Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Основания уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда

Основания уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда

Основания уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда

Определение

Нарушение правил техники безопасности наступает тогда, когда требования, обязательные к исполнению, согласно законодательству РФ, не выполняются.Нарушение имело место быть, если:

  1. Не были соблюдены правила безопасности, с которыми гражданин был ознакомлен под подпись.
  2. Не были соблюдены общие правила безопасности, указанные в нормативных актах федерального уровня, которые не должны доводиться до граждан (работников предприятий, должностных лиц и так далее), персонально.

Особенности установления факта нарушения:

  1. Нарушение — это действия либо бездействия, способные привести к печальным последствиям, а не только сам факт произошедшего инцидента.
  2. Если в документе о безопасности не указано, что какое-либо действие запрещено, то для установления связи между этим действием и произошедшем инцидентом требуется заключение экспертов.
  3. Если правила безопасности носят только рекомендательный характер, их невыполнение не является нарушением.

Уголовная ответственность за нарушения законодательства о труде

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисци­плинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодатель­ством (ст. 465 Трудового кодекса РБ (далее — ТК)).

Как следует из приведенной нормы, ответст­венность несут как наниматель (т.е. предприятие, учреждение, организация), так и его должност­ные лица.

При этом наниматель, как юридическое лицо, несет материальную ответственность. Другие виды ответственности — дисциплинар­ную, административную, уголовную — могут нести только физические лица, а именно должностные лица нанимателя.

Рассматривая непосредственно уголовную ответственность, отметим, что, несмотря на до­статочно большое количество преступлений, которые по тем или иным признакам можно отнести к нарушениям законодательства о труде и правил охраны труда (ст.

190, 194, 301-308, 318, 336, 338 и др. Уголовного кодекса РБ (далее — УК)), вы­деляют следующие основные виды преступлений в трудовой сфере: незаконные действия, направленные на трудо­устройство граждан за границей (ст. 187 УК); нарушение законодательства о труде (ст. 199 УК); принуждение к забастовке либо к отказу от участия в ней (ст.

199 УК); принуждение к забастовке либо к отказу от участия в ней (ст.

200 УК); нарушение правил охраны труда (ст. 306 УК). А теперь рассмотрим случаи наступления уго­ловной ответственности по каждому из указан­ных преступлений.

Уголовная ответственность за незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей (ст. 187 УК) Действия по трудоустройству гражданина за границей являются законными, если они соот­ветствуют положениям Декрета Президента РБ от 09.03.2005 № 3

«О некоторых мерах по про­тиводействию торговле людьми»

(далее — Дек­рет № 3).

Любые действия, в т.ч. однократные, на­правленные на трудоустройство граждан Рес­публики Беларусь за границей, включая посред­ничество, осуществляются только при наличии специального разрешения (лицензии), выдавае­мого Министерством внутренних дел Республи­ки Беларусь.

В Декрете № 3 определен ряд требований для законного трудоустройства за границей: договор о трудоустройстве гражданина за границей должен быть заключен напрямую с ино­странным нанимателем (без посредников); юридические лица и индивидуальные пред­приниматели, осуществляющие деятельность, свя­занную с трудоустройством граждан за границей, обязаны проверять достоверность информации об иностранных нанимателях; направление граждан, обучающихся в орга­низациях системы образования Республики Бела­русь, на учебу за границу осуществляется с пись­менного разрешения Министерства образования Республики Беларусь и т.д.

Нарушение установленных требований обра­зует собой незаконное действие, направленное на трудоустройство гражданина за границей. Меры ответственности Статья 187 УК состоит из 3 частей.

Часть первая предусматривает уголовную от­ветственность в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет с лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятельностью за незаконные действия, направ­ленные на трудоустройство граждан за границей, если в результате таких действий лица, трудо­устроенные за границей, подверглись сексуальной или иной эксплуатации помимо своей воли, при отсутствии признаков преступления по ст.

Часть первая предусматривает уголовную от­ветственность в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет с лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятельностью за незаконные действия, направ­ленные на трудоустройство граждан за границей, если в результате таких действий лица, трудо­устроенные за границей, подверглись сексуальной или иной эксплуатации помимо своей воли, при отсутствии признаков преступления по ст.

181 (торговля людьми) УК. Часть вторая устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок от 4 до 6 лет с лишением права занимать определенные долж­ности или заниматься определенной деятель­ностью за незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, со­вершенные повторно либо лицом, ранее со­вершившим преступления, предусмотренные ст. 171 (использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституци­ей), 171-1 (вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к занятию проституцией), 181 (торговля людьми) или 181-1 (использова­ние рабского труда) УК.

Частью третьей предусмотрена уголовная от­ветственность в виде лишения свободы на срок от 6 до 8 лет с конфискацией имущества и с ли­шением права занимать определенные должно­сти или заниматься определенной деятельностью за незаконные действия, направленные на трудо­устройство граждан за границей, совершенные организованной группой. Уголовно наказуемое нарушение законодательства о труде (ст. 199 УК) Уголовная ответственность за необоснован­ные отказ в приеме на работу или увольнение беременной женщины является одной из форм правовой защиты материнства и детства.

Эта норма вовсе не означает, что вы обязаны заключать трудовой договор со всеми беремен­ными женщинами, обратившимися к вам.

В этом случае, как и в отношении всех иных кандидатов, оценке подлежат деловые и профессиональные качества женщины. Незаконным будет отказ в приеме на работу, обусловленный именно бере­менностью, а не отсутствием необходимых дело­вых качеств. Меры ответственности Итак, уголовно наказуемое нарушение зако­нодательства о труде выражается в необоснован­ном отказе в приеме на работу или увольнении женщины по мотивам ее беременности либо за­ведомо незаконном увольнении лица с работы.
Меры ответственности Итак, уголовно наказуемое нарушение зако­нодательства о труде выражается в необоснован­ном отказе в приеме на работу или увольнении женщины по мотивам ее беременности либо за­ведомо незаконном увольнении лица с работы.

В качестве наказания предусмотрены лишение пра­ва занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью, или испра­вительные работы на срок до 2 лет, или лишение свободы на срок до 3 лет.

Давайте рассмотрим это на примере. Пример 1 Прокуратурой города М.

возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК в отношении директора юриди­ческого лица, подписавшего приказ об увольнении с работы беременной женщины. Основанием для принятия такого решения пос­лужили материалы гражданского дела по иску граж­данки о восстановлении на работе.

По результа­там его рассмотрения решением суда истица была восстановлена на работе в качестве продавца у ука­занного юридического лица, поскольку причиной увольнения послужила исключительно ее беремен­ность. Приговором суда города М., вступившим в за­конную силу, за увольнение женщины по мотивам беременности директор юридического лица при­знан виновным в совершении преступления, преду­смотренного ст.199 УК, и ему назначено наказание в виде 1 года лишения свободы. Суд постановил назначенное наказание в испол­нение не приводить, если в течение 1 года осужден­ный не совершит новое преступление и будет выпол­нять возложенные на него обязанности (осуждение с условным неприменением наказания) (ст.

78 УК). Лицом, которое может быть привлечено к уго­ловной ответственности, является должностное лицо, обладающее правом приема и увольнения с работы, выполняющее организационно-распо­рядительные функции в государственных орга­нах и учреждениях, коммерческих организациях независимо от формы собственности, а также в некоммерческих организациях. Уголовная ответственность наступает только в случае, когда в действиях должностного лица имеется вина в форме умысла. Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда (ст.

306 УК) Нарушение правил охраны труда, пожалуй, самое распространенное преступление в сфере трудовых правоотношений.

К этой категории от­носится нарушение правил техники безопасно­сти, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностным лицом, ответствен­ным за их соблюдение (нарушение правил охраны труда), повлекшее по неосторожности профес­сиональное заболевание либо причинение тяж­кого или менее тяжкого телесного повреждения (ч. 1 ст. 306 УК). Опасность рассматриваемого преступления состоит в том, что оно посягает на конституци­онное право граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Данная норма непосредственно защищает работников предприятий и других лиц (прикомандированных, стажеров, практикантов и др.), постоянная или временная деятельность которых связана с данным производством. Охрана труда — это система обеспечения безопасности жизни, здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организа­ционные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилакти­ческие, реабилитационные и иные мероприятия и средства (ст.

221 ТК). В понятие «правила охраны труда» включают­ся правила техники безопасности, промышленной санитарии и иные правила охраны труда (напри­мер, правила охраны труда отдельных категорий работников — инвалидов, несовершеннолетних, женщин и т.д.), а также правила охраны труда в отдельных отраслях производства.

Обязанности нанимателя по обеспечению ох­раны труда подробно регламентированы в ст. 55, 89 и 226 ТК. Основанием для наступления ответственно­сти за совершение вышеуказанных преступных действий является наступление общественно опасных последствий в виде профессионального заболевания, причинения менее тяжкого или тяж­кого телесного повреждения либо смерти челове­ка.

55, 89 и 226 ТК. Основанием для наступления ответственно­сти за совершение вышеуказанных преступных действий является наступление общественно опасных последствий в виде профессионального заболевания, причинения менее тяжкого или тяж­кого телесного повреждения либо смерти челове­ка.

При этом должна быть установлена причинная связь между допущенными нарушениями и насту­пившими последствиями.

При неустановлении непосредственной причинной связи уголовная ответственность лица, допустившего нарушения, исключается. Субъективная сторона преступления (т.е. от­ношение виновного лица к совершаемым действи­ям) характеризуется неоднородным психическим отношением лица к факту нарушения правил ох­раны труда и указанным в законе последствиям.

Причем эти правила могут быть нарушены соз­нательно (т.е. их нарушение очевидно для винов­ного лица) либо неосознанно (по забывчивости, невнимательности и т.д.). В целом такое преступление признается со­вершенным по неосторожности в виде легко­мыслия (выражается в сознательном нарушении виновным правил охраны труда, при котором он предвидит возможность наступления общест­венно опасных последствий своих действий, но без достаточных оснований рассчитывает на их предотвращение) или небрежности (выражается в том, что лицо осознанно либо неосознанно на­рушает эти правила, не предвидит возможности наступления вредных последствий, хотя при не­обходимой внимательности и предупредительно­сти должно было и могло их предвидеть).

Что же касается субъекта данного преступ­ления, то он специальный: должностное лицо, на которое в силу его служебного положения или по специальному распоряжению возложены обязан­ности по соблюдению правил охраны труда на определенном участке работы.

Важно знать, что эти обязанности должны быть юридически оформле­ны трудовым договором, приказом и т.п. Ответственность за эти нарушения несут только должностные лица, на которых в силу их служебных полномочий или по специальному распоряжению непосредственно возложена обя­занность обеспечивать соблюдение правил охра­ны труда на определенном участке работы.

Ответственность за эти нарушения несут только должностные лица, на которых в силу их служебных полномочий или по специальному распоряжению непосредственно возложена обя­занность обеспечивать соблюдение правил охра­ны труда на определенном участке работы. Руководители предприятий, учреждений и ор­ганизаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты могут быть привлечены к ответственности по данной статье, если они не приняли мер к устранению заведомо известного нарушения правил охраны труда либо дали ука­зания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельны­ми видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил. В иных случаях должностные лица, виновные в ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных усло­вий труда (например, в непринятии мер по разра­ботке соответствующих инструкций, по созданию условий для выполнения правил охраны труда, в неосуществлении надлежащего контроля за их соблюдением), могут нести ответственность за преступления против интересов службы.

Если нарушение правил техники безопасно­сти или иных правил охраны труда, повлекшее наступление последствий, предусмотренных ст. 306 УК, допущено лицом, не являющимся долж­ностным, его ответственность наступает за пре­ступление против жизни и здоровья человека. Меры ответственности Данное преступление наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью или без лишения.

Если же нарушение правил охраны труда по­влекло по неосторожности, смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, то это наказывается ограниче­нием свободы на срок до 5 лет или лишением сво­боды на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью или без лишения (ч. 2 ст. 306 УК). Наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения предусмотрено за нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть 2 или более лиц (ч. 3 ст. 306 УК). Пример 2 Гражданину Б.

предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 306 УК в том, что он, работая мастером участка на предприятии и являясь должностным лицом, от­ветственным за соблюдение правил техники безо­пасности и иных правил охраны труда, допустил полировщицу С.

к выполнению фрезерных работ по совместительству, не ознакомив ее с инструкцией по технике безопасности при выполнении данного вида работ. Тем самым он нарушил должностную инструкцию мастера участка. Это повлекло причинение по неосторожности С.

тяжких телесных повреждений при следующих об­стоятельствах. Загрузив на своем основном месте работы полировальную машину и не сняв перчатки, необходимые для работы на данной машине, С.

пе­решла на другой участок к фрезерному станку, где, торопясь, стала производить фрезерные работы.

При этом она устанавливала новые детали, не пре­кращая работу станка и не отводя режущий инстру­мент в сторону на безопасное расстояние. В итоге вращающаяся фреза зацепила перчатку на руке С., руку отбросило на вращающийся шпиндель, на который затем намотало надетый поверх нарукав­ник. Произошли полная травматическая ампутация левого предплечья и перелом левого плеча, отно­сящиеся к категории тяжких телесных повреждений по признаку опасности для жизни.

При рассмотрении данного дела в суде было ус­тановлено, что травма получена потерпевшей при выполнении трудовых обязанностей на фрезерном станке.

При этом согласно должностной инструкции мастеру Б. было вменено в обязанность осущест­вление контроля за соблюдением правил охраны труда на данном участке. Телесные повреждения С. получила в связи с тем, что перед выполнением работы на фрезерном станке не сняла перчатки, не­обходимые для выполнения основной работы полировщицы и запрещенные при работе на фрезерном станке.

Суд пришел к выводу о том, что разрешение мастером участка Б. полировщице С. выполнять фрезерные работы по совместительству в основное рабочее время, при этом не ознакомившись с инст­рукцией по технике безопасности при выполнении данного вида работ, является непосредственной причиной получения ею тяжких телесных поврежде­ний, и осудил обвиняемого по ч. 1 ст. 306 УК, указав в приговоре, что мастер участка Б.

допустил нару­шение трудовой и производственной дисциплины, и это нарушение состоит в прямой причинной связи с наступившими последствиями. Уголовная ответственность за принуждение к участию в забастовке либо к отказу от участия в законной забастовке, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения (ст. 200 УК) Забастовка — это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязан­ностей (полностью или частично) в целях разреше­ния коллективного трудового спора (ст.

388 ТК). Забастовка может проводиться не позднее 3 месяцев после отклонения предложений прими­рительной комиссии, а если стороны обращались к посреднику или (и) в трудовой арбитраж — по­сле отклонения предложений посредника или (и) несогласия с решением трудового арбитража, за исключением случаев, когда оно имеет для сто­рон обязательную силу.

Участие в забастовке является добровольным. Добровольность участия (неучастия) в забастов­ке является основанием правомерности забас­товки. Право работников на забастовку закреплено в ст.

41 Конституции РБ, в Трудовом кодексе и Законе РБ от 22.04.1992 № 1605-XII «О профес­сиональных союзах». Никто не может быть принужден как к уча­стию, так и к отказу от участия в забастовке (ст.

391 ТК). Под принуждением подразумевает­ся физическое (например, воспрепятствование выполнению трудовых обязанностей лицам, ко­торые не желают бастовать, выведение из строя оборудования и т.п.) или психическое (например, запугивание увольнением работника или его род­ственников, работающих в организации, в случае участия кого-либо из них в забастовке и т.п.) на­силие. Запрещается оказание материальной помощи участникам забастовки за счет средств полити­ческих партий, движений, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также иностранных юридических и физических лиц. При этом право нанимателя не выплачивать заработную плату бастующим не может рассмат­риваться как психическое насилие и, следова­тельно, принуждение к отказу от участия в забас­товке.

Субъектом указанного преступления может быть должностное или частное лицо, достигшее 16-летнего возраста. Наказание по данной статье последует для ви­новного лица при наличии у него прямого умысла на совершение вышеуказанных преступных дей­ствий.

Меры ответственности Принуждение к участию в забастовке либо к отказу от участия в законной забастовке, совер­шенное с применением насилия или с угрозой его применения, наказывается штрафом, или ли­шением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 3 лет. В заключение. Надеемся, что этот достаточно краткий об­зор норм права, предусматривающих уголовную ответственность, которую влекут за собой те или иные поступки и решения как непосредственно нанимателя, так и иных лиц предприятия, учреж­дения, организации по отношению к работникам, позволят вам представить всю меру ответствен­ности за свои действия и не допустить впредь на­рушений законодательства.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Основным нормативным актом, содержащим нормы по охране труда, является ТК РФ.

перечисляет основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В Постановлении Правительства №399 перечислены правовые акты, содержащие нормативные требования по охране труда. В статье 419 ТК РФ установлены виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

«Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами»

.Дисциплинарная ответственность — статья 90, 192 ТК РФ. За совершение дисциплинарного проступка, на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям.

Дисциплинарный проступок – это неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором, локальными нормативными актами работодателя.

Нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности работника, в действиях которого нет умысла или неосторожности при нарушении норм по охране труда. Наиболее распространенными дисциплинарными проступками работников в сфере охраны труда являются – нарушение правил по охране труда, содержащихся в инструкциях. К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены помимо работников и должностные лица организации, в чьи обязанности входит обеспечение безопасных условий труда в организации, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение данных обязанностей.

Для должностных наиболее распространенными являются следующие нарушения правил охраны труда:

  1. привлечение отдельных категорий работников к тяжелым работам, работам с вредными или опасными условиями труда, к ночным и сверхурочным работам, которые законодательством для них запрещены.
  2. допуск к работе без прохождения обязательного медицинского осмотра;
  3. допуск работников к выполнению работ без проверки знания ими требований охраны труда;
  4. допуск к работе на неисправном оборудовании либо к эксплуатации технологического оборудования с нарушением технических требований,
  5. допуск к работе при отсутствии предохранительных и оградительных устройств, без применения работниками средств индивидуальной защиты;

Для большинства работодателей приведенный в статье 192 ТК РФ перечень дисциплинарных взысканий будет достаточным. Но как следует из части 5 статьи 189 ТК РФ для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами, где может быть предусмотрено применение дополнительных мер дисциплинарного взыскания (Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации, Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации и другое.).

В случае совершения дисциплинарного проступка к работникам, которые заняты в организациях с особо опасным производством в области использования атомной энергии, помимо взысканий, предусмотренных ТК РФ, могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий:

  1. перевод с согласия работника на другую нижеоплачиваемую работу или другую низшую должность на срок до 3 месяцев;
  2. перевод с согласия работника на работу, не связанную с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с учетом профессии (специальности) на срок до 1 года;
  3. предупреждение о неполном служебном соответствии;
  4. освобождение от занимаемой должности, связанной с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с предоставлением, с согласия работника, иной работы с учетом его профессии (специальности).

Работодатели при определении меры дисциплинарного взыскания могут руководствоваться только уже установленными федеральными законами и нормативными актами Правительства Российской Федерации мерами дисциплинарной ответственности.

В соответствии со статьей 193 ТК РФ за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Оно применяется не позднее месяца со дня обнаружения поступка.Материальная ответственность Материальная ответственность сторон трудового договора предусмотрена разделом 11 ТК РФ.

Материальная ответственность работника может быть предусмотрена в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору о полной материальной ответственности, заключенном с ним. Основные права и обязанности работника перечислены в статье 21 ТК РФ, одной из которых является соблюдение требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.

Для привлечения работника к материальной ответственности необходимо наличие таких условий как:

  1. виновность (форме умысла или неосторожности) стороны в причинении ущерба;
  2. противоправность действий (бездействия) причинителя вреда
  3. причинная связь действия (бездействия) и последствиями в виде, причиненного ущерба.

В соответствии со статьей 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

При этом неполученные доходы (упущенная выгода) с работника не взыскивается. Прямой действительный ущерб, согласно ТК РФ, – это реальное уменьшение либо ухудшение состояния имеющегося имущества работодателя, а также имущества третьих лиц в случае, если работодатель несет ответственность за него, влекущее излишние затраты для работодателя по восстановлению либо приобретению утраченного имущества.

Работник будет нести материальную ответственность, как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, который возник у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам. Согласно статье 241 ТК РФ работник несет материальную ответственность в пределах своего среднемесячного заработка. Руководитель организации несет, как правило, полную материальную ответственность.

В Приложении №1 к Постановлению Минтруда Российской Федерации от 31 декабря 2002 года №85

«Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности»

приведен Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества.

К таким работникам в частности относятся начальники (руководители) участков и иных строительно-монтажных подразделений, производители работ и мастера (в том числе старшие, главные) строительных и монтажных работ. Кроме того, частью 3 статьи 242 ТК РФ определены случаи полной материальной ответственности работников в возрасте до 18 лет:

  1. причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  2. умышленного причинения ущерба;
  3. причинения ущерба в результате совершения преступления или административного проступка.

Полная материальная ответственность работника заключается в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

В статье 243 ТК РФ указаны случаи, когда материальная ответственность на работника возлагается в полном объеме, а в статье 240 ТК РФ законодатель предоставляет работодателю возможность отказаться (полностью или частично) от взыскания с работника материального ущерба.

В статье 239 ТК РФ перечислены случаи возникновения ущерба, при наступлении которых, материальная ответственность работника исключается вследствие:

  1. нормального хозяйственного риска;
  2. крайней необходимости либо необходимой обороны;
  3. наступления обстоятельств непреодолимой силы;
  4. неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Оправданным риском причинения материального вреда имуществу работодателя признается действие, которое соответствует современным знаниям и опыту работника, когда поставленная работодателем цель не могла быть достигнута иными способами, а лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения ущерба. В соответствии с частью 1 статьи 246 ТК РФ размер ущерба, который причинен работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

В этой же статье говорится, что Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, который причинен работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей либо утратой отдельных видов имущества и иных ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.

Согласно статье 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками на работодателе лежит обязанность по проведению проверки, в целях установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения.

Для проведения такой проверки работодателем может быть создана комиссия с включением в ее состав соответствующих специалистов. При этом в обязательном порядке должно быть истребовано у работника объяснение в письменной форме для установления причины возникновения ущерба.

В соответствии с частью 3 статьи 247 ТК РФ работнику и (или) его представителю предоставлено право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, который установлен ТК РФ. При этом работник может воспользоваться своим правом вне зависимости от того — признан он виновным в причинении ущерба либо нет. Согласно возмещение ущерба производится вне зависимости от привлечения работника к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.Административная ответственность.

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена статей 5.27 КоАП РФ. Лицами, которые могут быть привлечены к ответственности по данной статье, являются должностные лица организаций, юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В данном случае – это будут лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм по охране труда. КоАП РФ в статье 2.4 дает определение должностного лица.

Должностное лицо – это лицо

«постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации»

. Руководители, работники других организаций, индивидуальные предприниматели, в случае совершения ими административного правонарушения, связанного с выполнением ими организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций будут нести административную ответственность как должностные лица.

Нарушение законодательства в об охране труда может выражаться как в действии, так и в бездействии должностных лиц. В любом случае здесь речь идет об умышленной форме вины.

Согласно статье 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, в случае если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Верховный Суд Российской Федерации (далее – Постановление Пленума ВС РФ №5) разъясняет, что: «В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности».

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, согласно части 2 статье 2.1 КоАП РФ, в случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.Ответственность, предусмотренная по статье 5.27 КоАП РФ:

  1. нарушение законодательства об охране труда должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение – влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
  2. на юридических лиц — от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  3. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица штраф в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  4. Нарушение законодательства об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ на должностных лиц, отвечающих в организации за охрану труда;

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума ВС РФ №5:«В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ вслучае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц».Обратите внимание!

Частью 1 статьи 5.27 предусмотрены в виде административного наказания либо административный штраф, либо административное приостановление деятельности. Наложение административного взыскания по части 1 статьи 5.27 КоАП осуществляет, в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ, инспектор федеральной инспекции по труду. Судом установлено, что гражданин, состоявший с предпринимателем в трудовых отношениях, 30 мая 2003 года погиб от несчастного случая на производстве.

О данном факте предприниматель не сообщил в Государственную инспекцию труда Свердловской области, чем нарушил требования законодательства, предусмотренные статьей 5.27 КоАП РФ (Постановление ФАС Уральского округа от 10 декабря 2003 года по делу №Ф09-4171/03-АК)).

Административное приостановление деятельности как вид административного наказания предусмотрено статьей 3.12.

КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ оно заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Согласно этой же части статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть применено в случае:

  1. причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
  2. в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  3. угрозы жизни либо здоровью людей;
  4. возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  5. совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  6. наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;

Административное наказание в виде административного приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Временный запрет деятельности применяется как мера обеспечения в случае совершения административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности Временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении установлен статьей 27.16 КоАП РФ.

В нашем случае его будет осуществлять государственный инспектор труда путем составления протокола и передачи его в суд. Поскольку в производственном помещении, принадлежащем предпринимателю, выявлены нарушения государственных нормативных требований труда, которые создают угрозу жизни и здоровья работников, требования инспектора труда по приостановке эксплуатации производственного помещения до устранения выявленных недостатков признаны правомерными.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2005 года по делу №Ф04-317/2005(8149-А03-19)). Частью 1 статьи 27.16 КоАП РФ установлено, что временный запрет деятельности заключается в кратковременном прекращении деятельности. Согласно части 1 статьи 27.17 КоАП РФ срок временного запрета деятельности не должен превышать 5 суток с момента фактического прекращения деятельности.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности применяется только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно. Согласно части 5 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановление деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее 5 суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Согласно части 3 статьи 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства лица, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения, данного административного наказания. В части второй статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена в виде административного наказания – дисквалификация, которая может быть применена к должностному лицу, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В пункте 17 Постановление Пленума ВС РФ №5 Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что следует понимать под аналогичным правонарушением:

«Под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника)»

.

Дисквалификация может быть применена только в качестве основного административного наказания.

Дисквалификация согласно статье 3.11. КоАП РФ заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена также к лицам, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров и к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим. Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, работающим в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.

Статьей 5.44. КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При этом сокрытием несчастного случая будет считаться несообщение о нем в течение суток.

Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа:

  1. на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
  2. на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
  3. на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы статьи 228 ТК РФ, в которой в числе обязанностей работодателя предусмотрена обязанность сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных 5.44 КоАП, также отнесено к ведению Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ. Федеральный арбитражный суд Уральского округа Постановлением по делу №Ф09-6045/04-АК от 26 января 2005 года подтвердил обоснованность привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.44 КоАП РФ за сокрытие страхового случая.

Кроме того, в главе 9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за целый ряд правонарушений конкретно в области строительства.

Так в предусмотрена ответственность за нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения. Нарушение данных норм влечет: Для граждан — наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; Для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; Для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей в соответствии со статьями 23.23, 23.31 КоАП РФ рассматриваются органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за использованием и охраной водных объектов и органами, осуществляющими государственный горный и промышленный надзор.

В предусмотрена ответственность за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования.Нарушение норм указанной статьи влечет:

  1. для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
  2. Для граждан — наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев;

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.35 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. предусмотрена ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.Нарушение норм указанной статьи влечет:

  1. для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  2. Для граждан — наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
  3. для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
  4. для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.56 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный надзор. Так Постановлением ФАС Поволжского округа от 24 марта 2005 года по делу №А06-2036У/3-18/04 правомерно отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Государственного архитектурного надзора, согласно которому предпринимателю было предложено произвести демонтаж дымохода, выполненного выше кровли аптеки в нарушение проекта, поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения заявителем требований по проектированию и строительству.предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию:«1.

Строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.2. Нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.3. Нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда».

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.56 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный надзор.

предусмотрена ответственность за ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах. Нарушение норм указанной статьи влечет:

  1. для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  2. для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  3. для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.30 КоАП РФ рассматриваются государственными органами по энергетическому надзору Как следует из части 2 статьи 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.2-9.4, 9.9 в случае, если орган либо должностное лицо, к которым поступило это дело, передает его на рассмотрение судьи.

КоАП РФ предусмотрена также административная ответственность для должностных лиц строительных организаций по следующим нижеперечисленым статьям:«Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)1.

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.Статья 19.5.

Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)1.

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушенияНепринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.Статья 19.7.

Непредставление сведений (информации)Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда».

Рассматривать дела об административных правонарушениях в области строительства, предусмотренных данными статьям, имеют право:

  1. должностные лица федеральных инспекций охраны труда в соответствии с пунктом 16 статьи части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
  2. должностные лица органов государственного архитектурно-строительного надзора в соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
  3. должностные лица органов государственного энергетического надзора в соответствии с пунктом 38 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
  4. должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в соответствии с пунктом 43 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
  5. должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора в соответствии с пунктом 39 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;

предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Так частью 1 данной статьи установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ. Нарушение данных норм влечет:

  1. для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  2. для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
  3. для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  4. для граждан — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

Во второй части статьи предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

Нарушение норм данной части статьи влекут наложение административного штрафа в следующем размере:

  1. для юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
  2. для должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
  3. для граждан — в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

Частью 3 данной статьи предусматривается ответственность за нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий.

За нарушение норм части 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в следующем размере:

  1. для должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;
  2. для юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
  3. для граждан — в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

В части 6 указанной статьи законодателем установлена ответственность за несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники.

За нарушение норм данной части статьи на нарушителя возлагается административный штраф в следующем размере:

  1. для юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
  2. для должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
  3. для граждан — в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, рассматривают в соответствии с пунктом 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор. При разграничении административного правонарушения от уголовного преступления имеет значение квалификация вины и общественно опасных последствий деяния. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное часть 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

А в случае, если не наступили последствия, предусмотренные этой статьей – причинен легкий или средний вред здоровью, то содеянное будет рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.27 КоАП РФ.Уголовная ответственность. УК РФ предусмотрена ответственность за действия, которые грубо попирают положения законодательства о труде и охране труда, либо которые повлекли за собой значительные негативные последствия, например причинение вреда здоровью, либо гибель людей.

К числу уголовных преступлений, нарушающих законодательство об охране труда можно отнести следующие:

  1. статья 143 УК РФ нарушение правил охраны труда;
  2. статья 215 УК РФ Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики;
  3. статья 219 УК РФ. Нарушение правил пожарной безопасности.
  4. статья 217 УК РФ. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах;
  5. статья 216 УК РФ. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ;
  6. статья 218 УК РФ. Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий;

Спецификой уголовной ответственности является то, что, в отличие от гражданско-правовой и административной, к уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица. К таковым относятся руководители организаций, лица, ответственные за соблюдение тех или иных правил безопасности, простые работники.

Организации к уголовной ответственности в рамках российского уголовного права привлечены быть не могут.Статья 143 УК РФ:«1 Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Субъектами (виновными лицами) по данному преступлению могут быть лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению, непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы, в случае если они не приняли меры к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или не обеспечили соблюдение тех или иных правил (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 1991 года №1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ»).К таким лицам относятся:

  1. руководитель организации, его заместители,
  2. должностные лица организаций или учреждений: главные инженеры, главные специалисты предприятий.
  3. индивидуальный предприниматель без образования юридического лица;

За нарушение законодательства об охране труда должны быть в первую очередь привлечены лица, отвечающие в организации за обеспечение охраны труда на участке работ, где произошел несчастный случай.Руководители организации, должностные лица в подобных случаях могут быть привлечены к ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или халатность (статья 293 УК РФ). Ответственность по данному преступлению предусмотрена за неосторожное действие (бездействие), в результате которых при нарушении правил охраны труда был причинен тяжкий вред здоровью. Неосторожная вина может быть в форме легкомыслия или небрежности.

Согласно статье 26 УК РФ легкомыслием является, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий, а небрежностью – если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Разграничение таких преступлений, как нарушение правил охраны труда (статья 143 УК РФ) и преступлений, предусмотренных статьями 285, 293 УК РФ должна проводиться исходя из обязанностей, возложенных на конкретное должностное лицо Субъектом (виновным лицом) преступления, предусмотренного статьей 143 УК РФ будет лицо, на которое непосредственно возложена обязанность за обеспечение безопасных условий труда и которое игнорировало либо недобросовестно исполняло эти обязанности. А субъектом преступления, предусмотренного статьей 293 УК РФ будет являться лицо, которое в силу своего служебного положения обязано было иметь информацию о том, каким образом обстоят дела по обеспечению безопасности на каждом участке работ и принять соответствующие меры, чтобы несчастный случай на производстве не произошел.

УК РФ предусмотрены специальные составы преступлений, предусмотренные статьями 215-219 УК РФ. При квалификации преступлений по статьям 143, 215-219 УК РФ необходимо знать, что данные преступления могут быть совершены только по неосторожности. При наличии косвенного или прямого умысла на совершение преступлений, предусмотренных статьями 143, 215-219 УК РФ, содеянное будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное уже другими статьями УК РФ.

При разграничении составов преступлений, предусмотренных нормами статей 215-219 УК РФ и статьей 143 УК РФ, имеет значение личность потерпевшего. Потерпевшим от преступления, ответственность за которое предусмотрена по статье 143 УК РФ, может быть только лицо, имеющее трудовые отношения с работодателем, а потерпевшим при совершении преступлений, предусмотренных статьями 215-219 УК РФ — любое лицо, вне зависимости от наличия трудовых отношений у него с данной организацией (работодателем). Материалы подготовлены группой консультантов-методологов .

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Охрана труда: правонарушения

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда может наступить для ответственных за их соблюдение должностных лиц компаний любой формы собственности, в которой трудились пострадавшие сотрудники, а также для ответственных лиц, трудящихся у ИП. Нарушением признается действие или, наоборот, бездействие ответственных лиц, обязанных проследить за безопасностью условий работы персонала, повлекшее тяжкий вред здоровью либо смерть людей (по неосторожности).

Такие последствия возможны, например, при:

  1. непроведении обязательного об установленных нормах техники безопасности;
  2. допуске к работе лиц с непройденным обязательным медосмотром либо лиц несоответствующей квалификации, которые не подтвердили достаточность своих знаний для выполнения работы, что в результате привело к увечьям или летальному исходу.
  3. невыдаче работникам индивидуальных средств защиты: касок, перчаток, спецкостюмов, респираторов и т. п.;
  4. разрешении работать на заведомо неисправном оборудовании и аппаратуре;
  5. игнорировании правил и порядка технологического процесса;

Читайте также:

Виды нарушения ОТ, подлежащие уголовному преследованию:

  1. лишение свободы
  2. принудительные, исправительные, обязательные работы

Специалиста по ОТ могут привлечь к уголовной ответственности в том случае, если он не принял меры к устранению нарушений правил ОТ. Например, если отсутствовал контроль за ОТ в подразделении, и это привело к несчастному случаю с тяжелым исходом — групповым, смертельным.Руководителя предприятия и главного инженера могут привлечены к уголовной ответственности, если они выдадут указания, противоречащие правилам по ОТ.Пример:Из-за ошибочных указаний главного энергетика ООО «Феникс» смертельно пострадал электромонтер.

Он находился на опоре ЛЭП, когда было подано рабочее напряжение, включенное по указанию должностного лица. Главного энергетика привлекли к ответственности по части 2 в статье 143 УК РФ с лишением свободы, так как его действия прямо привели к трагедии. При этом ООО «Феникс» получило административный штраф по части 1 статьи 5.27.1 КоАП за нарушение требований правил по охране труда в электроустановках.Также привлечь к уголовной ответственности могут прораба и ответственного руководителя работ по наряду-допуску, если они должны были обеспечить соблюдение требования ОТ, но не сделали этого.Например, в плане производства работ было указано проверить наличие газов в колодце, но прораб дал указание спускаться в колодец без проверки газоанализатора.

Это привело к отравлению работника. В этом случае суд может привлечь прораба к ответственности по ч.1 ст.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+