Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - После смерти мужа вдова получив положенное продала дрм закоеы хамсурапи

После смерти мужа вдова получив положенное продала дрм закоеы хамсурапи

После смерти мужа вдова получив положенное продала дрм закоеы хамсурапи

Семья в древней Вавилонии, по законам царя Хаммурапи


Содержание Введение 1. Брачно-семейное право и имущественное положение женщин в семье по законам Хаммурапи 1.1 Общая характеристика брачно-семейного права по законам Хаммурапи 1.2 Имущественное положение женщины в семье по законам Хаммурапи 2. Имущественное положение мужчин по законам Хаммурапи 2.1 Общая характеристика регулирования имущественных отношений по законам Хаммурапи 2.2 Характеристика имущественного положения мужчин по законам Хаммурапи 3. Сравнительная характеристика правового статуса в семье по законам Хаммурапи Заключение Список использованной литературы Приложения Актуальность темы исследования в данной курсовой работе определяется тем, что на протяжении всей истории человечества возникали и исчезали различные древние цивилизации, которые оставили нам в наследие не только предметы материальной культуры, но также и достижения правовой культуры.

Вавилонская цивилизация является одной из самых первых и древних цивилизаций. Она оставила нам огромное культурное наследие. Законы Хаммурапи представляет собой один из древнейших памятников права.

Многие положения данного кодекса нашли свое отражение, как в нормах права Римской Империи, так и в правовых нормах современной цивилизации. Институт брака и брачных отношений, в тех или иных формах, всегда существовал в человеческой цивилизации.

Исходя из уровня развития цивилизации древности, а также обычаев и традиций того или иного народа, существовала различная регламентация вопросов, связанных с отношениями между супругами. Тот факт, что вопросам семейного права в законах Хаммурапи уделяется весьма большое значение, указывает на то, что еще в древности эти вопросы рассматривались на государственном уровне. Изучение источников права древних цивилизаций дает в наше время возможность не только ознакомиться с теми порядками и нормами, которые существовали в тех древних обществах, но также и более внимательно рассмотреть нормы и обычаи нашей сегодняшней жизни, выявить принципиальные различия, а в некоторых вопросах и провести аналогии.

Исходя из всего сказанного выше, можно судить о том, что тема, которая рассматривается в рамках данной курсовой работы, весьма важна и актуальна на текущий момент. закон хаммурапи семья имущественный Целью данной курсовой работы является изучение семьи в древней Вавилонии, по законам царя Хаммурапи. Для достижения цели, поставленной в данной курсовой работе, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть брачно-семейное право и имущественное положение женщин в семье по законам Хаммурапи рассмотреть имущественное положение мужчин по законам Хаммурапи; дать сравнительная характеристика правового статуса в семье по законам Хаммурапи.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложения.

В современном мире брак представляется как один из наиболее важных социальных и правовых институтов.

Именно брак принято считать в качестве основы семьи, именно браком обеспечивается законность межличностных отношений.

Браком укрепляются исконные представления людей о том, как должно выглядеть общественное устройство. Будучи супружеским союзом, брак налагает на людей существенные обязанности.

Благодаря браку дисциплинируется воля человека, потребности человека подчиняются его разуму. Также брачные отношения дают дополнительные возможности для возникновения у человека чувства ответственности перед его близкими людьми.

Именно в браке возможно полноценное и всесторонне становление и развитие личности.

Тем не менее, именно брак можно рассматривать в качестве самого загадочного правового института. Нужно отметить, что современное законодательство, как российское, так и зарубежное, не дает четкое и ясное определение сущности брачных отношений. Такое положение вещей дало возможность для возникновения различных взглядов на природу барака.

Исходя из положений современной доктрины, можно провести выделение трех основных концепций, которыми характеризуется супружеский союз: первая концепция определяет брак как статус; согласно второй концепции, брак рассматривается в качестве договора; третья концепция ведет речь о браке как о социальном партнерстве. Надо отметить, что подобная проблема не возникала для древнего человека.

Ему был свойственен синкретизм мышления, который заставлял его воспринимать тот мир, который его окружал, а также те события, которые происходили в этом мире, в беспредпосылочном, первоначальном суждении. Человек древности имел убежденность в правильности того порядка вещей, который был установлен и не стремился к его изменению. В качестве одной из причин этого можно выделить наличие у древнего человека религиозного сознания, которое давало ему надежные опоры в его повседневном, в том числе и юридическом быте.

Вещи в окружающем его мире представлялись перед его взором исходя из очевидности их изначального смысла. Можно сказать, что в этом, в какой-то степени было преимущество древних людей над современными. Семейное право в древнем Вавилоне является не только вполне сложившимся институтом.

Его можно считать также и достаточно развитым. Отношениям, которые касаются семейного права, посвящены статьи с 128 по 161 Кодекса царя Хаммурапи.

Тот факт, что в данном кодексе существовало такое большое количество статей на данную тематику, указывает на тот факт, что государство было крайне заинтересовано в том, чтобы узаконить межличностные, в том числе и половые связи. Данный факт является еще более примечательным в том смысле, что взаимоотношения между полами изначально и по определению представляет собой дело весьма индивидуальное и интимное.

Тем не менее, объективным является тот факт, что общество, которое проживало в древнем Двуречье в XVIII веке до нашей эры, уже имело весьма высокий уровень государственно-правовой регламентации быта. Также очевидным является тот факт, что уже в то время семья представляла собой крепкую и надежную основу социальной организации общества.

Публичной властью, которая представлял в своем лице царь, семья рассматривалась как источник материальной силы для государства.

Исходя из этого, государственным законодательством того времени семье отводилось подобающее место в системе нормативного регулирования.

Также не стоит забывать и нравственной стороне, которая присуща супружескому союзу. Данный аспект брачных отношений также волновал законодателя, хотя и в менее значительной степени, чем хозяйственное значение, которое соответствовало брачным отношениям.

Разумеется, раскрытие нравственной сущности брака имело место быть как результат воздействия монотеистических религиозных концепций, таких как христианство, но в тот период, который рассматривается в рамках данной курсовой работы, власть и общество уже пришли, в какой то степени, к осознанию важности духовного общения между супругами. Исходя из текста законов Хаммурапи, мы можем сделать вывод об отсутствие систематизированности в нормах семейного права. Ряд формулировок имеет казуистический характер.

Данный факт можно рассматривать в качестве указания на то, что их источник имеет прецедентный характер происхождения. Тем не менее, проводя анализ статей можно сделать вывод том, что семья и семейные отношения занимали важную и значимую роль в древнем Вавилоне. Многие из правых институтов, которые можно выделить в отношении семейного права исходя из положений законов Хаммурапи, позднее можно встретить в римском праве.

В качестве главного института, который относится к семейному праву и который существует в любом и историческом периоде и у любого народа — является брак. Согласно законам Хаммурапи, браку соответствует договорная концепция. Данный вывод можно сделать исходя из положений, которые содержаться в статье 128 законов Хаммурапи.

Согласно данной статьи, если человек берет жену и не заключает с ней договора, то такая женщина не является женой. Тем не менее, нужно отметить, что обязательственная природа брака существовала и других древний народов.

Так например, можно встретить схожие постановления в правовых нормах, которые имеют отношения к древней Иудеи и Ассирии.

В том случае, если под браком подразумевается договор, то логичным было бы предположение о том, что он в нем должны иметься определенные существенные элементы, которые придавали бы ему юридическую силу и наделяли бы союз между супругами свойствами, которые соответствуют правовому отношению.

Здесь, прежде всего, нужно отметить, что брак должен иметь определенную цель, с которой он совершается. В законах Хаммурапи такая цель отражена в статье 138, которая свидетельствует о том, что если человек решит оставить супругу, которая не родила ему детей, то ему следует дать серебро, которое соответствует выкупу супруги, а также человек должен восстановить ее приданное. Затем, согласно положения указанной статьи кодекса Хаммурапи, человек может оставить супругу.

Исходя из этого, можно констатировать, что в качестве цели брачных отношений законодатель выделяет рождение и воспитание детей.

Исходя из этого, невозможность достижения указанной цели может рассматриваться в качестве основания для развода. Тот факт, что указанная норма имеет диспозитивную формулировку, не должен вводить в заблуждения касательного того, что эта норма дает лишь возможность для мужа расторгнуть брак. Нужно отметь, что в древности семья имела ярко выраженный хозяйственный характер.

Создание семьи осуществлялось для того, чтобы укрепить и увеличить материальное благосостояние членов семьи.

Согласно Максу Веберу, по мере того, как расширялось частное предпринимательство, древнее патриархальное имущество рода постепенно стало превращаться в «товарищеский капитал», который принадлежал членам отдельных семей. Сыновья в таких семьях становились пайщиками.

Исходя из данного факта, появление на свет детей принято было рассматривать как полезную меру, которая была направлена на то, чтобы увеличить рабочую силу семьи и, тем самым, увеличить ее богатства. Ряд других статей кодекса Хаммурапи могут подтвердить указанное утверждение. Например, в статьях 145 и 146 говориться о том, что бездетный брак со жрицей (надитум) мог приводить к сожительству с наложницей.

Согласно нормам кодекса, такое сожительство представлялось не только законным, но также и целесообразным.

В данном случае не велось речи о какой-либо супружеской неверности. Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод о том, что рождение детей можно рассматривать в качестве каузы брачного договора. Таким образом, в качестве объективного можно признать тот факт, что, несмотря на то, что исследуемый в рамках данной курсовой работы период характеризуется глубокой древностью, амориты уже имели осмысленное и рациональное представление о браке.

То положения, в котором находилась женщина в Вавилоне, нельзя назвать бесправным.

У женщин, согласно положениям кодекса Хаммурапи, было право участвовать в деловой жизни, они могли заключать договора, а также им не было запрещено занимать ряд должностей в общественном управлении.

Тем не менее, это не давало женщине равные права с мужчиной, так как доступ у тем постам, которые были наиболее влиятельные, для женщин того времени был закрыт.

Женщины могли выполнять функции в храмовой службе.

Такие права сохраняли за собой те женщины, которые имели принадлежность к царскому двору к высокому общественному сословию. Что же касается семейной жизни, то здесь женщина была во многом в подчинительном положении по отношению к мужчине. Данное подчинительное положение относилось уже к вопросу бракосочетания, так как женщина не могла выбрать мужа исходя из собственной воли.

Выбор будущего мужа за женщину делал ее отец.

Отец давал ей приданное, будущему мужу следовало уплатить за нее выкуп, который он отдавал отцу.

Далее заключался брачный договор.

Согласно Закону Хаммурапи: «Если человек взял жену и не заключил с ней письменного договора, то эта женщина не жена», то есть брак считался недействительным. Также для женщины очень трудно было добиться права на развод. Причем такое право давалось ей только в том случае, если она сможет доказать, что муж плохо с ней обращается.

Причем такое право давалось ей только в том случае, если она сможет доказать, что муж плохо с ней обращается. Если же ее обвинения не были признаны доказательными, то за ложный навет её могли бросить в воду или убить каким-либо другим способом. Что касается вопросов имущественного характера, то здесь у женщины имелся ряд прав.

У женщины было исключительное право, которое касалось ее приданного.

Исходя из законов Хаммурапи, жена могла забрать его с собой в случае развода.

Также у нее было право распоряжения дарами мужа, а также имуществом, которое было ей подарено и документально закреплено за ней.

В том случае, когда жена не полчала никаких даров от мужа, то после смерти мужа на могла претендовать на долю имущества в качестве наследника. В случае же смерти мужа-раба женщина, если она, являлась дочерью полноправного человека, могла претендовать на половину совместно нажитого имущества.

Женщина не была материально бесправной, но имела некоторые ограничения относительно имущества. Оставшись вдовой, жена не могла продать, доставшееся ей от мужа имущество.

Выходя замуж второй раз, имея при этом малолетних детей, она могла получить у суда разрешение на пользование собственностью покойного мужа, что должно было быть закреплено «изготовлением документа». Муж мог продать жену в рабство за долг или непослушание, жена же и после его смерти не обладала такими властными правами, оставаясь зависимой и несостоятельной.

Не смотря на это, женщина в Вавилоне обладала свободой, не будучи равной, мужчине.

В случае заключения брака между представителями разных слоев населения женщина сохраняла свой статус, а вот её дети уже наследовали более высокий статус.

Будучи замужней, женщина могла выступать в качестве свидетеля, обладать собственностью, на которую не могли претендовать кредиторы её мужа, − в случае если при заключении брака у мужа уже был долг. Тем не менее, согласно статье 152, если после заключения брака «на них появился процентный долг», то они оба должны были отвечать кредитору.

У жриц (надитум) в древневавилонском обществе было весьма привилегированное положение. Это можно было объяснить тем фактом, что они имели «высокое предназначение». У них было больше прав, чем у простых женщин.

Так, например, им дозволялось заключать договоры купли-продажи. В случае если мужчина, которому надитум родила детей, захотел оставить её, то он должен был вернуть ей её приданое, а также отдать половину поля, сада и имущества; как только она вырастит своих детей, ей должны были дать, как одному наследнику, долю во всем, что было дано её детям; если жрице отец не дал приданого, то после его смерти она должна была получить долю в имуществе, как один наследник, и распоряжаться этой долей до конца своих дней.

Таким образом, жрицы имели гарантированное право на наследство, на обеспечение, а также право принимать участие в деловой жизни. Правой статус наложниц был иным.

У наложницы была возможность претендовать на долю в имуществе ее отца лишь тогда, когда она не была обеспечена им приданным и выдана замуж.

Также она не могла быть равна в правах с женой мужчины, в чьем доме она находилась, даже в том случае, если она родила ему детей. Исходя из сказанного, рассмотрев правовой статус женщины в древнем Вавилоне, можно сделать вывод о том, что задачей женщины, согласно закону Хаммурапи, было посвятить свою жизнь ее мужу.

Она должна была почитать своего мужа, а также оставаться верной ему даже после его смерти.

Но также нельзя говорить о том, что женщина в Вавилоне была бесправной. У женщина была возможность участвовать в деловой жизни, быть наследницей имущества, а также обладать право собственности. Тем не менее, ряд прав, которыми обладала женщина, так или иначе, указывал на ее подчинительное положение по отношению к мужчинам.

Учитывая тот факт, что мужчины, согласно законам Хаммурапи, обладали гораздо более существенными права в части владения и распоряжения имуществом, представляется целесообразным рассмотреть общие особенности регулирования имущественных отношений, согласно законам Хаммурапи.

Частная собственность, во времена правления царя Хаммурапи, имела весьма высокий уровень развития. В качестве основного объекта на который распространялось право собственности можно рассматривать землю.

В законе выделяется государственная или царская собственность за землю, а также храмовая собственность. Тому факту, что во время царствования Хаммурапи институт частной собственности усиленно формировался, в значительной степени способствовало расширение сети каналов. В качестве главного собственника земли был царь, который предоставлял ее земледельцам-общинникам, тамкарам, воинам и жрецам на правах владения.

За то, что община пользовалась землей, царю уплачивался налог — рента. Данный налог представлял собой важнейший источник дохода. Общинная земля, которая представлялась в виде выгонов для скота, лугов, водоемов находилась в коллективном владении или же во владении отдельных семей.

У свободного крестьянина-общинника имелся широкий спектр прав на его земельный участок.

Эти права были весьма сходи с правами собственника. Он мог продавать землю, обменивать ее, закладывать, сдавать в аренду или же передавать по наследству. При этом ему не нужно было согласия общины или согласия царя.

Однако практика передачи земли общинника за пределы общины или за пределы круга, который был ограничен членами его семьи, как правило, не имела места быть.

Также выделялся особый правой режим, который касался имущества воинов, которые представляли собой опору государственной власти. Данному режим подробно описан в статьях кодекса Хаммурапи.

За несение воинской службы царь наделял воина землей, размер которой обычно соответствовал 12 гектарам.

На этой земле воин могу вести сельскохозяйственную деятельность на условиях, которые назывались «илку». Имущество, которое попадало под категорию «илку» также включало в себя рабов, дом и инвентарь.

В качестве главного условия было несение воинской службы. Те воины, которые обеспечивались земельным наделом, должны были по первому зову царя быть готовыми выступить в поход.

В том случае, если воин отказывался, то его ждала смертная казнь. Земельный надел, в таком случае, переходил к тому человек, который выступил вместо этого война.

Данная земля не передавалась по наследству в традиционном понимании. Если у воина был взрослый сын, то он становился наследником его надела.

В том случае, если после смерти воина оставался малолетний сын, то его вдова получала одну треть от надела для того, чтобы у нее была возможность вырастить будущего воина.

В том случае, если воин попадал в плен или отсутствовал длительное время, он сохранял свое право на надел.

Воинский надел был полностью исключен из торгового оборота. Исходя из этого, любая сделка, которая касалась земли воина признавалась ничтожной.

Скот и земельные участки, которые были пожалованы воинам за их службу, нельзя было забрать за долги.

Тем не менее, если воином был брошен его надел и он по своей воле отсутствовал более трех лет, то он уже не мог претендовать на возврат своего имущества.

Воины были защищены законом от возможных злоупотреблений со стороны низших воинских начальников, которые могли быть приговорены к смерти в том случае, если пытались присвоить себе земельный надел или подарок царя. Также в законах Хаммурапи получило значительное развитие обязательственное прав. Возникновение обязательств могло быть следствием договора или же причинения вреда.

В законах Хаммурапи достаточно полно были описаны нормы, которые касались договорных отношений. Все сделки можно было разделить на две группы.

К первой группе относились сделки с отчуждением вещи, а ко второй группе — сделки без отчуждения вещи.

Первая группа включала в себя сделки, связанные с куплей-продажей, меной, дарение, разделом наследства, усыновлением. При заключении такого рода сделок было необходимым заключать письменный договор с использованием глиняных табличек.

Регистрацией таких договоров занимались специальные чиновники. Договор можно было заключать в том случае, когда имелись стороны, объект сделки и свидетели.

Хозяин вещи должен был являться ее действительным собственником и мог дать гарантию приобретателя от возможного иска третьего лица, а также от обвинений в краже или государственных притязаний. Также хозяин вещи должен был предупредить приобретали вещи о всех имеющихся недостатках, которые имелись у объекта сделки. Согласно законам Хаммурапи, могла применяться различная ответственность за неисполнение договора.

Ответственность за неисполнение договора была имущественная, которая была выражена в обязанности возмещения ущерба контрагенту в многократном размере. Кроме того, должник мог отвечать своей личностью или же личностью членов своей семь, которые рисковали в случае неудачной сделки потерять свою свободу.

Изменения договора допускались только в том случае, когда на это было согласие обоих контрагентов. В качестве исключения могли рассматриваться ситуации, когда исполнение договорных обязательств было невозможно в связи с независящими от той или иной стороны обстоятельствами. К таким обстоятельствам можно было отнести стихийные бедствия.

К таким обстоятельствам можно было отнести стихийные бедствия. Данный факт свидетельствует о том, что уже в то время в законодательстве было закреплено понятие, которое схоже с современным понятием форс-мажора. Заключение договоров, как правило, осуществлялось на строго обусловленный временной срок.

Данный срок мог быть от 1 года до 4 лет исходя из вида сделки. Если какая-либо из сторон не исполняла условия, то это могло привести к потери того, что было указано в договоре, или же к кратному возмещению. Исходя из разного рода долговых сделок, имелась практика заложничества, согласно которой заимодавец держал у себя дома раба должника или же члена его семьи до тех пор, пока не было полностью возвращен долг.

При развитии института частной собственности, который распространялся на движимое и недвижимое имущество, наиболее развитие имел договор купли-продажи. Данный вид заключения сделок предполагал обязательное заключение договора в письменном виде и присутствие свидетелей. В содержании договора должна была быть указана цена вещи.

К тому же, в обязанность покупателя входила уплата продавцу сверх номинальной цены определенной суммы за то, что именно ему была продана данная вещь. Как уже упоминалось, продавцом должна была даваться гарантия того, что именно он является полноправным хозяином вещи, которая являлось предметом сделки.

Вторая группа сделок включала в себя такие виды отношений как: личные и имущественный найм; займ; договоры хранения; договоры товарищества; договоры поручения.

В кодексе Хаммурапи имеется ряд статей, которые регулируют вопросы, связанные с арендой земли. Например, плата за аренду поля составляла одну треть от урожая, плата же за аренду сада была две трети от урожая.

Согласно договорным обязательством, арендатор обязывался добросовестно обрабатывать землю, а также уплачивать установленную плату даже в том случае, если урожая не было. помещений; домашних животных; судов; повозок; рабов. При этом устанавливалась не только плата за наем той или иной вещи, но также арендатор нес ответственность за потерю или гибель того имущества, которое он брал в наем.

В законах также весьма подробно рассматривается договор займа. Согласно кодексу Хаммурапи, законы, касающиеся займов были весьма суровыми, но с другой стороны содержали нормы, которые ограждали должника от кредитора и способствовали предотвращению долгового рабства.

В качестве свидетельства этого можно рассмотреть положения, которые ограничивали проценты, которые взимались ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа. Также был регламентирован срок, который касался договора о самозакладе. Регламентировалась ответственность, которую нес кредитор в случае смерти должника, если эта смерть стала следствием дурного обращения с ним.

В том случае, если возникали обязательства, связанные с причинением вреда, то ответственность возлагалась на того, кто причинил указанный вред. Исходя из условий оценки ущерба, законами предписывалась компенсация исходя из покупной цены той вещи, которая была испорчена, либо же исходя из установленного тарифа. Например, в случае смерти раба, необходимо было отдать своего раба.

В том случае, если тонул корабль со всем имуществом, которое было вверено для перевозки, корабельщику необходимо было возместить стоимость всего потерянного имущества.

Тот ущерб, который был причинен случайно, не подлежал возмещению. Однако, в том случае, если нарушителем была допущена непредусмотрительность, то возмещение, которое с него требовалось, могло возрасти. Также был распространен договор товарищества, которое могло заключаться с целью получать прибыль от денег, вкладываемых совместно.

Прибыль или же убытки, которые получались по подобному договору, необходимо было делить поровну между всеми участниками товарищества. Согласно законам Хаммурапи, мужчины обладали определенными имущественными правами и обязанностями в вопросах, касающихся брачных отношений, которые были отличными от тех прав и обязанностей, которые относились к женщинам.

Отец невесты, отказываясь выдать свою дочь замуж, нарушает условия брачного сговора.

Как следует из текста, он признается однозначно виновным в уклонении от данного обещания и обязан возместить жениху понесенные убытки.

При этом закон требует от несостоявшегося тестя удвоить полученные от жениха дары, что может свидетельствовать о понимании древними аморитами двойственной природы убытков. Последние, как известно, складываются из реального ущерба и неполученной выгоды.

Возвращая жениху удвоенную ценность даров, отец невесты не только восполняет понесенные им (женихом) затраты по брачному сговору, но и компенсирует ему несостоявшееся увеличение имущества. Также муж, несмотря на то, что он обладает многочисленными правами, несет, согласно Кодексу Хаммурапи и определенные обязанности.

В обязанности мужа входит содержание жены, а также представление ей достаточного «пропитания». В противном случае, жена имеет право от него уйти. Дети, рожденные в законном браке, становились полноправными наследниками всего имущества родителей.

Сыновья наследовали дом и хозяйство, продолжали отцовское ремесло.

Отец был обязан полностью обеспечивать детей — на свадьбу сына выкуп за невесту обязан был выплатить отец из своего имущества, а не сам жених. Отец обязан был обеспечить дочерей приданым в том объеме, какого требовали городские законы. Наследство умерших родителей делилось между сыновьями согласно строго заведенному порядку, неизменному практически во всех шумерских городах-государствах.

Прежде всего, надо отметить, что у шумеров наследниками считались, как правило, ближайшие кровные родственники (супруги либо дети). Все хозяйство переходило к сыну или ко всем сыновьям вместе.

В семье шумеров нередко бывало по нескольку сыновей.

В этом случае старший сын получал привилегированное право при дележе отцовского наследства. Как правило, привилегии выражались в несколько большей доле наследуемого имущества по сравнению с остальными братьями. В целом же права на унаследованное хозяйство распределялись между всеми братьями поровну, и они вели общее хозяйство.

Как правило, при этом сыновья не дробили отцовское имущество на части, и поровну делили полученные доходы.

Сыновья от разных браков отцовское наследство делили поровну. Согласно законам Хаммурапи, старшие сыновья, успевшие обзавестись семьями еще до смерти отца и получившие от него деньги на выкуп невесты, обязаны были выделить из своей доли средства на свадебный выкуп младшему брату, который по малолетству не мог получить его при жизни отца.

Мать также могла завещать часть своих украшений, полученных при замужестве, или иного имущества любимому из своих сыновей.

Если дети совершали какой-нибудь тяжкий проступок по отношению к родителям, выказывали неуважение или неповиновение, отец мог пойти на такую крайнюю меру, как лишение наследства. Впрочем, окончательное решение такого рода вопросов оставалось за городским судом. В некоторых случаях отец мог лишить сына наследства и изгнать его из семьи только в том случае, если сын дважды был уличен в тяжких оскорблениях родителей.

Далее рассмотрим основные характеристики правового статуса женщин и мужчин в семье по законам Хаммурапи. В результате можно будет наглядно увидеть различия и сходства в правах и обязанностях мужчин и женщин в семье. В качестве основного элемента при заключении брака принято выделять стороны брачных отношений, то есть мужчину и женщину.

Исходя из обязательственной природы брака, предполагается наличие у обеих сторон супружеского союза правосубъектности. Правсубъектоность всегда определятся определенными действиями.

Согласно законов Хаммурапи, как от жениха, так и от невест требуется недвусмысленное выражение их желания вступить в брак. Исходя из этого факта, можно волеизъявление можно рассматривать в качестве существенного элемента, которым характеризуется процедура заключения брака.

Также предполагается, что подобное волеизъявление является добровольным и свободным. Можно предположить, что именно на это имеется указание в статье 128, которой устанавливается общий принцип на основе которого оформляются семейные отношения. Согласно законам Хаммурапи, имеется требование заключения договора с самой женщиной, что делает таким образом, невесту субъектом рассматриваемого правоотношения.

Тем не менее, в данном случае нельзя вести речь о равных правах у мужчины и женщины.

В кодексе Хаммурапи права распределяются в семье исходя из дееспособности.

Так, например, жених, которые в последствие становится мужем, обладает большим объемом как прав, так, соответственно, и обязанностей.

Согласно кодексу Хаммурапи, инициатива заключения барака исходит от мужчины.

Также именно на нем лежит ответственность за соблюдение законности данной процедуры, так как согласно нормам кодекса, отсутствие договора свидетельствует об отсутствие брака.

Также отдельные статьи кодекса Хаммурапи подробно раскрывают процедуру оформления брачных отношений. В них также именно за мужчиной сохраняется преимущественное положение.

Другие статьи памятника, раскрывая в подробностях процедуру оформления супружества, всегда сохраняют за мужчиной преимущественное положение. Так, например, ст.145, 146, 148, 162, 163 и др. начинаются со слов «Если человек взял жену.», ст.155, 156 гласят: «Если человек выбрал своему сыну невесту.».

Исходя из сказанного выше, можно судить о том, что в большинстве норм семейного права, в качестве главного условия рассматривается именно проявление мужской воли. Также надо отметить, что подобное положение вещей является оправданным для то эпохи.

Однако, анализируя нормы кодекса Хаммурапи, нужно отметить, что, то положение, которое согласно этим нормам занимает женщина, дает ей возможность весьма активно участвовать в семейной жизни. Прежде всего, как субъект брачного договора, женщина должна дать свое согласие на супружескую связь. В нормах кодекса Хаммурапи не содержится информации о том, каким именно образом женщина должна была выразить свое согласие.

Тем не менее, учитывая тот факт, что брак представлял собой форму договора, согласие могло быть дано любым способом, который бы не вызывал сомнений в желании женщины как субъекта договора.

Исходя из сказанного, можно предположить, что невеста могла выразить свое согласие на брак не только словами, но также теми или иными знаками, жестами или же молчанием. Семейным правом также затрагиваются и самые личные и интимные стороны человеческих отношений. Исходя из специфики таких отношений, робость и стеснительность женщины в патриархальном обществе представляется вполне естественным.
Исходя из специфики таких отношений, робость и стеснительность женщины в патриархальном обществе представляется вполне естественным.

Исходя из этого, согласно нормам кодекса Хаммурапи, согласие на брак может также дать отец девушки, который является будущим тестем.

Так, в ст.160 читаем: «Если человек послал в дом тестя.

приношение., а отец дочери сказал: «Я не отдам тебе свою дочь.

«. Из этого положения вытекает и строго юридический вывод, а именно, что женщина находилась под властью своего отца вплоть до выхода замуж, после чего она поступала под власть мужа.

Когда женщина становиться женой, она, согласно кодексу Хаммурапи, приобретает некоторые личные права, но также и возлагает на себя определенные обязанности: они имеет право подавать на развод в случае измены мужа; она может покинуть дом мужа на время, в том случае, когда муж оказывается в плену, в дома нет «пропитания»; у жены также есть право расстаться с мужем навсегда в том случае, если он ее бросит и бежал из поселения.

Важно отметить также тот факт, что несмотря на то, что женщина обладает определенной совокупностью прав, деликтоспособность жены, согласно кодексу Хаммурапи, основывается на презумпции ее виновности.

Данный факт можно ясно увидеть на примере статей, которые относятся к возможным изменам жены своему мужу.

Как свидетельствует статья 131, когда муж обвиняет жену, но улики ее измены отсутствуют, жена должна дать очистительную присягу. В этом случае она может считаться невиновной.

Согласно статье 132, когда об измене жены свидетельствует посторонний человек, то именно жена должна доказать свою невиновность, то есть бремя доказывания в данном случае лежит не том, кто отрицает свою вину, а не на том, кто обвиняет. В данном случае мы явно видим зависимое и подчиненное положение в котором находится женщина.

Тем не менее, ее свидетельству придается юридическое значение. В качестве еще одной важной категории для сравнения прав супругов по кодексу Хаммурапи, можно рассмотреть имущественные права, которыми в браке обладают мужчина и женщина.

Исходя из норм кодекса, правовой режим имущества в семье можно определить как совместный.

На этот факт имеют указания ряд статей кодекса Хаммурапи. Так, в ст.152 сказано:

«Если после того, как женщина вступила в дом человека, на них появился процентный долг, то оба они должны отвечать кредитору»

.

Отсюда видно, что по долгам, возникшим после заключения брака, супруги отвечают совместно. Иными словами, они несут солидарную ответственность. По другому обстоят дела с теми долгами, которые супруги сделали до того, как вступили в брачные отношения.

Данные долги остаются за каждым из них. Об этом свидетельствуют положения, которые содержаться в стетье 151:

«Если женщина, которая живет в доме человека, обязала своего мужа и заставила его выдать документ о том, что кредитор ее мужа не схватит ее, то, если этот человек имел на себе процентный долг до того, как он взял в жены эту женщину, его кредитор не может схватить его жену; а если эта женщина имела на себе процентный долг до того, как она вступила в дом человека, ее кредитор не может схватить ее мужа»

. Таким образом, семейный, то есть совместный, долг возникает только с заключением брака.

Тот факт, что семейное имущество имеет совместный правовой режим можно подтвердить и другими положениями кодекса. Преимущественно, это касается тех статей, которые посвящены наследственному праву.

Когда осуществляется раздел имущества, всегда важным является определение его происхождения, так как это является необходимостью для того, что осуществить распределение наследственных долей. Итак, в ст.176 Кодекса Хаммурапи мы можем найти несколько указаний на совместную собственность супругов: «А если дворцовый раб или же раб мушкенума взял в жены дочь полноправного человека и.

она вступила в дом. вместе с приданым., а после того, как они соединились, они построили дом и приобрели добро и затем либо дворцовый раб, либо же раб мушкенума умер, то дочь полноправного человека может забрать свое приданое, а все, что она и ее муж приобрели после того, как они соединились, должны поделить пополам, и половину может забрать хозяин раба, половину может забрать дочь полноправного человека.».

Мы видим, что гипотеза данной нормы перечисляет все необходимые условия для начала и продолжения семейной жизни. Бракозаключительный процесс завершается консуммацией («они соединились»), и только после этого супруги обзаводятся собственным хозяйством. При этом жена приносит с собой свое приданое.

В случае же смерти мужа имущество, нажитое в браке, подлежит равному разделу между наследниками, а вот приданое сохраняется за вдовой. В этой норме совершенно отчетливо различается статус двух видов имущества. С одной стороны, есть приданое, то есть те вещи, которыми жена пользовалась до брака.

Эти вещи были и остаются в ее распоряжении, и она забирает их с собой. С другой стороны, есть совместно нажитое имущество, появившееся уже в браке. По смыслу вышеприведенной статьи очевидно, что жена и муж наравне участвовали в его создании и умножении.

Именно поэтому оно делится пополам и вдова забирает свою долю. Далее проведем сравнение прав и обязанностей мужчин и женщин в вопросах, связанных с расторжением брака. Вопросам, связанным с расторжением брака, в законах Хаммурапи уделяется повышенное внимание.

В данном случае, в отличие от вопросов, связанных с заключением брака, инициатива может принадлежать как мужу, так и жене. Однако мужу, согласно нормам кодекса Хаммурапи, предоставляется значительно больше оснований для этого. Исходя из положений, которые содержаться в статьях 137 и 138 кодекса, у мужа есть право «оставить» свою жену в любой момент времени, не объясняя причины.

В статье 137 ведется речь о расторжении брака в том случае, когда имеются совместные несовершеннолетние дети. В статье 138 регламентируется порядок развода в случае «оставления» жены мужем, когда несовершеннолетние дети отсутствуют. Исходя из этого могут быть различными имущественные последствия развода.

В том случае, когда супруги имеют несовершеннолетних иждивенцев, жена должна будет получить «половину поля, сада и имущества» для того, чтобы иметь возможность растить детей. В том случае, когда детей нет, жена получать только часть ее приданного и сумму выкупа.

В таком случае дело заканчивается обыкновенной реституцией. В рассмотренных нормах можно увидеть наличие одностороннего нежелания находиться в брачных отношениях, которое в данном случае выражает муж. Но так как жена не была все же бессловесным «роботом» при муже и она должна была выразить свое согласие на заключение брака, то мы смело можем утверждать, что и для развода также было необходимо узнать ее волю.

Значит, по нашему мнению, вполне возможно указать на сходство вышеописанного порядка расторжения брака (ст.137, 138) с римским divortium’ом, то есть прекращением брачного союза по обоюдному согласию.

Мы также можем видеть, что, по смыслу этих статей, жена не совершила никакого правонарушения, более того, по ст.137 она в полной мере выполнила свои обязательства по рождению детей. И наконец, закон ничего не говорит о необходимости соблюдения какой-либо должной юридической процедуры развода в вышеозначенном случае.

Вмешательства публичной власти в лице судебных органов априори не требуется, в отличие от других оснований развода. Это лишний раз показывает нам презюмированность обоюдного согласия.

Однако законы Хаммурапи знают и repudium в римском значении этого термина, то есть одностороннее отвержение жены мужем и мужа женой.

Так, ст.141 разрешает мужу расторгнуть брак без реституции при наличии вины со стороны супруги: «Если жена человека. начнет копить средства, разорять свой дом и унижать своего мужа, то ее должны уличить, и. (муж) может ее оставить и ничего ей не дать.».

Мы видим, что в этом случае для законного прекращения супружеского союза требуется судебное расследование, и только при его положительном результате брак расторгается. Согласно кодексу Хаммурапи женщина имеет право подать на развод в том случае, если муж ей изменяет и жестоко с ней обращается. В данном случае необходимо было проводить судебное разбирательство.

Нужно отметить, что право на развод предполагает тот факт, что жена сама хранила мужу верность.

В противном случае, согласно нормам кодекса Хаммурапи, ей грозить смерть, что ясно прописано в статье 143. Иными словами, если женщина уличает мужа в измене и доказывает это, но сама при этом также изменяла мужу, то она в таком случае может быть подвергнута смертной казни. Таким образом, анализируя те положения кодекса Хаммурапи, которые касаются вопросов, связанных с супружескими изменами, в Вавилоне, как и в многих других древних обществах, мужская измена рассматривалась как гораздо менее тяжкое преступление, чем женская измена.
Таким образом, анализируя те положения кодекса Хаммурапи, которые касаются вопросов, связанных с супружескими изменами, в Вавилоне, как и в многих других древних обществах, мужская измена рассматривалась как гораздо менее тяжкое преступление, чем женская измена.

Данный факт, безусловно, является следствием патриархального общества и общего неравноправия между мужчинами и женщинами, которое имело место в те времена.

В заключение данной курсовой работы можно сделать следующие основные выводы.

Семейное право в древнем Вавилоне является не только вполне сложившимся институтом. Его можно считать также и достаточно развитым. Отношениям, которые касаются семейного права, посвящены статьи с 128 по 161 Кодекса царя Хаммурапи.

Тот факт, что в данном кодексе существовало такое большое количество статей на данную тематику, указывает на тот факт, что государство было крайне заинтересовано в том, чтобы узаконить межличностные, в том числе и половые связи. Положение женщины в семье, исходя из законов Хаммурапи было подчинительным мужу.

Несмотря на это, древнее законодательство прописывало определенный набор прав, в том числе и имущественных прав, которыми обладали женщины. Данный факт может свидетельствовать о том, что, несмотря на патриархальное устройство вавилонского общества, в том числе и вопросах, которые касаются семейных отношений, женщина также являлась субъектом права могла рассчитывать на защиту со стороны закона в том случае, если ее права были нарушены. Законы Хаммурапи содержат весьма большое количество положений, которые относятся к имущественным правам.

Имущественные права, исходя из уклада, большей степени относятся к мужчинам. Применительно к отношениям в семье, также в вопросах наследования, мужчины, согласно законам Хаммурапи, обладают рядом отдельных прав и обязанностей.

Например, именно мужчина обязан содержать семью и дом. Проводя сравнительный анализ правового статуса мужчин и женщин в семье, исходя из положений законов Хаммурапи, можно сделать однозначный вывод о том, что, несмотря на наличие и закрепление за женщинами отдельных прав, в том числе и прав имущественного характера, законодательство наделяет мужчину гораздо большими правами по сравнению с женщиной. Данный факт прослеживается при анализе любой из составляющих брачных отношений, будь то вопросы, связанные со вступлением в брак, вопросы, связанные с наказанием за супружеские измены, а также вопросы, связанные с имуществом и наследованием данного имущества.

В законах Хаммурапи также весьма глубоко рассмотрены правовые положения, которые касались развода супругов.

В данном случае мы также можем наблюдать тот факт, то у мужчин в этих вопросах имелось гораздо больше прав, нежели у женщин. Тем не менее, отдельные положения Кодекса также защищают и женщин, как в вопросах их личной неприкосновенности (прежде всего половой неприкосновенности женщины, находящейся замужем), так и в вопросах их имущественного положения.

1. Вардиман, Е. Женщина в древнем мире.

— М.: Наука, 1990. — 335 с. 2.

Вебер М. Аграрная история Древнего мира.

М., 1923. . Жидков О. А, Крашенникова Н.А.

История государства и права зарубежных стран.

Учебник для вузов. Часть 1. — М, 2012. . Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Томсинов В.А.

— М.: Зерцало, 2004. — 560 с. . Законы Хаммурапи. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран.

М., 2000. . Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон / Пер. с нем.

Б.М. Святского. — Смоленск: Русич, 2011. − 368 с. . Кленгель-Брандт Э.

Путешествие в древний Вавилон. М., 2012. . Крашенникова Н.А. История права Востока. — М., 2013.

. Кузин Н.П., Нарочницкий А.Л., Нечкина М.В. Энциклопедия. / Из истории человеческого общества / Том 8. — М, 1975. . Омельченко О.Н. Всеобщая история государства и права.

— Ч.1. — М., 2012. . Сборник Законов царя Хаммурапи // Источники права. Вып.1 — Тольятти: ИИП «Акцент», 2011. — 56 с. . Сонин В.В. Всеобщая история права.

— Ч.1. — Владивосток, 2013. . Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т.

В преддверии философии. М., 1984.

. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древних времён до конца ХХ века. — М., 2012. . Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под. ред.К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой.

— М. 2012. — Ч.1,2 . Черниловский З.М.

Всеобщая история государства и права. — М., 2012. . Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права.

— М.: «Юрист», 2012. — 596 с. . Якобсон В.А. Законы Хаммурапи // История древнего мира: Ранняя древность.

М., 1982. . Якобсон В.А. Месопотамия в XVI-XI вв.

до н.э. /История Древнего мира. Ранняя Древность. — М.: Знание, 1983 Приложение 1

Брачно-семейное и наследственное право В Древневавилонском царстве (по законам Хамураппи)

Стр 6 из 19 Брачно-семейное право Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т.к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания.

Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п.

128):

«Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина — не жена»

. Неверность со стороны жены каралась смертью (п.

129). Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода (п. 130 — п. 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п.

134 говорится:

«Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна»

. Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства.

При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п.

135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится: «дети следуют за их отцами».

Это может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время. Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему (п.

136).

«Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, — так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу»

. Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались. Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п.

133). Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п.

170). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь (п. 128). «Если жена человека будет захвачена будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба «.

Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, «ходить из дома в дом», то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца (п. 142). В определенных обстоятельствах: болезнь жены (п. 148), женитьба на жрице, которой не позволялось иметь детей (п.

145), плохое поведение жены (п. 141)- муж мог взять вторую жену. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество, и будут поддерживать культ предков.

Весьма интересна в семейных отношениях статья 141: «Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, — он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня». Слова «станет разорять свой дом» могут свидетельствовать о том, что замужние женщины в древнем Вавилоне могли наравне с мужчинами заниматься торговыми делами и распоряжаться средствами семьи по-своему усмотрению, естественно на благо семьи.

В этом же случае она могла, так сказать копить свои собственные заначки по вполне понятным причинам. Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос о имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (п.

159 — п. 164), о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (п. 151 — п. 152), об имуществе жены о котором сказано в п.

150, который сам по своему содержанию очень оригинален:

«Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ее документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать»

. Эта статья говорит, что женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться.

Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Наследственного права на это имущество тоже никто не имел. Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа.

Как уже упоминалось, целью брака было рождение детей и поэтому в случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей (п.

185). Наследственное право Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него (п. 168 и п. 169). «Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они (судьи) должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить его наследства».
168 и п. 169).

«Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они (судьи) должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить его наследства»

.

Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами, посредством формулы «Мои дети». И после смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не называл, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда, в этом случае они уже не могли претендовать на наследство (п. 170 и п. 171). Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее ей.

Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника.

В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, «отдавать за серебро». Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (п. 171 и п. 172) Известны случаи, когда престарелые отцы при жизни передавали детям свое имущество в обмен на обязательство со стороны детей выдавать отцу, пока он жив, определенное содержание.

Такие же договоры заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно, передавая им свою «вдовью долю » (свое приданое, а также, если были, подарки мужа). Дворцовый раб или раб мушкенума могли жениться на свободных, и их дети считались свободными (п. 175).

«Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет замуж дочь человека, и она родит детей, то господин раба не может предъявлять претензии к детям дочери человека об обращении их в рабство «

.

Вдова такого раба, если она была свободной имела право забрать свое приданое и половину совместного нажитого имущества «для своих детей» (п. 176). Вторая половина отходила к господину умершего раба. Характерно, что дети в этом именуются не «детьми раба», но «ее детьми».

Прочие рабы, видимо не имели и этих скромных привилегий.

Всякий царский служащий или работник владел землей из дворцового фонда лишь условно, в зависимости от выполняемой им службы.

Царь мог в любое время отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. В случае смерти владельца земля не переходила по наследству, если на наследника нельзя было возложить ту же службу; однако по мере того как во множестве случаев эта земля все же переходила к сыну владельца и так как администрация редко считала нужным менять условия землепользования, то надельная земля со временем все более становилась прочным достоянием владельца и его семьи (п.

27 — п. 29, п. 31 — п. 32). Статья 31:

«Если же он (воин) будет отсутствовать только один год и вернется, то должно отдать ему его поле, сад и дом, и он сам будет нести свою повинность»

.

И в письмах того времени эта земля часто называется, так же как собственная земля, «владением отцовского дома».

Тем не менее земля эта, а также дом и огород, расположенный на ней, не могли отчуждаться по произволу владельца (п.

35 — п. 38). Статья 38:

«Редум, баирум или приносящий доход не может отписывать из поля, сада или дома, связанных с его повинностью, своей жене или дочери, а также отдавать за свой долг»

.

Вернувшемуся из плена воину был обеспечен его надел (п. 27), а в случаи гибели воина его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если же совершеннолетнего сына не было, то его матери с детьми выдавалась треть надела на пропитание (п. 29).

«Если сын его малолетен и не может нести повинность своего отца, то должно отдать треть поля и сада его матери, и мать вырастит его»

.

Служащим царя не возбранялось приобретать частную землю из общинного фонда (п. 39)

«Из поля, сада и дома, которые он купил и приобрел, он может отписывать своей жене и дочери, а также отдавать за свой долг»

. Заключение Законы Хаммурапи — сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи — так до сих пор думают многие историки, не придя к единому мнению.

Законы эти дают историкам широкую картину жизни Древнего Вавилона. В целом же, Законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям в обществе.

«Законы» принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э. Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.

Стр 6 из 19 не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права

Законы Хаммурапи: право собственности, обязательственное семейное и наследственное право.

Стр 3 из 6 Право собственности.Виды:)государственная,Гос земли принадлежали царскому дворцу.

Часть этих земель передавалась во владение или в аренду. Мелкие землевладельцы владели землей за плату натурой, другая часть земель передавалась должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество-илку. было изъято из оборота. Законы устанавливали лишь два исключения: его можно было продать1) тамкарам, 2),другим покупателям, но при условии, что покупатель принимает на себя уплату в казну полагающихся сборов.

Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту.

В случае смерти воина или его пленения имущество переходило его сыну при условии несения им военной службы.

В случае малолетства сына 1/3 земельного участка отдавалась матери. В случае возвращения воина из плена ему возвращалось имущество, отданное другому воину. За выкуп воина из плена платил храм или дворец.

Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их материально к царю.2)общинная земля составляла собственность общины и распределялась между селениями и делилась на парацеллы,которые делились между жителями.Земля давалась на время с правом руководителей общины на ее отобрание.Члены общины были не в праве отчуждать землю или передавать по наследству.Но допусалось отчуждение общинной земли в пользу царя3)частная.Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. . Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю.

Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Обязательственное.Источники:договор,причинение вреда.Виды договоров:1)купли-продажи(Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи.

Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество «илку»), считалась недействительной.Если эпелепсия,раб убегал-расторгался догов.запрещение и ограничение купл-пра а)войны и чиновники не могли отчуждать имущество илку б)вдова не могла отчуждать им,составл ее приданное или подарок мужа.нельзя отчуждать приданное,кот отец оставлял своей дочери или жрице.2)договор имущественного найма(аренды)стороны-арендодатель,арендатор,предметы договора-земли,жилища,повозки,животные,рабы(в имущ.наем)заключались письменно с обязательным указанием на объект договора, размер арендной платы, место и время уплаты, имена свидетелей и дату. Плата за аренд.поле=1/3 до половины урожая, а сада – 2/3.

Аренда была краткосрочной – на один год, но если в аренду сдавалась неосвоенная земля, то срок был до пяти лет. Отсрочки платежей законодательство не предусматривало.

Аренда полей и садов служила средством обогащения служилых людей за счет вавилонской бедноты.

3)договор личного найма.Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей.

Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). 4)договор поклажи(хранения)предмет вещи,деньги,зерно,финики,рабы,металлы,документы.Договор заключ при свид.не было свид-лицо теряло право пользования.По зак принявший на хранение вещь отвечал перед собственником за ее пропажу.5)Договор поручительства(поручение перевезти вещь)Лицо,принявшее поручение,обязано дать отчет о выполнении.6)Договор товарищества.Заключался для различных целей(совместного займа) или покупке животного.Каждый товарищ(участник договора)отвечал полностью перед 3-ми лицами,если друг не выполняли обязат своей доли.прибыли и убытки распределялись между товарищами поровну.7)Договор займа заёмщик,заимодатель .Время-играет роль.Закон защищ должника и чл его семьи от жестокого обращения кредитора и от самоуправных захватов его имущ.предоставл льготы,если должник пострадал от прир явлений.Несостоятельный должник вынужден был отдавать в кабалу членов своей семьи – дочь, сына или жену. Максимальный срок отработки долга (кабалы) устанавливался в три года.Из причинения вреда.1)возместить ущерб ,причиненный небрежным отношением к ирригационным сооружениям(для орашения земель)2)возместить ущерб пастухом,кот допустил что скот пасся на чужой земли без разрешения.3)обяз возместить ущерб за порубку дерева в чужом саду.4)если рабовлделец потопил судно.5)оплатить стоимость рабов в случае нечаянного их убийства.Семейное.Обязат-письменн.дог(жених-отец невесты)брак возм между свободными и рабами(дети-свободн).запрет-между родств.м давал тестю выкупн плату за невесту и свадебн подарок семье невесты.от отца невест получала приданное,кот передав жениху.Форма брака-моногамная.Развод-.болезнь,бесплодие жены,расстрата или присвоение имущ,предназнач для хоз-ва.если ж бездетна-наложница.вторая жена-ес первая болеет.жена- является собственницей своего приданного,право заключ сделки,заним ростовщичествомразвод : злостной клеветы на нее, нарушение мужем супружеской верности и пренебрежение ею как женой, длительное отсутствие и неоказание семье материальной помощи, при серьезном заболевании, когда муж вторично женится или берет в дом наложницу.неверн жены-смертн казнь,утопл в реке.вторичн замуж-если муж попал в плен.Дети и род.Не самост,отец может отдать детей жрице,продать в долг.кабалу,отдать в раб.силу.усыновление.цели-приобр беспл раб.рук,законн полож внебрачн детям,заменяло в не.случ завещание.отказ от усын:если появ свои дети,усыновл мог вернуться домой ес его не приняли на равне в друг.детьми.нельзя отказаться от усын,если он дал ему свое имя,если усын евнух или жрица.если усыновит ремесленник.кот обучил ремеслу.Наследственное.Доч и сыновья уравнены.имущ поровну.При отсутствии детей-братья или братья отца.Дети наслед имущ отца и матери поровну.Дети рабыни,если признавались то вместе со всеми,если нет то полуали свободу.дети от свободн женщины могли выбрать те вещи,кот сост его долю.Неженат сын должны выделит средства для уплаты предбрачн дара.Приданное матери делилось только между детьми.Жена,переживш мужа получала приданное,подарки м и продолжала жить в его доме.нет подарк-наслед с детьми.имущ раба переход к хозяину,но если брак со свободн-то делится между хоз и вдовой.основн вид-по закону.лишение:тяжкие проступки сыном,по разр суда.

Законы Ману. Общ.хар-ка.Создание 2 в до н.э-2 в н.э.

Нормы религ и моральный характер. Нормы, опред поведение людей-дхармы,а сами законы ману-дхармашастры.

деление на 12 глав(объем 2685 статей)основн юридич.содержание-8,9 гл.Источники:веды,книги с религ.правописанием,виды сутр(документы,правила поведения древних индусов)Главное в законах Ману — закрепление существующего варн устройства.

Право собственности.Важнейшим объектом правовых отношений-земельная собственность.Наличие общинного землевладения.Земли подразделяются на царские,общинные,частные.ЗМ охраняют также движимое имущ рабы,скот,инвентарь.Способы приобретения имущества-1)получение наследства2)находка(найдено-твое)3)покупка(дог купли-продажи)-характерно для всех варн.4)добыча-только для кшатриев5)ссуда под проценты6)исполнение работы-вайшии7)получение подарков от добродетелей-брахманы8_давность владения(10 лет).Выморочное имущ(3 низш варны)-остается в казну,высшие варны-делится между ними.Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение.

Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику . Обязательства.из договора.из причинения вреда(деликтов).Договор заключался устно и при свидетелях.

купли-продажи.действительным, если совершался в присутствии свидетелей, продавца-собственник вещи.

Закон устанавл определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин.

Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст.Займа.Предметы(деньги,прод сельск хоз-ва.обеспечением займа служили:личность должника,его родственников и имущества.По дог кредитор передавал вещь должнику в полную собственность.Должник должен был передать вещь того же рода и кач с процентами или без них. При этом размер процента зависел от кастовой принадлежности долж .Если должник не мог оплатить долг в срок.он обязан отработать.в случае смерти должника долг переходил к его родств(они не явл рабами)Кредитор низш варны не мог заставить долж высш варны отраб долг. Поклажи(предмет-любые движ.вещи,безвозмездн).Отв не наступала,если предмет хран был украден или унесен водой.Отв наступала если поклажеприниматель брал кк-либо вещи для себя из вещь,переданн на хранение.Договор найма раб.силы.(личного найма)Применялся труд наемных работников кармакаров(шудры,разоривш вайшии) применялся в земледелии и скотоводстве.

они получали одну десятую с урожая или с масла от молока коров, за кот ухаживали.

За неисполнение дог – штраф в виде невыплаты виновному установленного жалованья.аренды землиполучил распростран в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.дог дарения Причины недействительности дог:1)если он заключен пьяным,безумным,рабом2)если вопреки закону или обычаю3)если с пом обмана.Из причинения вредапорча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу.

При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю. Сем-брачн.Патриарх.семья.Брак-имущ.сделка.по отнош к главе семьи родств были в положении рабов.они могут быть убиты,проданы,сданы в наем.Женщина не может быть предоставлена самой себе.Имущ права ограничены.ей принадл только приданное.Низкий брачн возраст для ж.Разрешено многоженств.ж не может вступить в брак с нижестоящ варной.м-может.Развод допускался:1)бесплодие супругов2)прилюбодеяние3)постыдное поведение4)безвестное отсутствие5)дурное обращение6)если рожд одни дочери7)если не вып обязанности.грубит.скорнословит.женщ не может вторично выйти зауж.м-можетидеальная жен-кот сжигала себя после смерти мужа.Наследственное(по закону,по завещанию)женщины исключ от наследования и изгои, евнухи, слабоумные, расточители, калеки.

Делилось только между сыновьями,старш получал доб.часть-1/20 имущества.Сыновья выделяли сестрам ¼ часть в кач приданного.Сыновья в отличие от принадлежности к разным варнам матерей получали разн имущество.При отсутств детей призывались родственники до 6 степени родств.Имущ жены поступ её мужу или отцу.если их не было-братьям и сестрам.Разделу принадл только движ имущ.Земля оставш в общине разделу не приадлежала.при отсутствии всех закон. наследников имущ поступало в пользу царя при одном исключ:

«имущ (умершего) брахмана никогда не должно поступать в пользу царя»

.Уголовное правосвязь религии и права повлияла на то,что отсутств кровная месть,но сохраняются др пережитки общинн-род строя:талион,ордалий,колл.отв,изгнание из общ.Отл высок уровнем развития.в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на институт соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.Виды преступлений:1)государств(службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот )2)против собственности(против гос.собств и против собств частных лиц)законы четко различают кражу и грабеж(кража-тайн похищ чуж.им,грабеж-похищ имущ в присутв влад.путём насилия.)за хищ царского.храмового и гос имущ-смертн казнь.Отв за воровство дифференцир задержан на месте прест или нет.днем или вечером.с поличн-сметрн.казнь.ночн-отрезание рук и посаж на кол.воровс трижды-смертн казнь(1-отрезание 2 пальцев,2-руку и ноги.укрыват вора-такое же накзание ес бы он сам украл.3)против личности осуждали всякое насилие, совершенное над личн.умышл убийств ж,детей,брахманов с нас и ядом-сметрн.казн.в драке-не умышлен.убийст для обороны-не наказ.тел.поврежд-штраф, талион, изгнание.варн принадл.низш на высш рук поднял-отрезали 4)против семьи(наиболее тяжкие т.к происходит смешение варн)особенно наказ-измена,не тол интимн отн,но и предложения подарков,заигрывания(смертн.казнь-измену)Виды наказаний:цель-устрашение1)смертн.казнь простая(отрубание головы)квалифицированн(посажение на кол,сожжение)для брахмана замен-бритьем головы к ворам,за измену,прест к высш варнам.2)членовредительские и телесные наказания(не распр на брахманов и кшатриев)3)тюремное заключение4)денежные взыскания5)заковывание в кандалы исключение из варны, обращение в рабство, изгнание, штраф, заключение в тюрьму, заковывание в кандалы, конфискация имущества, ссылка,клеймирование.Судебн.процес.

угол=гражданск.судебн власть-брахманы.высш судебн власть-царь,совместно с брах рассматрив дела.Суд.процесс-состязательн,по требованию истца,он поддерживал обвин в суде док-ва1)показания свид2)клятва3)ордалии.ненадл и надлеж свидетели.ценн свид показаний-варны.виды ордалий 1)испытание весами(легче-невин)тяж-вин.2)испытание водой. 3Рекомендуемые страницы:Читайте также:lektsia.com 2007 — 2020 год.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+