Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Ограничения публичных мероприятий в целях защиты прав граждан

Ограничения публичных мероприятий в целях защиты прав граждан

Законодательные нормы

гарантирует гражданам России право свободно проводить мирные собрания. Реализация этого права носит уведомительный, а не разрешительный характер. Ограничение возможно только в соответствии с федеральным законом, и только в той мере, чтобы обеспечить защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

регламентирует ограничения и требования к организаторам акций. В этом же ФЗ говорится о необходимости письменно уведомлять о мероприятии органы исполнительной власти или местного самоуправления — в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения. В случае пикетирования допускается подача уведомления за три дня до предполагаемой даты.Если власти отказывают в согласовании указанного в уведомлении места и времени, они обязаны предложить организаторам альтернативный вариант.

В случае, если это не было сделано, мероприятие считается согласованным. Подобными казусами зачастую Алексей Навальный и его сторонники.Конституционный суд РФ определил, что при отказе в согласовании власти должны предоставить веские доводы, почему в конкретном месте провести акцию невозможно.«Причем такое предложение [перенести акцию] должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранить нормальное и бесперебойное функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо поддержать общественный порядок, обеспечить безопасность граждан».Гражданину могут отказать в согласовании акции по следующим причинам:

  1. Нарушен срок подачи уведомления;
  2. Ничем не мотивированный отказ, который можно обжаловать в судебном порядке.
  3. Заявка оформлена задним числом на проведение другого мероприятия;
  4. Не указаны цель и форма акции, дата и место ее проведения;
  5. Указанная в уведомлении площадка занята в это время другим публичным мероприятием;
  6. Запрашиваемое место не соответствует заявленному количеству участников;
  7. Организатор входит в список лиц, которым проводить публичные мероприятия запрещено (недееспособные граждане, лица отбывающие наказание в местах лишения свободы, представители политических, общественных или религиозных объединений, чья деятельность приостановлена или запрещена в России);
  8. Органы власти не смогут обеспечить общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия;

Добавим, что согласования не требуют одиночные пикеты и акции в гайд-парках.

В целом же отказ в согласовании нельзя приравнивать к полному запрету на мирное публичное мероприятие.«»Нелегальных» мирных собраний не бывает.

Не может быть и «несанкционированных» (даже если их и считают таковыми отдельные представители властей отдельных государств). Бывают «несогласованные» (то есть такие, по поводу которых организаторам и власти не удалось совместно согласовать время, место и форму мирного собрания) и проходящие «без уведомления» (в случае, если организаторы мирного собрания не успели или не захотели уведомлять власть). Означает ли это, что власти могут разгонять подобные собрания и даже применить силу?

Нет, не означает. Пока собрание остается мирным и не нарушает ряда иных ограничений, какими бы ни были принятые на той или иной территории законы, оно автоматически является легитимным — в силу природы «основных свобод».Андрей Юров — научрук Международного центра прав человека при Санкт-Петербургском Институте права им.

Принца П.Г.Ольденбургского | Тем не менее в России наказывают не только организаторов несогласованных акций, но и участников.

Чаще всего протоколы составляют по

«Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»

. Максимальное наказание за «проступок» — штраф до 300 тысяч рублей или административный арест до 30 суток.В 2014 году в Уголовном кодексе РФ появилась «Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

Эта норма применяется к тем, кто был наказан по 20.2 более двух раз за последние 180 дней, и предусматривает штраф до миллиона рублей или лишение свободы на срок до пяти лет. Первым осужденным по этой статье стал .Также участника митинга или иного публичного мероприятия могут привлечь к ответственности по за мелкое хулиганство, если, по мнению полиции, он нарушает общественный порядок, нецензурно выражается и пристает к окружающим. В этом случае активисту грозит до 2,5 тысяч рублей штрафа или 15 суток ареста.Зачастую задержанным на несогласованных акциях вменяют не только статью 20.2, но и — неповиновение сотруднику полиции.

Однако июньский Пленум Верховного суда РФ разъяснил, что наказывать активистов за один проступок по обеим статьям одновременно нельзя. По этой причине недавно были штрафы краснодарским активистам.«Человек не может одним действием совершить сразу два правонарушения. То есть если сотрудники полиции говорят, что вы участвуете в несанкционированном митинге, а вы отвечаете, что знаете и продолжаете это делать, — это не неповиновение полиции.
То есть если сотрудники полиции говорят, что вы участвуете в несанкционированном митинге, а вы отвечаете, что знаете и продолжаете это делать, — это не неповиновение полиции.

Почему сотрудники полиции это делают [вменяют статью о неповиновении]?

Потому что по 20.2 невозможно административное задержание, а им же хотелось людей выдергивать из толпы и увозить. А 19.3 это им позволяет, они используют ее как инструмент».Алексей Аванесян — адвокат | Бывает, что участникам оппозиционных митингов предъявляют и более серьезные обвинения, например, по «Применение насилия в отношении представителя власти».

Так произошло с жителем Санкт-Петербурга , которого судят за то, что он якобы выбил полицейскому зуб во время акции «Он нам не царь».Организатора могут наказать за то, что на его акцию пришло людей больше, чем было указано в уведомлении, если имело место нарушение общественного порядка.____________________________________________________________________________

Судебная практика и законодательство — 54-ФЗ О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

8) в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий, организуемых в соответствии с Федеральным от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», и на прилегающих к таким местам территориях, границы которых устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании проведения таких мероприятий; 3.

Порядок организации и проведения гражданами одиночного пикетирования, как и других форм публичных мероприятий, определен Федеральным от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

. признать Федерального закона

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «

О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не соответствующим Российской Федерации, ее , и , в той мере, в какой он предполагает наступление гражданско-правовой ответственности организатора публичного мероприятия — в случае неисполнения им обязанностей, предусмотренных Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», — за вред, причиненный участниками публичного мероприятия, вне зависимости от проявления им надлежащей заботы о поддержании общественного порядка и отсутствия его вины в причинении такого вреда.

Из содержания данного уголовного запрета следует, что нарушение порядка организации или проведения публичных мероприятий, установленного Федеральным от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

, которое, по общему правилу, влечет наступление административной ответственности, подлежит квалификации в качестве преступления лишь в случаях, когда соответствующее нарушение совершается лицом, ранее уже более двух (т.е.

не менее трех) раз в течение ста восьмидесяти дней подвергавшимся административно-деликтному преследованию. 9. Определением от 7 июля 2016 года N 1428-О Конституционный Суд выявил смысл положений , и Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. Определением от 7 июля 2016 года N 1428-О Конституционный Суд выявил смысл положений , и Федерального закона

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

, а также Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

1. При организации агитационных публичных мероприятий зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, зарегистрировавшим списки кандидатов, следует руководствоваться положениями Федерального от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

, в том числе положениями о том, что уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. При проведении иных публичных агитационных мероприятий действует уведомительный порядок, предусмотренный законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 1. В своей коллективной жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане А.В.

Анохина, Д.В. Бадов, В.А. Бочкарева и А.Г. Корнеева оспаривают конституционность следующих положений Федерального от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

(в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 9 марта 2016 года N 161-ФЗ): 8) в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий, организуемых в соответствии с Федеральным от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», и на прилегающих к таким местам территориях, границы которых устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании проведения таких мероприятий; Федеральный от 19 июня 2004 г.

N 54-ФЗ

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст.

2485; 2010, N 50, ст. 6602; 2011, N 7, ст. 901, N 50, ст. 7366; 2012, N 24, ст. 3082; 2014, N 30, ст. 4259, N 40, ст.

5323; 2015, N 18, ст. 2617); Федеральный от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст.

2485; 2010, N 50, ст. 6602; 2011, N 7, ст.

901, N 50, ст. 7366; 2012, N 24, ст. 3082; 2014, N 30, ст. 4259, N 40, ст.

5323; 2015, N 18, ст. 2617);

Право граждан РФ на проведение публичных мероприятий

Стр 4 из 9В ст. 31 Конституции РФ закреплено право граждан РФ

«собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование»

. Это право также зафиксировано ст.

27 ФЗ «Об общественных объединениях», однако оно принадлежит не только общественным объединениям, но и всем гражданам РФ. Порядок и организация проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования регулируются Федеральным законом от 19.06.2004 г.

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

. Посредством осуществления данного права граждане выражают коллективное мнение по различным вопросам общественной и государственной жизни, привлекают к ним внимание населения, соответствующих органов власти и управления, общественных объединений, предъявляют к ним определенные требования, защищают или поддерживают какие – либо социально – значимые инициативы. Виды публичных мероприятий: 1) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; 2) митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; 3) демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; 4) шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; 5) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Для проведения перечисленных мероприятий требуется предварительное уведомление властей (не ранее 15 и не позднее 10 дней до проведения).

Осуществление данного права не должно нарушать прав и свобод других лиц.

Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Право граждан РФ на участие в управлении делами государства В соответствии с ч. 1 ст. 32 Конституции РФ, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, лично, т.

е. путем участия в выборах, в референдуме, в качестве депутата представительного органа или государственного служащего, так и через своих представителей, т. е. через представительные органы власти.

Составляющими этого конституционного права являются три компонента: 1) избирательные права граждан; 2) равный доступ к государственной службе; 3) право участвовать в отправлении правосудия.

Избирательное право гражданина может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Гарантии избирательных прав граждан установлены ФЗ от 12.06.2002 г.

«Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ»

и ФЗ от 26.11.1996 г.

«Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»

.

Кроме возрастного ценза, есть и другие конституционные ограничения избирательных прав граждан, соответствующие мировой практике. В соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, не имеют право избирать и быть избранными две категории граждан: — лица, признаваемые судом недееспособными; — лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ). Государственная служба — профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст. 2 ФЗ «Об основах государственной службы РФ»).

К кандидату на должности государственных служащих (должности федеральных государственных служащих и должности государственных служащих субъектов РФ) предъявляются определенные требования: — гражданство РФ; — достижение 18-летнего возраста; — владение государственным языком (русским и языком субъекта федерации, если такой язык установлен для государственных служащих субъектов РФ); — наличие профессионального образования, необходимого для занятия соответствующей должности. Гражданин не может быть принят на государственную службу или находиться на ней: 1) в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 2) в случае лишения его права занимать государственные должности в течение определенного срока решением суда; 3) при наличии подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению лицом должностных обязанностей. Имеются и некоторые другие ограничения, установленные ФЗ «Об основах государственной службы РФ».

В остальном доступ к государственной службе является равным. Право граждан на участие в отправлении правосудия (ч.

5 ст. 32 Конституции РФ), означает возможность участвовать в осуществлении судебной власти в качестве судьи, арбитражного или присяжного заседателя. К кандидату на должность судьи предъявляются определенные требования, установленные ст. 119 Конституции РФ и отдельными федеральными законами.

Право граждан на обращения В соответствии со ст. 33 Конституции РФ, граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальное или коллективное обращение в государственные органы или органы местного самоуправления.

Это право предусматривает возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ.

В обязанность должностного лица входит дать ответ на это обращение.

  • Социально-экономические и культурные права и свободы человека.

Социально-экономические права человека и гражданина связаны со сферой экономики, т. е. со способами производства материальных благ, формами собственности и распределением производственных благ. Исходной нормой Конституции РФ в данном случае является ст.

34 о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Правовые основы предпринимательской деятельности граждан регулируются гражданским законодательством РФ. Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от выполнения работ, оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

К иной экономической деятельности относится, например, банковская деятельность, биржевая деятельность, внешнеторговая деятельность и др.

Частным лицам, зарегистрированным в качестве предпринимателей, не разрешается производство оружия, государственных наград, наркотических средств, денег и т. д. На многие виды экономической деятельности требуется специальное разрешение — лицензия. В ч. 2 ст. 34 Конституции РФ специально запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В настоящее время действует ФЗ

«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

от 22 марта 1991 г. Монополистическая деятельность — это противоречащие антимонопольному законодательству действия хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция — это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйственных субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйственным субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Основной конституционной гарантией на предпринимательскую и иную экономическую деятельность является право на частную собственность (ст.35 Конституции РФ). Часть 1 ст. 35 Конституции РФ устанавливает, что частная собственность охраняется законом.

Нормы, направленные на такую охрану, содержатся в гражданском, административном и уголовном законодательствах РФ. При этом следует иметь в виду, что, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, признаются и защищаются равным образом все формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности и закон не отдает предпочтение ни одной из них.

Возможность права частной собственности на землю и другие природные ресурсы предусмотрена ст.

36 Конституции РФ. Часть 1 ст. 36 Конституции устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, условия и порядок пользования землей определяются на основе Земельного кодекса (ЗК) РФ. К важнейшим социально-экономическим правам человека и гражданина относятся также право на труд и связанные с ними права (трудовые права).

В ч. 1 ст. 37 Конституции РФ установлено, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а ч. 2 ст. 37 Конституции РФ прямо запрещает принудительный труд.

Принудительный труд не включает в себя: — работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службой; — работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.

е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; — работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Часть 3 ст. 37 Конституции РФ предусматривает другие трудовые права граждан: а) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Иначе это право называется правом на охрану труда. б) право на вознаграждение за труд, без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ). в) право на защиту от безработицы.

Это право предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую по возможности полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве.

Часть 4 ст. 37 Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры работников с работодателями с использованием установленных ФЗ способов их разрешения, включая право на забастовку. Часть 5 ст. 37 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на отдых.

Работающему по трудовому договору обеспечиваются установленные ФЗ продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. К социально- экономическим правам относятся и такие права, которые обеспечивают создание иных условий для достойной жизни и свободного развития человека, в соответствии с характеристикой РФ как социального государства (ст. 7 Конституции РФ). Это, в частности, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей (право на социальное обеспечение); право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Право па охрану здоровья и медицинскую помощь предусмотрено в Конституции РФ и означает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Часть 3 ст. 41 Конституции РФ предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

С этой нормой связана и последующая ст. 42 Конституции РФ о том, что каждый имеет право па благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В частности, каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить соответствующую информацию о состоянии своего здоровья, сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства или последствиях и результатах проведенного лечения. К культурным правам человека и гражданина относятся: — право на образование (ст.

43); — право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44); — право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44). Право на образование Часть 2 ст. 43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Часть 3 ст. 43 Конституции РФ устанавливает, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Исходя из смысла ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ, образование может быть платным в негосударственных образовательных учреждениях, а также платным может быть высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях для лиц, поступивших в него не на конкурсной основе.

Платным может быть и среднее (полное) образование (11 классов) в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Общее понятие о видах образования дает закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями.

Общее образование включает в себя три ступени: начальное общее (4 класса), основное общее (9 классов) и среднее (полное) общее образование (11 классов). При этом бесплатным в государственных и муниципальных учреждениях по Конституции РФ является только начальное и общее основное образование, причем, согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, основное общее образование (9 классов) обязательно.

В советское время обязательным было среднее образование — 10 классов общеобразовательной школы дневной формы обучения, 11 классов вечерней формы обучения. Родители или лица их замечающие (опекуны и попечители) обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Часть 4 ст. 43 Конституции РФ указывает, что Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, что означает государственный контроль за процессом образования, и поддерживает различные формы образования и самообразования. Конституционное право граждан на участие в культурной жизни предполагает возможность осуществления деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Право на культурную деятельность включает право на личную культурную самобытность, на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование, на свободу творчества (литературного, художественного и технического).

  • Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

К.

гарантии прав и свобод — это те способы, закрепленные в К. и з-нах, кот. обеспечивают реализацию физич. лицом принадлежащих ему прав и свобод, предусматривают механизм этой реализации и меры ответственности за их нарушение.

1) речь идет, прежде всего, о юридических, правовых гарантиях.

2) К. гарантии прав и свобод м.

разделить на две группы. а) К.

гарантии общего характера (положения К .РФ: 1) в РФ признаются и гарантируются права и свободы, согласно общепризнанным принципам и нормам м/н права и в соответствии с настоящей К.2).осуществление прав и свобод не д.

нарушать права и свободы др. лиц; 3) гос.

защита прав и свобод в РФ гарантируется; 4).

каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными з-ом: 5). каждому гарантир. судебная защита его прав и свобод, 6) все равны перед з-ном и судом и другие.

б) конкретные К. гарантии 1) гарантии гражданских прав, свобод; 2) гарантии политических прав и свобод; 3) гарантии экономических прав и свобод; 4) гарантии социальных прав и свобод; 5) гарантии культурных прав и свобод; 6) гарантии прав граждан в сфере правосудия. К. гарантии гражд. прав и свобод чел.

и гражданина в РФ.Смертная казнь впредь до её отмены м. устанавливаться ф.з в качествеисключит.

меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлен. обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей; 2) никто не д.

подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему чел. достоинство обращению или наказанию,3) никто не м.б. без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам;4) арест, заключение под стражу и содержан.

под стражей допускается только по судебному решению, до судебного решения лицо не м.б. подвергнуто задержанию на срок более 48 часов;5) сбор, хранение, use и распростран. информации о частной жизни лица без его согласия не допускается;6) органы гос.

власти и органы местного самоупр., их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомлен. С документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено з-м; 7) никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных ф.з., или на основании судебного решения.

К. гарантии полит. прав и свобод чел.

и гражданина в РФ. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая соц., расовую, национ. или религиозную ненависть и вражду, 2)запрещается пропаганда соц., расового, национ., религиозного или языкового превосходства;3) никто не м.б.

принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; 4) гарантир. свобода массовой информации, цензура запрещается;5) никто не м.б.

принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем 6) и др.; К. гарантии экон., соц. и культ. прав и свобод:1) не допускается экон.

деят. -направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; 2)право ч/с охраняется з-ом: никто не м.б. лишен своего имущества иначе как по решен.

суда, принудит. отчужден. имущества для гос. нужд м.б. произведено только при условии предварит.

и равноценного возмещения; 3)право наследования гарантируется; 4) владение, пользование и распоряжение землёй и др. природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окруж. среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; 5) условия и порядок пользования землей определ.

на основе ф.з.; 6) принудит. Труд запрещен 7) и др.; социальных прав и свобод: 1) работающему по труд. договору гарантир. установленные ф.з.

продолжит. раб. времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск; материнство и детство, 2) гос.

пенсии и соц. пособия устанавливаются з-ом; 4) никто не м.б. произвольно лишен жилища; 5) малоимущим, иным указанным в з-не гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из гос., муницип. и др. жилищных фондов в соотв.

с установленными з-ом нормами; 6) медицинская помощь в гос. и муницип. учреждениях здравоохран. оказывается гражданам бесплатно за счет средств соотв.

бюджета, страховых взносов, др. поступлений; 7) сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соотв. с ф.з.; 8) гарантир. общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и ср.

профобразования в гос. образоват. учреждениях культурных прав и свобод: 1) каждому гарантир. свобода литер., худ., научного, технич.

и др. видов творчества, преподавания;2) интеллектуальная собственность охраняется з-ном и другие. К. гарантии прав и свобод чел. и гражданина в сфере правосудия.Никто не м.б.

лишен права на рассмотрение его дела в том суде и темсудьей, к подсудности кот. оно отнесено з-ном; 2) каждому гарантир. право наполучен. квалифицир. юр.

помощи: в случаях, предусмотренных з-ом, юр.помощь оказывается бесплатно; 3) презумция невиновности; 4) обвиняемый необязан доказывать свою невиновность; 5) неустранимые сомнения в виновностилица толкуются в пользу обвиняемого:6) никто не м.б.

повторно осужден заодно и то же преступление; 7) при осуществлен.

правосудия нельзя useдоказательств, полученных с нарушен. ф.з.; 8) никто не обязансвидетельствовать против себя самого, своего супруга и близкихродственников, круг кот. опред. ф.з.; 9) гос. обеспечивает потерпевшему доступк правосудию и компенсацию причиненного ущерба и другие.

  • Конституционные обязанности человека и гражданина РФ.

Конституционные обязанности – это требование основным законом должного поведения от человека как члена сообщества.4 

Юридические гарантии конституционного права граждан на проведение публичных мероприятий

Стр 5 из 5 Юридические гарантии права на проведение публичных мероприятий – это «юридические условия, средства и способы реализации конституционных прав, свобод и обязанностей.

В механизме гарантирования права на проведение публичных мероприятий эти гарантии своеобразны по содержанию и роли»[33]. К юридическим гарантиям необходимо отнести, в первую очередь, конституционное закрепление, то есть юридическое оформление права на проведение публичных мероприятий (таким образом обеспечивается единство естественного и позитивного права).
К юридическим гарантиям необходимо отнести, в первую очередь, конституционное закрепление, то есть юридическое оформление права на проведение публичных мероприятий (таким образом обеспечивается единство естественного и позитивного права).

Это юридическое оформление должно отвечать определенным требованиям: обеспечивать взаимогарантированность и непротиворечивость норм самой Конституции.

В конституционно-правовой науке, как правило,

«к числу юридических гарантий относят совокупность установленных положениями нормативных правовых актов средств реализации, охраны и защиты прав и законных интересов»

[34]. Некоторые учёные предлагают дополнить данный перечень средствами восстановления прав, рассматривая этот вид гарантий в качестве самостоятельного[35].

Однако, представляется более логичным относить средства восстановления прав к числу гарантий защиты в связи с тем, что реализация мер восстановления так же, как и реализация иных мер защиты, преследует цель устранения препятствующих осуществлению прав обстоятельств. На необходимость отражения во внутригосударственном законодательстве о публичных мероприятиях гарантий защиты неоднократно указывала в своих заключениях Венецианская Комиссия[36]. В практике Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда РФ[37] выверение правового регулирования на предмет закрепления надлежащих средств обеспечения прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий расценивается в духе соответствующего позитивного обязательства государства, которое также ответственно в лице своих органов и должностных лиц за эффективное осуществление данных гарантий.

Во исполнение указанного выше обязательства, нормативными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, провозглашаются гарантии таких прав организаторов публичных мероприятий и основанных на них законных интересов, как права выбора места, времени, целей, формы публичного мероприятия; право проведения предварительной агитации; право подготовки документов по итогам публичного мероприятия; право требования устранения препятствий в проведении публичного мероприятия и ряд иных возможностей.

К числу гарантируемых положениями законодательства прав участников акций справедливо относить права в области участия в публичном мероприятии, выбора способов выражения мнений, принятия итоговых документов публичных акций и т.д. При этом, несмотря на то, что перечень прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий разный, в целом объем условий и средств, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту данных прав и интересов является единым. Как организаторы, так и участники публичных мероприятий являются носителями провозглашенного в статье 31 Конституции РФ права граждан собираться мирно, без оружия, и имеют интересы, направленные на один и тот же объект, – публичное мероприятие.

В этой связи комплекс всех гарантий реализации, охраны и защиты прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий справедливо именовать гарантиями свободы собраний.

Условия и средства, обеспечивающие указанные выше права и законные интересы организаторов и участников публичных мероприятий, могут напрямую именоваться в законодательных актах как гарантии (глава 3 ФЗ № 54), либо расцениваться в качестве таковых в рамках правоинтерпретационной и правоприменительной деятельности. Так, установленные в ФЗ № 54 гарантии реализации прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий целесообразно подразделять на материальные и процессуальные. Гарантии первой группы уже рассматривались в предыдущем параграфе работы.

Они формулируются при помощи обязывающих предписаний (безвозмездное поддержание общественного порядка, санитарное и медицинское обслуживание при проведении публичного мероприятия; гарантируемое содействие властных субъектов организаторам в проведении публичного мероприятия; гарантию рассмотрения органами публичной власти вопросов публичного мероприятия, непосредственно обеспечивающую законный интерес его участников в воздействии на решения, действия и бездействие властных субъектов). В отечественной судебной практике в качестве

«особой материальной гарантии реализации прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий рассматривается также установление перечня специально отведенных для подобных акций мест, в которых вводится безуведомительный порядок организации и проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирований с числом участников, не превышающим установленный законом предел»

[38].

Необходимость закрепления в законодательстве о публичных мероприятиях

«процессуальных гарантий прав и законных интересов их участников связывается в международной практике с широкой свободой усмотрения, которой пользуются внутригосударственные органы в области решения вопроса о месте, времени и способах проведения акций»

.

Это вполне объясняет то обстоятельство, что, в отличие от материальных, юридические процессуальные гарантии проведения публичного мероприятия устанавливаются не столько на уровне закона, сколько в решениях межгосударственных и национальных конституционных судов.

Так, именно в практике Конституционного Суда РФ была обоснована способствующая удовлетворению интереса участников публичного мероприятия в воздействии на адресатов мероприятия гарантия учета возможности достижения целей публичного мероприятия при изменении властным субъектом его места и времени проведения[39]. Помимо гарантий реализации, справедливо также выделять гарантии охраны и гарантии защиты прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий.

Как представляется, первые выступают в виде условий и средств, предупреждающих неправомерное вмешательство в организацию и проведение публичных мероприятий в условиях отсутствия реальной и непосредственной угрозы причинения вреда. В то же время, провозглашение второй разновидности гарантий связывается с фактом уже состоявшегося нарушения прав и законных интересов или с его непосредственной угрозой.

К числу гарантий охраны справедливо относить, в том числе, сформулированные в ФЗ № 54 «условия обеспечения со стороны властных субъектов общественного порядка и безопасности граждан при проведении акций, а также запреты создания препятствий выражению мнений участниками публичных мероприятий. В качестве особой процессуальной гарантии охранительного толка в международной практике и в решениях Конституционного Суда РФ рассматриваются установленные в законодательстве РФ минимальные и максимальные сроки подачи уведомлений о публичных мероприятиях, позволяющие органам публичной власти предпринять действия в области обеспечения безопасности участников публичных мероприятий и предупреждения возможных нарушений»[40].

Среди гарантий охраны прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий также особо выделяются государственно-властные и общественные институты, осуществляющие деятельность с целью предупреждения возможных нарушений гражданских свобод. Так, Президент РФ как гарант прав и свобод человека и гражданина в 2010 году наложил вето на принятый Федеральным Собранием РФ закон о внесении в ФЗ № 54 изменений, ограничивающих граждан в возможности организации публичных мероприятий, осуществления предварительной агитации и проведения акций с использованием транспортных средств[41]. В качестве особой гарантии охраны прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий справедливо выделять установленную Конституцией РФ гарантию правомерного, не произвольного, осуществляемого на основании закона и в конституционно определенных пределах ограничения прав и свобод.

В 2012-2016 годах федеральное законодательство несколько раз изменялось и дополнялось в области реализации гражданами конституционных гарантий на проведение публичных мероприятий. В частности, 8 июня 2012 года был принят Федеральный закон №65 – ФЗ

«О внесении изменений в КоАП и ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

, основные поправки которого коснулись следующий положений[42]: 1) проведение предварительной агитации стало возможным лишь после согласования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Ранее это было возможно с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия; 2) лицам, привлечённым два или более раза к административной ответственности за нарушение закона о митингах, запрещалось организовывать публичные мероприятия; 3) увеличение обязанностей организатора публичного мероприятия в области принятия мер по недопущению превышения максимального количества заявленных в уведомлении о проведении публичного мероприятия участников, а также установление административной ответственности за неисполнение; 4) введение, по сути, разрешительного (вместо установленного Конституцией свободного уведомительного) порядка реализации права на проведение публичных мероприятий; 5) ответственность за вред, принесённый участниками публичного мероприятия, налагается на организаторов; 6) чрезмерное регулирование одиночных пикетов.

Как весь Закон от 08.06.2012 N 65-ФЗ «О внесении изменений.», так и отдельные его положения были оспорены в Конституционном Суде РФ группой депутатов Государственной Думы и гр. Э.В.Савенко. Итогом рассмотрения явилось Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. №4-П (с особыми мнениями судей Конституционного Суда РФ В.Г.Ярославцева и С.М.Казанцева)[43].

В целом, большая часть внесённых изменений была признана соответствующей Конституции РФ.

Касаемо права организаторов на проведение предварительной агитации лишь после согласования органами публичной власти, суд указал, что до проведения мероприятия организатор вправе

«осуществлять оповещение возможных участников публичного мероприятия о его предполагаемых целях, форме, месте, времени и иных условиях проведения»

, но никак не проводить агитационную кампанию. Запрет лицам, подвергнутым административному наказанию за нарушения Закона о митингах, быть организаторами публичных мероприятий, Конституционный суд признал соответствующим Конституции РФ.

Норму, «установившую обязанность организатора публичного мероприятия принимать меры по недопущению превышения указанной в уведомлении численности его участников, и административную ответственность организатора за превышение заявленной численности участников, Конституционный суд РФ, пусть и с рядом оговорок, также признал не противоречащей Конституции РФ.

Обосновывая это решение, он допустил возможность самых разных, вплоть до прямо противоположных, толкований этой нормы, ввиду внутренней противоречивости приведённых доводов и оценочного характера критериев оценки наличия оснований привлечения организатора к ответственности»[44].

Ряд положений всё-таки был признан Конституционным судом не соответствующими Конституции РФ. Среди них можно выделить: 1) наступление гражданско-правовой ответственности организатора публичного мероприятия за вред, причиненный его участниками,

«вне зависимости от проявления им надлежащей заботы о поддержании общественного порядка и отсутствия его вины в причинении такого вреда»

2) положение о наделении органов исполнительной власти субъектов РФ полномочием определять специально отведенные места для проведения публичных мероприятий. Анализируя некоторые аспекты позиции Конституционного Суда РФ, который в своём решении лишь немного «сгладил» неправомерные положения закона, принятого Государственной думой в 2012 году необходимо отметить, что они разошлись с принципами международного законодательства о свободе проведений публичный мероприятий.

Это дало почву для расширения списка обращений граждан РФ в Европейский Суд по правам человека с целью отстоять своё право на проведение публичных мероприятий и смежные с ним права. Подводя итог, скажем, что позиция Конституционного Суда РФ не совсем обоснована, поскольку именно этот орган, в силу своего статуса, должен требовать соблюдения требований норм Конституции РФ и норм международного права. Постановление №4-П в значительной мере упростила процесс принятия органами публичной власти изменений и дополнений, которые сужают реализацию права граждан на проведение публичных мероприятий.

Заключение Публичным мероприятием считается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации. Свобода при проведении публичных мероприятий должна рассматриваться как одна из важнейших гарантий участия граждан в политической жизни страны и в управлении делами демократического государства. Ограничение этой свободы вопреки понятным и применяемым законам – есть грубейшее нарушение основных принципов конституционного строя демократического государства.

Современная политическая ситуации в нашей стране и за её пределами вынуждает граждан нашей страны использовать инструмент публичных мероприятий как способ выражения общественных интересов.

При этом количество таких мероприятий неуклонно растёт, происходит большое количество конфликтов и протестов в связи с коррупционными скандалами, некоторыми важными государственными событиями (подготовка, проведение и подведение итогов выборов президента, в Государственную думу, региональных и областных выборов).

В работе рассмотрены отечественное и зарубежные законодательства в области проведения публичных мероприятий.

Отметим, что почти во всех рассмотренных случаях предусмотрены достаточно жесткие меры ответственности за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий.

Кроме того, общим для всех государств является обязательное наличие разрешения соответствующих государственных органов на проведения таких мероприятий. Возможность участия немалого количества граждан в публичных мероприятиях и не всегда мирные способы выражения интересов объясняют особую уязвимость публичных мероприятий к нарушениям прав и свобод человека и гражданина, что вынуждает российское государство к проведению реформирования законодательства о публичных мероприятиях.

Проведение любого публичного мероприятия должно быть закреплено при помощи гарантий — совокупности условий, средств, способов их обеспечения. В создании гарантий должны быть заинтересованы как государство, так и общественность.

В целях совершенствования гарантий права на проведение публичных мероприятий в работе предлагается: 1) включить в круг инициаторов проведения собрания органы публичной власти; 2) в условиях конфликтности ситуации между организаторами мероприятия и органами публичной власти необходимо предусмотреть возможность привлечения уполномоченных по правам человека, а также депутатов разных уровней для решения проблемных вопросов; 3) необходим особый порядок рассмотрения уведомлений о проведении публичного мероприятия в связи с резонансными событиями, привлёкшими общественное внимание; 4) в случае отказа в согласовании публичного мероприятия по времени и месту – обязательное обсуждение с организаторами мероприятия; 5) организация открытого диалога органов публичной власти, организаторов собраний и общественных правозащитных организаций; 6) закрепить юридические гарантии, которые определяли бы компетенцию уполномоченного органа на принятие и рассмотрение уведомлений о проведении публичного мероприятия. Исключить «разрешительный» порядок проведения мероприятия; 7) признать утратившей силу часть 6 статьи 5 ФЗ №54, согласно которой ответственность за вред, принесённый участниками публичного мероприятия, налагается на организаторов; 8) для защиты прав и законных интересов участников и организаторов публичных мероприятий предлагается установить меры признания (защита прав и интересов на этапе подготовки к мероприятию), меры компенсации (защита после мероприятия), превентивные и пресекательные меры (защита во время проведения мероприятия), меры самозащиты.

В рамках исследования были решены следующие задачи: 1) определено понятие и конституционное закрепление права граждан на проведение публичных мероприятий в РФ; 2) проанализированы исторические этапы развития конституционного права граждан на проведение публичных мероприятий в РФ; 3) исследованы международно-правовые стандарты, закрепляющие право граждан на проведение публичных мероприятий; 4) выявлено содержание и рассмотрен порядок реализации права на проведение публичных мероприятий; 5) рассмотрена система гарантий конституционного права на проведение публичных мероприятий; 6) приведены примеры юридических гарантий конституционного права на проведение публичных мероприятий и указаны направления их совершенствования. Решение перечисленных выше задач послужило основой для выполнения главной цели работы — изучено конституционное право граждан РФ на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований, а также проведён анализ гарантий, предоставляемых гражданам РФ при осуществлении данного права.

Список использованных источников: 1.

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием от 12 дек. 1993 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201408010002 (дата обращения 23.03.2019).

2. Всеобщая декларация прав человека // Международное гуманитарное право в документах / Московский независимый институт международного права, 1996. – 556 С. 3. Международный пакт о гражданских и политических правах // Международное гуманитарное право в документах. – М.: Московский независимый институт международного права, 1996.

– 445 С. 4. Хартия основных прав ЕС // Международное право в документах: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997. – 546 С. 5. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер.

закон от 8.06.2012 №65-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.

— 2016. — № 22; 6. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: федер. закон от 27.04.1993 N 4866-1 (в ред.

от 9.02.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 31. — Ст.4006; 7. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федер.

закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (в ред. от 15.06.2019 г.) // КонсультантПлюс.

(дата обращения 16.06.2019 г.). 8. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер.

закон Российской Федерации от 19 июня 2004 №54-ФЗ (в ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 31. — Ст.4006; URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ 9.

О проверке конституционности Федерального закона

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

и Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях»: постановление Конституционного суда РФ от 14 февраля 2013 года №4-П (с особыми мнениями судей Конституционного Суда РФ В.Г.Ярославцева и С.М.Казанцева) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http:www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.05.2019) 10. О проверке конституционности части 1 статьи 7 Федерального закона

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

: постановление Конституционного суда РФ от 13 мая 2014 года №14-П // Официальный интернет-портал правовой информации.

– URL: http:www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.05.2019) 11.

По жалобе группы граждан на нарушение их конституционных прав положениями пункта 1 части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8 Федерального закона

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

, а также части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: определение Конституционного суда РФ от 07.07.2016 N 1428-О // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http:www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.05.2019) 12. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2017 году / Право на проведение и участие в публичных мероприятиях // Российская газета.

— 2018 – 17 апреля 13. Авакьян С.А.

Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. Т.1 / С.А. Авакьян. – М.: Юристъ, 2011. – 719 С. 14. Антонова Л.Б. История законодательства разных стран в области права на проведение публичного мероприятия / Л.Б.

Антонова, Ю.П. Каширина // Территория науки. – Волгоград, 2013. – 247 С. 13.

Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус российского государства / Н.В.

Бутусова. – М.: Издательство МГУ, 2006.

– С. 336. 14. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учебное пособие / Л.Д.

Воеводин. – М.: Изд-во МГУ,1997. – 304 С. 15. Гриценко Е.В., Елисеева С.В., Иванов А.О., Кудряшова О.А.

Новеллы законодательства о свободе публичных мероприятий: режим конституционной свободы // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 1. С. 22-31. 16. Гущин, В.В.

Демонстрации, шествия, митинги //В.В.

Гущин/ Народный депутат. -2013-. № 2. — С. 114-116. 17. Исаева М.Н.

Регулирование свободы собраний в России: «системная проблема» и новые нарушения? Анализ с точки зрения практики Европейского Суда по правам человека/ М.

Исаев, Сергеева И., Сучкова М.

// Международное правосудие. -2014- № 3(11). -С. 90. 18. Кокотов А.Н., Кукушкин М.И. Конституционное право России: учебник / отв.

ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. – 4-е изд., пересмотр. и доп.

– М.: Норма – Инфра-М, 2008. – 472 с.

19. Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В.И. Фадеев. М., 2013. – 496 С. 20. Ларин В.В. Понятие административно-правовой охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий // Теория и практика совершенствования охраны общественного порядка.

— М., 2009. – 459 С. 21. Лебедев В.А. Конституционное право на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ / В.А. Лебедев. – М. — 2016. — 293 С.

22. Лукашева Е.А. Права человека: учеб.

пособие / Е.А. Лукашева. — М., 2010.- 244 С.

23. Маклаков В.В. Конституции государств Европы: учеб. пособие / В.В. Маклаков. – М: Норма, 2005. – 235 С. 24. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / О.Е.

Кутафин, В.И. Фадеев. 3-е изд., пераб. и доп. М., 2013. -940 С. 26. Никитина Е.Е.

Право на свободу собраний: соотношение федерального и регионального законодательства // Журнал российского права.

2006. № 3. С. 34-43. 27. Нудненко Л.А. Теоретические основы права граждан РФ на проведение собраний, митингов, шествий и пикетирования // Журнал российского права.

– 2009. – № 12. – С. 64 28. Полянская И.С. Конституционно-правовое регулирование права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования: автореф.

дис. … канд. юрид. Наук / И.С.

Полянская. — М., — 2005. — С. 17. 29. Скуратов Ю.И. Свобода собраний, митингов и демонстраций // Государство и право.

– 2009. – № 7. – С. 35. 30. Чистяков, О.

И. Конституции СССР / О. И. Чистяков.

— М: Зерцало-М, 2004. – URL: http://constitution.garant.ru/science-work/modern/4096920/. 31. Шугрина Е.С. Гарантии права на осуществление местного самоуправления: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2014.

С. 22. 32. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2007. С. 256. 33. Яковенко М.А.

Право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в системе конституционных прав и свобод // Конституционное и муниципальное право.

— 2009. — № 3. 34. Вето власти.

Президент отклонил поправки в закон о митингах и демонстрациях // Российская газета. 2010. 8 нояб. – URL: https://rg.ru/sujet/994/ (дата обращения: 12.05.2019) 35.

Заключение Венецианской Комиссии // Правовой портал. – URL: http://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2012)007-e. (дата обращения: 12.05.2019) [1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием от 12 дек.

1993 г. // Официальный интернет-портал правовой информации.

URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201408010002 (дата обращения 23.03.2019).

[2] См.: Нудненко Л.А. Теоретические основы права граждан РФ на проведение собраний, митингов, шествий и пикетирования // Журнал российского права. – 2009. – № 12. – С. 64 [3] О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон Российской Федерации от 19 июня 2004 №54-ФЗ (в ред.

от 11.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации.

— 2012. — № 31. — Ст.4006; [4] См.: Полянская И.С.

Конституционно-правовое регулирование права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования: автореф.

дис. … канд. юрид. Наук / И.С. Полянская. — М., — 2005. — С. 17. [5] См.: Нудненко Л.А. Теоретические основы права граждан РФ на проведение собраний, митингов, шествий и пикетирования // Журнал российского права.

– 2009. – № 12. – С. 66 [6] См.: Там же [7] Яковенко М.А.

Право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в системе конституционных прав и свобод // Конституционное и муниципальное право.

— 2009. — № 3. [8] Скуратов Ю.И.

Свобода собраний, митингов и демонстраций // Государство и право. – 2009. – № 7. – С. 35. [9] Несмеянова С.Э.

Конституционное ограничение основных прав и свобод человека / С. Э. Несмеянова, Н.Е. Колобаева // Юбилей Конституции РФ.

– 2018. — №3. – С. 9-17 [10] См.: Чистяков О.И. Российское законодательство X-XX веков Том 2 / О.И.

Чистяков. – М.: Юридическая литература, 1985. – С. 54. [11] Чистяков, О. И. Конституции СССР / О. И. Чистяков.

— М: Зерцало-М, 2004. – URL: http://constitution.garant.ru/science-work/modern/4096920/. [12] Антонова Л.Б. История законодательства разных стран в области права на проведение публичного мероприятия / Л.Б.

Антонова, Ю.П. Каширина // Территория науки. – Волгоград, 2013. – С. 68-74 [13] Всеобщая декларация прав человека // Международное гуманитарное право в документах / Московский независимый институт международного права, 1996.

– С. 443-445 [14] Международный пакт о гражданских и политических правах // Международное гуманитарное право в документах. – М.: Московский независимый институт международного права, 1996. – С. 347 [15] Хартия основных прав ЕС // Международное право в документах: Учеб.

пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 322-325 [16] См.: Маклаков В.В. Конституции государств Европы: учеб.

пособие в 3 т/ В.В. Маклаков [17] Антонова Л.Б. История законодательства разных стран в области права на проведение публичного мероприятия / Л.Б.

Антонова, Ю.П. Каширина // Территория науки. – Волгоград, 2013. – С. 73-75 [18] См.: Маклаков В.В.

Конституции государств Европы: учеб.

пособие / В.В. Маклаков в 3 т. — 2011, С. 345-349 [19] См.: Там же [20] Лукашева Е.А. Права человека / Е.А. Лукашева.

— М., 2010.- С. 151. [21] Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2017 году / Право на проведение и участие в публичных мероприятиях // Российская газета.

— 2018 – 17 апреля [22] О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон Российской Федерации от 19 июня 2004 №54-ФЗ (в ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации.

— 2012. — № 31. — Ст.4006; [23] О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон Российской Федерации от 19 июня 2004 №54-ФЗ (в ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации.

— 2012. — № 31. — Ст.4006; [24] Международный пакт о гражданских и политических правах // Международное гуманитарное право в документах. – М.: Московский независимый институт международного права, 1996. – С. 224 [25] Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус российского государства / Н.В.

Бутусова. – М.: Издательство МГУ, 2006. – С. 312. [26] См.: Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В.И. Фадеев. М., 2013. С.

253-256; Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. 3-е изд., пераб.

и доп. М., 2013. С. 636-637. [27] Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учебное пособие / Л.Д.

Воеводин. – М.: Изд-во МГУ,1997. – С. 229. [28] Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности.

М., 2007. С. 256. [29] О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федер.

закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (в ред. от 15.06.2019 г.) // КонсультантПлюс.

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения 08.05.2019 г.). [30] См.: Там же [31] См.: Там же [32] Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: федер.

закон от 27.04.1993 N 4866-1 (в ред. от 9.02.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 31. — Ст.4006; [33] Бутусова Н.В.

Конституционно-правовой статус российского государства / Н.В. Бутусова. – М.: Издательство МГУ, 2006.

– С. 336. [34] См.: Лебедев В.А. Конституционное право на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, 2016. С. 93. [35] См.: Шугрина Е.С.

Гарантии права на осуществление местного самоуправления: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 22. [36] Заключение Венецианской Комиссии // Правовой портал.

– URL: http://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2012)007-e. [37] Определение Конституционного Суда РФ от 07.07.2016 № 1428-О.

– URL: https://rg.ru/2016/07/28/ksrf-dok.html [38] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2014 № 14-П // Вестник Конституционного Суда РФ.

2014. № 5. [39] Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2014 № 14-П // Вестник Конституционного Суда РФ.

2014. № 5. [40] Заключение Венецианской Комиссии // Правовой портал.

– URL: http://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2012)007-e. [41] См.: Вето власти. Президент отклонил поправки в закон о митингах и демонстрациях // Российская газета.

2010. 8 нояб. [42] О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер.

закон от 8.06.2012 №65-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.

— 2016. — № 22. — Ст.4006; [43] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 г.

№4-П (с особыми мнениями судей Конституционного Суда РФ В.Г.Ярославцева и С.М.Казанцева) [44] Гриценко Е.В., Елисеева С.В., Иванов А.О., Кудряшова О.А. Новеллы законодательства о свободе публичных мероприятий: режим конституционной свободы // Конституционное и муниципальное право.

2014. № 1. С. 22-31.5 : Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни. : для животных. Схемы и конструкции.

: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Медведев против ограничений права граждан на митинги

Президент России отклонил федеральный закон об изменениях в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», сообщила в субботу пресс-служба Кремля. Соответствующее письмо было направлено в адрес председателя Совета Федерации Сергея Миронова и председателя Госдумы РФ Бориса Грызлова.

«Федеральный закон, направленный на урегулирование порядка организации и проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе с использованием транспортных средств, содержит положения, затрудняющие свободную реализацию конституционного права граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования»

, — говорится в письме главы государства.

«Целью публичных мероприятий, как указывается в Федеральном законе «

О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Таким образом, проведение публичных мероприятий является одной из наиболее эффективных форм воздействия на деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления через выражение общественного мнения», — подчеркнул Медведев. «Право на проведение публичных мероприятий непосредственно связано с правами граждан на участие в управлении делами государства, свободу мнений и другими конституционными правами, ограничение которых допускается только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, — убежден президент РФ.

— Представляется, что предусматриваемые Федеральным законом ограничения не в полной мере соотносятся с указанными целями». «Отклонение федерального закона не означает, что в настоящее время законодательством Российской Федерации урегулированы все вопросы, касающиеся порядка организации и проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+