Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Автомобильное право - Предрейсовый и послерейсовый медосмотр для водителей новый закон 2020

Предрейсовый и послерейсовый медосмотр для водителей новый закон 2020

Предрейсовый и послерейсовый медосмотр для водителей новый закон 2020

Порядок проведения предрейсового медосмотра водителей


Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

  • Опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое препятствует выполнению шофером трудовой функции, выявлено не было (водитель может приступать к своей работе);
  • Соответствующее состояние здоровья или вредные факторы были выявлены (значит, водитель к работе не допускается).

Когда водителей не пускают в рейс:

Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:

  1. была установлена временная нетрудоспособность трудящегося.

    Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).

  2. медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.
  3. проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.

Какие водители проходят предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры

Различия в проведении предрейсового медицинского осмотра и послерейсового медицинского осмотра состоят в следующем.

Предрейсовые медосмотры обязательны для каждого из водителей компании.

Исключение – водители, которых в рейс экстренно вызывают аварийные службы. Время вызова неизвестно заранее, а когда он поступает, на счету каждая секунда. Поэтому ст. 23 ФЗ №196-ФЗ разрешает им сразу отправиться спасать жизни и имущество.

Послерейсовые медосмотры проходят только водители, задействованные в пассажироперевозках либо транспортировке опасных грузов. Предрейсовый медицинский осмотр, как и послерейсовый медицинский осмотр, проводятся регулярно.

Необходимость медосмотра определяется видом выполняемой работы.

Поэтому если индивидуальный предприниматель сам сядет за руль, ему придется проходить соответствующие медосмотры, как будто он обычный наемный труженик.

Письмо Министерства транспорта РФ от 8 апреля 2020 г.

№ Д3-531-ПГ О проведении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

Вопрос: В соответствии с пунктами 16 и 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утв. приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г.

N 152) в путевом листе должны проставляться: — даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр); — дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (проставляются контролером, проводившим соответствующий контроль). Установлена ли последовательность (очередность) проведения указанных осмотра и контроля для целей заполнения путевого листа? Может ли медицинский осмотр проводится позже технического контроля?

Ответ: Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение от 11 марта 2020 г. N 44050 и в рамках своей компетенции сообщает. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона N 196-ФЗ, Федерального закона от 21 ноября 2011 г.

N 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

проведение обязательных медицинских осмотров.

Согласно Федеральному закону N 196-ФЗ водителем транспортного средства является лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Обязанность прохождения предрейсового медицинского осмотра установлена пунктом 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ.

Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный N 36866) (далее — Порядок проведения медицинских осмотров). В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Согласно пункту 16 Порядка проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2 пункта 12 Порядка проведения медицинских осмотров, на путевых листах ставится штамп

«прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»

и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр. Порядок проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. N 296 (зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2018 г., регистрационный N 52861) (далее — Порядок).

Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.

Порядком установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка

«контроль технического состояния транспортного средства пройден»

и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

Пунктом 9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152

«Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»

(далее — Приказ N 152), установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях. В соответствии с приказом Минтранса России N 152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Таким образом, по мнению Департамента: обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов; обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.
Таким образом, по мнению Департамента: обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов; обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.

Одновременно сообщаем, что при оформлении путевого листа последовательность проведения предрейсовых медицинских осмотров водителя и предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства законодательством Российской Федерации не установлена.

Заместитель директора Департаментагосударственной политики в областиавтомобильного и городскогопассажирского транспорта В.В. Луговенко

Предрейсовый медосмотр водителей в 2020 году

Согласно действующему законодательству, каждый работодатель обязан направлять своего подчиненного перед очередным рейсовым выездом на прохождение медицинского осмотра.

Порядок и условия проведения данной процедуры может отличаться в зависимости от того, в каких условиях трудится лицо.

Правовое регулирование предрейсовых медосмотров водителей осуществляется на основании статей 213 и 328 трудового законодательства, однако, одним из главных законодательных актов, рассматривающих порядок допуска лиц к управлению транспортным средством, является Приказ Министерства Здравоохранения №835н, согласно которому процедура проведения подобного освидетельствования вначале трудовой смены – обязательна.

Наниматели не имеют права допускать своих подчиненных к выполнению трудовых обязательств, связанных с управлением транспортным средством, без предварительного медосмотра, который должен проводиться ежедневно вначале смены.

К основным нюансам проведения данной процедуры, относятся:

  1. В связи с тем, что ежедневно водителя необходимо проверять на содержание в его крови наркотических веществ, а без согласия работника данные манипуляции проводить запрещается, рекомендуется еще в момент трудоустройства единожды зафиксировать такое утвердительный ответ лица в одном из документов, дабы не терять на это время перед каждым рейсом;
  2. Водители, работающие в неотложных службах, должны пройти медицинский осмотр только вначале трудовой смены, перед каждым выездом данная процедура не осуществляется;
  3. Факт прохождения медосмотра водителя в обязательном порядке фиксируется в путевом листе, проставляется дата и время. Аналогичные данные в документе указываются и в отношении транспортного средства, на котором лицо выезжает в рейс, оно также подлежит детальному техническому осмотру.
  4. Медосмотр проводят исключительно в рабочее время, приходить освидетельствование до начала трудовой смены не рекомендуется. В том случае, если сотрудник прошел осмотр во внерабочее время, эти часы засчитывают в уже отработанные;
  5. Проведение осмотров в сторонних организациях наиболее предпочтительно, нежели освидетельствование о «своего» медработника. Нередко встречаются ситуации, когда такие врачи халатно относятся к выполнению собственных должностных обязательств и допускают водителей в рейс, закрыв глаза на «незначительные» проблемы с самочувствием;

Новый порядок медосмотра водителей

Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, с 22 ноября 2020 года медсправка для водителей должна была стать дороже в несколько раз.

Это было связано вступлением в силу нового приказа Минздрава, меняющего порядок медосмотра водителей. Так, с 22 ноября 2020 года должно было увеличится число анализов, которые предстоит сдать для получения справки водителю. Согласно изменениям, для получения медсправки на категории A,B, помимо врачебных осмотров, добавляется скрининговое исследование мочи на предмет наличия наркотических средств и их метаболитов, а также анализ крови на определение фракций трансферритина (диагностика злоупотребления алкоголем).

На категории C,D,E, кроме врачей и анализов, дополнительно придётся сдавать электроэнцефалографию головного мозга (ЭЭГ).

Штрафы за отсутствие осмотров


В заключение поговорим об ответственности.

Ведь именно на размер штрафов чаще всего ориентируются в тех случаях, когда законодательство сформулировано невнятно. Итак, что же будет, если организацию или предпринимателя обвинят в нарушении правил проведения предрейсовых медосмотров, а доказать свою правоту им не удастся?

Ответственность за это предусмотрена в специальной статье КоАП РФ — 11.32. Данная статья предусматривает ответственность именно за нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров.

В качестве наказания предусмотрен штраф для юридических лиц и предпринимателей в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. При этом протоколы по данному нарушению составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, а рассматривают эти дела исключительно суды.

Срок давности по этому нарушению составляет два месяца. Таким образом, ни налоговая, ни трудинспекция, ни ГАИ наказать организацию (предпринимателя) за данное нарушение не могут. Более того, поскольку в КоАП РФ имеется специальная статья, предусматривающая ответственность именно за предрейсовые медосмотры, то наказать организацию, допустившую это нарушение, по другой статье (за нарушение трудового законодательства или ПДД, например) уже нельзя.

Более того, поскольку в КоАП РФ имеется специальная статья, предусматривающая ответственность именно за предрейсовые медосмотры, то наказать организацию, допустившую это нарушение, по другой статье (за нарушение трудового законодательства или ПДД, например) уже нельзя. Видео (кликните для воспроизведения).

Проверки же Минздрава и подведомственных ему «надзоров» для обычной организации большая редкость. А если таковая и случится, срок давности по данным нарушениям играет в пользу налогоплательщиков.

Особенно с учетом того, что решение по делу должен будет принять суд.

Выводы

Исходя из всего вышесказанного, делаем вывод, что для каждого водителя медицинские проверки являются обязательными в нескольких случаях:

  • периодического характера;
  • во время поступления на работу;
  • предрейсовые, послерейсовые.

Время прохождения процедур относится к рабочему времени.

Закон также говорит о необходимости оплачивать проверки за счет средств предприятия и руководителя в частности. Нарушение установленного порядка грозит привлечением виновных лиц к административной ответственности.

Чаще всего применяются штрафы, но допустимы и другие виды наказаний. Всё зависит от индивидуальных обстоятельств и вынесенного вердикта.

Автор статьиЭксперт по правовым вопросам на дороге.Написано статей128 Понравилась статья?

Поделиться с друзьями: Прицепы приравниваются к транспортным средствам, поэтому им также следует присваивать индивидуальный государственный номер. Для Если владельцу нужно поставить новый автомобиль на учет, он может поручить сделать это своему Любой автомобилист, вне зависимости от опыта вождения и стоимости автомобиля, сталкивается с необходимостью его При подаче документов в электронном виде можно оплатить госпошлину за водительское удостоверение через Госуслуги.

Для Если владельцу нужно поставить новый автомобиль на учет, он может поручить сделать это своему Любой автомобилист, вне зависимости от опыта вождения и стоимости автомобиля, сталкивается с необходимостью его При подаче документов в электронном виде можно оплатить госпошлину за водительское удостоверение через Госуслуги. Новые правила общего учета транспортных единиц не известны многим автомобилистам до момента, пока они Техосмотр – обязательное условие для получения страхового полиса. Его необходимо проходить перед заключением договора

Ответственность работодателя

Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.

Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:

  1. на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
  2. на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.
  3. на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;

Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст.

11.32 КоАП РФ:

  1. на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  2. на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.
  3. на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;

В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст.

12.32 КоАП РФ:

  1. на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
  2. на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.

Не забывайте, что ответственность может быть не только административной, но и уголовной.

Похожие публикации

Безопасность дорожного движения во многом зависит от самочувствия автомобилистов. Недомогание, переутомление водителей нередко становится причиной страшных аварий, калечащих и убивающих людей.

И если частные автовладельцы самостоятельно оценивают свою возможность сесть за руль, транспортных работников в обязательном порядке проверяет врач.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей, проведенный не формально, а по всем правилам, способен предотвратить многие трагедии, случающиеся на дорогах.

Медосмотр водителя при приеме на работу и периодические медицинские осмотры

При приеме водителя на работу, вне зависимости от наличия у него медицинской справки, полученной для водительского удостоверения, он обязан пройти медицинский осмотр.

Российское законодательство в обязательном порядке устанавливает для водителей необходимость обследования у следующих врачей:

  1. Нарколог.
  2. Терапевт.
  3. Офтальмолог.
  4. Невролог и отоларинголог – для водителей категорий C, D и T, или же по направлению терапевта.
  5. Психотерапевт.

Обязательными обследованиями является лишь ЭЭГ по назначению невролога, а также сдача анализа мочи по направлению нарколога.

Периодичность прохождения медицинских осмотров для водителей составляет 2 года.

Требования к кабинету медицинского осмотра водителей

По новым правилам медицинский кабинет оборудуется специальной аппаратурой, к которой относятся:

  1. градусники для измерения температуры, а также предметы оказания первой медицинской помощи в случае ухудшения здоровья;
  2. алкотестеры и тесты на выявление употребления наркотических веществ, а также стетоскоп;
  3. тонометр для измерения давления и ритма сердцебиения;
  4. шкаф для одежды, кровать, несколько стульев и письменный стол;
  5. минимальная площадь должна составлять 12 м², а высота потолка быть не ниже 2,6 м.

Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей: образец 2020 года

Сегодня в российских законодательных актах нет единого образца журнала предрейсового медицинского осмотра водителей. Поэтому этот образец каждая компания вправе разработать самостоятельно с учетом своих потребностей.

Базовые требования к наполнению и оформлению журнала содержатся в специальной Методике, которую разработал Минздрав.

Для этого в 2003 году было издано специальное письмо, требования которого обязательны к исполнению.

По утвержденной этим письмом Методике, журнал предрейсового медицинского осмотра водителей:

  1. содержать графы для записи ФИО водителя, его возраста, места работы, даты, времени медосмотра, заключения врача, принятых мер, ФИО медработника.
  2. исключает возможность подмены страниц. Для этого журналы шнуруются, скрепляются печатью, все страницы нумеруются. Печать может ставить работодатель либо медучреждение, если контроль проводится в больнице.

Примерные образцы журналов для фиксации предрейсовых медицинских осмотров и послерейсовых медицинских осмотров приведены ниже. Вы можете доработать их по своему усмотрению.

Если в вашей компании сохранились советские журналы, утвержденные еще в 1989 году, и вы собираетесь заполнять их, это не станет ошибкой. Главное, чтобы их содержание подходило вам по сфере деятельности и включало приведенную в утвержденной Минздравом Методике информацию.

Так выгладит образец журнал предрейсового медицинского осмотра водителей: образец обложки: Так выгладит образец журнал предрейсового медицинского осмотра водителей: образец листа с таблицей: Образцы журналов предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей на 2020 год доступны для скачивания вначале статьи. Заполнять эти журналы может только назначенный приказом медработник, который проводил медосмотры.

Даже если непосредственный руководитель работ явно наблюдает у подчиненного признаки, например, алкогольного опьянения, а время работы ответственного медработника закончилось, он не может заполнять журнал. Ему следует организовать доставку «проблемного» подчиненного в больницу на профессиональный осмотр по согласованию с руководством.

Итак, мы разобрали образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей образец, который можно скачать вначале статьи. Узнали, зачем организовывать медосмотр водителей перед рейсом, и как эту процедуру регулирует государство.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+