Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Как выплатить сохраняемый заработок на время трудоустройства

Как выплатить сохраняемый заработок на время трудоустройства

Как выплатить сохраняемый заработок на время трудоустройства

Как выплатить выходное пособие, средний заработок на период трудоустройства и компенсацию при увольнении


Выплаты при ликвидации и сокращении; Выходное; Расчет среднего заработка; Работа в районах Крайнего Севера; Выплаты сотрудникам профсоюза; Выходное пособие при увольнении за нарушение порядка заключения договора; Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка; Компенсации при увольнении; Документальное оформление При увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением штата сотрудникам выплачивают выходное в размере среднего месячного и средний на период трудоустройства.

2019 г.

  • , № 4, № 4
  • , № 19, № 19
  • , № 8
  • , № 17, № 17
  • , № 15, № 15, № 15, № 15, № 15
  • , № 5, № 5, № 5, № 5
  • , № 20, № 20
  • , № 13
  • , № 12, № 12
  • , № 11, № 11, № 11
  • , № 16, № 16, № 16, № 16
  • , № 14
  • , № 7, № 7, № 7, № 7
  • , № 3, № 3, № 3, № 3
  • , № 6
  • , № 21, № 21, № 21, № 21
  • , № 2, № 2, № 2, № 2
  • , № 24, № 24, № 24, № 24, № 24
  • , № 22
  • , № 10, № 10, № 10, № 10, № 10
  • , № 9, № 9
  • , № 1, № 1

Средний заработок на период трудоустройства

При увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением сотрудников, кроме выходного пособия, выплачивайте сотрудникам , как правило, не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Если в двухнедельный срок после увольнения сотрудник обратился в службу занятости, этот срок может быть увеличен до трех месяцев.

Решение об увеличении срока выплаты среднего заработка должна принять служба занятости.

Такой порядок установлен в статье 178 Трудового кодекса РФ.

При этом сотрудникам, которые были освобождены от основной работы в связи с избранием на должности в профсоюзе, средний заработок не выплачивайте, так как это должен делать общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз (ст. 375 ТК РФ). Кроме того, определенной категории сотрудников положены дополнительные компенсации. Ситуация: нужно ли выплатить выходное пособие и средний заработок на период трудоустройства пенсионеру, уволенному в связи с сокращением численности (штата)?

Организация расположена в районе Крайнего Севера. Ответ: да, нужно. При увольнении в связи с сокращением численности (штата) выплатите сотруднику:

  1. выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
  1. средний заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях этот срок может быть увеличен до шести месяцев.

    Решение об этом должна принять служба занятости.

Такой порядок установлен в статье 318 Трудового кодекса РФ. Пенсионеры имеют те же права и обязанности, что и остальные сотрудники организации.

Несмотря на то что пенсионеры не признаются безработными (п. 3 ст. 3 Закона от 19 апреля 1991 г.

№ 1032-1), им положена выплата выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства. Никаких исключений для них статья 318 Трудового кодекса РФ не предусматривает.

Правильность данного подхода подтверждает Роструд в письме от 11 февраля 2010 г.

№ 594-ТЗ. Ситуация: как оплатить месяцы отработки, если сотрудник уволен по сокращению численности (штата)?

Сотрудника уведомили за два месяца до предполагаемой даты увольнения. Месяцы отработки оплачивайте в общем порядке.

Всем сокращаемым сотрудникам необходимо направить уведомления о предстоящем сокращении.

Это нужно сделать не менее чем за два месяца до предполагаемой даты увольнения. Такой порядок предусмотрен в части 2 статьи 180 Трудового кодекса РФ. За время отработки двух месяцев до предполагаемой даты увольнения сотруднику начисляйте и выплачивайте зарплату в обычном порядке.

Предупреждение сотрудника о предстоящем увольнении никак не влияет на существующие трудовые отношения. Сотрудник и работодатель в полном объеме должны выполнять свои обязательства. Поэтому труд сотрудника до момента увольнения оплачивайте, как и до этого – в том же порядке и в те же сроки, предусмотренные локальными документами организации (Правилами трудового распорядка, Положением об оплате труда, коллективным или трудовым договором) (ст.

136 ТК РФ).

Порядок выплат

Согласно статье 178 ТК РФ работодатель должен выплатить сотруднику после сокращения выходное пособие и средний месячный заработок на период поиска работы. Срок оплаченного поиска равен двум или трем месяцам. Для ряда категорий граждан сроки будут индивидуальными.

Есть льготные условия по местности, например, Крайний Север, что позволяет иметь максимальный размер шестикратного ежемесячного заработка, а не трехкратный. По формулировкам законодательных актов становится понятно, что выплата выходного пособия входит в зачет положенного максимального трехкратного размера. При обычном варианте первоначально в совокупности с расчетом при увольнении выплачивается пособие выходного типа.

Оно идет в учет первого месяца поиска работы.

Через месяц после обращения к руководителю может быть выплачена вторая выплата, которую и считают сохраняемым заработком. Третья выплата также является заработной платой, которая сохранена на период нового трудоустройства. Есть два варианта выдачи сохраняемого заработка.

Это может быть как единовременная выдача выходного пособия и второй выплаты заработка, который сохраняется в обязательном порядке, так и помесячная форма.

Стоит учесть, что для получения материальной компенсации в период трудоустройства потребуется обращаться к работодателю в форме заявления. Также потребуется предоставить трудовую книжку и ее ксерокопию.

Образец записи в трудовую книжку об увольнении по сокращению Нового трудоустройства быть не должно. Если потребуется третья выплата, то необходимо соблюсти все условия:

  1. получить разрешение от сотрудника центра занятости;
  2. встать сразу после сокращения на биржу труда и не быть трудоустроенным;
  3. написать заявление о выдаче третьего заработка среднемесячного характера на имя бывшего руководителя и предоставить все необходимые документы;
  4. иметь на руках документы, которые регламентируют отсутствие работы;

Образец заявления на выплату пособия по безработице за третий месяц

  1. после этого выплата производится в соответствии с днем зарплаты.

Сроки выплат не являются строго обязательными, но форма оплаты является помесячной.

Например, если бывший сотрудник принес заявление в начале месяца, то руководитель может, как выдать средства сразу, так и произвести выплату в соответствии с графиком зарплат.

Но эта выплата должна быть сделана в этот срок, так как в противоположном случае работник может привлечь бывшего руководителя к ответственности и получить дополнительную компенсацию. При необходимости сроки выплат можно обсудить с руководителем индивидуально. Но лучшим вариантом будет оформление договоренностей в письменном виде.

Как рассчитать выплаты при сокращении работника 2017

Выплаты при сокращении работника 2017 считают от среднего заработка. Возьмите все начисления в расчетном периоде (12 календарных месяцев), кроме не связанных с оплатой труда. То есть материальную помощь, оплату стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг и отдыха в расчет брать не надо.

В течение 12 месяцев сотрудник мог быть в отпуске, болеть, не работать из-за простоя или находиться в командировке. Это время исключается из расчетного периода. Соответственно, не учитываются при расчете среднего заработка и начисления за эти периоды.

Дальше выплаты при сокращении работника 2017 определяют по формуле: Выплаты при сокращении работника 2017 Кроме того, в феврале 2015 года Михайлову начислили 30 000 руб. — годовую премию по итогам работы в 2014 году.

Но поскольку при расчете среднего заработка в 2016 году учесть можно только премию за 2015 год, эту выплату принимать в расчет не нужно. Всего в расчетном периоде Михайлов отработал 219 дней (247 – 20 – 8).

Среднедневной заработок бухгалтер рассчитал так: (30 000 руб. × 10 мес. + 1428,57 руб. + 19 500 руб.). 219 дн. = 1465,43 руб. Компенсация за досрочное увольнение — 46 893,76 руб.

(1465,43 руб. × 32 дн.). Кроме того, помимо зарплаты и компенсации за неиспользованный отпуск Михайлову положены:

  1. средний заработок на период трудоустройства.
  2. выходное пособие;

В первом месяце после увольнения (с 13 февраля по 12 марта 2016 года включительно) — 17 рабочих дней. Выходное пособие — 24 912,31 руб.

(1465,43 руб. × 17 дн.). На следующий день после увольнения Михайлов встал на учет в службу занятости. При этом в течение первого месяца после увольнения он не смог трудоустроиться. В счет сохранения среднего заработка за первый месяц после увольнения бухгалтер зачел сумму выходного пособия, выплаченного в связи с увольнением.

В течение второго месяца (с 13 марта по 12 апреля 2016 года включительно) после увольнения Михайлов также не нашел работу, что подтверждается отсутствием записей в его трудовой книжке.

На этот период приходится 22 рабочих дня. Средний заработок на периодтрудоустройства за второй месяцпосле увольнения — 32 239,46 руб. (1465,43 руб. × 22 дн.). И в течение третьего месяца (с 13 апреля по 12 мая 2016 года включительно, 19 рабочих дней) после увольнения ему также не удалось трудоустроиться.

(1465,43 руб. × 22 дн.). И в течение третьего месяца (с 13 апреля по 12 мая 2016 года включительно, 19 рабочих дней) после увольнения ему также не удалось трудоустроиться.

В подтверждение этого Михайлов показал справку из службы занятости и трудовую книжку, в которой нет новых записей.

Так как в службу занятости он обратился своевременно, компания выплатила работнику средний заработок и за третий месяц после увольнения. Средний заработок на период трудоустройства за третий месяц после увольнения — 27 843,17 руб.

(1465,43 руб. × 19 дн.). Отметим, что выходное пособие рассчитывается исходя из графика работы конкретного сотрудника.

Например, в организации проводится сокращение штата. Сотрудник уволен 3 февраля 2016 года. График работы сотрудника — 40-часовая рабочая неделя, выходные: воскресенье и понедельник.

В этом случае количество рабочих дней в первом и, если потребуется, втором и третьем месяцах после увольнения определяют исходя из графика работы именно этого сотрудника. Точно так же выплачивается выходное пособие и сотруднику, которому установлена неполная рабочая неделя.

Особенности сохраняемого заработка

Сохраняемый заработок за сотрудником на период поиска работы имеет ограниченный срок в два или три месяца. В некоторых случаях длительность может достигать шести месяцев.

Также у заработка есть несколько особенностей, которые придется учитывать при проведении сокращения, а также выплатах:

  1. если положенный средний сохраняемый заработок не выплачивается, то работник может потребовать выплаты через суд. Также он имеет право на моральную компенсацию. Кроме дополнительных затрат на сотрудника работодатель может получить санкции как от суда, так и от трудовой инспекции;
  2. сохраняемый заработок рассчитывается на основе среднемесячного варианта зарплаты. При наличии договора коллективного типа размер компенсации может быть значительно больше, так как он устанавливается уже в соответствии с соглашением;
  3. выплаты прекращаются с момента трудоустройства. Например, если бывший сотрудник получил выплату и устроился на новую работу, то следующего начисления уже не будет;
  4. сохраняемый заработок выплачивается при всех вариантах сокращения, но для этого необходима запись в трудовой, что сотрудник был действительно сокращен, а не уволен по другому основанию.
  5. обязательные выплаты требуется производить либо сразу, либо по мере поступления заявлений от сокращенных. Чаще работодатели делают единовременные выплаты, так как после этого меньше возможности быть в дальнейшем привлеченным к ответственности за пропуск положенной выплаты или аналогичных действий;

Количество выплат также может зависеть от категории сотрудников, например, пенсионерам после сокращения выплачивается только двойной размер компенсации на основе среднего заработка, а не тройной. Некоторым категориям сохраняемый заработок не выплачивается совсем. Например, сезонным рабочим после сокращения платится двух недельный заработок и на этом все выплаты останавливаются.

Важно! Заработок сохраняемого типа при необходимости трудоустройства не имеет установленного размера, так как во всех случаях рассчитывается индивидуально на основе зарплаты сокращаемого. Расчет выходного пособия и дальнейших выплат производится непосредственно перед увольнением.

Это связано с тем, что выплачиваемое пособие выходного типа имеет одинаковый размер с сохраняемым заработком.

Разница проявляется только при наличии дополнительных выходных в оплачиваемом месяце.

Сокращаемому для поиска нового места работы выдается выходное пособие. Также на период нового трудоустройства (два или три месяца) выплачивается сохраняемый заработок, который является второй частью компенсации по сокращению.

Размер ежемесячного заработка индивидуален для каждого сотрудника и высчитывается отдельно, если нет установленной коллективным договором суммы.

Поделиться с друзьями: Твитнуть Поделиться Плюсануть Поделиться Отправить Класснуть Линкануть Запинить

Нормативные акты: Сохраняемый заработок на время трудоустройства

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

Правила выплаты компенсации за неиспользованный отпуск

При увольнении работнику выплачивается компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК). В вопросах исчисления, подсчета дней отпуска, которые работник заработал, определения периода, за который нужно выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск, применения правил определения этого периода нужно руководствоваться Правилами об очередных и дополнительных отпусках (утв.

НКТ СССР 30.04.1930 № 169). Если работник увольняется в течение первого рабочего года, применяются правила п.

28: «При увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию». Таким образом, если в первый рабочий год человек отработал 11 месяцев и решил уволиться, то ему положена компенсация за отпуск как за 28 календарных дней.

Если работник увольняется в течение первого года работы по сокращению штата или численности, работодатель также должен ориентироваться на Правила об очередных и дополнительных отпусках. В них, в частности, указано следующее: полную компенсацию получают работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие ликвидации предприятия, сокращения штатов или работ.

Случаи с сокращением штата происходят довольно часто.

И обычно под сокращение попадают работники, оформленные недавно.

Именно поэтому нередко возникают вопросы об определении дней, за которые полагается компенсация за неиспользованный отпуск. Согласно Правилам об очередных и дополнительных отпусках, в этом случае должна выплачиваться полная компенсация. Об этом напоминает и Письмо Роструда от 09.08.2011 № 2368-6-1.

В п. 35 Правил говорится, что

«при исчислении сроков работы, дающих право на пропорциональный дополнительный отпуск или на компенсацию за отпуск при увольнении, излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца»

.

При этом, применяя п. 35, важно помнить, что поскольку работник зарабатывает право на отпуск за рабочий год, отпуск начинает исчисляться с даты заключения трудового договора.

Так, если работник принят на работу 17 июня 2020 года и увольняется с 30 августа 2020 года, то при подсчете стажа, дающего право на отпуск, получается следующая выкладка: первый месяц — с 17.06.19 по 16.07.

19; второй месяц — с 17.07.19 по 16.08.19; третий месяц — с 17.08.19 по 30.08.19. Поскольку третий месяц отработан не полностью, то компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается только за два месяца.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет

Юристов онлайн Вопросов за сутки Вопросов безответов Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц. сетях

© 2000-2020 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов. Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб.

р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск:

Как оформить увольнение сотрудника при сокращении штата в 2020 году

Увольняя сотрудника из-за сокращения численности или штата, необходимо соблюдать законодательно установленную процедуру такого увольнения (ст.

179 и 180 ТК РФ). Любое нарушение может стать поводом для восстановления сотрудника на работе с оплатой времени вынужденного прогула (ст.

394 ТК РФ). При увольнении выполните следующие шаги:

  1. уведомите сотрудника о предстоящем увольнении;
  2. оформите перевод тех, кто согласился на вакансию;
  3. согласуйте с профсоюзом решение об увольнении участников профсоюз;
  4. определите, имеет ли кто из работников преимущественное право оставления на работе;
  5. сформируйте список сокращаемых сотрудников (должностей);
  6. предложите увольняемому другую вакантную должность;
  7. увольте тех, кто отказался от предложенных должностей.
  8. сообщите о предстоящем сокращении в профсоюз и в службу занятости;
  9. выплатите выходное пособие и компенсации;
  10. издайте приказ о сокращении численности или штата;

Образец приказа о сокращении Редакция журнала «Главбух» предупреждает Прежде чем сдавать зарплатную отчетность, проверьте, полностью ли вы рассчитались с бывшими сотрудниками.

Есть ситуации, когда компания обязана выдать уволенным премию или пособия.

Чаще всего о бывших коллегах забывают, когда начисляют годовые премии. В какой момент и сколько выплачивать бывшим работникам>>

Можно ли учесть в расходах?

С 01 января 2015 г. ответ на данный вопрос вполне однозначен: согласно действующей с указанной даты редакции п.

9 ч. 2 ст. 255 НК РФ выходные пособия, производимые работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, прямо отнесены к расходам на оплату труда.

Таким образом, даже если выходное пособие предусмотрено только соглашением о расторжении трудового договора (т.е.

непосредственно при увольнении работника), такое выходное пособие может быть учтено в расходах (это подтверждается также, например, Письмами Минфина России от 20 мая 2015 г. № 03-03-06/1/28978, от 19 марта 2015 г. Это правило действует как при исчислении налога на прибыль организаций, так и при применении УСН с объектом «доходы минус расходы», а также при исчислении работодателями – индивидуальными предпринимателями НДФЛ (п.

9 ч. 2 ст. 255 НК РФ во взаимосвязи с нормами пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ и п. 1 ст. 221 НК РФ). Напомним, ранее этот вопрос относился к числу спорных.

В частности, применительно к правоотношениям, действовавшим до 01 января 2015 г., широко распространена была позиция, согласно которой выходные пособия, выплачиваемые при увольнении сотрудника только на основании соглашения о расторжении трудового договора, если такие выходные пособия ранее не были предусмотрены ни трудовым договором, ни коллективным договором, не могут быть учтены в расходах (см. , например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 октября 2014 г.

по делу № А29-9206/2013; Постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июля 2015 г. № Ф04-20773/2015 по делу № А27-20085/2014, от 15 мая 2015 г. № Ф04-17222/2015 по делу № А27-8298/2014; Постановления Арбитражного суда Московского округа от 29 сентября 2015 г.

Вывод: выходные пособия, выплачиваемые с 01 января 2015 г. при увольнении сотрудника на основании соглашения о расторжении трудового договора (п.

1 ч. 1 ст. 77, ст. 78 ТК РФ), могут быть учтены в расходах как при исчислении налога на прибыль организаций, так и при исчислении УСН или НДФЛ – в рамках соответствующих применяемых систем налогообложения (независимо от того, предусмотрены ли такие выходные пособия только в соглашении о расторжении трудового договора либо же они ранее также были предусмотрены в трудовом договоре и (или) в коллективном договоре и (или) в локальных нормативных актах работодателя). Налоговые риски при таком подходе практически отсутствуют. Надеемся, сформулированные в настоящей статье выводы и рекомендации станут полезными работодателям при решении спорных вопросов учета выплат, осуществляемых в пользу работников при расторжении трудового договора по соглашению сторон.

Пример расчета в 2020 году

Исходные данные: Дата увольнения по сокращению7 февраля 2020 годаРасчетный период для выходного пособия01 февраля 2020 — 31 января 2020 Ежемесячный оклад 33500 БольничныйС 10.11.2019 — 15.11.2019(больничное пособие = 4000, зарплата за ноябрь = 27500) Рабочий графикПятидневная рабочая неделяРасчет:Расчетный период 01.02.2019 — 31.02.2020 Суммарная зарплата33500 * 11мес. + 27500 = 396000 (больничное пособие не учитывается)Отработанные дниРабочих дней в расчетном периоде по производственному календарю = 247.Дни больничных не учитываются (5 раб.дн.), значит отработанных дней = 247 — 5 = 242.Среднедневной заработок396000 / 242 = 1636,36Первый месяц после сокращенияс 08.02.2020 — 07.03.2020 — 19 раб.днейВыходное пособие за 1 месяц1636,36 * 19 = 31090,84.

Когда выплачивается сохраняемый заработок на время трудоустройства

Скажите, насколько это правомерно?

Регламентированы ли сроки выплат подобных пособий? При увольнении сотрудника по сокращению штата ему выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка (ст.

178 ТК РФ). Данное пособие должно быть выдано работнику в день увольнения. Выплата среднего заработка, сохраняемого за работником на второй месяц периода трудоустройства, производится по письменному заявлению бывшего работника. Также работник должен представить в бухгалтерию предприятия, где он работал, трудовую книжку, из которой следует, что он не был трудоустроен в течение всего второго месяца.

Смежные вопросы:

  • Сотрудник принят на работу 01.07.2015 года по совместительству с окладом 0,5 ставки от 50000 руб. За период с 01.07.2015г. по 31.07.2016 года сотрудник находился в отпуске за свой счет.….
  • Можно ли выплачивать зарплату не в последний день месяца, а раньше? ✒ Согласно части второй ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты,….
  • В организации проходит сокращение штата. Как рассчитать выходное пособия для вахтовых работников? ✒ При вахтовом методе работы в обязательном порядке ведут суммированный учет рабочего времени (ч. 1 ст. 300….
  • Доплата молодым специалистам (3000,00) входит в расчет среднего заработка? Например в расчет очередного отпуска? ✒ В целях расчета среднего заработка для оплаты отпуска установленные суммы дополнительного вознаграждения молодым специалистам….

Назад Вперед

Период трудоустройства – за счет работодателя?

Вы здесь Опубликовано 2010-03-27 17:43 пользователем Кадровик и HR Журнал: Справочник кадровикаГод: 2009Автор: Селезнева Ирина Валерьевна, Серегина Лариса Владимировна Тема: Документы кадровой службы, По инициативе работодателя, Оформление приема на работуРубрика: Кадровая практика К теме увольнения работников в связи с сокращением численности или штата «Справочник кадровика» обращался не раз.

Мы подробно рассматривали процедуру прекращения трудового договора по данному основанию, которая заканчивается окончательным расчетом в день увольнения и выдачей работнику трудовой книжки. Однако применительно к сокращению обязанности теперь уже бывшего работодателя по отношению к уволенному работнику на этом не заканчиваются.

ТК РФ предусматривает ряд выплат, которые должны быть произведены «бывшим» работодателем «бывшему» работнику, но только при определенных условиях.

Причем в ряде случаев работодатель воспринимает такие выплаты как явно несправедливые. В чем разница между постановкой на учет в целях поиска подходящей работы и регистрацией в качестве безработного? Нужно ли сохранять средний заработок на период трудоустройства совместителям?

Подлежат ли пенсионеры трудоустройству? Постараемся ответить на эти злободневные в нынешней ситуации вопросы.

Тема особенно актуальна для работодателя в условиях экономии каждой «копейки». Одним НА № 2‘2005 из основных конституционных принципов признается защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.

Данный принцип находит свое отражение в ТК РФ и реализуется, главным образом, в Законе РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости), определяющем правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в т.

ч. гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы, а также в иных нормативных правовых актах. Выплаты при увольнении по пп. 1 и 2 ст. 81 ТК РФ: на что обратить вниманиеОбратите внимание! Выплата работнику выходного пособия осуществляется в день увольнения Согласно ст.
Выплата работнику выходного пособия осуществляется в день увольнения Согласно ст.

178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок за определенный период.

Такие выплаты осуществляются работодателем по прежнему месту работы лица в обязательном порядке, независимо от источников финансирования организации.

Выплата выходного пособия работнику осуществляется в день увольнения при окончательном расчете. При этом средний месячный заработок в целях применения ст. 178 ТК РФ рассчитывается за последние 12 календарных месяцев работы (ст. 139 ТК РФ). Выходное пособие выплачивается всем категориям увольняемых работников, в т.
139 ТК РФ). Выходное пособие выплачивается всем категориям увольняемых работников, в т. ч. пенсионерам и совместителям (как при увольнении с основного места работы, так и при увольнении с работы по совместительству), так как ТК РФ не содержит никаких изъятий в отношении данных лиц.

Кроме того, на основании ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ за уволенным работником сохраняется средний месячный заработок, во-первых, на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Данная формулировка означает, что средний месячный заработок выплачивается работнику за второй месяц, в течение которого он не был трудоустроен.

Для получения названной выплаты работнику необходимо написать заявление работодателю, приложив документ, подтверждающий, что он не трудоустроен. Таким документом является трудовая книжка. В данном случае факт постановки на учет в органе службы занятости значения не имеет.

Требовать от работника справку из органов службы занятости будет неправомерно: он не обязан становиться на учет в этих органах после увольнения, а может самостоятельно искать работу. Обратите внимание! Обязанность работодателя произвести выплату работнику среднего заработка за второй месяц со дня увольнения возникает только при условии обращения работника за этой выплатой и приложения доказательств, подтверждающих, что он не трудоустроился Подчеркнем, что обязанность работодателя произвести выплату работнику среднего заработка за второй месяц со дня увольнения возникает только при условии обращения работника за этой выплатой и приложения доказательств того, что он не трудоустроился.

Выплата осуществляется по окончании второго месяца после увольнения по пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Во-вторых, средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Обязательным условием выплаты среднего заработка за третий месяц является обращение работника в двухнедельный срок после увольнения в органы службы занятости по месту жительства и подтверждение ими факта, что работник не был трудоустроен. В данной ситуации любой случай нетрудоустройства является исключительным. Для получения среднего заработка за третий месяц работник должен предъявить работодателю, помимо паспорта и трудовой книжки, справку органа службы занятости.

Обратите внимание! Согласно ст. 318 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с сокращением численности или штата работников организации, в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен Ни формы названных решения и справки, ни требования к ним на федеральном уровне не утверждены.

Данный вопрос в некоторых субъектах решается на региональном уровне. Например, образцы решения и справки органов службы занятости разработаны Управлением Республики Коми по занятости населения (приложения 1 и 2). Так, согласно решению и справке органов службы занятости, разработанным Управлением Республики Коми по занятости населения, соответствующее решение принимается специальной комиссией, состав которой утверждается внутренним приказом органа службы занятости.

Комиссия рассматривает каждый отдельный случай и коллегиально принимает решение о выдаче справки гражданину (или об отказе в этом). Таким образом, сначала принимается решение, а на его основании при положительном результате выдается справка.

Помимо информации о составе комиссии, в решении содержатся сведения о состоянии гражданина на учете в качестве безработного, результаты оказания государственных услуг безработному в части направления в организации с целью трудоустройства, результат направления, причины отказа в приеме на работу.

Не во всех субъектах РФ есть подобные образцы, и при их отсутствии названная проблема решается посредством внутренних актов органов службы занятости.

Сохраняется ли за пенсионерами средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения? Существует точка зрения, по которой у органов службы занятости нет оснований для принятия решения о сохранении среднего месячного заработка за указанными лицами, поскольку пенсионеры не могут быть признаны безработными (п.

3 ст. 3 Закона о занятости). Читатель задает вопрос Какие случаи признаются исключительными для сохранения среднего месячного заработка за уволенным работником на основании ч.

2 ст. 178 ТК РФ? К сожалению, законодатель до сих пор не дал однозначного ответа на данный вопрос. В связи с этим в настоящее время исключительность конкретного случая в подобных ситуациях устанавливается по усмотрению правоприменителя.

Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 20.12.07 № А43-4154/2007-9-174 установлено: исключительность случая состоит в том, что уволенный работник обратился в орган службы занятости, но не был им трудоустроен. Таким образом, любой случай нетрудоустройства работника органом службы занятости в течение трех месяцев со дня увольнения для целей ч.

2 ст. 178 ТК РФ является исключительным.

По нашему мнению, такая позиция является правильной, поскольку никаких иных критериев исключительности в ТК РФ не закреплено. Д. В. Житникова,эксперт журнала «Справочник кадровика» Обратите внимание!

Трудовой кодекс РФ не связывает возможность предоставления гарантий и компенсаций, предусмотренных в ст.

178 ТК РФ, с возрастом высвобождаемого работника или с получением им пенсии, поэтому при увольнении пенсионеров по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ названные гарантии и компенсации предоставляются им в полном объеме Иную позицию по данному вопросу занимает Роструд. В письме от 27.10.05 № 1754-61 разъясняется, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними среднего месячного заработка в порядке ч.

2 ст. 178 ТК РФ и выдаче указанным лицам соответствующих документов (справок) (письмо Минфина России от 15.03.06 № 03-03-04/1/234). Действительно, ведь согласно ст.

20 ТК РФ работник – это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. В связи с этим используемое в ст.

178 ТК РФ понятие «уволенный работник» означает любое физическое лицо, которое до расторжения трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации состояло в трудовых отношениях с определенным работодателем.

До настоящего времени единая позиция по вопросу выплаты среднего заработка за третий месяц уволенным пенсионерам в соответствии с ч. 2 ст. 178 ТК РФ не сформировалась и в судебной практике.

Мнение эксперта

Д.

В. Житникова, эксперт журнала «Справочник кадровика» В судебной практике вопрос о том, сохраняется ли за уволенными пенсионерами средний месячный заработок за третий месяц после увольнения, решается неоднозначно. Одни суды считают, что положение ч.

2 ст. 178 ТК РФ о сохранении среднего месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца не распространяется на пенсионеров. Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 02.04.07 № А54-2967/2006 суд сделал вывод: положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на пенсионеров, поскольку предусмотренная в указанной части выплата является мерой социальной защиты безработных, а согласно п.

3 ст. 3 Закона о занятости пенсионеры не могут быть признаны безработными, ведь такие граждане уже социально защищены посредством назначения пенсии.

Другие суды придерживаются иной точки зрения: гарантии, предусмотренные в ст. 178 ТК РФ, распространяются на пенсионеров без ограничений. Например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа 20.12.07 № А43-41-54/2007-9-174 установлено, что в соответствии с п.

1 ст. 27 Закона о занятости работникам при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. Работником как стороной трудового договора в силу положений ст.

56 и 63 ТК РФ может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста (в исключительных случаях и ранее). Иных возрастных критериев заключения трудового договора законодательство не содержит.

Следовательно, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных Кодексом гарантий и компенсаций). Из положений ст. 178 ТК РФ не следует, что гарантии при увольнении в связи сокращением численности или штата работников организации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости. Таким образом, гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации, предусмотренные трудовым законодательством, распространяются и на лиц, которым выплачивается пенсия по старости.

Исключительность случая состоит в том, что уволенный работник в установленный срок обратился в орган службы занятости за трудоустройством, но не был трудоустроен. Данный факт служит основанием для принятия решения органом службы занятости о сохранении среднего месячного заработка за третий месяц за указанным работником.

Ссылка на п. 3 ст. 3 Закона о занятости (пенсионеры не могут быть признаны безработными) в данном случае не может быть принята во внимание, так как гарантии социальной поддержки безработных установлены в ст.

28 (пособие, стипендия, общественные работы) и отличаются от гарантий и компенсаций работникам, уволенным из организаций (п. 1 ст. 27 Закона о занятости). На наш взгляд, вторая позиция судов представляется более обоснованной и правильной. Действительно, гарантии и компенсации, закрепленные в трудовом (сохранение среднего месячного заработка), пенсионном (назначение пенсии) законодательстве и законодательстве о занятости населения (выплата пособия), имеют разную правовую природу, поэтому не стоит их отождествлять.

Действительно, гарантии и компенсации, закрепленные в трудовом (сохранение среднего месячного заработка), пенсионном (назначение пенсии) законодательстве и законодательстве о занятости населения (выплата пособия), имеют разную правовую природу, поэтому не стоит их отождествлять.

Сохраняется ли за уволенным совместителем средний месячный заработок за второй и третий месяцы нетрудоустройства?

По данному вопросу среди специалистов в области трудового права распространена следующая точка зрения.

Во-первых, в случае увольнения работника-совместителя с работы по совместительству средний месячный заработок «на период трудоустройства» за второй и третий месяцы за ним не сохраняется. Само понятие совместительства (выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время) предполагает, что в случае высвобождения с совмещаемой работы гражданин не остается без заработка, поскольку трудоустроен по основному месту работы.

В данном случае ссылка на ч. 2 ст.

287 ТК РФ (все гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством, за исключением тех, которые связаны с обучением и работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются совместителям в полном объеме) распространяется только на выплату выходного пособия, выплачиваемого совместителям в общем порядке. Что касается сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства в соответствии со ст.

178 ТК РФ, то названное правило здесь неприменимо. Отметим, что вышеизложенное мнение не является бесспорным. Однозначный ответ возможен только в случае внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо посредством выработки единой позиции судебных органов.

Однако такая позиция пока не сформировалась.

Во-вторых, согласно распространенной точке зрения в случае увольнения работника-совместителя с основного места работы средний месячный заработок за второй и третий месяцы нетрудоустройства, по сути, также не сохраняются, поскольку выплата такого заработка производится за сам факт нетрудоустройства лицам, которые представили доказательства, что они нигде не работают по трудовому договору. Между тем согласно ст. 282 ТК РФ с совместителями при поступлении на работу должен заключаться соответствующий трудовой договор, а исходя из этого совместители на основании ст. 2 Закона о занятости считаются занятыми лицами (работающими по трудовому договору), имеющими трудовой доход.

На наш взгляд, такой подход не оправдан, поскольку на практике доказать, что работник работает по совместительству, крайне сложно, а порой и невозможно. Ведь документом, подтверждающим факт нетрудоустройства, является трудовая книжка, которая в данной ситуации находится на руках у уволенного работника.

В связи с этим отсутствуют формальные признаки для отказа в выплате среднего месячного заработка в течение второго и третьего месяцев совместителю, уволенному с основного места работы, но продолжающему работать на работе по совместительству.

В некоторых субъектах рассматриваемый вопрос решается на региональном уровне.

Так, согласно п. 6.3 Порядка работы органов службы занятости г.

Москвы (прием, регистрация граждан, социальные гарантии), утв.

приказом Комитета труда и занятости Правительства Москвы от 05.01.98 № 2, справка для получения средней заработной платы по последнему месту работы за третий месяц трудоустройства может быть выдана гражданину как признанному в установленном порядке безработным, так и ищущему работу.

К последней категории в т. ч. относятся и граждане, получающие пенсии.

Таким образом, для получения соответствующих выплат после увольнения по пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ имеют значение последующие действия уволенного по поиску работы и регистрации в органах службы занятости. Регистрация граждан в качестве безработных В соответствии с п.

1 ст. 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций в связи с сокращением численности или штата работников независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организаций. Безработными не могут быть признаны граждане:1) не достигшие 16-летнего возраста;2) которым назначена трудовая пенсия по старости (часть такой пенсии), в т.

ч. досрочно, либо пенсия, предусмотренная п.

2 ст. 32 Закона о занятости (пенсия, которая с согласия гражданина, уволенного в связи с сокращением численности или штата работников, назначается ему на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до указанного события), либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера (гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды);4) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;5) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;6) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными. В соответствии с Законом о занятости гражданам РФ гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Последние ведут учет обратившихся к ним граждан.

В Законе о занятости упоминаются следующие этапы последовательной регистрации граждан:1) регистрация в целях поиска подходящей работы (ст.

3);2) регистрация в качестве безработных (ст. 3);3) перерегистрация безработных граждан (п. 6 ст. 31, п. 3 ст. 35). Согласно п.

1 ст. 3 Закона о занятости с 1 января 2009 г. порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

До этого данное полномочие было в компетенции Правительства РФ. В настоящее время продолжает действовать Порядок регистрации безработных граждан (далее – Порядок), утв.

постановлением Правительства РФ от 22.04.97 № 458, поскольку новый порядок еще не принят.

В соответствии с п. 2 Порядка регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:1) первичная регистрация безработных граждан;2) регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;3) регистрация граждан в качестве безработных;4) перерегистрация безработных граждан.

В соответствии с п. 2 Порядка регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:1) первичная регистрация безработных граждан;2) регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;3) регистрация граждан в качестве безработных;4) перерегистрация безработных граждан.

По каждому этапу регистрации органами службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан. Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы службы занятости по месту жительства, т.

е. по территориальному принципу. Граждане, обратившиеся в органы службы занятости, имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства (п.

1 ст. 9 Закона о занятости). Исходя из этого при первичной регистрации гражданам предоставляется информация:

    о состоянии рынка труда на соответствующей территории; о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда; о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных; о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

Для получения такой информации от граждан не требуется представление каких-либо документов.

При первичной регистрации регистрационные документы могут заполняться со слов гражданина.

В таких документах указывается:

    информация о личности гражданина (фамилия, имя и отчество, адрес места жительства, возраст, пол); информация о профессиональных возможностях (образование, специальность или профессия); отношение к занятости (работает, учится или нет, прежнее занятие); причина обращения; краткое содержание предоставленной информации (оказанной услуги) по интересующему гражданина вопросу.

Таким образом, на данном этапе отношения гражданина и органов службы занятости сводятся, по сути, к обмену информацией, так как орган службы занятости не предпринимает каких-либо попыток трудоустройства такого гражданина и не выносит никакого властного решения, определяющего его особый правовой статус.

Получив необходимую информацию, гражданин принимает решение о самостоятельном поиске подходящей работы либо о необходимости прибегнуть к действенной помощи органов службы занятости в его трудоустройстве.

В целях повышения качества предоставления информации и доступности государственных услуг, оказываемых органами службы занятости, создания комфортных условий для получателей таких услуг приняты административные регламенты, содержащие подробные требования к порядку предоставления государственных услуг. Например, приказом Минздравсоцразвития России от 13.06.07 № 415 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации; приказом от 16.06.08 № 281н – Административный регламент предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан. Для получения всего предусмотренного законодательством спектра услуг по трудоустройству гражданину необходимо обратиться в орган службы занятости по месту жительства и зарегистрироваться в целях поиска подходящей работы.

Такую регистрацию проходят граждане, не имеющие работы и осуществляющие ее поиск.

Для регистрации гражданин должен представить ряд документов, на основании которых устанавливаются его личность, факт отсутствия работы и определяются критерии подходящей работы. В соответствии с Законом о занятости (п. 2 ст. 3) и Порядком (п. 7) к таким документам относятся:

    паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (например, выданное органами внутренних дел временное удостоверение личности по форме № 2П); трудовая книжка или заменяющий ее документ (дубликат трудовой книжки); документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию; справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Документы, удостоверяющие личность, должны содержать не только сведения о фамилии, имени и отчестве человека, дате и месте его рождения, но и сведения о гражданстве и местожительстве.

Все эти сведения содержит паспорт.

При отсутствии в документах, удостоверяющих личность, сведений о местожительстве или гражданстве органы службы занятости вправе потребовать предъявления дополнительных документов, подтверждающих такие сведения.

Кстати сказатьЗакон или Порядок?

Нельзя не заметить, что, в отличие от Порядка, Закон о занятости не предусматривает первичную регистрацию граждан, обратившихся в органы службы занятости. В связи с таким нормативным регулированием существует точка зрения, что введение первичной регистрации безработных граждан (исходя из такой формулировки напрашивается вывод, что регистрируемый гражданин является безработным) вступает в противоречие с п.

1 ст. 3 Закона о занятости. В нем дано понятие безработного гражданина: безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. По мнению сторонников данной точки зрения, рассматриваемое противоречие следует разрешать в пользу положений Закона о занятости, который имеет большую юридическую силу по отношению к вышеуказанному постановлению Правительства РФ, являющемуся подзаконным нормативным правовым актом.

Согласиться с такими выводами в полной мере не представляется возможным по следующим соображениям.

Действительно, если исходить из понятия безработного гражданина, данного в п. 1 ст. 3 Закона о занятости, получается, что первичной регистрации и регистрации в целях поиска подходящей работы подвергаются граждане, уже прошедшие регистрацию в целях поиска подходящей работы. Однако следует обратить внимание, что в п.

1 Порядка дано несколько иное, нежели в Законе о занятости, понятие безработных граждан: под безработными понимаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, т.

е. граждане, не прошедшие регистрацию, но имеющие экономический статус безработного (не имеют работы и ищут ее).

В силу Закона Порядок определяется органом исполнительной власти (ранее – Правительство РФ, сейчас – специальный орган), а следовательно, именно он вправе устанавливать процедуру учета граждан, обратившихся в органы службы занятости для оказания им содействия в трудоустройстве и социальной поддержки, в т. ч. определять оптимальное число нуждающихся в документальной фиксации последовательно сменяющих друг друга периодов поиска работы (этапов регистрации).

Отметим, что Порядок не распространяется на те категории граждан, чьи отношения с органами службы занятости сводятся исключительно к осуществлению последними поиска подходящей работы: содействие в трудоустройстве подростков в возрасте от 14 до 16 лет в период школьных каникул, пенсионеров и других лиц, которые не могут быть признаны безработными, но вправе обратиться в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы. В целях упорядочения работы органов службы занятости с такими гражданами было бы желательно предусмотреть возможность их первичной регистрации и регистрации в целях поиска подходящей работы по правилам, предусмотренным Порядком. Данная проблема в некоторых субъектах решается на региональном уровне.

Так, на основании пп. 3.6 и 4.5 Порядка работы органов службы занятости г.

Москвы (прием, регистрация граждан, социальные гарантии), утв. приказом Комитета труда и занятости Правительства Москвы от 05.01.98 № 2, в органах службы занятости г. Москвы по общим правилам осуществляется регистрация отдельных категорий граждан, в т.

ч. и тех, которые не могут быть признаны безработными в соответствии с п.

3 ст. 3 Закона о занятости. Л. В. Серегина,старший преподаватель Московского государственного открытого университета Трудовая книжка (или документ, ее заменяющий) содержит сведения о работе гражданина, дату и основание прекращения трудовых отношений, трудовой стаж, сведения, характеризующие род и вид деятельности, которой занимался человек до обращения в органы службы занятости. К документам, удостоверяющим профессиональную квалификацию, относятся диплом о профессиональном образовании, свидетельство о наличии профессиональной подготовки, документы об установленном уровне квалификации (разряде, классе, категории), документы о наличии ученой степени и звания.

Справка о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) представляется для определения подходящей работы в конкретном случае по критерию оплаты труда (п.

4 ст. 4 Закона о занятости), а в последующем для исчисления пособия по безработице.

Для отдельных категорий граждан перечень необходимых для регистрации документов может отличаться. Так, инвалиды дополнительно к основным документам представляют в органы службы занятости индивидуальные программы реабилитации (ИПР).

Регистрация граждан осуществляется органами службы занятости со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Регистрация производится путем издания приказа (распоряжения) органом службы занятости, на основании которого формируется личное дело гражданина.

В личном деле хранятся копии представленных гражданином документов, производятся записи обо всех предложениях органов службы занятости по предоставлению подходящей работы, о выдаче направлений к работодателю для трудоустройства и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов службы занятости. Обратите внимание! По г. Москве транспортная доступность рабочего места предусматривает следующие градации максимального времени в пути от места жительства до предлагаемой работы:• для инвалидов, беременных женщин – до 45 мин;• для одиноких и многодетных родителей, женщин, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет и детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, а также граждан, осуществляющих уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, – до 1 часа;• для остальных категорий граждан – в пределах черты города.Постановление Правительства г. Москвы от 01.12.98 № 918 В течение 10 дней со дня регистрации гражданина органы службы занятости ведут активный поиск подходящей работы и по возможности должны предложить два варианта такой работы.

Помощь в поиске осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных органов службы занятости сведений о вакантных рабочих местах (должностях). На данном этапе гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы, может быть найден подходящий вариант трудоустройства.

Если гражданин соглашается с предложенным вариантом работы и работодателя устраивает кандидатура потенциального работника, то этот этап завершается заключением трудового договора.

В случае невозможности в отведенное время подыскать гражданину подходящую работу органами службы занятости должен быть решен вопрос о признании такого гражданина безработным.

Таким образом, регистрация гражданина в целях поиска подходящей работы в ряде случаев является предпосылкой для возникновения правоотношений по регистрации гражданина в качестве безработного. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней (т. е. в случае невозможности предоставления подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска такой работы) со дня предъявления паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

При этом инвалидам необходимо дополнительно предъявлять ИПР (п. 2 ст. 3 Закона о занятости). В случае принятия названного решения граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Цитируем документ Статья 4. Подходящая и неподходящая работа1.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.2.

Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.…4. Подходящей не может считаться работа, если:она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее – прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Пособие по безработице Согласно ст. 28 Закона о занятости одной из основных гарантий социальной поддержки безработных граждан является выплата пособия по безработице (далее – пособие), которое начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (п.

3 ст. 31 Закона о занятости). Гражданам, уволенным из организаций в связи с сокращением численности или штата работников и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата, пособие начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

По общему правилу размер пособия определяется в процентном отношении к среднемесячному заработку, подтвержденному соответствующей справкой (ст. 33 Закона о занятости). При этом Законом предусматриваются минимальный и максимальный размеры пособия (см.

табл.), которые ежегодно устанавливаются Правительством РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 08.12.08 № 915

«О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год»

установлены минимальная величина пособия в размере 850 руб. и максимальная – в размере 4900 руб.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия увеличивается на районный коэффициент. Установление минимальной и максимальной величин пособия в предлагаемых размерах позволит сократить темпы снижения уровня замещения пособием как утраченного заработка, так и величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Согласно ст. 34 Закона о занятости получателями минимального размера пособия, в частности, являются граждане:

    стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; уволенные из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель.

На максимальный размер пособия могут рассчитывать граждане, уволенные из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшие оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Как правило, к таким гражданам в настоящее время относятся лица, имеющие стаж работы от 6,5 месяцев и среднемесячный заработок от 6540 руб.

Кстати сказатьПоддержка безработных в зарубежных странах На сегодняшний день страхование от безработицы является базовой и основной формой социальной поддержки безработных в зарубежных странах. Система обычно финансируется за счет отчислений, осуществляемых работодателями и работниками, а также за счет налоговых поступлений. Способ финансирования может строиться на базе этих компонентов в различных их сочетаниях.

Например, в Нидерландах и Италии единые общегосударственные системы социального страхования от безработицы финансируются за счет отчислений работников и работодателей, тогда как в Финляндии существуют три различные системы такого страхования, каждая из которых финансируется особым образом: базовая система – за счет налогов и отчислений работников, не являющихся членами соответствующих фондов помощи безработным; «зарплатная» система добровольного страхования от безработицы, осуществляемая соответствующими фондами, финансируется на трехсторонней основе работниками, работодателями и государством, а поддерживающая, ориентированная на тех, кто не имеет права на иные виды пособий по безработице, – исключительно за счет налогов, собираемых на государственном и муниципальном уровне.

Для приобретения права на пособие по безработице необходимо официально зарегистрироваться в качестве безработного в соответствующем государственном органе, занимающемся вопросами социальной поддержки безработных. При этом необходимо, чтобы лицо, обращающееся за пособием, было трудоспособным, имело законное право работать на территории данного государства и могло представить доказательства невозможности найти работу по имеющейся у него специальности, профессии или квалификации.

Например, австрийское законодательство устанавливает: в качестве безработного может быть зарегистрирован только тот, кто вправе, хочет, может работать и при этом не имеет работы. Кроме того, для получения пособия по страховым системам претенденту на него необходимо иметь за плечами определенный стаж трудовой деятельности, в течение которого за него осуществлялись взносы (отчисления) в соответствующую систему страхования от безработицы. Этот стаж, как правило, составляет от одного до двух лет в зависимости от страны и вида пособия.

Однако такой подход хотя и чрезвычайно распространен, но тем не менее не повсеместен. Так, в Норвегии для получения пособия по безработице необходим не стаж, а определенный уровень предшествующей заработной платы, что благоприятно сказывается на финансовой стабильности системы поддержки безработных.

В последние годы зарубежный законодатель стал уделять особое внимание правомерности получения пособия по безработице с точки зрения общей структуры доходов потенциальных получателей.

Вряд ли будет целесообразным выплачивать пособие безработным «владельцам заводов, газет, пароходов», в то время как существуют безработные, реально нуждающиеся в этих деньгах.

Соответственно в большинстве развитых стран были приняты законы, предусматривающие анализ всей совокупности доходов лица, обращающегося за таким пособием.

Например, в 2005 г. подобные меры были приняты в Германии, а в Великобритании на протяжении многих лет действует система поддержки граждан, по собственной инициативе информирующих компетентные органы о нарушениях и мошенничестве при получении пособий.

Если государственные органы, занимающиеся вопросами социальной защиты безработных, оказываются не в состоянии ни обеспечить лицо, обладающее описанными выше характеристиками, работой, ни направить его на соответствующие программы профессиональной подготовки или переподготовки, ни занять его на общественных работах, тогда ему может быть назначено пособие по безработице. Сроки получения такого пособия варьируются от страны к стране в зависимости от предшествующего стажа работы, возраста и ряда других аспектов.

Как правило, срок получения пособия составляет от шести месяцев до года. Однако если предыдущий стаж работы безработного очень велик, то в ряде стран он может получить право на получение пособия в течение более продолжительного периода.

Так, при стаже свыше 50 лет в Норвегии, Германии и Испании срок получения пособия по безработице может быть увеличен до двух лет, в Австрии – до трех лет и во Франции – до пяти лет. Размер пособия обычно зависит от уровня предыдущей заработной платы получателя, причем в отдельных странах он при этом ограничен максимальным значением, выше которого не может подняться даже для тех, кто на предшествующем месте работы получал необычайно высокую заработную плату.

Что касается пособий, выплачиваемых тем, кто не имеет трудового стажа, то их размер обычно определяется в конкретной денежной сумме, для которой может быть предусмотрена возможность корректировки в зависимости от степени нуждаемости, состава семьи получателя и других факторов.

В ряде стран работник может быть признан частично безработным. Определения частично безработного различаются от страны к стране. Как правило, частично безработным признается лицо, которое оказывается не в состоянии найти работу в режиме полного рабочего времени и поэтому вынуждено соглашаться на иные режимы работы с пропорциональным уменьшением заработной платы, а также лицо, которое утратило свою основную работу при том, что работа по совместительству у него сохранилась.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+