Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Семейное право - Опека попечительство патронаж в гражданском праве курсовая

Опека попечительство патронаж в гражданском праве курсовая

Тема: Опека и попечительство


ОГЛАВЛЕНИЕ На любом историческом этапе перед обществом стоит задача обустройства детей, стариков, инвалидов, их жизнеобеспечения и защиты их интересов. Цивилизованное общество признает человека наивысшей ценностью, а потому обращает на данную проблему особое внимание. В современной юридической литературе вопросам защиты прав детей, заботе об их воспитании уделяется большое внимание. Это связано, прежде всего с введением в Семейный кодекс РФ специального раздела

«Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»

.

Глава 20 Семейного кодекса предусматривает опеку и попечительство над детьми как одну из форм воспитания детей и защиты их прав.

Согласно ч. 3 ст. 121 СК органы опеки и попечительства являются единственными органами, в обязанности которых вменяется забота о детях, оставшихся без попечения родителей, что придает публичный характер их деятельности. В настоящее время опеку и попечительство регулирует ГК РФ. Однако существование гл. 20 в Семейном кодексе РФ не является случайностью.
Однако существование гл. 20 в Семейном кодексе РФ не является случайностью. Опека (попечительство) над детьми имеет ряд важных дополнений, и практика по-прежнему ориентируется на положение гл.

20 Семейного кодекса РФ. В институте опеки и попечительства семейные и гражданские элементы переплетаются настолько тесно, что разделить их невозможно.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности настоящей работы.

Объектом исследования настоящего исследования выступают отношения связанные с опекой и попечительством. Предметом данной работы является действующее законодательство, судебная практика, а также общая и специальная литература, раскрывающая положения опеки и попечительства.

Методологической основой исследования, наряду с общенаучными методами познания (анализа и синтеза), являются также и специальные методы: историко-правовой, формально-юридический, сравнительного правоведения, конкретно-социологического и системного анализа юридических явлений, которые позволяют рассмотреть явления в их взаимосвязи. Цель исследования состоит в рассмотрении положений опеки и попечительства в семейном праве. В соответствии с целью выполнения данной работы основные задачикомплексной разработки темы сводятся к тому, чтобы: — рассмотреть понятие опеки и попечительства, их разграничение; — показать основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми; — охарактеризовать права и обязанности опекуна, попечителя, органов опеки, на попечении которых находятся несовершеннолетние дети; — показать установление попечительства над совершеннолетними недееспособными гражданами; — рассмотреть основания прекращения опеки и попечительства; — раскрыть патронаж над дееспособными гражданами.

Его возникновение и прекращение.

Практическая значимость разработки темы данной работы состоит в возможности использования ряда ее положений, выводов и предложений в учебном процессе, деятельности органов опеки и попечительства, а также граждан.

Нормативной базой данного исследования являются нормы действующего гражданского законодательства, в частности Гражданский кодекс, Семейный кодекс.

В работе также использовались постановления Пленума Верховного Суда. Наиболее благоприятным способом устройства лиц, нуждающихся в уходе или воспитании, является проживание в семье родных и близких.

Супруг, родители, дети, внуки, иные родственники (как правило, близкие) не только безвозмездно осуществляют уход за гражданином, а в отношении ребенка — воспитание, но и, что более важно, поддерживают его духовно. Необходимость в общении — естественная потребность личности, и ее реализация в полной мере возможна лишь при проживании в семье, с теми людьми, кто близок в силу родства или иных личных отношений. И напротив, забота о гражданах может осуществляться теми или иными государственными или муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Одним из недостатков такой формы охраны прав и интересов граждан недееспособных или не полностью дееспособных является ее затратный характер. Речь идет не только о том, что учреждения социального обслуживания и детские учреждения требуют финансирования со стороны государства.

Дело и в том, что, к сожалению, во многих случаях помещаемые в учреждения граждане обязаны возмещать расходы на свое содержание. Компромиссом между устройством граждан в специальные учреждения и организацией заботы о них со стороны семьи во многих случаях становится опека (попечительство).

Термин «опека (попечительство)» используется законодателем в различных смысловых значениях.

Это, во-первых, форма охраны прав и интересов гражданина (вид правовой помощи), во-вторых, это система правовых связей, правоотношений лиц (закон употребляет термин «опека устанавливается»), в-третьих, это институт законодательства. Итак, во-первых, опека (попечительство) — это одна из форм охраны прав и интересов тех граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности (недееспособных или не полностью дееспособных граждан). Охрана прав и интересов гражданина при этом не всегда осуществляется с помощью физического перемещения подопечного в жилище опекуна (попечителя) или, наоборот, поселения опекуна к подопечному.

Опека (попечительство) как форма охраны представляет собой определение судьбы гражданина, состоящее в прикреплении к нему лица, обязанного совершать фактические и юридические действия в пользу подопечного — как те, о которых сам подопечный просит, так и те, в которых он объективно нуждается. Согласно ст. 31 Гражданского кодекса РФ «опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания».

В отличие от помещения в социальное или иное учреждение опека (попечительство) предполагает предоставление каждому подопечному индивидуального «помощника» (опекуна, попечителя).

Ввиду того, что опекун (попечитель) проводит с подопечным больше времени, уделяет ему больше внимания и заботы, преимущества данной формы совершенно очевидны.

При определении круга лиц, которые могут быть назначены опекунами или попечителями, родственные или иные семейные связи с подопечным учитываются, однако не являются обязательными. В то же время назначенный опекун или попечитель может являться одновременно членом семьи подопечного лица. Например, семейное законодательство признает опекунов и попечителей несовершеннолетних членами семьи по отношению к своим подопечным.

Над лицом, признанным в судебном порядке недееспособным, опекуном может быть назначен его супруг, родитель или иной родственник, что, однако, не повлияет на правоотношения, связанные с опекой. Таким образом, членство в семье и отношения опеки (попечительства) могут совпадать или не совпадать.

Однако совпадение таких правоотношений не создает специфики в правовых последствиях.

Опекун (попечитель) должен заменить подопечному самых близких людей. Поэтому на такое лицо возлагаются одновременно несколько функций: — забота о физическом состоянии подопечного (уход, обеспечение питанием, лечение); — контроль за действиями подопечного, недопущение причинения вреда его действиями; — представление интересов подопечного вовне, защита этих интересов.

В этих целях опекунам присвоен статус законных представителей подопечного, а попечителям предоставлено право осуществлять такое представительство в отдельных правоотношениях (например, гражданско — процессуальных). Это основные функции опекунов (попечителей), которые предусмотрены для всех случаев, за исключением случаев установления попечительства над гражданином, ограниченным в дееспособности в соответствии со ст.

30 ГК РФ. Кроме того, опекуны или попечители несовершеннолетних граждан обязаны также заботиться об их обучении и воспитании, а также проживать совместно с подопечными (за исключением случаев, предусмотренных п.

2 ст. 36 ГК РФ). Отличие опеки (попечительства) от помещения лица в медицинское или иное учреждение, приемную семью.

Необходимо определить соотношение статуса опекунов (попечителей) и иных лиц, на которых возлагаются аналогичные функции. 1. Ст. 35 ГК РФ указывает, что при помещении гражданина в лечебное, воспитательное или иное аналогичное учреждение последнее является опекуном (попечителем) гражданина. Такая формулировка представляется не совсем точной.

По нашему мнению, следовало бы указать на то, что на данное учреждение возлагается исполнение обязанностей опекуна (попечителя). Статус опекуна (попечителя) включает в себя, как отмечалось, не только комплекс прав и обязанностей по отношению к подопечному, но и целый ряд иных прав, установленных законом.

Так, опекуны или попечители детей имеют право на стандартный налоговый вычет в двойном размере. Значительное число правовых последствий, вытекающих из назначения опекуна или попечителя, представляют собой меры государственной поддержки в отношении данного лица.

Это субъективные права, принадлежащие данному физическому лицу, а не самому подопечному (за исключением, пожалуй, права на получение денежных средств на питание, одежду, обувь для ребенка). Такие права предоставляются законом гражданину именно в связи с тем, что он безвозмездно взял на себя нелегкое бремя забот о недееспособном или не полностью дееспособном лице. Поэтому называть опекуном или попечителем какое-либо учреждение неверно.

Учреждение, куда помещено (на постоянной основе) подопечное лицо, лишь выполняет функции опекуна или попечителя, а следовательно, и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей. Так, психиатрическая больница, исполняя функции опекуна, должна участвовать в гражданском процессе от имени и в интересах гражданина, помещенного в больницу для лечения. Более точной, чем в ст. 35 ГК РФ, является используемая ст.

147 СК РФ формулировка: «Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются.

Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений». 2. Функции опекуна или попечителя, согласно п.

1 ст. 35 ГК РФ, возлагаются и на орган опеки и попечительства, который в течение месяца со дня, когда ему стало известно о необходимости назначения опеки или попечительства, не произвел назначения. Сказанное означает, что такой орган несет обязанности опекуна (попечителя), а также в необходимых случаях связанную с этим ответственность, однако опекуном (попечителем) в собственном смысле этого слова не является. В дальнейшем в настоящей работе под «опекуном» и «попечителем» будут пониматься назначенные в таком качестве физические лица (граждане).

3. Необходимо также различать опекунов (попечителей) и приемных родителей ребенка. Согласно нормам, установленным главой 21 СК РФ, приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью), в соответствии с которым ребенок передается на определенный срок, а на содержание каждого ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства.

Есть и другие отличительные признаки приемной семьи.

Основное же отличие состоит в возникновении правоотношений. Опека или попечительство по действующему законодательству возникают из факта назначения, выраженного в постановлении соответствующего органа местного самоуправления, а приемная семья — из договора. Итак, опека — вид правовой помощи, устанавливаемый в целях защиты интересов малолетних и граждан, признанных в судебном порядке недееспособными вследствие психического расстройства, при котором назначенный опекун (физическое лицо) является законным представителем подопечного и может совершать от его имени все юридически значимые действия.

Попечительство как вид правовой помощи устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и состоит в оказании попечителем (физическим лицом) содействия в осуществлении этими лицами своих прав и исполнении обязанностей, а также в охране их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Таким образом, опека (попечительство) как форма охраны прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных граждан обладает следующими признаками, позволяющими отличить ее от сходных правовых явлений: — защита прав и интересов подопечного действиями определенного физического лица; — возникновение правоотношений из акта органа местного самоуправления; — право опекуна (попечителя) совершать в интересах подопечного все или отдельные юридически значимые действия без специального полномочия. Права и обязанности опекунов и попечителей над детьми во многом сходны с родительскими правами и обязанностями.

В первую очередь следует выделить такую обязанность, как обязанность воспитывать ребенка (заботиться о его психическом, духовном и нравственном развитии). Осуществление воспитания является одновременно и правом опекуна, который может избирать для этого любые способы.

Однако закон (п. 1 ст. 150 СК РФ) устанавливает и пределы усмотрения опекуна (попечителя) в осуществлении права на воспитание. Во-первых, опекун (попечитель) не вправе, воспитывая ребенка, причинять вред его физическому и психическому здоровью, нравственному развитию.

«Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей»

— запрет, установленный ст.

65 СК РФ. Во-вторых, закон предписывает опекуну (попечителю) учитывать при выборе способов воспитания мнение ребенка. Право ребенка выражать свое мнение закреплено в ст.

57 СК РФ. Ребенок имеет право быть заслушанным всегда, следовательно, как опекун (попечитель), так и работники органа опеки и попечительства и иные лица обязаны его выслушать.

При этом учитывать мнение ребенка необходимо, по общему правилу, лишь после достижения им десяти лет. Учет мнения ребенка не означает принятия желаемого им решения (например, не ходить в школу). Согласие или несогласие ребенка имеет юридическое значение лишь в случаях, прямо указанных в законе (при усыновлении, передаче в приемную семью и пр.).

В-третьих, способы воспитания ребенка должны избираться опекуном (попечителем) с учетом рекомендаций органа опеки и попечительства). Такие рекомендации (советы) могут быть выражены как в письменной, так и в устной форме. Однако опекун (попечитель) не обязан строго им следовать.

Несоблюдение рекомендаций органа опеки и попечительства по поводу воспитания ребенка не может служить, например, основанием для отстранения опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей, если при этом им не были допущены более серьезные нарушения. Осуществление воспитательных функций опекуном (попечителем), как правило, невозможно без совместного проживания с ребенком.

Именно поэтому ст. 36 ГК РФ устанавливает обязанность опекунов (попечителей) несовершеннолетних граждан проживать с подопечными.

Однако понятно, что такой необходимости нет в тех случаях, когда ребенок почти достиг совершеннолетия и достаточно самостоятелен.

С обязанностью воспитывать ребенка тесно связана и обязанность обеспечить получение ребенком основного общего образования (п. 4 ст. 43 Конституции РФ, п. 1 ст.

150 СК РФ). В соответствии с нормами СК РФ опекуны (попечители) вправе выбирать образовательное учреждение, где будет обучаться ребенок, а также форму обучения. Следующая обязанность (и одноименное право) опекунов (попечителей) — заботиться о здоровье ребенка и его физическом развитии. И вновь закон не устанавливает способов осуществления такой заботы.
И вновь закон не устанавливает способов осуществления такой заботы.

В этом и нет необходимости. Опекун (попечитель) ребенка обязан совершать все необходимые действия, чтобы обеспечить полноценное физическое развитие ребенка. В первую очередь ребенка надо обеспечить питанием.

В круг этих действий входит также медицинский уход (осуществляемый в случае болезни самим опекуном или в необходимых случаях специалистом) и профилактика заболеваний ребенка, включающая занятия спортом и т.п. Другим немаловажным фактором, формирующим полноценную личность, является общение.

Законодательство специально регулирует порядок общения ребенка с родственниками, основываясь на том, что именно данные социальные связи для него наиболее полезны и необходимы. Согласно ст. 55 СК РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Это право должно быть осуществлено, как правило, во всех случаях, в том числе и в случае нахождения ребенка в экстремальной ситуации (п. 2 ст. 55 СК). Несовершеннолетнее лицо, находясь в местах предварительного заключения, лишения свободы, в лечебных и иных учреждениях, вправе общаться со своими родственниками, однако лишь в том порядке, который предусмотрен специальным законодательством. Представительство и защита прав и интересов ребенка — та обязанность опекуна (попечителя), исполнение которой осуществляется с помощью юридических действий.

Таких действий опекуны (попечители) должны совершать немало. В первую очередь речь пойдет о сделках, заключаемых от имени подопечного.

Роли опекунов и попечителей здесь различны. Опекун совершает сделки от имени малолетних граждан (за исключением тех сделок, которые в соответствии с п.

2 ст. 28 ГК РФ малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе совершать самостоятельно).

Попечитель дает согласие подопечному на совершение сделок, кроме тех сделок, которые перечислены в п. 2 ст. 26 ГК РФ. Полномочия опекунов и попечителей не распространяются на сделки с тем имуществом подопечного, которое в соответствии со ст.

38 ГК РФ передано в доверительное управление. Согласно ст. 37 ГК РФ для совершения опекунами (попечителями) указанных действий в ряде случаев требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства. Такое предварительное разрешение может содержать целый ряд условий.

Опекун или попечитель вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода. Одна из обязанностей опекунов и попечителей юридического характера состоит также в оспаривании совершенных несовершеннолетним сделок. При этом следует помнить, что совершенные малолетним ребенком за рамками его дееспособности сделки ничтожны (ст.

172 ГК РФ), то есть недействительны независимо от признания их таковыми судом, а совершенные несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет — оспоримы, т.е.

могут быть признаны судом недействительными по иску попечителя, если он не давал согласия на их совершение (ст.

175 ГК РФ). Для выяснения возможности оспаривания той или иной сделки необходимо сравнить ее с предоставленными законом несовершеннолетнему возможностями, закрепленными в статьях 26 и 28 ГК РФ. Гражданский кодекс (п. 2 ст. 172) предоставляет опекуну малолетнего ребенка еще одно полномочие — требовать признания действительной той заключенной им сделки, которая ему полезна.
Гражданский кодекс (п. 2 ст. 172) предоставляет опекуну малолетнего ребенка еще одно полномочие — требовать признания действительной той заключенной им сделки, которая ему полезна.

«В интересах малолетнего совершенная им сделка может быть по требованию его родителей, усыновителей или опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде малолетнего»

. Закон предусматривает следующие основания для назначения ребенку опекуна (попечителя): — факт отсутствия попечения со стороны родителей или заменяющих их лиц (ст.

145 СК РФ); — рождение ребенка у лиц, не достигших 16 лет (ст. 62 СК РФ). Отсутствие в отношении ребенка родительского попечения или попечения со стороны иных лиц, обязанных осуществлять его воспитание.

Пункт 1 ст. 121 СК РФ предлагает примерный перечень случаев, в которых ребенок считается оставшимся без родительского попечения (юридических фактов): — смерть родителей (добавим, что в данном случае следует иметь в виду и случаи объявления родителя умершим, которое производится судом и по правовым последствиям приравнивается к смерти); — лишение их родительских прав; — ограничение их в родительских правах; — признание родителей недееспособными; — болезнь родителей; — длительное отсутствие родителей; — уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; — отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

В большинстве случаев существуют документы, которые удостоверяют перечисленные факты. Так, например, смерть или объявление умершим в соответствии со ст.

47 ГК РФ и Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» подтверждаются свидетельством о смерти. Факт признания родителя недееспособным имеет место при наличии вступившего в силу решения суда, вынесенного на основании ст.

29 ГК РФ. Лишение родительских прав и ограничение в родительских правах также производятся в судебном порядке с вынесением соответствующего решения.

Отказ родителя забрать своего ребенка на практике, как правило, оформляется письменно. Такое оформление распространено в родильных домах при отказе матери взять ребенка с собой после родов и связано с тем, что на местах по сей день применяют утративший силу Приказ Минздрава СССР от 19.11.1986, которым была утверждена форма отказа от родительских прав.

В соответствии с действующим законодательством такой отказ не означает невозможности установления материнства. Напротив, в приведенной ситуации в соответствии с Семейным кодексом РФ и статьей 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» запись о матери должна быть произведена по инициативе соответствующего должностного лица медицинской или иной организации.

Например, при оставлении ребенка в родильном доме заявление о рождении должен подать руководитель этой организации, а при рождении ребенка в исправительной колонии — начальник колонии. Во всех случаях женщина должна быть записана матерью на основании медицинского документа, выдача которого может производиться лишь тогда, когда у медицинского работника нет сомнений в личности матери, а ее фамилия, имя, отчество и иные данные ему доподлинно известны. В настоящее время такой документ именуется «медицинское свидетельство о рождении».

К другим основаниям совершения записи о матери ребенка Закон «Об актах гражданского состояния» относит заявление лица, присутствовавшего во время родов, а также решение суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной (п. 4 ст. 14). Итак, если все же заявление об отказе от ребенка было матерью подписано, то оно может служить одним из доказательств по делу о лишении матери родительских прав (ст.

69 СК РФ). Кроме того, при наличии такого заявления работник медицинской организации обязан в соответствии со ст. 122 СК РФ сообщить об отказе в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка (по месту нахождения медицинского учреждения), а последний, в свою очередь, обязан осуществить первичный учет ребенка и решить вопрос о его устройстве.

Такие обстоятельства, как болезнь или отсутствие родителя, а также уклонение от воспитания ребенка, необязательно должны подтверждаться какими-либо документами. Поэтому СК РФ устанавливает обязанность всех должностных лиц и граждан, которым стало известно об утрате ребенком родительского попечения, сообщить об этом органу опеки и попечительства.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством основанием для принятия мер по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, является получение органом опеки и попечительства информации об утрате им родительского попечения как в письменной, так и в устной форме от любых лиц, а также получение информации любым другим способом (проверка условий жизни ребенка, сообщения в средствах массовой информации и пр.).

Обязанность решить вопрос об устройстве ребенка возлагается на орган опеки и попечительства и в других случаях «отсутствия родительского попечения» помимо указанных в ст. 121 СК РФ, к которым относятся: — пребывание родителя (родителей) в местах лишения свободы; — отобрание ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью (ст.

77 СК РФ); — признание усыновителей недееспособными, болезнь усыновителей, их длительное отсутствие, уклонение от воспитания усыновленного и защиты его интересов, отказ забрать ребенка из воспитательных и иных учреждений (то есть все случаи, перечисленные в ст.

121 СК применительно к родителям); — отмена усыновления (п.

2 ст. 143 СК РФ); — расторжение договора о передаче ребенка в приемную семью или истечение срока его действия; — иные ситуации, в которых лицо или лица, осуществляющие попечение над ребенком, перестают исполнять свои обязанности (например, прекращение «патронатной» семьи, ликвидация детского учреждения и пр.). Как отмечалось выше, избрание конкретной формы устройства ребенка — прерогатива органа опеки и попечительства.

Законодательство не диктует ему правил выбора. Однако любые действия, совершаемые кем-либо в отношении ребенка, должны осуществляться в соответствии с его интересами. Интересы ребенка определены Семейным кодексом РФ.

Так, в ст. 1 СК РФ указано: «Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами.

приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи».

Автор не может предложить здесь четко определенного руководства к действию, поскольку всякий раз выбор формы устройства зависит от конкретной жизненной ситуации. Однако во всех случаях лица, принимающие соответствующее решение, должны руководствоваться здравым смыслом.

Так, по телевидению была показана передача, в которой рассказывалось о судьбах российских детей, переданных на усыновление за рубеж. Двоих детей, которых бросила мать и воспитывала бабушка, усыновили разные итальянские семьи. По сей день судьба этих детей в Италии не известна.

Так оказались разлучены брат и сестра, бабушка потеряла внуков, а российское государство — своих граждан.

Именно в такой ситуации наиболее предпочтительной формой устройства детей могло бы стать установление опеки.

Второе основание для назначения ребенку опекуна — недостижение его родителем шестнадцати лет.

В действующем Семейном кодексе РФ прямо закреплено положение, согласно которому несовершеннолетние родители имеют право устанавливать материнство и отцовство в отношении своих детей. Смысл положения закона сводится к тому, что вне зависимости от возраста отца или матери ребенка они вправе подать в орган загса заявление о регистрации рождения ребенка, даже в том случае, если не состоят друг с другом в браке.

При этом, например, матери принадлежит право по достижении 14 лет обращаться в суд с иском об установлении отцовства. Однако несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, не обладают в данных правоотношениях полной семейной дееспособностью. В соответствии с п. 2 ст. 62 СК РФ они вправе самостоятельно осуществлять родительские права лишь по достижении ими возраста шестнадцати лет.

До этого времени их ребенку может быть назначен опекун. Таким образом, статья 62 СК РФ предусматривает дополнительное основание установления опеки.

В данном случае ребенок, которому назначается опекун, не относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Назначение ему опекуна не является обязательной мерой и должно применяться по усмотрению органа опеки и попечительства. Необходимость в назначении опекуна вызвана тем, что сам несовершеннолетний родитель, не обладая в достаточном объеме дееспособностью, не способен представлять интересы своего ребенка.

Таким образом, законным представителем ребенка будет его опекун.

Именно это лицо вправе получать и расходовать причитающиеся ребенку средства, заключать от его имени сделки, участвовать в иных отношениях в качестве законного представителя. В то же время, как указано в законе, опекун ребенка несовершеннолетних родителей будет осуществлять его воспитание совместно с родителями. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

На деле совместное воспитание ребенка опекуном и родителем возможно лишь в том случае, когда все эти лица проживают в одном жилом помещении. Такое возможно, например, если опекуном ребенка назначена мать несовершеннолетней матери (бабушка ребенка).

В остальных случаях функции опекуна сводятся к представительству интересов ребенка.

Ст. 29 ГК РФ в качестве основания для признания гражданина недееспособным называет такое состояние его психического здоровья, при котором лицо не может понимать значения своих действий или руководить ими. Установить наличие такого состояния можно лишь с помощью компетентных лиц. В связи с этим гражданское процессуальное законодательство обязывает суд при наличии достаточных данных о психическом расстройстве назначить судебно — психиатрическую экспертизу.

Несмотря на то что в большинстве случаев недееспособными признают взрослых граждан, положения ст. 29 ГК РФ распространяются и на тот случай, когда признаки психического расстройства имеются у несовершеннолетнего лица. Если ребенок, неспособный понимать значение своих действий или руководить ими, не достиг 14 лет, то признания его недееспособным не требуется.

Однако, если же такой несовершеннолетний достиг 14 лет, то в целях охраны его интересов и обеспечения совершения от его имени необходимых юридических действий требуется признание его недееспособным в общем порядке. Решение суда будет являться основанием для установления опеки, а назначенный опекун будет являться единственным законным представителем недееспособного несовершеннолетнего (несмотря на то что опекуном может стать не родитель, а иное лицо). Итак, само по себе вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина недееспособным не влечет возникновения отношений по опеке.

Опекун должен быть назначен специальным актом — постановлением соответствующего органа опеки и попечительства. Как и при устройстве детей, при определении судьбы недееспособных граждан орган опеки и попечительства должен руководствоваться здравым смыслом, исходить из обстоятельств дела.

Во-первых, лицо, признанное судом недееспособным, уже может находиться в медицинском учреждении.

Принудительное помещение гражданина в психиатрический стационар производится в порядке, установленном ст. 29 Закона РФ

«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

. В течение 48 часов гражданин должен быть освидетельствован врачебной комиссией и выписан либо оставлен в учреждении.

В последнем случае вопрос о возможности оставления гражданина в психиатрическом стационаре решается судом (ст. 33 указанного Закона). При разрешении данного вопроса суд вправе одновременно рассмотреть заявление заинтересованных лиц (в том числе и психиатрического заведения) о признании гражданина недееспособным.
33 указанного Закона). При разрешении данного вопроса суд вправе одновременно рассмотреть заявление заинтересованных лиц (в том числе и психиатрического заведения) о признании гражданина недееспособным.

Во-вторых, передача под опеку гражданина, признанного недееспособным, может оказаться нецелесообразной. Возможно, его поведение представляет опасность для себя или окружающих или лицо нуждается в постоянном медицинском уходе и оставление его без психиатрической помощи может повлечь существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния. Кроме того, орган опеки и попечительства может просто — напросто не подыскать то физическое лицо, которое хотело бы и могло осуществлять функции опекуна над недееспособным.

В этих случаях, в соответствии со ст. 41 Закона РФ

«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

, орган опеки и попечительства вправе принять решение о помещении лица в психоневрологическое учреждение для социального обеспечения (несовершеннолетнего — в психоневрологическое учреждение для специального обучения). Такое решение может быть вынесено лишь на основании заключения врачебной комиссии с участием врача — психиатра.

Помещение гражданина в психоневрологическое учреждение не лишает его права на жилище. Если жилое помещение принадлежит данному лицу на праве собственности, то орган опеки и попечительства обязан предпринять меры по его охране (наложить запрет на отчуждение, возможно, заключить договор коммерческого найма или передать это имущество в доверительное управление в соответствии со ст. 38 ГК РФ). Средства, вырученные от использования жилого помещения, должны сохраняться на счете недееспособного гражданина.

Если же гражданин, признанный недееспособным, проживал в помещении в качестве нанимателя, то право пользования за ним сохраняется.

Недопустима приватизация жилого помещения, в котором проживал недееспособный гражданин, без его участия. Так, в квартире проживали Борисов И. и его сын Борисов В. Решением народного суда Борисов И.

в 1975 году признан недееспособным. Решением исполкома районного Совета народных депутатов Москвы в 1977 году его опекуном назначен сын Борисов В.

С 1979 года Борисов И. находился на стационарном лечении в психиатрической больнице.

На основании договора от 1 декабря 1992 г.

Борисову В. (сыну) квартира передана в собственность в порядке приватизации одному, причем недееспособный отец в число собственников включен не был.

После получения квартиры в собственность Борисов В.

ее продал. Договор передачи жилья в собственность, а также все последующие сделки в этом случае ничтожны, и стороны подлежат возвращению в первоначальное положение. Таким образом, опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет.

Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.

Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.

Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.

Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. Закон определяет круг обязанностей опекуна (попечителя), однако не устанавливает детально порядок их исполнения. Это объясняется тем, что опека (попечительство) состоит в закреплении за нуждающимся в социальной заботе гражданином физического лица, осуществляющего широкий круг действий по оказанию помощи; в обязанности опекуна (попечителя) входит сделать все, чтобы положение лица не ухудшилось; поскольку самостоятельно не могут позаботиться о себе лица, психическая деятельность которых имеет отклонения от нормы.

Основания прекращения опеки и попечительства предусмотрены статьями 39 и 40 ГК РФ.

Все основания можно разделить на три группы. Первая группа оснований — случаи «автоматического» прекращения, связанные с приобретением подопечным гражданской дееспособности в необходимом объеме. В указанных ситуациях для прекращения опеки или попечительства не требуется издания специального акта, аналогичного акту о назначении.

Отношения прекращаются сами собой, что подтверждается документами, свидетельствующими о появлении у гражданина дееспособности.

1) Достижение несовершеннолетними подопечными соответствующего возраста.

При достижении малолетним лицом возраста 14 лет опека трансформируется в попечительство. При этом в соответствии с законом специального оформления полномочий попечителя не требуется.

Следовательно, ранее вынесенное постановление о назначении опекуна создает для этого лица статус попечителя (а ранее выданное удостоверение опекуна свидетельствует о полномочиях попечителя).

При достижении несовершеннолетним возраста 18 лет попечительство прекращается автоматически. 2) Кроме того, гражданская дееспособность в полном объеме наступает в соответствии со ст.

21 ГК РФ при вступлении несовершеннолетнего гражданина в брак. В случае вступления в брак до достижения совершеннолетия гражданская дееспособность наступает у лица в полном объеме в день государственной регистрации заключения брака.

В этот же день прекращается попечительство над несовершеннолетним. 3) Эмансипация представляет собой объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным в связи с тем, что этот гражданин

«работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью»

(ст.

27 ГК РФ). При этом несовершеннолетнему должно исполниться не менее 16 лет. 4) И наконец, еще одна ситуация, в которой прекращается опека над ребенком.

Если опекун был назначен ребенку несовершеннолетних родителей (ст. 62 СК РФ), то достижение таким родителем 18 лет, а равно его эмансипация или вступление в брак до 18 лет прекращают полномочия опекуна над ребенком. В данном случае сам родитель непосредственно приобретает полную гражданскую дееспособность, а следовательно, вправе совершать необходимые юридические действия от своего имени и от имени своего ребенка.

5) Восстановление дееспособности лица.

Для того чтобы лицо, признанное недееспособным вследствие психического расстройства, приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме, необходимо соответствующее решение суда (п. 3 ст. 29 ГК РФ). Моментом прекращения опеки будет в данном случае день вступления решения суда в законную силу. Вторая группа оснований прекращения опеки (попечительства) объединяется законодательством общим термином — освобождение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей.

Освобождение от выполнения обязанностей должно оформляться с помощью специального постановления.

Так, если опекун (попечитель) обращается в орган опеки и попечительства с просьбой снять с него бремя забот о подопечном, то орган опеки и попечительства, рассмотрев заявление, вправе принять решение, удовлетворив просьбу или отказав в ее удовлетворении.

П. 2 ст. 39 ГК РФ приводит примерный перечень уважительных причин, которые могут служить причиной освобождения от выполнения обязанностей, — болезнь опекуна (попечителя), изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным. Однако это не все возможные причины.

В качестве иных можно рассматривать ухудшение состояния здоровья подопечного, требующее его лечения в условиях стационара, изменение семейного положения опекуна (попечителя), переезд его в другую местность и пр.

В каждом конкретном случае орган опеки и попечительства решает этот вопрос по своему усмотрению.

Однако отказ в удовлетворении просьбы опекуна (попечителя) может быть обжалован им в суд в общем порядке. Основанием для освобождения опекуна (попечителя) от выполнения обязанностей может также оказаться перемена в судьбе ребенка.

Так, ребенок мог быть передан под опеку в связи с лишением его родителей родительских прав или ограничением в родительских правах. Закон предусматривает возможность восстановления в родительских правах (ст. 72 СК РФ) и отмены ограничения родительских прав (ст.

76 СК РФ). Решение суда о восстановлении в родительских правах может содержать пункт о возврате ребенка родителям (одному из них), но может и не устанавливать этого. Таким образом, при отсутствии в решении суда указания на передачу ребенка родителям орган опеки и попечительства вправе решить вопрос о прекращении опеки (попечительства) над ребенком самостоятельно, по своему усмотрению (разумеется, исходя из интересов ребенка).

Отмена опеки (попечительства) может оказаться преждевременной по разным причинам, связанным с местом жительства родителя или ребенка, состоянием здоровья ребенка и пр.

В то же время решение суда об отмене ограничения родительских прав, как следует из ст. 76 СК РФ, всегда содержит в себе указание на возвращение ребенка родителям (одному из них). Таким образом, по вступлении решения в законную силу орган опеки и попечительства обязан произвести освобождение опекуна (попечителя) от выполнения обязанностей.

Таким образом, по вступлении решения в законную силу орган опеки и попечительства обязан произвести освобождение опекуна (попечителя) от выполнения обязанностей. Судьба ребенка может измениться и в том случае, если он будет передан на усыновление.

Усыновление считается состоявшимся с момента вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления. Зачастую заявление об установлении усыновления подают сами опекуны (попечители) ребенка, желающие установить с ребенком более прочную юридическую связь. Однако в тех ситуациях, когда об усыновлении ходатайствуют иные лица, к разрешению этого вопроса необходимо относиться с особым вниманием.

Если ребенок длительное время проживает в семье опекуна, привязался к нему, а условия его жизни соответствуют норме, передача ребенка другому лицу на усыновление вряд ли целесообразна. Семейное законодательство предусматривает необходимость получения согласия опекуна (попечителя) ребенка на усыновление (ст. 131 СК РФ). Однако суд, исходя из интересов ребенка, вправе принять решение об установлении усыновления и при отсутствии согласия со стороны этого лица.

В таком случае особая роль должна быть отведена заключению органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка.

Данное заключение должно быть представлено суду в соответствии со ст. 125 СК РФ. При составлении заключения о возможности усыновления ребенка, находящегося под опекой или попечительством, орган опеки и попечительства обязан привлечь специалистов — педагогов и детских психологов. Суд при необходимости вправе по собственной инициативе привлечь к участию в деле таких специалистов и учесть их мнение о возможности разлучения ребенка с опекуном или попечителем.

Однако еще раз напомним, что так или иначе решение об установлении усыновления должно быть вынесено судом исходя из интересов ребенка.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.1997 разъясняет, что «под интересами ребенка, которые в силу п. 1 ст. 124 СК РФ обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, следует понимать обеспечение условий, необходимых для его полноценного физического, психического и духовного развития». И наконец, освобождение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей возможно при помещении подопечного в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение.

Однако помещение подопечного в такое учреждение не всегда означает отмену опеки или попечительства. Во-первых, если эта мера осуществляется в целях лечения или проведения лечебно — профилактических мероприятий, обучения и пр., то освобождать опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей не имеет смысла.

Учреждение, куда помещен подопечный, обязано осуществлять уход за ним, но в то же время юридическую помощь этому гражданину должен оказывать опекун или попечитель. Кроме того, опекун или попечитель ребенка не должен освобождаться на этот период от обязанностей по его воспитанию.

Во-вторых, помещение подопечного в такое учреждение не всегда исключает возможности общения с опекуном (попечителем). Поэтому осуществлением последним своих обязанностей может быть продолжено. В любом случае орган опеки и попечительства в каждом конкретном случае вправе принять решение по своему усмотрению.

Данное решение должно быть оформлено в виде акта, аналогичного акту о назначении опекуна (попечителя). Таким актом может быть постановление о помещении лица в лечебное учреждение с одновременным освобождением опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей. Однако если в данном постановлении дальнейшая судьба опеки или попечительства не затронута, то опекун (попечитель) сохраняет свой статус и по-прежнему несет установленные законом обязанности по отношению к подопечному.

В целях избежания споров о полномочиях между опекуном (попечителем) и учреждением, куда помещен подопечный, мы рекомендуем прямо указывать в упомянутом акте на сохранение или прекращение полномочий опекуна (попечителя). Как и всякий другой акт органов местного самоуправления, данное постановление может быть обжаловано в суд заинтересованным лицом (в том числе самим опекуном или попечителем). Последняя группа оснований прекращения опеки (попечительства) — случаи, относящиеся к отстранению опекунов (попечителей) от исполнения обязанностей.

Пункт 3 ст. 39 ГК РФ закрепляет общее основание для отстранения — ненадлежащее выполнение опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей.

По смыслу закона данная мера может быть применена лишь при наличии вины опекуна (попечителя). Указанная норма предусматривает и частные случаи такого виновного поведения: — использование опекуном (попечителем) опеки или попечительства в корыстных целях; — оставление подопечного без надзора и необходимой помощи без уважительных причин. Таким образом, отстранение опекуна или попечителя должно незамедлительно произойти при обнаружении органом опеки и попечительства таких фактов его виновного поведения, как растрата вверенного опекуну (попечителю) имущества подопечного, ухудшение состояния здоровья подопечного по причине ненадлежащего ухода.

Такие же последствия должны наступить в случае, если опекун (попечитель) не обеспечивает подопечного необходимым питанием, одеждой, обувью и пр., а также если подопечный ребенок не посещает учебное заведение (при получении основного общего образования). Однако для отстранения опекуна (попечителя) не обязательно наступление перечисленных негативных последствий. Достаточно обнаружения органом опеки и попечительства угрозы причинения вреда имуществу подопечного, его физическому или психическому здоровью или развитию.

Если такая угроза создана виновным неисполнением или ненадлежащим исполнением опекуном (попечителем) своих обязанностей, то орган опеки и попечительства вправе применить данную меру. Как и в других случаях, заинтересованное лицо (опекун или попечитель) вправе обжаловать в суд постановление органа опеки и попечительства.

Последствия прекращения опеки и попечительства.

Во-первых, со дня прекращения опеки (попечительства) забота о подопечном поручается иным лицам, либо бывший подопечный, приобретая полную гражданскую дееспособность, более не нуждается в какой-либо защите. Если же подопечный не приобрел полной дееспособности, а орган опеки и попечительства при прекращении полномочий прежнего опекуна или попечителя не выбрал иной формы устройства, то функции опекуна (попечителя) исполняет данный орган. Во-вторых, в зависимости от наличия вины в действиях или бездействии опекуна или попечителя для данного гражданина могут наступить следующие негативные последствия: — Бывший опекун или попечитель может быть привлечен к имущественной ответственности за причинение вреда личности или имуществу подопечного.

Привлечение его к ответственности возможно на основании общих положений гражданского законодательства об обязательствах вследствие причинения вреда (ст. 1064 ГК РФ). — Бывший опекун или попечитель, отстраненный от исполнения обязанностей в связи с ненадлежащим их исполнением, не может стать усыновителем, приемным родителем, не может быть вновь назначен опекуном или попечителем этому или другому ребенку (статьи 127, 146, 153 СК РФ).

— Бывший опекун или попечитель может быть привлечен к административной ответственности на основании ст.

5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях. — Бывший опекун или попечитель может быть привлечен к уголовной ответственности, если его действия или бездействие отвечают признакам составов статей 150, 151, 152, 156 или других статей Уголовного кодекса РФ.

В целях привлечения его к ответственности орган опеки и попечительства обязан в письменной форме сообщить о фактах, ставших ему известными, прокурору, следователю, органам дознания или судье. Итак, опека — вид правовой помощи, устанавливаемый в целях защиты интересов малолетних и граждан, признанных в судебном порядке недееспособными вследствие психического расстройства, при котором назначенный опекун (физическое лицо) является законным представителем подопечного и может совершать от его имени все юридически значимые действия.

Опека (попечительство) как форма охраны прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных граждан обладает следующими признаками, позволяющими отличить ее от сходных правовых явлений: — защита прав и интересов подопечного действиями определенного физического лица; — возникновение правоотношений из акта органа местного самоуправления; — право опекуна (попечителя) совершать в интересах подопечного все или отдельные юридически значимые действия без специального полномочия. Существует необходимость разработки и принятия единого, общего для всех закона, регулирующего основные принципы организации опеки и попечительства на территории Российской Федерации. Естественно, что на практике это предложение способно привести к появлению большого количества различных моделей такого закона и разнообразию вариантов его названия.

Однако основным аргументом в пользу его разработки и принятия является, на наш взгляд, возможность осуществить с его помощью следующее: 1. Закрепить за органами местного самоуправления право самостоятельно принимать решения о создании на своей территории органов опеки и попечительства различных типов и видов при условии исполнения в полном объеме предусмотренных законом полномочий и наличия строгой ответственности перед обществом и государством за их неисполнение (ненадлежащее исполнение). При этом возможно наделение органов опеки и попечительства статусом юридического лица, что позволит им осуществлять свои полномочия более эффективно и независимо.

2. Четко и подробно сформулировать основные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на замещение должностей в органах опеки и попечительства. 3. Установить единый и, по возможности, детально регламентированный порядок: — назначения опекуна (попечителя) и освобождения его от исполнения своих обязанностей. Здесь, по нашему мнению, нужно реализовать предложение согласно которому назначение опекуна (попечителя) необходимо оформлять путем заключения гражданско-правового договора, типовую форму которого можно будет разработать и утвердить постановлением Правительства РФ; — получения согласия органа опеки и попечительства на совершение сделки с имуществом, принадлежащим подопечному на праве собственности либо на основании иных, предусмотренных законом прав; — защиты органами опеки и попечительства личных имущественных и неимущественных прав опекаемых в случаях, не связанных с их отчуждением.

Необходимо сформировать правильно ориентированную социальную политику государства в сфере опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства в современных условиях фактически не справляются со своими обязанностями из-за неукомплектованности кадрами, отсутствия транспорта, средств связи и других проблем материального характера.

Несмотря на то что эти органы являются органами местного самоуправления, возложить бремя имущественного обеспечения их деятельности только на местные бюджеты было бы не только несправедливо, но и незаконно.

Фактически сегодня органы опеки и попечительства исполняют государственные функции социальной и правовой защиты несовершеннолетних и других категорий граждан, что в соответствии со ст. 132 Конституции РФ должно сопровождаться

«передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств»

из федерального бюджета. Однако очевидно, что дефицит бюджетных средств не позволит покрыть немалые расходы на организацию и осуществление опеки и попечительства.

В частности, совершенно ясно, что осуществить идею предоставления опекунам (попечителям) какой-либо платы за исполнение их обязанностей в современных условиях практически невозможно. Поэтому законодателем могут быть использованы меры всестороннего стимулирования граждан к осуществлению заботы о недееспособных или не полностью дееспособных лицах.

Так, должен быть расширен перечень льгот гражданам, ставшим опекунами или попечителями, в том числе льгот жилищных, трудовых и иных, способных во многих случаях заменить вознаграждение за исполнение обязанностей. Правомерно, на наш взгляд, и осуществление идеи о закреплении за опекунами (попечителями) такого преимущества, как право требования от совершеннолетних трудоспособных бывших подопечных предоставления содержания. Нормативные акты 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета.

1993. № 237. 2. Соборное уложение 1649 г.

/ Российское законодательство Х — ХХ вв. М., 1984. Т. 3. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г.

№ 51-ФЗ // Российская газета. 1994. № 238-239. 4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Российская газета от 27 января 1996 г.

N 17. 5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ.

2002. № 46 ст. 4532. 6. Закон от 02.07.1992 N 3185-1 (ред.

от 21.07.1998)

«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

// Собрание законодательства РФ.

27.07.1998. N 30. Ст. 3613. 7.

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340. Судебная практика 8.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.97 N 9

«О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»

// Российская газета. N 138. 19.07.97. 9. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.

2010 г. N 4. Литература 10. Антокольская М.В. Семейное право. Учебник – М.: Юристъ, 2005. – 366 с. 11. Грудцына Л.Ю. Семейное право.

Вопросы. Примеры. Рекомендации.

— М: Бератор, 2010. 12. Гулидов П.В.

Объективные предпосылки изменения Российского законодательства об опеке и попечительстве // Журнал российского права. 2010. N 6. 13. Еремичев И. А.

Семейное право — М.: ИНФРА-М, 2010. – 122с. 14. Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2010. 15. Макарова С.В. Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми: история его становления в России // Вопросы ювенальной юстиции.

2010. N 1. 16. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства и его перспективы – М., 2010. 17. Михеева Л.Ю. Общие положения об опеке и попечительстве – М., 2010. 18. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство над взрослыми – М., 2010.

19. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство над несовершеннолетними по Российскому законодательству – М., 2010. 20. Михеева Л.Ю., Кузнецова И.М.

Сущность опеки попечительства как формы устройства физических лиц // Проблемы гражданского, семейного и жилищного законодательства: Сборник статей. Отв. ред. В.Н. Литовкин. ОАО «Издательский дом «Городец», 2005. 21. Муратова С.А. Семейное право — М.: Новый Юрист, 2010.

— 272с. 22. Неволин К.А. История российских гражданских законов. СПб., 2001. Т. 1. 23. Нечаева А.М.

Семейное право — М.: Юристъ, 2010. — 320 с. 24. Прокуронова С.С.

Семейное право — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. 25. Пчелинцева Л.М. Семейное право — М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010.

— 672с. 26. Семейное право / Под ред. С. Холенева — М.: Социономия, 2005. — 111с.

Заключение

По моему мнению самым значимым для института опеки и попечительства изменением является «перемещение» основных его положений в гражданское законодательство.

Традиционно для советского права эти нормы закреплялись в актах семейного законодательства. Так, положения об опеке и попечительстве в Кодексе о браке и семье РСФСР помещались в разделе III «Семья».

Между тем закон не настаивал на том, чтобы в качестве опекунов или попечителей назначались члены семьи подопечного.

В свою очередь правоотношения опекунов и попечителей нельзя было назвать семейно-правовыми хотя бы потому, что этих лиц не связывали (да и сейчас не связывают) алиментные обязательства. Обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что институт опеки и попечительства является гражданско-право­вым институтом.

Общие вопросы установления, прекращения опеки и попечительства, исполнения опекунами, попечителями, а также орга­нами опеки и попечительства своих обязанностей урегулированы ГК РФ. Перевод основных положений об опеке и попечительстве в гражданское законодательство объясняется рядом причин, в том числе и тем, что с позиции ст. 3 Семейного кодекса РФ отношения между взрослыми подопечными и опекунами (попечителями) не являются предметом семейно-правового регулирования.

Не могут быть отнесены к «ведению» семейного законодательства и иные, общие вопросы опеки и попечительства, такие как правовой статус опекунов и попечителей по отношению к третьим лицам, порядок установления и прекращения опеки (попечительства) и пр. Таким образом, отказавшись от признания за опекунами (попечителями) и подопечными членства в семье, законодатель удалил соответствующие нормы из семейного законодательства, тем самым выводя институт опеки (попечительства) на новый уровень – уровень исключительной компетенции Российской Федерации. Учитывая, что основное предназначение норм данного института — обеспечение и защита прав и интересов подопечных, такой подход к определению места правовых норм должен приветствоваться, ибо он влечет применение способов гражданско — правовой защиты соответствующих прав.

Законодатель с помощью института опеки и попечительства выполняет задачу определения судьбы недееспособного или не полностью дееспособного лица, перемещая «центр тяжести», бремя основных забот с органов государственной власти или местного самоуправления на соответствующее физическое лицо.

Данный способ не нов, обладает целым рядом преимуществ и вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики и обеспеченности каждого определенным минимумом материальных благ.

В этом способе соединены все преимущества межличностного общения, сохранения душевного и телесного здоровья подопечного, полноценного воспитания (для ребенка). Природа и цели института опеки и попечительства позволяют наметить направления дальнейшего совершенствования, которые могут быть сведены к двум основным: изменение норм частно-правовой и публично-правовой принадлежности.

Причем центральное место в реформировании данного института должна занимать корректировка положений гражданского законодательства, что вытекает из сущности центральных отношений опеки (попечительства) отношений опекуна (попечителя) и подопечного лица.

Итак, по моему мнению, опека или попечительство во всех случаях должны устанавливаться на основании соглашения, заключаемого органом опеки и попечительства от имени муниципального образования с лицом, пожелавшим стать опекуном или попечителем.

Думается, что постановлением Правительства РФ могут быть утверждены соответствующие типовые договоры (типовые договоры достаточно распространены в различных сферах. Существование таких документов особенно оправдывает себя в тех случаях, когда к заключению договоров прибегают те или иные органы государственной власти или местного самоуправления. Так, например Государственный таможенный комитет РФ предписывает соответствующим органам порядок и условия заключения договоров комиссии, поручительства), различающиеся по содержанию в зависимости от возмездности отношений (а возмездные в свою очередь в зависимости от способов передачи встречного предоставления), от характера прав и обязанностей исполняющей стороны.

Внедрение сделки в эту сферу общественных отношений позволит, на мой взгляд, достичь следующих положительных результатов.

Во-первых, возможности в каждом конкретном случае определять отношения сторон на основе взаимного встречного волеизъявления. Это может касаться сроков действия соглашения, оснований и последствий его прекращения, разграничения функций по охране интересов подопечного между опекуном (попечителем) и органом опеки и попечительства и, разумеется, порядка и условий получения вознаграждения в той или иной форме (выплата опекунам и попечителям вознаграждения не запрещена категорически Гражданским кодексом РФ ст. 36:

«обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом»

.

Формы встречного предоставления опекуну (попечителю) могут быть различны — передача части дохода от имущества подопечного (как это разрешалось ст. 284 ч. 1 т. (Свода законов гражданских Российской империи); разрешение безвозмездного пользования имуществом подопечного (в том числе жилым помещением); уплата денежного вознаграждения органом опеки и попечительства и пр.

Специальный Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» мог бы предусмотреть возможность возмездного осуществления опеки и попечительства, если такое вознаграждение, по мнению органа опеки и попечительства, может и должно уплачиваться данному опекуну (попечителю). Заметим, что во всех случаях воля сторон соглашения должна быть ограничена рядом императивных условий, установленных в интересах подопечных, условий об ответственности опекуна (попечителя), об отстранении его в связи с утратой доверия от исполнения обязанностей, правил об охране и распоряжении имуществом подопечного и пр.

Безусловно, императивным требованиям закона должны соответствовать личностные характеристики опекуна (попечителя).

В законодательстве об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть устранены вопросы и противоречия, связанные с использованием различных форм устройства (за исключением, конечно, усыновления, которое в силу особых правовых последствий не может возникать на основе договора). Так, отпала бы необходимость предусматривать в законодательстве субъектов РФ новые формы устройства детей, основанные на договоре. Многовариантность договоров об установлении опеки (попечительства) позволила бы объединить в рамках этой договорной формы уже известные договоры, в том числе и договор о создании приемной семьи.

Лично-доверительный характер правоотношений позволит сделать эту связь наиболее соответствующей интересам подопечного, поскольку отстранение опекуна или попечителя от исполнения обязанностей может производиться не только при нарушении требований, установленных законом, но и в иных случаях, прямо предусмотренных договором и учитывающих специфику личности подопечного. Признание правоотношений между опекуном (попечителем) и муниципальным образованием договорными обязательствами снимает все вопросы об ответственности за нарушение прав и интересов подопечных лиц, которые действующим законодательством не урегулированы или урегулированы не до конца.

Речь идет об ответственности за неправомерное расходование денежных средств (в том числе сумм алиментов, пособий и пенсий) и имущества подопечного, за неосуществление надзора или воспитания, непредоставление медицинского ухода и иные действия и бездействие опекуна (попечителя). В заключение отмечу, что при решении задачи охраны прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных лиц предпринимаемые меры (как правового, так и экономического, идеологического характера) должны носить комплексный характер и исходить из принципа сохранения во что бы то ни стало каждого члена общества и всемерной охраны его прав и интересов. Литература 1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

– 32 с. 2.Гражданский Кодекс Российской Федерации.Части первая, вторая и третья: Принят Государственной Думой 21 октябр1994 г – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003г — 448с. 3.Семейный Кодекс Российской Федерации :Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

– 72 с. 4.Закон об актах гражданского состояния:Закон Российской Федерации: Принят Государственной Думой 22 октября 1997 г – М.: Инфра – М, 2003.

— 65 с. 5.Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказанииN 3185-1: Принят Государственной Думой 2 июля 1992 г – М.: Инфра-М, 2003.

– 40 с. 6.Конвенция о правах ребенка:Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г- М.: Инфра-М, 1999. –80 с. 7.Постановление N 829 о приемной семье: Принято Правительством Российской Федерации 17 июля 1996 г — М.: Инфра — М, 2002.

– 36 с. 8.Антокольская М.В. Казусы в семейном праве.— М.:Мысль, 1999. – 405с. 9. Антонов В.А. Опека и попечительство//Институт опеки. – Самара, 2003. – С. 125-129.

10.Авдеева К.Н. Беспризорные дети.

– М.: Недра, 2003. – 547с. 11.Антокольская М.В.

Курс лекций по семейному праву.— М.: Недра,1995. – 456с. 12.Антокольская М.В. Семейное право. — М.: Недра,1996.-145с. 13.Гришаев С.П.

Гражданское право. — М.: Юрист 2000.-484с. 14.Диссертация//Советский энциклопедический словарь.М.,1985.-С.340. 15.Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление.-М.:Мысль, 1984.-503с.

16.Зимней И.А. Социальная работа — М.:Мысль,2002. – 540с. 17.Иванова А.Н. Опека и попечительство//Права опекуна.- М., 2003.

– С. 250-260. 18.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права.- М.:Недра, 1996.- 210с. 19.Коваленко А.И. Книга для приемных родителей.

— Самара: Самарский дом печати, 1999. –236с. 20.Кутафин О.Е. Муниципальное право России.- М.:Инфра-М,1997.-410с. 21.Либоракина Е.К. Cоциальные работники за безопасность в семье.

– М.:Инфра-М,1990. — 345 с. 22.Масевич М.Г., Нечаева А.М., Хазова О.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации.

— М.:Юрист,1996.—440с. 23.Панова А.М. Социальная работа (Вопросы и ответы)// Органы опеки иопечительства.-М.,1996.-С.300-350. 24.Рясенцев В.К. Вопросы представительства в гражданском праве // Советская юстиция.- 2003.

— № 6. – С. 6-15. 25.Рясенцев В.К. Опека и попечительство. – М.:Инфра-М, 2003.-310с. 26.Сергеева А.П., Толстого Ю.К.

Гражданское право. – М.:Инфра-М,2003.-267с. 27.Сорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения.

– М.:Недра, 1995. –509с. 28.Сорвина А.С.

Социальная работа // Российский журнал социальной работы.

–1990. — № 2. – С. 34-37. 29.Степанов А.И.Теория и методика социальной работы// Российский журнал социальной работы.-1990.-№12.-С.22-24. 30.Фадеев В.И.Муниципальное Право.

– М.:Недра-М, 1997. – 367с. 31.Холостовой Е.И. Социальная работа с семьей – М.:Инфра-М,1996.-407с.

32.Чефранова Е.Н. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства // Российская юстиция.- 2003.- №10.

— С. 45-48. 33.Шеляг Т.В. Социальная работа с семьей.

– М.:Инфра -М, 1995.-283с.

Похожие работы на — Опека и попечительство

  1. Скачать документ Информация о работе
  2. Скачать документ Информация о работе
  3. Скачать документ Информация о работе
  4. Скачать документ Информация о работе
  5. Скачать документ Информация о работе
  6. Скачать документ Информация о работе
  7. Скачать документ Информация о работе

Не нашел материал для своей работы?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+