Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Предпринимательское право - Новый закон о садовых товариществах об управлении обществом

Новый закон о садовых товариществах об управлении обществом

Новый закон о садовых товариществах об управлении обществом

Права и ответственность СНТ и ОНТ


Закон утвердил все полномочия, правила и ответственность, которые несут организации, создающиеся для садоводческих и огороднических субъектов хозяйствования:

  1. Субъекты товарищества могут большинством голосов принять решение о передаче части их совместного имущества в собственность юридическим лицам. Например, дороги можно отдать в собственность муниципалитета, а электросети – энергетической фирме. Таким образом, члены СНТ и ОНТ не будут участвовать финансово в обслуживании и всех видах ремонтных работ таких объектов.
  2. Общие собрания могут проводиться как в очно-заочной, так и в заочной форме.
  3. Задержка уплаты взносов на 2 месяца и более может стать причиной исключения из товарищества. При этом человек может и далее пользоваться совместным имуществом организации, но лишается права голоса на собрании.

Закон конкретизировал такое понятие как «имущество совместного пользования», чтобы в товариществах не появлялись объекты, которые не связаны с их непосредственной деятельностью.Лица, которые являются владельцами участков, но не субъектами СНТ или ОНТ:

  1. Должны оплачивать покупку, создание и дальнейшее содержание имущества совместного пользования, а также все виды его ремонта.
  2. Могут участвовать в голосовании на общих сборах, посвященных вопросам, которые связаны с правом распоряжения имуществом совместного пользования.
  3. Имеют право пользоваться имуществом совместного пользования в рамках границ СНТ или ОНТ, в нормах, которые установлены для всех членов организации.

Закон упростил процесс получения обязательных лицензий на создание скважин и вступает в силу с 1.01.2020 г. Теперь товарищества могут пользоваться системой водоснабжения в хозяйственных и бытовых целях до вышеуказанной даты без получения государственной лицензии.Новый закон позволит соблюдать права всех садоводов и огородников, которые хотят стать субъектами товариществ, и людей, которые не хотят быть участниками таких некоммерческих организаций. Также он больше касается гражданских взаимоотношений между субъектами хозяйствования, а не юридической стороны вопроса.и другие материалы, вы можете найти на нашем.Ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал «». Это позволит нам публиковать больше интересных огородных статей.Читать еще:

Особенности нового закона о садовых и огороднических товариществах

Содержание Причины выпуска нового закона, изменившего статус загородных некоммерческих объединений граждан Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – новый закон), принятый в конце июля 2017 года (), даже своим названием свидетельствует о грядущих изменениях, вызванных его появлением.

Изменениям и дополнениям будут подвергнуты разом 39 ранее принятых законодательных актов. Видимо, по этой причине срок вступления нового закона в силу отложен до 1 января 2020 года с установлением переходного периода сроком в 5 лет со дня вступления в силу для завершения отдельных реорганизационных процедур. Основная цель нового закона, который сменит пока ещё действующий ФЗ

«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

(), может рассматриваться как попытка урегулирования ситуаций, сложившихся в «дачном хозяйстве» страны, в котором, где-то успешно, где-то и не очень эффективно трудятся на своё благо 60 миллионов садоводов, дачников и огородников, а это, ни много ни мало, практически половина российского населения.

Самыми болезненными проблемами, вызывающими большие нарекания, как выяснили законодатели при подготовке закона, начавшейся в 2014 году, стали следующие:

  • нередкие для многих садоводческих и дачных товариществ злостные поборы в виде членских и иных видов взносов,
  • множественность организационных форм дачных и садоводческих объединений (ДНП, СНТ, различные садоводческие и дачные кооперативы и иные варианты, все совместно представлявшие 9 самостоятельными юридическими формами некоммерческих объединений граждан, создававшихся для ведения загородного хозяйства),
  • дороговизна бурения и строительства скважин на воду в садоводствах или на отдельных участках, стоимость которых выливается во внушительные размеры (от 1 млн. руб. до 2.5 млн.руб.) и без которых, в отсутствие централизованного водопровода, пребывание на дачах становится просто немыслимым,
  • отсутствие реальной поддержки со стороны муниципалитетов уже действующим и образующимся новым дачным и садовым товариществам по обеспечению их инженерными коммуникациями.
  • былые административные гонения за строительство жилых домов на садовых и дачных участках, а соответственно, и невозможность регистрации (прописки) в возведённых на участках капитальных строениях, абсолютно пригодных для проживания,

Новые организационные формы некоммерческих объединений граждан для ведения загородного хозяйства Из нового закона исключена такая правовая организационная форма объединений граждан, как «дачное некоммерческое товарищество».

Новый закон ликвидировал искусственно сформированное и до сих пор существующее различие между дачными и садоводческими товариществами, созданными в соответствии с упомянутым уже ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и установил только 2 вида юридического статуса загородных объединений граждан:

  • огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ).
  • садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ),

О правах индивидуалов, не желающих вступать в товарищество, изложено ниже.

А пока рассмотрим, что нового будет в СНТ и ОНТ. Садоводческое некоммерческое товарищество и огородническое некоммерческое товарищество являются видами товарищества собственников недвижимости.

Новые садовые и огородные земельные участки, как и ранее, образуются из земель населённых пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения.

Каждый садовый или огородный земельные участки могут быть включены в границы только одной территории садоводства или огородничества.

Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных участках, расположенных в границах территории товарищества, может проводиться правообладателями участков в следующих организационно-правовых формах:

  • без участия в товариществах.
  • с участием в товариществах,

В соответствии с новым законом, установлено, что товарищество может быть образовано с минимальным число членов в 7 человек (часть 2 статьи 16 нового закона).

Если требование по численности членов товарищества не будет соблюдаться, то такое некоммерческое объединение может быть ликвидировано по решению суда:

  • по иску органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества,
  • по иску органа госвласти субъекта РФ,
  • по иску собственника или правообладателя садового или огородного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества.

При ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества (за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов), передаётся собственникам участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ, пропорционально их площади, причём вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества (пункт 1 статьи 28 нового закона).

Законом также определены положения, касающиеся:

  • прав и обязанностей органа управления товарищества.
  • прав и обязанностей членов товарищества,
  • оснований для прекращения членства;
  • оснований и порядка принятия в члены товарищества,

Данным вопросам посвящены несколько глав и статей закона, в том числе и статья 8, раскрывающая основные положения Устава товарищества.

Высшим органом товарищества является общее собрание его членов. Оно является правомочным, если на собрании присутствует более 50% членов товарищества.
Органом управления каждым из новых видов товариществ является, в общем-то, прежний орган, но с частично изменившимися полномочиями:

  • правление, являющееся постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом с предельной численностью не менее 3-х человек, но не более 5 % от числа членов товарищества, что не только создаёт определённое удобство в «управляемости» самим правлением со стороны членов товарищества, но и снижает размер членских взносов на содержание правления с уменьшившейся численностью,
  • председатель, представляющий единоличный исполнительный орган,
  • ревизионная комиссия (ревизор), подотчётная общему собранию членов товарищества.

Правление товарищества подотчетно общему собранию СНТ или ОНТ.

Избираться орган управления будет уже на 5 лет, а не на 2 года, как сейчас и до 01.01.2019 г. Несмотря на заметно больший срок его полномочий, по решению общего собрания членов товарищества, за неудовлетворительную работу председателя или нерадивых членов правления можно будет отстранить и переизбрать в любой назревший момент.
Несмотря на заметно больший срок его полномочий, по решению общего собрания членов товарищества, за неудовлетворительную работу председателя или нерадивых членов правления можно будет отстранить и переизбрать в любой назревший момент.

Заседание правления товарищества правомочно, если на нем присутствует не менее половины его членов.

Решения правления товарищества принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов правления. При равенстве голосов голос председателя товарищества является решающим.

Возможность изменения СНТ на ТСЖ По решению общего собрания членов СНТ, собственники садовых участков вправе изменить существующий вид объединения на товарищество собственников жилья (ТСЖ). Организационно-правовая форма товарищества собственников недвижимости в этом случае не меняется, но основным требованием для такой процедуры становится соответствие ТСЖ нормам жилищного законодательства РФ, регулирующего создание ТСЖ с одновременным удовлетворением следующих условий:

  • на всех садовых земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, размещены жилые дома.
  • территория садоводства находится в границах населенного пункта;

Изменение вида садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) на товарищество собственников жилья (ТСЖ) реорганизацией не считается (пункт 2 статьи 27 нового закона).

Возможность изменения СНТ или ОНТ на иной вид деятельности товарищества Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество может поменять вид деятельности, опять-таки по решению общего собрания:

  • иную деятельность, не связанную с ведением садоводства и огородничества и допускающую создание потребительского кооператива.
  • на производство, переработку и сбыт продукции растениеводства,

Создание производственного кооператива является реорганизацией прежней организационно-правовой формы СНТ или ОНТ (пункт 1 статьи 27 нового закона), а значит, требует внесения изменений в ЕГРН. Нужно или нет менять документы на узаконенные постройки в переходный период и после? Для переходного периода, который растянется на 5 лет, то есть до 1 января 2024 года, новый закон определил следующие положения:

  1. ДНП, дачные кооперативы, дачные хозяйства, огороднические партнёрства и другие некоммерческие организации граждан, созданные до 1 января 2020 года, реорганизовывать не требуется.
  1. С 01.01.2019 г.

    ко всем созданным ранее садоводческим или дачным некоммерческим партнёрствам, а также огородническим некоммерческим партнёрствам будут применяться требования нового закона даже до приведения их уставов в соответствие с новым законом:

  • или в соответствии с положениями об огороднических некоммерческих товариществах.
  • или в соответствии с положениями о садоводческих некоммерческих товариществах,
  1. Приведение учредительных документов садоводческих или дачных некоммерческих партнёрств и огороднических некоммерческих партнёрств, созданных до введения нового закона, производится после вступления нового закона в силу через внесение изменений:
  • в учредительные документы (правоустанавливающие, устав и иные документы) и регистрации этих изменений в ЕГРН,
  • изменения наименований некоммерческих объединений при этом не требуется, но может проводиться по желанию заинтересованных сторон,
  • изменение наименований не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования.
  1. Здания на садовых участках, зарегистрированные в ЕГРН до 01.01.2019 г. с назначением “жилое”, “жилое строение”, признаются жилыми домами:
  • замена документов и наименований зданий может быть выполнена по желанию правообладателей объектов недвижимости.
  • замены ранее выданных документов на зарегистрированные в ЕГРН до 01.01.

    2020 г. здания или внесение изменений в документы на них, изменений в записи ЕГРН, а также замены наименований объектов недвижимости не требуется,

  1. Расположенные на садовых участках нежилые здания, строения для сезонного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей и не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, зарегистрированные в ЕГРН до 01.01.

    2020 г., признаются садовыми домами:

  • замены ранее выданных документов на зарегистрированные в ЕГРН до 01.01. 2020 г. указанные строения или внесение изменений в документы на них, изменений в записи ЕГРН, а также замены наименований объектов не требуется,
  • замена документов и наименований перечисленных строений может быть выполнена по желанию их правообладателей.

Реестр членов товарищества Распределение участков между членами товарищества проводится на основании решения общего собрания членов товарищества в соответствии с реестром членов товарищества.

Садовые и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.

Реестр членов товарищества должен быть сформирован в течение 1 месяца со дня государственной регистрации СНТ или ОНТ в ЕГРН (статья 15 нового закона). Создаёт реестр председатель товарищества или уполномоченный на это член правления.
Реестр членов товарищества содержит следующие сведения:

  • о членах товарищества,
  • кадастровый (условный) номер каждого земельного участка, правообладателем которого является член СНТ или ОНТ (после осуществления распределения земельных участков между членами товарищества).

Члены товарищества обязаны предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра, и своевременно информировать председателя товарищества или уполномоченного члена правления об изменении сведений.

Неисполнения требования о предоставлении сведений член СНТ или ОНТ несёт риск наложения на него расходов товарищества, связанных с отсутствием в реестре актуальной информации. Принцип территориального подчинения товариществ Закон вводит принцип территориального подчинения, по которому запрещается действие на одной территории нескольких товариществ с общей инфраструктурой и одной территорией общего пользования.

Принцип территориального подчинения товариществ Закон вводит принцип территориального подчинения, по которому запрещается действие на одной территории нескольких товариществ с общей инфраструктурой и одной территорией общего пользования. Иными словами, садовое товарищество внутри огородного появиться не может. Цели введения этого принципа вполне очевидны:

  • установление юридических взаимоотношений между товариществами по использованию инженерной инфраструктуры и территории общего пользования,
  • исключение ситуаций “перетягивания” преимуществ в использовании, к примеру, трансформаторной будки, принадлежащей одному юридическому лицу, и пожарного водоёма, принадлежащего другому юридическому лицу, то есть расположенных на территориях разных юридических лиц (товариществ), но обеспечивающих электричеством и водой каждое из этих товариществ,
  • управление имуществом общего пользования в границах территории садоводства или огородничества может осуществлять только одно товарищество.

С момента введения нового закона в действие собственники садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ, вправе создать только одно садоводческое или огородническое некоммерческое объединение.

Его границы должны определяться в соответствии с документацией по планировке территории:

  1. документация по планировке территории до её утверждения муниципальными властями должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества,
  2. В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества включаются земельные участки, соответствующие одновременно следующим требованиям:
  3. подготовка и утверждение проекта планировки территории для огороднического товарищества не требуются, а установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории ОНТ проводятся в соответствии с утверждённым проектом межевания территории.
  • участки находятся в собственности учредителей товарищества,
  • участки составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования.

При формировании новых садоводств и огородничеств и подготовке документации по планировке их территории в границы их территорий также включаются:

  • участки и территории общего пользования, определённые в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утверждённым проектом межевания территории).
  • участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам (их общая площадь должна составлять не менее 20% и не более 25% суммарной площади садовых или огородных земельных участков, попадающих в границы территории садоводства или огородничества),

Запрещено установление границ территорий садоводств или огородничеств, ограничивающих или прекращающих свободный доступ с иных земельных участков к территориям общего пользования или к земельным участкам общего пользования, расположенным за пределами границ образуемых территорий товариществ. Имущество общего пользования в СНТ и ОНТ Одной из задач СНТ и ОНТ является управление имуществом общего пользования, расположенного в границах территории садоводства или огородничества и принадлежащего членам товарищества.

К имуществу общего пользования, находящегося в границах территорий садоводческих или огороднических объединений, относится недвижимое имущество, которое отвечает одновременно следующим 2-м условиям:

  • имущество создано или приобретено после вступления в силу нового закона,
  • это имущество принадлежит собственниками земельных участков на праве общей долевой собственности пропорционально площадям их участков.

Такое имущество, представленное объектами капитального строительства и земельными участками общего назначения, используется исключительно для потребностей садоводов и огородников. В перечень потребностей включаются:

  • водоотведение,
  • проходы и проезды к территории
  • снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом,
  • охрана,
  • сбор твёрдых коммунальных отходов и иные потребности,
  • движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества,

Земельные участки общего назначения, относящиеся к имуществу общего пользования, формируются при разработке документации по планировке территории садоводства или огородничества. Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, используют земельные участки общего назначения для прохода и проезда к своим земельным участкам на следующих условиях:

  • свободно,
  • без взимания платы.

Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей участков к своим земельным наделам.

К основным целям создания имущества общего пользования новым законом отнесены:

  • использование всеми правообладателями земельных участков, находящихся в границах территории СНТ или ОНТ, для собственных нужд,
  • размещение на участках общего пользования другого имущества общего пользования (например, спортивных или детских игровых площадок. их оборудование и т.д.).

Имущество общего пользования СНТ или ОНТ может также принадлежать товариществу на праве собственности или ином праве, разрешённом гражданским законодательством.

После регистрации товарищества в ЕГРН, правообладатели входящих в него участков могут на общем собрании с присутствием 100% членов СНТ или ОНТ принять решение о желании приобрести доли в имуществе общего пользования в собственность, причём на безвозмездной основе и без выдела доли в натуре. После регистрации в ЕГРН права собственности на долю имущества общего пользования на территории товарищества каждый из собственников такой доли неизбежно увеличивает и свою базу налогов.

По решению общего собрания членов СНТ или ОНТ, имущество общего пользования может быть передано безвозмездно муниципалитету или в государственную собственность субъекта РФ, на территориях которого действует товарищество, при выполнении следующих условий:

  • есть согласие всех собственников садовых и огородных участков, оформивших и право общей долевой собственности на общее имущество на его передачу муниципалитету или в госсобственность.
  • общим собранием членов товарищества принято решение о передаче имущества,
  • имущество, по закону, может находиться в государственной или муниципальной собственности,

На недвижимое имущество общего пользования, находящееся в собственности товарищества, не может быть обращено взыскание. В случае ликвидации товарищества такое имущество безвозмездно передаётся в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в СНТ или ОНТ, пропорционально их площади.

Передача производится вне зависимости от того, являлись ли собственники членами товарищества (пункт 2 статьи 28 нового закона).

Сделки с долями в праве общей собственности на имущество общего пользования При сделках с садовыми и огородными участками, сопровождающимися переходом права собственности на эти объекты недвижимости, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования от предыдущего владельца переходит к новому собственнику. Собственник доли в праве общей собственности на имущество общего пользования не имеет право:

  • совершать действия, влекущие за собой передачу доли отдельно от права собственности на свой садовый или огородный участок.
  • отчуждать долю отдельно от права собственности на свой садовый или огородный участок,

Условия договора, по которому предметом сделки фигурирует:

  • переход права собственности на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования без перехода права на садовый или огородный земельный участок,
  • переход права собственности на садовый или огородный земельный участок без перехода доли в праве общей собственности на имущество общего пользования,

являются ничтожными (в случае, если собственнику садового или огородного участка принадлежит такая доля).

Взносы в СНТ и ОНТ Новым законом установлены лишь 2 вида взносов, которые должны вноситься членами СНТ или ОНТ в банке на расчётный счет товарищества (статья 14 нового закона):

  • членские,
  • целевые.

Вступительный взнос платить не придётся. Ограничены перечни задач, на которые можно расходовать взносы. Так, членские взносы можно расходовать исключительно на хозяйственные нужды товарищества, связанные со следующими задачами:

  • с уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
  • с выплатой заработной платы членам правления, с которыми товариществом заключены трудовые договоры,
  • с проведением расчётов с оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями,
  • с проведением расчётов со снабжающими организациями – поставщиками тепловой и электрической энергии, воды, газа, водоотведения на основании договоров, заключенных с этими организациями,
  • с благоустройством земель общего назначения,
  • с охраной территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности,
  • с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе с уплатой арендных платежей за данное имущество,
  • с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, с выполнением решений этих собраний,
  • с проведением аудиторских проверок товарищества,

Что касается целевых взносов, то возможности их расходования более разнообразны.

Связаны они со следующими задачами:

  • с проведением кадастровых работ для внесения в ЕГРН сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования,
  • с реализацией мероприятий, намеченных решением общего собрания членов товарищества.
  • с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка,
  • с подготовкой документации по планировке территории садоводства или огородничества,
  • с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования,

Суммарный ежегодный размер платы будет равен сумме ежегодных целевых и членских взносов члена товарищества. Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества.

При уклонении от уплаты взносов они взыскиваются товариществом с члена СНТ или ОНТ в судебном порядке. Те индивидуальные садоводы и огородники, что не пожелали стать членами СНТ или ОНТ, будут обязаны платить взносы наравне с членами товариществ (статья 5 нового закона).

Неуплата чревата теми же последствиями, что и для членов СНТ или ОНТ. В этом проявляется одно из отличий нового закона от действующего пока закона о дачниках, позволяющего индивидуалам вносить платёжи за пользование различными ресурсами (электричеством, водой, газом, если он подведён, а также за вывоз мусора и охрану) в размере, меньшем, чем у членов товарищества, и не платить взносы на зарплату председателя и членов правления СНТ или ОНТ.

Появятся при действии нового закона у индивидуалов и другие права – возможность участвовать в общих собраниях членов товариществ, голосовать по вопросам установления периодичности и размеров взносов. Не будет, по-прежнему, только права участвовать в выборах председателя и членов правления. Уставом СНТ или ОНТ могут предусматриваться случаи изменения размеров взносов для отдельных членов товарищества, учитывающие:

  • суммарную площадь объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке,
  • размер доли в праве общей долевой собственности на земельный участок или на расположенные на нём объекты недвижимого имущества.
  • различный объём использования имущества общего пользования в зависимости от размера садового или огородного земельного участка,

В общем случае, размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества.

Также уставом может быть установлен порядок взимания и размер пеней в случае несвоевременной уплаты взносов. Неуплата пеней, как и неуплата взносов, влечёт их взыскание в судебном порядке. Что разрешено строить на садовых и огороднических участках?

Новое строительство капитальных жилых домов для постоянного проживания, по введённому закону, разрешается только на садовых участках и только в том случае, когда такие земельные участки включены в территориальные зоны, предусмотренные правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), для которых:

  • в соответствии с градостроительными регламентами установлены предельные параметры разрешённого строительства.
  • утверждены градостроительные регламенты,

Хоть возведение жилых строений на садовых участках жилых домов дозволено и в настоящий период (2017 год), прописка в них превратилась в «сизифов труд» с положительным результатом только по решению суда, признавшего жилую постройку капитальной и пригодной для постоянного проживания.

Новый закон не только полностью легализовал такое строительство, но и регистрацию в жилом доме его обитателей, даже если построен он был или будет возведён в будущем на участке площадью 6 соток. Кроме этого, новый закон упростил процедуру перевода уже существующего садового (то есть некапитальной постройки) дома в капитальное жилое строение и обратно.

Огороднические участки должны использоваться только для выращивания фруктов и овощей, но, тем не менее, на них можно возводить хозяйственные постройки.

Тем застройщикам огороднических участков, что успели возвести на них, как разрешал (статья 33), “некапитальные жилые дома” и даже зарегистрировать собственность на них в ЕГРН, просто повезло, так как по новому закону считаться самостроем они не будут. Для исключения неоднозначных трактовок об участках и постройках на них, которые будут использоваться с 1 января 2020 года, в законе специально расшифровываются все понятия (статья 3 нового закона):

  • хозяйственные постройки – сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
  • огородный земельный участок – тот, что предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
  • садовый дом – здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (строить садовые дома можно безо всяких разрешений и согласований),
  • садовый земельный участок – тот, что предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд, сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей,

О строительстве на садовых и огородных участках скважин на воду В отношении строительства на садовых и огородных участках скважин на воду, в соответствии с новым законом (статья 31), внесены изменения в ФЗ “О недрах”.

Закон “О недрах” дополнен статьёй 192, в соответствии с которой:

  1. садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам и правообладателям садовых или огородных земельных участков, находящихся в границах их территорий СНТ или ОНТ, предоставлено право пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод, используемых:
  • для личных, бытовых и иных задач, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,
  • для целей хозяйственно-бытового водоснабжения,
  1. добыча подземных вод может осуществляться в упрощённом порядке:
  • без согласования и утверждения технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами,
  • без геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр,
  • без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых,
  • без представления доказательств того, что товарищества обладают или будут обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
  • без проведения геологического изучения недр,

Главным требованием при строительстве скважин выдвинута необходимость соблюдения правил охраны подземных водных объектов, а также основных требований по рациональному использованию и охране недр. Таким образом, некоммерческие организации, созданные для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйств до вступления в силу нового закона, вправе осуществлять добычу подземных вод для хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами.

Требование об обязательном лицензировании скважин вступит в силу с 1 января 2020 года. Формы и порядок поддержки органами государственной власти и местного самоуправления ведения садоводства и огородничества Новым законом (статья 26) вводятся обязанности муниципалитетов по разработке своих муниципальных и инвестиционных программ поддержки садоводства и огородничества, предусматривающих, помимо просветительской работы по популяризации ведения садоводства и огородничества или введения специальных подразделений, занимающихся реализацией региональной и муниципальной политики по поддержке садоводства и огородничества, решение таких очень важных задач, как:

  • финансирование комплексных кадастровых работ применительно к кадастровым кварталам, в границах которых расположены территории садоводства или огородничества,
  • предоставление в приоритетном порядке государственной и муниципальной поддержки гражданам, имеющим право на внеочередное, первоочередное или иное льготное приобретение садовых и огородных участков,
  • организация снабжения товариществ тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведением, снабжение топливом,
  • безвозмездное приобретение в государственную собственность субъекта РФ или в муниципальную собственность имущества общего пользования (автомобильных дорог, объектов электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты), расположенного в границах территории садоводства или огородничества – в соответствии с заявлениями товарищества или участников общей долевой собственности на имущество общего пользования имущества,

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку развития садоводства и огородничества в иных формах, установленных на местном уровне в соответствии с законодательством РФ.

На перечисленные задачи органы власти вправе использовать средства федерального бюджета.

Сделки с долями в праве общей собственности на имущество общего пользования

При сделках с садовыми и огородными участками, сопровождающимися переходом права собственности на эти объекты недвижимости, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования от предыдущего владельца переходит к новому собственнику. Собственник доли в праве общей собственности на имущество общего пользования не имеет право:

  • отчуждать долю отдельно от права собственности на свой садовый или огородный участок
  • совершать действия, влекущие за собой передачу доли отдельно от права собственности на свой на садовый или огородный участок

Условия договора, по которому предметом сделки фигурирует:

  • переход права собственности на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования без перехода права на садовый или огородный земельный участок
  • переход права собственности на садовый или огородный земельный участок без перехода доли в праве общей собственности на имущество общего пользования

являются ничтожными (в случае, если собственнику садового или огородного участка принадлежит такая доля).

Дачный закон-2019 Что нужно знать дачнику

Дачный закон-2019.

Что важно знать дачникуС 1 января 2020 вступил в силу новый закон о дачных участков.

Принятие закона прошло во многом незамеченным, СМИ не сильно освещали этот вопрос — и неудивительно, что многие до сих пор не знают о серьезных изменениях в законодательстве. Скоро лето, а значит и дачный сезон — давайте посмотрим что изменилось в законодательстве и как это повлияет на собственников загородных участков и недвижимости.Дачников большн нетПонятие «дачник» исчезло.

По крайней мере, из законов. Всё многообразие форм дачных объединений упразднено, оставлены только два:Садоводческое Некоммерческое Товарищество (СНТ)и Огородническое Некоммерческое Товарищество (ОНТ)В чем же принципиальное отличие новых форм?

  1. На землях СНТ теперь можно возводить жилые постройки, а также выращивать любые культуры и строить хозяйственные постройки.
  2. Также, только СНТ можно преобразовать в поселок коттеджного типа при соблюдении ряда условий.
  3. На землях ОНТ — только выращивать культуры, а также строить хозяйственные временные строение (не жилые).

Все остальные формы дачной кооперации упразднены.Заплатят всеТакже, важно знать еще об одном нововведении, которое привнес данный закон — теперь все собственники жилых участков на землях СНТ и ОНТ обязаны выплачивать членские взносы и обслуживание земли общего пользования (ремонт и т.д.), даже не будучи членами товарищества. В случае неуплаты, товарищество получило право взыскивать деньги с не-членов в судебном порядке.При этом, не состоящие в товариществе собственники земли, получили право участия в общих собраниях товарищества.Все взносы по новому закону теперь должны производиться только в безналичной форме — никаких больше передач-сборов денег «на руки».

Также, все члены товарищества теперь могут запрашивать любую бухгалтерскую документацию товарищества и получать копии на руки ( за плату).Новый закон устанавливает и минимальное число членов ОНТ или СНТ в 7 человек (часть 2, статьи 16 нового закона). Если требование по числу членов не соблюдено, то такое товарищество может быть ликвидировано по решению суда.

При ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества (за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов), передаётся собственникам участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ, пропорционально их площади — и, что важно — независимо от того, являлись ли данные лица членами товарищества (пункт 1 статьи 28 нового закона).Нужно ли менять правоустанавливающие документы сразу, или есть время?Закон устанавливает переходный период в 5 лет, до 2024 года.

За это время нужно переоформить документы на текущие земельные участки.

Но есть проблема — по статистике, у нас до 80% садовых участков не включены в ЕГРП.

По новому закону, право на землю не приравнивается к праву собственности. А значит, распоряжаться своими участками владельцы не оформленных правильно участков уже не смогут. Необходимо как можно скорее провести регистрацию по новым правилам.

Одна территория – одно товариществоСогласно новому закону, теперь на землях одного муниципального образования может быть лишь одно либо СНТ, либо ОНТ.

Как будут объединять садовые товарищества в тех муниципальных образованиях, где их на момент принятия закона уже несколько, неясно – ясно только то, что это создаст большое количество формальных проблем их участникам.Новые условия прописанные в законе, позволяют местным администрациям переводить земли СНТ и ОНТ в любую другую категорию — от особо охраняемой природной до промзоны. Что открывает большое поле для злоупотреблений местной власти.Однако, есть и плюсы — так, в возведенных на садовых участках жилых домах теперь можно будет прописаться.

Причем, если гражданин уже стоит в очереди на получение жилья или улучшение жилищных условий, то признание его строений на садовых участках домами, не повлечет исключение из очереди на жилье.Что в итоге?Новый закон принес порядок в многообразие форм дачной кооперации – сократил количество видов товариществ с 9 до 2-х. Но порядок перехода товариществ которые до принятия закона существовали в иной форме на новые две формы — достаточно сложен.Неоднозначны и изменения для так называемых ‘единоличников” – владельцев земель на территории дачных товариществ, не состоящих в товариществе – с одной стороны, они теперь обязаны платить членские взносы и оплату обслуживания земель общество пользования. С другой — теперь они могут участвовать в собраниях и участвовать в принятии решений, а сами члены товариществ теперь имеют право запрашивать бухгалтерскую и иную документацию по финансовой деятельности товарищества, то есть у рядовых членов товариществ появилось больше инструментов контроля.Хорошо выглядит решение дать возможность прописаться в дачных домах, равно как и упрощение процесса перевода временных дачных строений в полноценные жилые дома.Главное ясно одно — дачным кооператорам в этом и последующих годах предстоит столкнуться со значительно большим чем обычно объемом бюрократии.

Те, кто не переоформит все грамотно сейчас, 1 января 2024 года могут лишиться своей загородной земли.

Прописываться в дачных домах пока рано

Фото: YAY/ТАСС/Елена ЕлисееваОдин из главных вопросов для любого садовода – что будет с домом.

К сожалению, пока дать на него четкий ответ не представляется возможным.

С одной стороны, в новом законе прописано, что строительство капитальных домов допускается только в случае, если земельные участки включены в предназначенные для застройки территориальные зоны. С другой – садовый дом может быть признан жилым домом, а жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Другими словами, все существующие дачные кооперативы и товарищества без проблем могут быть переоформлены в садовые товарищества, а все существующие дачи – в садовые дома, с последующим признанием жилыми домами.

Но только при условии, что территория такого дачного кооператива включена территориальную зону, предназначенную для застройки и для которой утверждены градостроительные регламенты. Первый потенциальный риск заключается в том, что при перерегистрации неизбежно будет проводиться проверка соответствия имеющихся строений нормам градостроительных регламентов. В результате которой, например, может выясниться, что в данной конкретной территориальной зоне разрешается строить только одноэтажные здания.

Еще больше беспокойства вызывает ссылка на порядок, предусмотренный Правительством Российской Федерации.

Дело в том, что согласно Градостроительному кодексу, не требуется разрешения на строительство на садовом или дачном участке.

Это положение, кстати, подтверждается также определением Верховного Суда РФ от 17.08.2016 № 77-КГ16-4 и многочисленной практикой судов, в том числе в Москве и Московской области.Однако в сентябре прошлого года Минэкономразвития выпустило письмо № Д23и-4285, в котором, в частности, утверждается, что жилые дома, возводимые на дачных участках, могут строиться только на основании разрешения на строительство, выдаваемого в том же порядке, что и для объектов ИЖС.

И правительство, определяя порядок переоформления дачных домов в садовые, с большой вероятностью будет ориентироваться на позицию своего министерства.

То есть у дачников могут начать требовать предъявить разрешение на строительство.

При отсутствии которого дома, возведенные на дачных участках, могут быть признаны самостроем, со всеми вытекающими последствиями.

Окончательную ясность в этот вопрос должно внести федеральное правительство до вступления закона в силу.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+