Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Предпринимательское право - Некоммерческих организациях все о

Некоммерческих организациях все о

Особенности правового статуса некоммерческих фондов


Законодательством Российской Федерации определено, что фонд — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (статья 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О коммерческих организациях», статья 118 Гражданского кодекса Российской Федерации). Законодательство различает некоммерческие фонды, порядок деятельности которых регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ«О некоммерческих организациях» и общественные фонды, на которые распространяется действие Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Кроме того, порядок создания и деятельности фондов регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

и другими специальными законами.

Среди разновидности фондов следует выделить общественные фонды.

Основная особенность общественных фондов заключается в порядке их создания. Если учредителями некоммерческого фонда могут быть как физические лица — граждане, так и юридические лица (как некоммерческие, так и коммерческие организации), то учредителями общественного фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» могут быть не менее трех физических лиц, а также юридические лица, но только созданные в форме общественных объединений.

Следует отметить, что после вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

в качестве учредителя некоммерческого фонда могут также выступать представительные органы муниципальных образований.

Однако, законодательством прямо определено, что учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений. Если классифицировать фонды по целям, с которыми они создаются, безусловно, наиболее многочисленную группу составляют благотворительные фонды (в том числе благотворительные общественные фонды).Цели деятельности благотворительного фонда установлены в статье 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

.

Источники формирования имущества благотворительных фондов также определены в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

, однако они отличаются от источников формирования имущества, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и действие Федеральным законом от 19 мая 1995 г.

№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того Федеральным законом от 11 августа 1995 г.

№ 135-ФЗ

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

установлены ограничения в распоряжении имуществом, в частности, благотворительный фонд не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний, не может участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами и др.

Также имеют место некоторые особенности в отношении деятельности высшего органа благотворительного фонда. Так, высший орган управления благотворительного фонда должен быть в обязательном порядке коллегиальным. При этом члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев.

При этом члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса). Кроме того, члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

К некоммерческим фондам вполне можно отнести и негосударственные пенсионные фонды. Особое правовое положение негосударственного пенсионного фонда регулируется законом от 7 мая 1998 г.

№ 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения.

По своему статусу НПФ отвечает всем признакам некоммерческой организации в форме фонда: является некоммерческой организацией, не имеет членства, целевая направленность деятельности, ограничены права учредителей на имущество фонда, полная имущественная ответственность негосударственного пенсионного фонда и разграничение ответственности фонда и учредителей.

Таким образом, негосударственный пенсионный фонд является разновидностью фонда как некоммерческой организации с особыми целями. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям.

Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Также фонд вправе создавать другие некоммерческие организации или участвовать в них в случае, если это совершается в интересах достижения целей, предусмотренных уставом.

Законом не предусмотрена возможность участия фонда в других видах коммерческих организаций. В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении его делами только через органы фонда.

Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда.

Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Учредительным документом фонда является устав.

Учредительным документом фонда является устав. Устав фонда помимо основных сведений, указанных в пункте 3 статьи 14 Федеральным законом от 12 января 1996 г.

№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Устав фонда, в отличие от других некоммерческих организаций, может быть изменен органами фонда только в том случае, если самим уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке.

Если такая возможность не оговорена, изменить устав можно только в случае непредвиденных негативных последствий по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, в суд общей юрисдикции.

Фонд как некоммерческая организация имеет отличия в налоговом режиме от других налогоплательщиков. Для некоммерческих организаций существует список необлагаемых доходов, указанный в статье 251 НК РФ.

Обязательным условием для льготирования по налогу на прибыль средств целевого финансирования и целевых отступлений является раздельный учет.

НК РФ требует организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ), а также раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 НК РФ).

Следует отметить, что порядок ликвидации фонда (в том числе общественного фонда) имеет значительное отличие в сравнении с другими организационно-правовыми формами некоммерческих организаций.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. При этом законодательством установлен перечень оснований, по которым может быть ликвидирован фонд, а именно: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Наиболее часто встречающимся основанием для ликвидации фонда является недостаточность имущества для осуществления его целей, другими словами, фонду не удалось привлечь необходимые для достижения своих целей средства.

Так, в 1 полугодии 2012 года Управление Министерства юстиции по Владимирской области (далее – Управление) было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в 3 делах по исковым заявлениям о ликвидации фонда в связи с тем, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.
Так, в 1 полугодии 2012 года Управление Министерства юстиции по Владимирской области (далее – Управление) было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в 3 делах по исковым заявлениям о ликвидации фонда в связи с тем, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.

По состоянию на 29.08.2012 общее количество зарегистрированных в ведомственном реестре Управления некоммерческих фондов составляет 112, из которых 43 являются благотворительными фондами; общее количество зарегистрированных общественных фондов составляет 20, из которых 9 являются благотворительными фондами.

Для сравнения: общее количество зарегистрированных в ведомственном реестре Управления некоммерческих фондов по состоянию на 29.08.2011 составляло 101, из которых 37 являются благотворительными фондами; общее количество зарегистрированных общественных фондов составляло 19, из которых 9 являются благотворительными фондами. Необходимо выделить также обязанность фондов представлять ежегодную информацию в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации, в том числе в Управление.

Пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г.

№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает обязанность некоммерческих фондов представлять в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Формы (ОН 0001 и ОН 0002) и сроки (до 15 апреля года, следующего за отчетным) представления указанных документов установлены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 72

«Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций»

(далее — Приказ) и подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Кроме того, фонды соответствующие вышеуказанному пункту, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление. Если учредителями (участниками, членами) фонда не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также фонд не имел в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств такого фонда в течение года составили до трех миллионов рублей, то пунктами 3.1 и 3.2 Федерального закона от 12 января 1996 г.

№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определена обязанность представлять в Управление заявление, подтверждающее соответствие фонда указанному пункту и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности, а также ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Общественные фонды представляют информацию в Управление согласно требованиям абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» по форме ОН0003, утвержденной Приказом, в аналогичные с некоммерческими фондами сроки.

Кроме того, общественные фонды ежегодно информируют Управление о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного фонда в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Если в соответствии с учредительными документами фонд осуществляет благотворительную деятельность, тогда соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.09.1995 № 135-ФЗ

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

, фонд обязан представлять отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: — финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований указанного Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительного фонда; — персональном составе высшего органа управления благотворительным фондом; — составе и содержании благотворительных программ благотворительного фонда (перечень и описание указанных программ); — содержании и результатах деятельности благотворительного фонда; — нарушениях требований Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению. Отчет представляется в Управление в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности (в течение 90 дней по окончании года, следующего за отчетным), представляемый в налоговые органы.

Еще одна ежегодная обязанность фондов установлена абзацем 2 пункта 2 статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно: публиковать отчеты об использовании своего имущества. Главный специалист-эксперт Бобкова Юлия Владимировна

Статья 23.

Государственная регистрация изменений учредительных документов некоммерческой организации

1. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.2.

Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации.3.

За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.4. Изменения, вносимые в сведения, указанные в , приобретают юридическую силу со дня их внесения в единый государственный реестр юридических лиц.

Что такое НКО, цели создания, независимость

Под некоммерческими организациями понимаются , создаваемые в образовательных, культурных и иных, указанных в их учредительных документах, целях, и:

  1. не распределяющие полученную в результате своей деятельности прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ).
  2. не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли;

Примерный перечень целей создания НКО закреплен «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 (далее – ФЗ о НКО). Согласно указанному закону НКО могут создаваться для:

  1. развития физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан и т.д.
  2. достижения социальных, благотворительных, духовных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;

Указанный перечень не является исчерпывающим, данным пунктом предусмотрено, что НКО могут создаваться в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Кроме того, цели создания и деятельности НКО закрепляются отдельными федеральными законами. Так, например, согласно «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях осуществления деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, согласно «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 целью создания коллегий адвокатов, иных адвокатских образований является защита прав и свобод граждан, оказание гражданам квалифицированной юридической помощи, представление интересов граждан.

Конкретные цели создания НКО закрепляются в их учредительных документах, и, в зависимости от цели, НКО относятся к тому или иному виду, в какой именно сфере они будут осуществлять свою деятельность.

Среди принципов организации и деятельности НКО особое значение придается принципу их независимости. Независимость НКО обеспечивается, прежде всего, тем, что они являются юридическими лицами, и, как для всех юридических лиц, в их отношении, в том числе, законодательно закрепляется порядок их создания и ликвидации, порядок формирования, компетенция их органов управления, НКО наделяются обособленным имуществом.

В отношении некоторых форм и видов НКО принцип независимости специально закрепляется законом.

Так, например, это сделано в отношении религиозных объединений, организаций ( «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997), адвокатуры (ст.3 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002) и т.д.

Формы НКО

Некоммерческие организации могут иметь множество форм.

Перечислим некоторые из них:

  • религиозная – объединение физ.лиц для совместного вероисповедования. Например, русская православная церковь;
  • казачье общество – НКО, членами которого являются казаки. Цель создания – сохранение традиционного уклада казачьей жизни;
  • ассоциации и союзы – объединение нескольких организаций (коммерческих и некоммерческих) для защиты своих интересов.
  • этнические общины – организации, объединяющие граждан малочисленных народов РФ;
  • фонды – объединение физических или юридических лиц для сбора пожертвований на некоммерческие цели;
  • потребительский кооператив – организация, члены которой ведут некоммерческую деятельность. Например, члены дачного кооператива совместно содержат инфраструктуру и инженерные коммуникации своего дачного поселка;
  • общественная НКО – организация, объединяющая физических лиц для ведения некоммерческой деятельности. Например, «Российское аграрное движение», «Движение женщин России» и т.д.;

Микрофинансовые/микрокредитные организации

Микрокредитные и микрофинансовые организации — это не только те коммерческие компании которые выдают «кредиты до получки», но и организации выдающие небольшие кредиты малому бизнесу.

Такие организации в статусе АНО были созданы в большинстве субъектов российской федерации властями региона. Например, статусом микрофинансовой организации обладает и многие другие агентства и фонды. Эти организации можно отнести к подвиду организаций государственных агентов.

Они выполняют очень четкие функции, их создание происходит после принятия соответствующего закона, их финансирование и модель работы предопределяется их учредителем.

Социально ориентированные некоммерческие организации

Определение понятия социально ориентированной некоммерческой организации В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Виды деятельности социально ориентированных НКО Виды деятельности СО НКО определены Федеральным законом, в соответствии с п.1 ст.

31.1 Федерального закона к ним относятся: 1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; 2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; 3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; 4) охрана окружающей среды и защита животных; 5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений; 6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; 7) профилактика социально опасных форм поведения граждан; 8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества; 9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологичеaского состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности; 10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации; 12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации; 13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества; 14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ; 15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов; 16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ; 17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов; 18) увековечение памяти жертв политических репрессий. Перечень видов деятельности СО НКО в соответствии с п.2 ст. 31.1 Федерального закона может быть расширен другими видами деятельности, направленными на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации путем принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Так, в Саратовской области в соответствии со ст. Закона Саратовской области от 26.04.2011 № 45-ЗСО «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» установлены дополнительные виды деятельности СО НКО, наряду с видами деятельности, предусмотренными пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона: 1) развитие и поддержка детского и молодежного общественного движения; 2) укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие профилактике экстремизма и ксенофобии; 3) проведение социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества.

Закона Саратовской области от 26.04.2011 № 45-ЗСО

«О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области»

установлены дополнительные виды деятельности СО НКО, наряду с видами деятельности, предусмотренными пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона: 1) развитие и поддержка детского и молодежного общественного движения; 2) укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие профилактике экстремизма и ксенофобии; 3) проведение социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества.

Условия признания некоммерческих организаций социально ориентированными Таких условий в соответствии с Федеральным законом два: 1. НКО должны быть создана в форме, предусмотренной Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (а с 01.09.2014, с момента вступления изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом для некоммерческих организаций, в том числе: общественные организации, общественные движения, религиозные организации казачьи общества, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями). 2. НКО должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст.

31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и региональным законодательством для СО НКО.

Реестры СО НКО. В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона предусмотрено ведение Реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки со стороны государства. Реестры формируют и ведут те уполномоченные органы, которые непосредственно оказывают поддержку социально ориентированным НКО, в том числе: — федеральные органы исполнительной власти (федеральные реестры); — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственные реестры субъектов РФ), — местные администрации (муниципальные реестры), В соответствии с п.

3 ст.31.2. Федерального закона порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки и хранения представленных ими документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Минэкономразвития России.

Условия вхождения в реестры СО НКО – получение поддержки от федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации. Порядок ведения реестров определен Приказом Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 № 223

«О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами»

.

Реестры ведутся по рекомендованному Минэкономразвития образцу.

Реестровая запись, содержащая сведения о получателе поддержки, исключается из реестра органом по истечении 3 лет с даты окончания срока оказания поддержки на основании решения органа. Поддержка СО НКО. В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона государством может оказываться поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами видов деятельности СО НКО, определенных законом.

В соответствии с п.3 ст. 31.2 Федерального закона оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах: 1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций; 2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с о налогах и сборах; 3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Наряду с указанными формами поддержки в Федеральном законе на региональном и местном уровне субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями могут быть предусмотрены иные формы за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Финансовая поддержка СО НКО может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.

Имущественная поддержка СО НКО — путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества.

Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению. Информационная поддержка СО НКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Информационная поддержка СО НКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (вступает в силу с 01.01.2017) оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев СО НКО (вступает в силу с 01.01.2017) может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию социального партнерства, институтов гражданского общества, благотворительности и добровольчества включено в состав задач деятельности Министерства экономического развития России.

В целях автоматизации деятельности органов государственной власти в области реализации государственной политики по поддержке СОНКО на федеральном и региональном уровнях, сбора и распространения сведений о лучших практиках деятельности СОНКО, информационного и методического сопровождения деятельности СОНКО на государственном уровне создана Единая автоматизированная информационная Большое внимание информационной поддержке некоммерческих организаций уделяется общественной палатой Российской Федерации. Так, в Общественной палате Российской Федерации () 9.12.2016 прошла IX конференция «Межсекторное взаимодействие в социальной сфере», направленная на распространение эффективных технологий работы некоммерческих организаций и лучших практик их привлечения к оказанию услуг в социальной сфере.

В рамках конференции эксперты обсудили проблемы, связанные с обеспечением доступа НКО к бюджетным средствам и выходом третьего сектора на рынок социальных услуг.

С материалами, освещающими тему доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, а также с примерами привлечения СОНКО к оказанию услуг в социальной сфере можно ознакомиться на ().

Что такое некоммерческие организации (НКО) и чем они занимаются

Некоммерческие организации (НКО) являются видом организаций, в основе деятельности которых не лежит приобретение и максимизация прибыли и нет ее распределения между членами, входящими в организацию. НКО выбирают и устанавливают определенный вид деятельности, способствующий реализации благотворительных, социально-культурных, научно-образовательных, управленческих целей для создания социальных благ. То есть социально ориентированные некоммерческие организации России занимаются решением социальных проблем.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» 2020, 2020

Выбрать редакцию Текущая 26.11.2019 01.01.2019 10.08.2018 08.07.2018 01.05.2018 11.01.2018 01.01.2018 25.11.2017 01.07.2017 01.01.2017 02.10.2016 13.06.2016 23.05.2016 10.04.2016 20.03.2016 31.01.2016 10.01.2016 09.12.2015 13.07.2015 13.05.2015 07.04.2015 20.03.2015 11.01.2015 03.01.2015 06.12.2014 16.11.2014 26.10.2014 02.08.2014 04.06.2014 07.03.2014 10.01.2014 01.01.2014 01.09.2013 14.07.2013 12.02.2013 11.01.2013 21.11.2012 30.07.2012 01.01.2012 31.12.2010 01.10.2010 06.08.2010 01.06.2010 18.04.2010 01.01.2010 01.08.2009 20.07.2009 20.06.2009 01.01.2009 25.07.2008 16.05.2008 15.12.2007 03.07.2007 04.06.2007 06.04.2007 21.01.2007 11.01.2007 08.01.2007 18.04.2006 08.02.2006 07.01.2004 04.01.2003 01.07.2002 14.07.1999 02.12.1998 24.01.1996

  1. проверено сегодня
  2. редакция от 13.12.2019
  3. вступил в силу 12.01.1996

Закон об НКО в последней действующей редакции от 13 декабря 2020 года. Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Сравнить редакции закона Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони. Редакция закона от 13.12.2019 Редакция закона от 26.11.2019 Редакция закона от 01.01.2019 Редакция закона от 10.08.2018 Редакция закона от 08.07.2018 Редакция закона от 01.05.2018 Редакция закона от 11.01.2018 Редакция закона от 01.01.2018 Редакция закона от 25.11.2017 Редакция закона от 01.07.2017 Редакция закона от 01.01.2017 Редакция закона от 02.10.2016 Редакция закона от 13.06.2016 Редакция закона от 23.05.2016 Редакция закона от 10.04.2016 Редакция закона от 20.03.2016 Редакция закона от 31.01.2016 Редакция закона от 10.01.2016 Редакция закона от 09.12.2015 Редакция закона от 13.07.2015 Редакция закона от 13.05.2015 Редакция закона от 07.04.2015 Редакция закона от 20.03.2015 Редакция закона от 11.01.2015 Редакция закона от 03.01.2015 Редакция закона от 06.12.2014 Редакция закона от 16.11.2014 Редакция закона от 26.10.2014 Редакция закона от 02.08.2014 Редакция закона от 04.06.2014 Редакция закона от 07.03.2014 Редакция закона от 10.01.2014 Редакция закона от 01.01.2014 Редакция закона от 01.09.2013 Редакция закона от 14.07.2013 Редакция закона от 12.02.2013 Редакция закона от 11.01.2013 Редакция закона от 21.11.2012 Редакция закона от 30.07.2012 Редакция закона от 01.01.2012 Редакция закона от 31.12.2010 Редакция закона от 01.10.2010 Редакция закона от 06.08.2010 Редакция закона от 01.06.2010 Редакция закона от 18.04.2010 Редакция закона от 01.01.2010 Редакция закона от 01.08.2009 Редакция закона от 20.07.2009 Редакция закона от 20.06.2009 Редакция закона от 01.01.2009 Редакция закона от 25.07.2008 Редакция закона от 16.05.2008 Редакция закона от 15.12.2007 Редакция закона от 03.07.2007 Редакция закона от 04.06.2007 Редакция закона от 06.04.2007 Редакция закона от 21.01.2007 Редакция закона от 11.01.2007 Редакция закона от 08.01.2007 Редакция закона от 18.04.2006 Редакция закона от 08.02.2006 Редакция закона от 07.01.2004 Редакция закона от 04.01.2003 Редакция закона от 01.07.2002 Редакция закона от 14.07.1999 Редакция закона от 02.12.1998 Редакция закона от 24.01.1996 Редакция закона от 13.12.2019 Редакция закона от 26.11.2019 Редакция закона от 01.01.2019 Редакция закона от 10.08.2018 Редакция закона от 08.07.2018 Редакция закона от 01.05.2018 Редакция закона от 11.01.2018 Редакция закона от 01.01.2018 Редакция закона от 25.11.2017 Редакция закона от 01.07.2017 Редакция закона от 01.01.2017 Редакция закона от 02.10.2016 Редакция закона от 13.06.2016 Редакция закона от 23.05.2016 Редакция закона от 10.04.2016 Редакция закона от 20.03.2016 Редакция закона от 31.01.2016 Редакция закона от 10.01.2016 Редакция закона от 09.12.2015 Редакция закона от 13.07.2015 Редакция закона от 13.05.2015 Редакция закона от 07.04.2015 Редакция закона от 20.03.2015 Редакция закона от 11.01.2015 Редакция закона от 03.01.2015 Редакция закона от 06.12.2014 Редакция закона от 16.11.2014 Редакция закона от 26.10.2014 Редакция закона от 02.08.2014 Редакция закона от 04.06.2014 Редакция закона от 07.03.2014 Редакция закона от 10.01.2014 Редакция закона от 01.01.2014 Редакция закона от 01.09.2013 Редакция закона от 14.07.2013 Редакция закона от 12.02.2013 Редакция закона от 11.01.2013 Редакция закона от 21.11.2012 Редакция закона от 30.07.2012 Редакция закона от 01.01.2012 Редакция закона от 31.12.2010 Редакция закона от 01.10.2010 Редакция закона от 06.08.2010 Редакция закона от 01.06.2010 Редакция закона от 18.04.2010 Редакция закона от 01.01.2010 Редакция закона от 01.08.2009 Редакция закона от 20.07.2009 Редакция закона от 20.06.2009 Редакция закона от 01.01.2009 Редакция закона от 25.07.2008 Редакция закона от 16.05.2008 Редакция закона от 15.12.2007 Редакция закона от 03.07.2007 Редакция закона от 04.06.2007 Редакция закона от 06.04.2007 Редакция закона от 21.01.2007 Редакция закона от 11.01.2007 Редакция закона от 08.01.2007 Редакция закона от 18.04.2006 Редакция закона от 08.02.2006 Редакция закона от 07.01.2004 Редакция закона от 04.01.2003 Редакция закона от 01.07.2002 Редакция закона от 14.07.1999 Редакция закона от 02.12.1998 Редакция закона от 24.01.1996 Даже не пытайтесь искать новее — это последняя редакция Закон проверен сегодня в 08:30:24 постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон об НКО не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций. Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» определяет правовой статус некоммерческих организаций, порядок их создания, реорганизации и ликвидации как юридических лиц на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, дачных, огороднических и садоводческих объединений граждан. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» закрепляет в качестве некоммерческих организаций общественные и религиозные объединения, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, общественные фонды, государственные корпорации, ассоциации и союзы, не извлекающие прибыль из своей деятельности. Федеральный закон определяет виды деятельности некоммерческих организаций, источники формирования имущества, формы оказания помощи со стороны органов государственной власти и местных органов самоуправления.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+