приобрести новую профессию, а затем и получить работу. С помощью ИПРА можно получить некоторые необходимые вам технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, в ИПРА могут быть прописаны специальные условия, которые должны для вас создать в том учебном заведении, где вы учитесь, или в той организации, где вы работаете. В общем, сформированная ИПРА – это один из важных механизмов решения проблем гражданина и реализации его прав.

Надо отметить, что государство не всегда может предоставить необходимую гражданину реабилитационную услугу.

ИПРА содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые человеку с инвалидностью бесплатно в соответствии с Федеральным перечнем технических средств и услуг, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам человек с инвалидностью либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если гражданин уже оплатил реабилитационные услуги или приобрел технические средства реабилитации, указанные в карте ИПРА и входящие в Федеральный перечень, государство обязано возместить его затраты.

Процедура заполнения карты ИПРА В Положении о признании лица человеком с инвалидностью, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с изменениями и дополнениями от 4 сентября 2012 г.) сказано, что ИПРА должна быть разработана после установления инвалидности автоматически, без всяких заявлений. В более ранней версии постановления присутствовал даже срок в 30 дней с момента признания гражданина инвалидом.

Однако сейчас на практике часто бывает, что инвалидность установлена до внедрения ИПРА и бессрочно, или гражданину необходимо просто переоформить ИПРА или внести недостающие записи в нее. В этом случае для получения ИПРА необходимо обратиться к своему лечащему врачу с просьбой дать направление в бюро МСЭ для оформления ИПРА, затем подать направление и заявление следующего образца в двух экземплярах в бюро МСЭ.

Учтите, что за разработкой ИПРА можно обращаться в бюро МСЭ не только в период переосвидетельствования. Карта ИПРА может составляться ежегодно, раз в два года или без указания срока (бессрочно) и до 18 лет для детей информация об этом находится в самой ИПРА.

Срок действия ИПРА не обязательно привязан к сроку, на который установлена инвалидность. ИПРА должна быть разработана не позднее месячного срока со дня подачи письменного заявления. Однако, иногда специалисты БМСЭ предлагают родителям детей с инвалидностью или самим совершеннолетним людям с инвалидностью подписать отказ от составления индивидуальной программы реабилитации, мотивируя этот шаг нецелесообразностью, неэффективностью реабилитации либо отсутствием технических средств, услуг, материальных ресурсов, необходимых для исполнения ИПРА.

Подобное требование со стороны органов МСЭ противозаконно. Как поступать в случае противоречий с БМСЭ по заполнению карты ИПРА?

Человек с инвалидностью должен расписаться в самой ИПР, выражая тем самым согласие со списком предложенных реабилитационных мероприятий. В случае несогласия с содержанием ИПРА (не все рекомендации учтены или указан не тот исполнитель) в графе для подписи необходимо написать: “С содержанием карты ИПРА не согласен” и указать причину.

Действия и решения бюро МСЭ человек с инвалидностью может обжаловать путем подачи заявления в Главное бюро МСЭ региона. Заявление подается через районное бюро.

На основании обследования и бесед с лицом с инвалидностью делается заключение по спорным вопросам. Если претензии обоснованы, то формируется новая карта ИПРА с новыми рекомендациями, подписывается председателем экспертной комиссии и заверяется печатью ГБМСЭ региона. Решение ГБМСЭ региона может быть в месячный срок обжаловано в федеральное бюро медико-социальной экспертизы, а далее в Министерство труда и социального развития.
Решение ГБМСЭ региона может быть в месячный срок обжаловано в федеральное бюро медико-социальной экспертизы, а далее в Министерство труда и социального развития. На любой стадии этого процесса можно обратиться в суд.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации человека с инвалидностью, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем технических средств, предоставляемых человеку с инвалидностью. Эта формулировка из Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, но она не совсем корректна: имеется в виду, что предусмотренный объем должен быть предоставлен бесплатно. Человек с инвалидностью или его законный представитель может отказаться от ИПРА в целом или от реализации отдельных ее частей.

Это освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от ответственности за ее исполнение и лишает человека с инвалидностью права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. Еще раз о назначении и структуре карты ИПРА Представим себе, что сформированная для вас ИПРА отражает все необходимые мероприятия, услуги и технические средства. Перед вами встает вопрос, как полноценно реализовать эту программу.

Для решения этого вопроса целесообразно разобраться в вопросах о правах и обязанностях государства и человека с инвалидностью в процессе исполнения ИПРА. В соответствии с Законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (ст.

11) ИПРА “является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности”. Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПРА, не имеют права отказаться от ее исполнения. Однако для самого человека с инвалидностью в соответствии со ст.

11 указанного Закона ИПР имеет рекомендательный характер. То есть если вы не хотите участвовать в мероприятиях, получать услуги или технические средства, внесенные в ИПРА, вы можете отказаться от них.

Что следует за отказом инвалида от исполнения ИПРА?

Отказ человека с инвалидностью от исполнения индивидуальной программы реабилитации в целом или от отдельных ее частей освобождает государственные органы и другие организации от обязанности участвовать в ее реализации. Однако возможна и менее жесткая тактика.

Помня, что для инвалида ИПРА носит не обязательный, а рекомендательный характер, после подписания карты ИПРА вы можете просто не обращаться в организации, которые предоставляют включенные в ИПРА реабилитационные услуги или выдают технические средства реабилитации.

В этом случае вы оставляете себе возможность в течение срока действия ИПРА изменить решение и воспользоваться своими законными правами. Выбор исполнителя ИПРА Иногда особо важным пунктом при заполнении карты ИПРА является выбор ее исполнителей. Исполнитель указывается в графе напротив каждого реабилитационного мероприятия.

В связи с новой формой ИПРА немного меняется порядок указания исполнителя того или иного реабилитационного мероприятия. Раньше исполнителя всегда указывало бюро МСЭ, сейчас МСЭ указывает лишь часть исполнителей. Например, при обеспечении техническими средствами реабилитации (ТСР) его указывает исполнительный орган фонда социального страхования или органы соц.

защиты как в Москве. Также исполнителей некоторых других мероприятий указывается местный орган соц. защиты или образовательное учреждение (без конкретизации).

Но в случае, когда прописан конкретный исполнитель, обратиться к другому будет проблематично.

Поэтому прописывать конкретного исполнителя стоит только, когда вы точно уверены в добросовестном, своевременном и качественном исполнении вашего ИПРА этим учреждением.

Человеку с инвалидностью или его законному представителю следует помнить, что задачей реабилитации, в соответствии со ст. 9 ФЗ “О социальной защите инвалидов”, является устранение или, возможно, более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных инвалидностью.

Поэтому в качестве исполнителей ИПРА следует выбирать организации либо тех лиц, которые справятся с поставленной задачей наилучшим образом. Ими могут быть как государственные, так и негосударственные организации любых форм собственности. Рассмотрим возможные варианты участия специалистов бюро МСЭ и людей с инвалидностью либо их законных представителей в выборе исполнителей ИПРА.

1. Исполнители ИПРА – конкретные государственные учреждения.

Обычно органы МСЭ или другой орган, в качестве исполнителей ИПРА вписывают систему гос. власти, в ведении которого находится реализация соответствующих полномочий.

Но в определенных случаях остается возможность вписать конкретную организацию.

Иногда это очень важно в силу имеющейся информации о качестве предоставляемых услуг.

Услуги по ИПРА предоставляются государственными учреждениями человеку с инвалидностью бесплатно. Однако закон оставляет за вами право самим выбрать исполнителя ИПРА вместо предложенного БМСЭ учреждения.

2. Исполнители ИПРА – не конкретные организации, а учреждения определенного типа.

Органы МСЭ или другие органы могут в качестве исполнителей назвать не конкретные организации, а организации определенного типа, решающие задачи обучения или социальной реабилитации в отношении людей с инвалидностью (например, “центр социального обслуживания” или “школа ___ вида”).

На практике подобные организации далеко не всегда берутся за решение поставленных перед ними реабилитационных задач. Поэтому для начала можно заказным письмом по почте запросить потенциальных исполнителей о возможности получения услуг в рамках ИПРА на их базе. Если назначенная исполнителем ИПРА организация не в состоянии предоставить необходимые вам услуги, можно получить от нее отказ (желательно в письменной форме).
Если назначенная исполнителем ИПРА организация не в состоянии предоставить необходимые вам услуги, можно получить от нее отказ (желательно в письменной форме).

При этом можно в качестве исполнителя ИПРА сразу выбрать и какую-либо иную организацию. Это наиболее оптимальный вариант. 3. Самостоятельный выбор инвалидом исполнителя ИПРА.

Важно отметить, что отказ от организации, указанной в ИПРА в качестве исполнителя, не значит отказ от комплекса мероприятий, рекомендуемых индивидуальной программой реабилитации: согласно ст.

11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», «инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации”. Из этого следует, что человек с инвалидностью (или его законный представитель) может выбрать исполнителя ИПРА по своему усмотрению.

Критерием выбора исполнителя мероприятий в рамках ИПР является возможность полноты реализации программы с его помощью. Исходя из этого, исполнителем ИПРА может стать как государственная, так и негосударственная организация, способная наиболее успешно реализовать разработанную для вас органами МСЭ программу, вне зависимости от того, вписана ли она специалистами БМСЭ в карту ИПРА.

Согласование выбора исполнителя ИПР с органами МСЭ Органы МСЭ могут согласиться с вашими доводами, воспользоваться полученными рекомендациями независимых специалистов и внести предложенных вами исполнителей в карту ИПРА. Однако на практике специалисты бюро МСЭ в ряде случаев не соглашаются возложить ответственность за исполнение ИПРА на негосударственные организации. Вне зависимости от положительного решения органов МСЭ вы имеете право проходить рекомендованный ИПРА курс реабилитации в том учреждении, которое подходит именно вам.

Реализация ИПРА Впервые ИПРА, как, впрочем, и само понятие «реабилитация инвалидов» (статья 9) упоминается в Федеральном законе №181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 г. Помимо ст. 11 данного закона, полностью посвященной Индивидуальной программе реабилитации, ИПР также упоминается в ст.

8 (“Государственная служба медико-социальной экспертизы”), ст.

18 (“Воспитание и обучение детей-инвалидов”), ст. 19 (“Образование инвалидов”), ст. 23 (“Условия труда инвалидов”), ст.

25 (“Порядок и условия признания инвалидов безработными”), ст. 29 (“Санаторно-курортное лечение инвалидов”) и ст.

32 (“Ответственность за нарушение прав инвалидов.

Рассмотрение споров”). ФЗ “О социальной защите инвалидов” даёт определение ИПРА, информацию о том, что ИПРА разрабатывается Федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также что основные права людей с инвалидностью на образование, создание необходимых условий труда, санаторно-курортное лечение, а детям с инвалидностью на воспитание и обучение обеспечиваются в соответствии с ИПРА. Кроме того, человек с инвалидностью не может быть признан безработным гражданином без заполненной ИПРА, а все споры по поводу реализации ИПРА разрешаются посредством направления официальных претензий (заявлений), а в случае отказа в удовлетворении претензии – в судебном порядке.

Обратите внимание на такие важные моменты, отмеченные в этом Законе, как обязательность исполнения ИПРА соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Помните и о том, что человек с инвалидностью сам вправе выбирать виды технических и иных средств реабилитации и реабилитационных услуг, а в случае самостоятельной их оплаты получить компенсацию в денежной форме. После заполнения карты ИПРА человек с инвалидностью либо его законный представитель прибегает к помощи различных организаций для выполнения направленных на реабилитацию мероприятий в рамках ИПРА.

Механизм реализации ИПРА на настоящий момент уже отработан, но на практике препятствия для индивидуальной реабилитации человека с инвалидностью возникают на каждом шагу – от момента составления ИПРА до процедуры её исполнения, в том числе связанной с компенсацией расходов на реабилитацию инвалидов.

Вопросы, связанные с реализацией ИПРА, решаются как в досудебном порядке, так и в судебном.

Сложившейся практики судебного решения подобных дел пока не велико, но прецеденты выигранных дел о компенсации понесенных лицом с инвалидностью или его семьей расходов на реабилитацию в разных регионах есть. Самое главное, по мнению РООИ «Перспектива», – люди с инвалидностью и родители детей с инвалидностью должны ответственно относиться к формированию ИПРА. Они не должны ожидать, что МСЭ сделает все за них, необходимо самому вникать и знать о своих потребностях и возможностях в связи с инвалидностью.

Нужно в том числе знать, что рекомендуют врачи-специалисты и не бояться задавать этим специалистам вопросы, ведь именно от их рекомендаций на 80-90% зависит содержание будущей ИПРА. Цена ошибки или недосмотра – повторная прохождение процедуры с самого начала.

Кто возьмет на себя расходы на реабилитацию в рамках ИПРА? В Правилах обеспечения людей с инвалидностью техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (утв. постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г.

N 240) во исполнения Федерального Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” установлено: Обеспечение людей с инвалидностью техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Обеспечение людей с инвалидностью и ветеранов техническими средствами и изделиями осуществляется путем: а) предоставления соответствующего технического средства (изделия); б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия); в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости – сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил; г) оплаты проживания и проезда инвалида (ветерана, при необходимости – сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) далеко от места проживания (об этом должна быть соответствующая отметка в ИПРА!); д) выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте «в» настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Кроме того, “Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены человеку с инвалидностью или если он приобрёл соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду”. Это означает, что, если родитель ребёнка с инвалидностью (или сам инвалид) приобрёл техническое средство или оплатил услугу, внесенную в ИПРА и входящий в федеральный или региональный перечень, он имеет право получить компенсацию затраченных на это средств.

На этом вопросе стоит остановиться подробнее. Прежде всего надо отметить, что в ИПРА включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно (оплачиваются государством), так и те, которые оплачивает сам человек с инвалидностью.

По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых человеку с инвалидностью. Этот перечень был утвержден Правительством, и, к сожалению, его содержание довольно скудно.

Просмотрев этот документ, мы может заключить, что государство берет на себя оплату самого минимального набора технических средств и услуг. В некоторых регионах уже давно были приняты региональные программы реабилитации инвалидов. Включенные в них технические средства и услуги предоставляются людям с инвалидностью бесплатно за счет средств этого региона.

Региональные программы должны действовать и после 1 января 2005 г. Получение компенсации затрат на услуги в рамках ИПРА Возмещение затрат на услуги, полученные в рамках ИПРА (в пределах Федерального перечня), должны производить территориальные органы фонда социального страхования (в г. Москве – органы соц. защиты и деп.

здравоохранения по ТСР медицинского назначения). Напомним еще раз, что право на компенсацию расходов на реализацию ИПРА дают только документально оформленные договорные отношения с реальным исполнителем ИПРА, подкрепленные доказательством факта оплаты средств реабилитации и реабилитационных услуг.

Кроме того, важно также доказать, что исполнитель мог на законных основаниях и предоставил ТСР или услуги, соответствующие требованиям законодательства.

Компенсации производятся в соответствии с

«Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное человеком с инвалидностью техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации»

(утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 г.

N 57н). Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации человека с инвалидностью, аналогичных техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня.

В размер компенсации включается оплата банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки соответствующего технического средства реабилитации (услуги), информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении гос. заказов (www.zakupki.gov.ru). В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации (услуг) не осуществлялась либо процедура осуществления закупки не состоялась, размер компенсации определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации (услуг), информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении гос.

заказов, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

Если организации (специалисты), которые оказывают вам платные реабилитационные услуги, предпочитают получать деньги без оформления отношений и не проводят плату за занятия через бухгалтерию (либо не выдают расписок об оплате), вопрос о компенсации понесенных вами расходов органами соцзащиты рассматриваться не может.

Взаимодействие человека с инвалидностью, рассчитывающего на законную компенсацию понесенных в процессе реализации ИПРА расходов, и органов ФСС или другим уполномоченным органом должно быть аккуратным, четким и взаимно корректным. Компенсация выплачивается на основании заявления самого человека с инвалидностью либо его законного представителя о возмещении расходов.

Вместе с заявлением прикладываются копии документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги человеком с инвалидностью за собственный счет, а также предъявления им следующих копии документов:

  1. копии правоподтверждающих документов исполнителя.
  2. индивидуальной программы реабилитации инвалида;
  3. страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  4. копии квитанций (расписок) об оплате услуг, договоров об оказании услуг;
  5. документа, удостоверяющего личность;

Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. вы можете обратиться в территориальный орган ФСС с заявлением о выплате компенсации, форма которого может быть примерно следующей: В отделение фонда социального страхования (название города, района, области)От _____________________,проживающего по адресу: (указать индекс и адрес) Заявление На основании ст. 11 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” прошу компенсировать расходы, понесенные мной в рамках исполнения Индивидуальной программы реабилитации №_____, выданной БМСЭ №____ “__” ___________200 г., в сумме ____________ руб.

_______ коп. Рекомендованные мероприятия были осуществлены в (название организации или фамилия и инициалы независимого специалиста – реального исполнителя ИПР).

Приложения:Дата. Подпись. Копии право подтверждающих документов исполнителя – это разные сертификаты качества, лицензии на деятельность в определенных сферах (например, медицинские услуги) и т. п., которые подтверждают о возможности и правомерности деятельности исполнителя по надлежащему исполнению ИПРА. Оригиналы всех документов не отправляются, но могут и должны быть предъявлены при необходимости.

Заявление можно оставить в канцелярии органа ФСС, попросив принявшего его сотрудника расписаться на втором экземпляре и проставить входящий номер. Также возможно не посещать организацию ФСС лично, а отправить заявление и все необходимые приложения заказным письмом с уведомлением о вручении. Если в течение месяца ответа не поступит или вы получите отказ в выплате компенсации, вы можете написать жалобу в вышестоящий орган ФСС.

Отказ в выплате компенсации со стороны вышестоящих органов завершает этап взаимодействия инвалида или его представителя с ФСС на добровольной основе. Следующим шагом на пути получения компенсации расходов на реализацию ИПРА может стать обращение в суд с жалобой на бездействие органов фонда социального страхования и требованием компенсировать на законном основании понесённые инвалидом или его родителями расходы. Родителям ребёнка-инвалида (либо взрослым людям с инвалидностью) следует понимать, что обращение в суд не свидетельствует о вашем желании создать конфликтную ситуацию.

Напротив, грамотно аргументированные обращения представителей инвалидов в суд помогут сотрудникам государственных служб обратить внимание на проблему и всесторонне осознать свои установленные законом обязанности.

С другой стороны, пока мы рассматриваем такую деятельность как правозащитную, на данный момент есть совершенно противоположные решения суда по таким делам (правда ответчиком выступали территориальные органы соцзащиты, поскольку до 1 января 2005 г. Компенсации должны были выплачивать именно они), поэтому, рассчитывая на победу, надо быть готовым и к поражению.

Но если мы не будем сами пытаться отстаивать свои права, политика государства и в особенности чиновников по отношению к нам не изменится.

О досрочной замене ТСР В последнее время в адрес юристов участились вопросы со стороны родителей детей, использующих инвалидную коляску, сталкиваются с проблемой ее замены. Ребенок растет, следовательно, и коляску необходимо менять с учетом его роста и физического развития.

Дети не растут «по шаблону», а значит, нельзя установить унифицированный срок замены технических средств реабилитации и ожидать, что он подойдет всем. Иногда даже одиннадцатилетнему ребенку нужна «взрослая» коляска.

Также многочисленные случаи недоброкачественные ТСР или обычные поломки. Министерство здравоохранения и социального развития РФ издало Приказ от 21 августа 2008 г.

N 438н

«Об утверждении порядка осуществления и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий»

, в котором говорится о том, что уполномоченный орган в 15-дневный срок со дня получения заявления о проведении медико-технической экспертизы производит экспертную оценку состояния работоспособности технического средства (изделия) и его соответствия требуемым функциональным параметрам, медицинскому назначению и клинико-функциональным требованиям. То есть, можно посредством медико-технической экспертизы доказать необходимость досрочной замены технического средства реабилитации не только в случаях поломки, но и при несоответствии требуемым функциональным параметрам, медицинскому назначению и клинико-функциональным требованиям и, следовательно, добиться ее досрочной замены.

Таким образом, для начало необходимо подать заявление, в орган, занимающийся обеспечением ТСР с просьбой досрочной замены.

Этот орган в соответствии с вышеупомянутым Приказом Министерство здравоохранения и социального развития назначает медико-техническую экспертизу, которая выносит свое решение о необходимости замены. С полным текстом Приказа можно ознакомиться на нашем сайте – https://perspektiva-inva.ru/protec-rights/law/federal/vw-507/

Приложение N 2.

Форма. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

Приложение N 2к приказуМинистерства трудаи социальной защитыРоссийской Федерацииот 31 июля 2015 года N 528н Форма (наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы)______________* Далее — ИПРА инвалида.ИПРА инвалида N_____ к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина N______ от «____»_______20__г.1. Дата разработки ИПРА инвалида:

Судебная практика и законодательство — Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н (ред. от 27.01.2016) Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм

Также в настоящее время взамен Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (далее соответственно — ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида) разработан приказ Минтруда России, которым предлагается к утверждению новые формы ИПРА инвалида и ИПРА ребенка-инвалида с учетом норм Федерального N 93-ФЗ.

Минтруда России от 31 июля 2015 г. N 528н

«Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработан и утвержден от 31 июля 2015 года N 528н

«Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

(далее — Приказ N 528н), согласно которому на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта возложены функции по организации физкультурно-оздоровительной работы и занятиями спортом с инвалидами согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (далее — ИПРА), направленной из федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы.

14. лица, признанного инвалидом, составляется в присутствии и при участии представителя администрации учреждения УИС и осуществляется в порядке, предусмотренном о признании лица инвалидом», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 965.

Карта реабилитации ребенка — инвалида

Есть несколько видов реабилитации.

  • Лечебные профилактические мероприятия происходят в новых условиях.
  • Социальная адаптация (СА) производится в специальном медицинском учреждении.
  • Дети проходят адаптацию в тех же условиях, в которых они были до присуждения инвалидности.

Лечат детей только после разработки индивидуальной программы.

Ее разрабатывают врачи МСЭ, учитывая все особенности пациента.

Главной задачей реабилитационных мероприятий является восстановление здоровья несовершеннолетних.

Для этого эксперты:

  1. выявляют потребность в том или ином лечении;
  2. определяют его потенциал;
  3. создают индивидуальную программу для несовершеннолетнего гражданина.
  4. оценивают динамику развития пациента;

В обществе, интересы детей — инвалидов занимают приоритетное место. Потому что, именно в раннем возрасте, можно плодотворно скорректировать болезни, вылечить маленьких пациентов. Государство гарантирует выполнение своих обязательств перед детьми – инвалидами.

В чем различия между абилитацией и реабилитацией

Абилитация, в отличие от реабилитации, направлена на формирование новых способностей инвалида. Комплекс абилитационных мер призван обучить инвалида достигать поставленные цели альтернативными путями, если привычные способы оказались недоступными.В большей степени абилитация необходима детям, причем от того, насколько своевременно она выполнена, напрямую зависит конечный результат и эффективность работы.Например, когда ребенку с раннего возраста поставлен диагноз «отставание в развитии», то в 11 лет заниматься абилитацией поздно, многое уже к этому возрасту упущено безвозвратно.Максимального эффекта удается достичь, когда работа с ведется с самых ранних лет, то есть буквально с первого года жизни. Уже в таком нежном возрасте можно заниматься по логопедическим, педагогическим программам.Программу реабилитации необходимо проводить с первых дней болезни или получения травмы.

Занятия должны быть непрерывными и поэтапными.

Распространенные ошибки при оформлении и исполнении ИПР

Ошибка 1. Следует правильно понимать значение слов «реабилитация» и «абилитация».

Это не одно и то же, а два разных понятия, которые применяются в разных ситуациях, хотя и имеют общую направленность.

Реабилитация, как уже было отмечено выше, это процесс восстановления (полного, частичного) былых (утраченных) способностей гражданина с инвалидностью. Абилитация в отличие от реабилитации означает именно формирование способностей гражданина, которые отсутствуют у него из-за инвалидности. Объединяет эти два понятия целевое предназначение.

Оба процесса направлены на максимально возможную соцадаптацию инвалида в обществе.

Т. е. гражданину с инвалидностью необходимо создать свободный, беспрепятственный доступ ко всем объектам инфраструктур. Это становится возможным при устранении имеющихся ограничений жизнедеятельности либо их компенсации. Ошибка 2. Как установлено, тех.

средства бесплатно предоставляются инвалидам исполнительными органами ФСС РФ.

Речь идет только о тех мед. изделиях, которые включены в федеральный перечень и предусмотрены разработанной программой реабилитации.

Если тех. средства, которые предусмотрены персональной реабилитационной программой, не отмечены в федеральном перечне, то их бесплатно не предоставляют, т. е. бюджетные средства на них не расходуют. А. Н. Абрамов. (Из письма ФСС РФ № 02-18/10-1540 от 17.02.2006)

Санаторно-курортное лечение

Отдельные категории инвалидов нуждаются в систематическом , часто по профессиональному заболеванию.

Но получить бесплатное направление в санаторий могут только те пациенты, которые не отказались от набора социальных услуг. По окончании курса санаторной терапии в ИПРА ставят пометку о проведенных процедурах и о сроках следующего курса с обязательной печатью учреждения.

Ортезирование и протезирование

Существуют инвалиды с заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата, чье качество жизни зависит от получения неоперативной восстановительной помощи протезирования и ортезирования. По ИПР гражданин может получить любые виды протезов, исключая зубные.

Не все инвалиды знают, что при некоторых заболеваниях они имеют право на приобретение специальных приспособлений – ортезы, стельки, аппараты. Изготовление изделий происходит в специальных мастерских по индивидуальным параметрам пациента.

Краткое описание приведено в таблице ниже. Название Для чего применяют Индивидуальные стельки Разгрузка свода стопы.

Уменьшение ее деформаций. Нормализация мышечного тонуса. Аппараты Шарнирные конструкции на конечности, сочетающие функцию опоры и движения.

Помогают инвалидам вставать, ходить, предотвращают возникновение неподвижности в суставах (контрактур). Корсеты Изделия помогают зафиксировать позвоночный столб в правильном положении, уменьшают его деформацию, изменяют конфигурацию грудной клетки. Рекомендованы после восстановительных операций, при ДЦП, сколиозе.

Туторы Изделия для фиксации конечностей в определенном положении.

Помогают избежать контрактур, уменьшают мышечный тонус и помогают отдохнуть ногам.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+