Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Снип и санпин для дополнительного образования требования к помещению

Снип и санпин для дополнительного образования требования к помещению

Часть 1. Получение санитарно-эпидемиологического заключения


Вступивший в силу Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» позволил в ряде случаях получать образовательную лицензию хозяйственным обществам (ООО, АО) на дополнительное профессиональное образование, дополнительное образование детей и взрослых, профессиональное обучение и дошкольное образование.

Ни для кого не секрет, что самым востребованным направлением образования для ООО и АО является дополнительное профессиональное образование. Мы неоднократно занимались оформлением образовательной лицензии для лингвистических центров с организационно-правовой формой ООО. В настоящей статье мы постараемся максимально подробно описать каждый этап лицензирования образовательной деятельности по направлению «Дополнительное профессиональное образование» и отразить «подводные камни» данной процедуры на примере одного нашего клиента.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вышеприведенным направлениям образования позволил получать лицензии не только ООО и АО.

Данный закон и Положение о лицензировании образовательной деятельности N 966 от 28 октября 2013 г.

делят все организации со всевозможными ОПФ на две группы: образовательные и не образовательные.

Официальное определение образовательной организации даётся в п. 18 ст. 2 ФЗ № 273 “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 г. Согласно указанному закону образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

В свою очередь, не образовательная организация в этой же статье определяется как организация, осуществляющая обучение – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. Таким образом, как мы видим из последнего определения, под категорию «не образовательная организация» подпадают не только ООО и АО, но и иные организации с различными ОПФ, в том числе и некоммерческие (ассоциации, союзы, фонды, государственные, унитарные, иные). Подробно останавливаться на процедуре регистрации ООО под образовательные цели не имеет особого смысла, так как она по большому счету ничем не отличается от регистрации «рядового» ООО.

Единственное, на чем хотелось бы заострить внимание, так это на соответствующие образовательные ОКВЭДы, которые должны быть указаны.

Кроме того, единоличный исполнительный орган в этом случае имеет смысл назвать не Генеральным директором, а Директором, как традиционно принято в образовательных учреждениях.

Изменения, внесенные в Положение о лицензировании образовательной деятельности № 966, вступившие в силу с начала 2016 г., позволили организациям, осуществляющим обучение (не образовательным организациям) не получать для образовательной деятельности заключение государственного пожарного надзора.

Поэтому процесс лицензирования нужно начинать с прохождения санитарно-эпидемиологической экспертизы и получения соответствующего заключения. На примере города Москвы заключение СЭЗ надо получать в одном из территориальных отделов Управления Роспотребнадзора (САО, ЦАО, СЗАО и т.

д.), поэтому при подаче документов нужно ориентироваться на территориальное расположение объекта проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Санитарных норм и правил касательно дополнительного профессионального образования на данный момент нет, поэтому помещение для образовательного процесса проверяют по общим требованиям: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03

«Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»

, СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» и СП 3.ческих (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» и СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

Отсутствие соответствующих СанПиНов порождает отсутствие четких требований к аудитории, но мы в этом случае стараемся, в том числе, отталкиваться от устных консультаций уполномоченных органов, которые, к примеру, советуют придерживаться 4 м2 на обучающегося, иметь освещенность потолочными лампами дневного света и встроенную систему вентиляции помещения (вытяжки).

Законодательно процедура санитарно-эпидемиологической экспертизы государственной пошлиной не облагается, но платить все же, как правило, приходится.

В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора подаются заявление, копия выписки на организацию, копия договора аренды и доверенность на представителя. В бланке заявления наименование вида деятельности указывается в точном соответствии с предполагаемым видом деятельности, прописываемым в приложении к лицензии или по приложению к Положению о лицензировании образовательной деятельности № 966 от 28 октября 2013 г.

(Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ).

Теперешние нормы

СанПин, касающийся организации работы в детских садиках, был принят еще в 2013 году.

Последние изменения в него вносились в 2015 году.

Сегодня санитарные нормы касаются таких сфер:

  1. вводятся в действие новые правила, касающиеся температурного режима, проветривания и освещения.
  2. правила распространяются на организацию групп детей до 3 лет;
  3. устанавливается новый режим питания;
  4. ДОУ, которые расположены в жилых помещениях, освобождаются от выполнения правил СанПин;
  5. если ребенок не закончил обучения по установленной программе, то он может учиться в садике до достижения возраста 7 лет;
  6. количество спальных мест должно соответствовать количеству учеников в группе;

Перед приемом малыша в детский сад обязательно следует пройти медицинское заключение и получить заключение о том, что ребенок может проходить обучение в садике на общих основаниях. Этот документ является основанием для принятия ребенка в садик. Если такой бумаги предоставлено не было, руководитель ДОУ имеет право отказать в приеме.

Работники образовательного учреждения ответственны за ежедневное принятие ребенка в группу.

Они могут проводить осмотр детей как самостоятельно, так и при помощи медицинского сотрудника.

Не рекомендуется допускать в группу детей с подозрением на болезнь. Если были выявлены проблемы со здоровьем, то рекомендуется изолировать малыша в кабинете медика до момента приезда его родителей. Если ребенок отсутствовал в группе больше 5 дней, то его последующее принятие возможно только в случае наличия справки от педиатра.

Предоставляемый документ должен свидетельствовать об отсутствии инфекционных заболеваний и подобных контактов. В число дней не включаются выходные и праздничные дни. Режим сна определяется в соответствии с возрастом.

Для детей до 3 лет длительность этого периода устанавливается непосредственно врачом. Дети от 3 до 7 лет должны спать от 2 до 2,5 часов в день.

Начало дневного сна должно припадать на 5-6 часов после прихода в садик.

Обязательно должна присутствовать прогулка на свежем воздухе. Ее продолжительность составляет не менее 3 часов в день. Это время можно делить на две части и варьировать в зависимости от погоды.

Питание ребенка зависит от длительности пребывания в садике. В случае нахождения малыша в группе полный день (от 10 часов), его кормить следует каждые 4 часа.

Для групп краткосрочного пребывания организовывается одноразовое питание. Продолжительность занятий с воспитателями также имеет свои временные рамки. Она зависит от возраста малышей.

Для оздоровления воспитанников с ними следует проводить занятия по физическому воспитанию. В их число включается массаж и упражнения.

Продолжительность подобных занятий также зависит от возраста детей.

Гимнастика и физические упражнения проводятся до 4 раз в неделю.

Для детей от 5 до 7 лет хотя бы одно занятие следует проводить на свежем воздухе. Одним из важных требований СанПин является уборка помещений.

Обработка всех помещений и всех поверхностей происходит специальными дезинфицирующими средствами. Следует обеспечить их хранение в помещении для персонала, куда нет доступа детям.

Перед дневным сном обязательно следует проветривать спальные комнаты. Зимой проветривание следует заканчивать за 10 минут до прибытия в комнату детей. Летом малыши могут спать с открытыми окнами. Новые правила СанПин запрещают проводить проветривание через туалеты. Следует проводить влажную уборку два раза в день.
Следует проводить влажную уборку два раза в день. Генеральную уборку следует осуществлять осенью и весной.

Действующий СанПин устанавливает очень детальные требования к организации работы в учреждениях дополнительного образования.

Ответственным за исполнение санитарных правил является директор организации. Если нормы выполнены не будут, его ожидают штрафные санкции.

СанПиН 2.4.4. <…>

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям дополнительного образования детей» В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст.

1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст.

3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 № 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, № 1 (ч. 1) ст.

29; 2007, № 27, ст. 3213; 2007, № 46, ст. 5554; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст.

2801; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, № 44, ст. 4984; 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст.

17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; 25.07.2011, № 30 (ч. 1), ст.

4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; 12.12.2011, № 50, ст. 7359; 11.06.2012, № 24, ст.

3069; 25.06.2012, № 26, ст. 3446), Указом Президента Российской Федерации от 19.03.2013 № 211

«О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации 25.03.2013, № 12, ст. 1245) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554

«Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004, № 47, ст.

4666; 2005, № 39, ст. 3953) п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.<…> «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям дополнительного образования детей» (приложение). 2. С момента вступления в силу СанПиН 2.4.4.<…> считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.04.2003 № 27 (зарегистрированы в Минюсте России 27.05.2003, регистрационный номер 4594); Г.Г.

Онищенко Приложение УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Главного государственного санитар­ного врача Российской Федерации от «__» ____ 2013г. № ____ Санитарно-эпидемиологические требования к организациям дополнительного образования Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.

<…> _______________________________________________________________ 1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее – санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей до 18 лет независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (далее – организации).

1.2. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией организаций, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей до 18 лет. Настоящие санитарные правила распространяются на действующие, а также проектируемые, строящиеся, реконструируемые организации.

Ранее построенные здания организаций, в части архитектурно-планировочных решений, эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены. 1.3. Организации должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил и нормативов. 1.4. Зачисление детей в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические, цирковые и иные профильные объединения, связанные с физической нагрузкой осуществляют на основе медицинского заключения о состоянии здоровья учащегося.

1.5. Наполняемость групп в организациях дополнительного образования определяется в соответствии с Приложением 1, за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п. Рекомендуемый возраст детей для начала занятий разными видами спорта в организациях спортивной направленности представлен в Приложении 2.

1.6. Группы могут быть одновозрастные или разновозрастные. 1.7. Уровни шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, ЭМП и излучений в зданиях организаций не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки 1.8. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей 1.9.

Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей 1.9.

Функционирование организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разрешается при наличии заключения о соответствии настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. 1.10. Персонал организаций проходит медицинские осмотры и обследования, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке, должен быть привит в соответствии с национальным календарем профилактических прививок Кратность прохождения профессиональной гигиенической подготовки составляет 1 раз в 2 года.

1.11. Каждый работник организации имеет личную медицинскую книжку, с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации. II. Требования к земельному участку 2.1. Участок, отводимый для размещения здания организации должен находиться за пределами промышленных объектов и производств, санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств, иных объектов, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, санитарных разрывов от автомагистралей, автостоянок, объектов железнодорожного транспорта, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

Через территории организаций дополнительного образования не должны проходить магистральные инженерные коммуникации водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения.

2.2. Отдельно стоящие здания организаций размещают на обособленных участках. При проектировании и строительстве зданий организаций площадь участков определяется заданием на проектирование.

2.3. Территорию организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений или другим ограждением естественного происхождения. Озеленение деревьями и кустарниками проводят с учетом климатических условий.

2.4. На территории организации не высаживаются колючие кустарники, а также зеленые насаждения, дающие ядовитые плоды.

2.5. При наличии участка выделяют функциональные зоны. Количество функциональных зон и их размеры определяют в зависимости от направленности реализуемых дополнительных общеобразовательных программ. На территории выделяют хозяйственную зону, на которой размещают хозяйственные постройки, мусоросборники.
На территории выделяют хозяйственную зону, на которой размещают хозяйственные постройки, мусоросборники.

Для сбора твердых бытовых отходов на территории хозяйственной зоны устанавливаются контейнеры, с плотно закрывающимися крышками. Их располагают на площадках с водонепроницаемым твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м со всех сторон. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, мест отдыха, игровых и физкультурных площадок, сооружений водоснабжения должно быть не менее 25 м.

Площадку оборудуют с трех сторон ветронепроницаемым ограждением, превышающим высоту используемых контейнеров. 2.6. Въезды и входы на территорию учреждения, проезды, дорожки к зданиям, хозяйственным постройкам, контейнерным площадкам для сбора мусора должны иметь ровное твердое покрытие. 2.7. Участок должен иметь наружное освещение при норме освещенности на земле не менее 10 лк.

3.1. Организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и во встроенном или пристроенном помещении. Здания могут состоять из нескольких блоков, соединенных между собой утепленными переходами.

Входы в здания оборудуют тамбурами или воздушными и воздушно-тепловыми завесами в зависимости от климатической зоны и расчетной температуры наружного воздуха в соответствии со строительными нормами и правилами. 3.2. Вновь строящиеся отдельно стоящие здания организаций могут быть смешанной этажности, но не более четырех этажей.

3.3. Помещения, предназначенные для занятий детей, размещаются в наземных этажах зданий.

Набор помещений зависит от образовательных программ, реализуемых в данной организации.

3.4. При поэтажном размещении помещений для занятий необходимо учитывать их функциональное назначение, степень связи с участком и др. — мастерские скульптуры, керамики (связанные с использованием материалов, хранимых в подсобных помещениях или на участке) размещают на первых этажах с выходом на участок; — на первых этажах располагаются гардеробы, помещения для военно-спортивных занятий, технического творчества с крупногабаритным или станочным оборудованием, залы для проведения зрелищных мероприятий, медицинский кабинет, столовые, буфеты; — на последних этажах зданий размещаются химико-технические, астрономические (с обсерваториями) лаборатории, мастерские живописи (при организации верхнего освещения).

3.5. Состав и площади помещений организации рекомендуется принимать в соответствии с Приложениями 3 и 4. 3.6. Площади и оборудование помещений для занятий с использованием персональных компьютеров должны соответствовать гигиеническим требованиям к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. 3.7. Высота помещений для занятий дополнительным образованием должна обеспечивать нормируемый воздухообмен (Приложение 5).

3.8. Поверхности стен, полов и потолков должны быть гладкими без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком, позволяющими проводить их влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке.

3.9. Используемые отделочные и строительные материалы должны быть безвредными для здоровья детей. 3.10. На каждом этаже здания размещают раздельные санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами.

Количество санитарно-технических приборов принимается из расчета не менее: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков.

Для персонала выделяют отдельный санузел.

В ранее построенных зданиях допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением. 3.11. Во вновь строящихся зданиях на каждом этаже выделяются помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованное поддоном-сливом с подводкой к нему холодной и горячей воды. 3.12. При размещении организаций для занятий детей в приспособленных помещениях совместно с другими организациями обеспечиваются: отдельный вход, гардероб (место), санузлы, а также предусматривается наличие помещений, с мебелью и оборудованием в соответствии с ростом и возрастом детей.

4.1. Здания организаций оборудуют централизованными системами хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. 4.2. В случаях отсутствия в населенном пункте централизованных систем водоснабжения, организацию необходимо обеспечить питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. В неканализованных районах здания организаций дополнительного образования оборудуют внутренней канализацией при условии устройства локальных очистных сооружений.

Допускается оборудование надворных туалетов (или биотуалетов). 4.3. Помещения для занятий изобразительным искусством, скульптурой, техническим творчеством, лаборатории, мастерские, помещения медицинского назначения (при наличии), комнаты технического персонала, санитарные узлы обеспечиваются раковинами с подводкой горячей и холодной воды. Мастерские рисования и лепки оборудуются двумя умывальниками.

4.4. При спортивных и хореографических залах оборудуются помещения для переодевания (раздельно для мальчиков и девочек), а также санузлы и умывальные раковины с подводкой к ним горячей и холодной воды. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях оборудуются душевые из расчета не менее 1 душевая сетка на 10 человек.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях оборудуются душевые из расчета не менее 1 душевая сетка на 10 человек. 5.1. Основные помещения должны иметь естественное и искусственное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Без естественного освещения допускается проектировать умывальные; снарядные, душевые, санузлы при спортивном зале; санузлы персонала; гардеробные, костюмерные, кладовые и складские помещения; радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища.

5.2. В мастерских живописи должны быть обеспечены необходимые условия естественного освещения. Расчетное значение коэффициента естественного освещения (КЕО) должно соответствовать: для I светоклиматического пояса — не менее 3,8 %; для II светоклиматического пояса — не менее 3,0 %; для III светоклиматического пояса — не менее 2,5 % .

5.3. Светопроемы помещений должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. 5.4. Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность должна быть левосторонней. В слесарных мастерских естественный свет на рабочую поверхность должен падать справа в связи с особенностями рабочей позы.

5.5. В помещениях, ориентированных на южные стороны горизонта, рекомендуется применять отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность, неярких холодных тонов — бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северные стороны горизонта, следует использовать светлые, теплые тона — бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый и др.

Для исключения цветоискажения рекомендуется окрашивать стены в помещениях для занятий живописью в нейтральные серые, голубые цвета.

5.6. Для отделки помещений используют отделочные материалы и краски с коэффициентом отражения: для потолка — не менее 0,8 , стен и оборудования — не менее 0,7 , пола — не менее 0,4. 5.7. Для предупреждения затенения окон и снижения естественной освещенности в помещениях необходимо сажать деревья не ближе 15 м от здания, кустарники — не ближе 5 м.

5.8. На рабочих местах детей должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений — не менее: · в учебных помещениях для теоретических занятий — 300 лк; — на поверхности доски 500 лк · в мастерских по обработке металла — 600 лк; · в мастерских по обработке дерева — 300 лк; · в швейных мастерских — 600 лк; · в изостудии, живописи, рисунка, скульптуры — 300 лк; · в концертных залах — 300 лк; · в спортивных залах — 200 лк (на полу); ·в рекреациях — 150 лк; · в помещениях для занятий юных натуралистов — 300 лк. 5.9. В помещениях технического творчества при выполнении зрительных работ I — IV разрядов следует применять систему комбинированного освещения (местное и общее). 5.10. Электролампы оборудуются закрытыми светильниками.

Чистку светильников общего освещения необходимо проводить не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.

Запрещается привлекать к этой работе детей. 5.11. Неисправные перегоревшие люминесцентные лампы собирают в герметичный контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

6.1. В основных помещениях организаций температура воздуха в зависимости от климатических условий должна соответствовать следующим параметрам: — в учебных помещениях и кабинетах, в помещениях для музыкальных занятий, пением, актовом зале, лекционной аудитории, вестибюле, гардеробе – 18-24°С; — в спортивном зале и помещениях физкультурно-спортивного назначения, хореографических залах, мастерских по обработке дерева, металла, помещениях технического моделирования – 17-20°С; — в медицинских кабинетах, раздевальных – 20-22°С; — в душевых — 25°С. 6.2. В помещениях для занятий детей относительная влажность и скорость движения воздуха должны составлять: в теплый период года — относительная влажность воздуха — 60 — 30 % , скорость движения воздуха — 0,2 — 0 ,3 м/с; в холодный и переходные периоды года — влажность — 45 — 30 % , скорость движения воздуха — не более 0 ,2 м/с.

6.2. Для поддержания оптимального температурного режима отопительные приборы оборудуются регулируемыми кранами. отопительные приборы должны иметь съемные защитные экраны.

ДСП для защитных ограждений не используется.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением. 6.3. Воздухообмен в основных помещениях должен соответствовать приложению 1. 6.4. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест.

6.5. Все помещения должны ежедневно неоднократно проветриваться. Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей и проветривание через туалетные комнаты. Проветривание проводят через фрамуги и форточки в отсутствие детей.

В помещениях спален в холодное время года проветривание проводят перед сном. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей.

Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, должна быть не менее 1/50 площади пола. 6.6. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена. Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания. 7.1. Мебель, спортивное и игровое оборудование, инструменты и инвентарь должны соответствовать росто-возрастным особенностям детей.
7.1. Мебель, спортивное и игровое оборудование, инструменты и инвентарь должны соответствовать росто-возрастным особенностям детей. Технические средства обучения и материалы, используемые для детского и технического творчества, должны быть безопасными для здоровья детей.

7.2. Требования к условиям занятий художественным творчеством: 7.2.1.

Площадь мастерских масляной живописи определяют из расчета не менее 4,8 м2 на 1 ребенка, для акварельной живописи и рисунка — из расчета не менее 4,0 м2 на 1 ребенка. К мастерским живописи и рисунка должна примыкать кладовая площадью не менее 9 м2.

7.2.2. Площадь мастерских скульптуры и керамики определяют из расчета не менее 3,6м2 на 1 ребенка; мастерских прикладного искусства и композиции — из расчета не менее 4,5м2 на 1 ребенка. При мастерских скульптуры должно быть выделено изолированное помещение для обжига, оборудованное местной механической вытяжной вентиляцией, две кладовые для хранения глины и гипса. При мастерских прикладного искусства и композиции должна быть кладовая площадью не менее 9м2.

7.2.3 Площадь кабинета истории искусств определяют из расчета не менее 2,0м2 на 1 ребенка. Площадь помещения для хранения натюрмортного методического фонда — не менее 18м2. 7.3. Требования к условиям музыкальных занятий.

7.3.1. Площадь помещений для индивидуальных занятий определяют из расчета не менее 12 м2; для занятий хора и оркестра — не менее 2,0 м2 на 1 ребенка; помещений для групповых музыкально-теоретических занятий (до 15 детей) не менее 36 м2. 7.3.2. Площадь помещения для хранения музыкальных инструментов составляет не менее 10 м2. 7.3.3. В помещениях для занятий на музыкальных инструментах и вокалом должны быть выполнены шумоизолирующие мероприятия с использованием шумопоглощающих отделочных материалов, безопасных для здоровья детей.

7.4 . Требования к условиям занятий хореографией. 7.4.1. Для занятий хореографией оборудуют зал площадью из расчета не менее 3м2 на одного ребенка.

7.4.2. Для теоретических занятий выделяют помещения площадью из расчета не менее 2,0м2 на ребенка. Предусматривается костюмерная мастерская площадью не менее 18м2. 7.5. Для проведения музыкальных и танцевальных выступлений, театральных постановок, спектаклей кукольного театра, лекций и других мероприятий оборудуют: — концертный зал площадью из расчета не менее о,65м2 на 1 посадочное место; — две костюмерные для мальчиков и девочек (площадью не менее 10м2) в удобной связи со сценой.

7.6. Требования к условиям занятий техническим творчеством. 7.6.1. Площади помещений для занятий техническим творчеством должны соответствовать нормам, указанным в Приложении 2.

7.6.2. Помещения для электротехнических и монтажно-сборочных работ оборудуют ученическими столами и стульями или комбинированными верстаками. Мастерские по обработке древесины и металла оборудуют столярными и слесарными верстаками в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. 7.6.3. Все оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги, должно иметь местную вытяжную вентиляцию при наличии общей вентиляции.

Столы и верстаки, за которыми проводится электропайка, должны иметь местную вытяжную вентиляцию с механическим побуждением. Использование кислот в качестве флюса не допускается. Не допускается использовать свинецсодержащие припои.

7.6.4. Токарные станки должны устанавливают параллельно окнам или под углом 20-30°, фрезерные – параллельно окнам. 7.6.5. Размеры инструментов должны соответствовать антропометрическим параметрам детей и санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

7.6.6. Условия проведения занятий техническим творчеством должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

7.7. Требования к условиям занятий эколого-биологического профиля и юных натуралистов.должны соответствовать Приложению 3. За животными обеспечивается ветеринарный надзор. Запрещается использовать опасных и ядовитых животных, птиц и насекомых.

7.8. Требования к условиям проведения спортивных занятий. 7.8.1. Состав спортивных площадок и помещений для спортивных занятий определяется направленностью образовательной программы, спортивным профилем организации дополнительного образования. 7.8.2. Площадь спортивного зала должна быть не менее 4 м2 на одного ребенка.

Рекомендуемая наполняемость спортивно-оздоровительных групп не более 15 человек. 7.8.3. В спортивных залах должно размещаться только оборудование, необходимое для проведения занятий.

Спортивный инвентарь хранится в помещении снарядной. 7.8.4.Используемые спортивные маты должны быть покрыты материалами, легко поддающимися очистке от пыли, влажной уборке и дезинфекции. 7.8.5. Средства, используемые для припудривания рук, должны храниться в ящиках с плотно закрывающимися крышками.

7.8.6. При устройстве на территории организации открытых беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч и т.п.) для предупреждения затопления их дождевыми водами обеспечивается дренаж. 7.8.7. Спортивные и физкультурные площадки оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к эксплуатации мест занятий физической культурой и спортом. Искусственные покрытия должны быть безопасными для здоровья детей.

7.8.8. Условия для занятий водными видами спорта и плаванием обеспечиваются в соответствии с гигиеническими требованиями к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды. 8.1. Занятия в организациях начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 час. 8.2. Перерыв между занятиями по основным образовательным программам и программам дополнительного образования для детей составляет не менее часа.

В организациях дополнительного образования при наличии двух смен занятий перерыв между сменами составляет не менее одного часа для уборки и проветривания помещений.

8.3. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в организациях дополнительного образования в учебные дни — не более 2 академических часов в день, в выходные и каникулярные дни – не более 4 академических часов в день. После 30 — 45 мин занятий рекомендуется устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. 8.4. Продолжительность занятий и длительность отдельных видов деятельности приведены в Приложении 4 .

8 .5. Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секциях, студиях и т.д.) не рекомендуется. Рекомендуемая кратность посещения занятий одного профиля — не более двух раз в неделю. 8.6. Занятия с использованием компьютерной техники организуют в соответствии с гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

8.7. Безопасная непрерывная длительность применения интерактивной доски для детей 7-9 лет составляет не более 20 минут, а для детей старше 9 лет – не более 30 минут.

Для профилактики зрительного утомления у детей работу с интерактивной доской следует чередовать с другими видами деятельности и физкультминутками. Если доска не используется, следует ее выключать, чтобы светящийся экран не находился в поле зрения детей.

8.8. Организация трудовой деятельности детей проводится в соответствии с требованиями, предъявляемым к условиям труда подростков. 8.9. Все работы в мастерских дети выполняют в специальной защитной одежде (халат, фартук, берет, косынка).

При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

8.10. Рекомендуемый минимальный возраст детей для начала занятий разными видами представлен в Приложении 5. 8.11. Спортивные нагрузки на занятиях и соревнованиях, должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

8.12. К участию в соревнованиях и туристских походах дети допускаются с разрешения медицинского работника.

Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.

9.1. При организации питания в организации дополнительного образования для детей руководствуются санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального 9.2. Для детей, посещающих организации дополнительного образования, обеспечивается питьевой режим в соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

10.1. В организациях должны регулярно проводиться санитарно-гигиенические мероприятия и профилактическая дезинфекция. Территория должна содержаться в чистоте.

На территории следует проводить ежедневную уборку. Мусор необходимо собирать в мусоросборники с закрывающимися крышками.

Очистку мусоросборников проводят при их заполнении на 2/3 объема.

После опорожнения мусоросборники дезинфицируют.

10.2. Во всех помещениях необходимо проводить ежедневную влажную уборку с применением моющих средств. При 2-х сменной организации занятий уборку необходимо проводить дважды: между сменами и в конце занятий.

Один раз в месяц проводят генеральную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств. Окна и оконные проемы снаружи и изнутри моют не реже 2 раз в год. Места общего пользования (вестибюль, рекреации, гардеробные, душевые и т.п.) необходимо убирать после каждой смены с использованием моющих средств, а санузлы — с применением моющих и дезинфицирующих средств.

10.3. В санузлах дезинфекции подлежит помещение и санитарно-техническое оборудование. Сидения на унитазах моют теплой водой с мылом моющими средствами.

Раковины и унитазы очищают квачами или щетками с использованием чистящих и дезинфицирующих средств. Использованные квачи хранятся в специальных емкостях с дезинфектантами. Чистые квачи и уборочный инвентарь следует хранить в специально промаркированной таре в хозяйственном шкафу или в помещении для обработки и хранения уборочного инвентаря.

Санузлы обеспечиваются педальными ведрами, туалетной бумагой, мылом электросушителем (или бумажными полотенцами (салфетками) для рук. 10.4. Уборочный инвентарь для помещений маркируется по назначению и храниться в специальном шкафу или отведенном месте. Уборочный инвентарь для санитарных узлов с сигнальной маркировкой, используется по назначению и хранится отдельно.

10.5. Для проведения уборки и дезинфекции используются моющие и дезинфицирующие средства, в соответствии с инструкцией по применению. 10.6. Дезинфицирующие и моющие средства хранятся в упаковке производителя и в местах, недоступных для детей.

10.7. Обработка и дезинфекция спортивного инвентаря проводится следующим образом: спортивный ковер очищают ежедневно с использованием пылесосов; не реже 3 раз в месяц проводят влажную уборку; ренировочные мешки, чучела и переносной спортивный инвентарь ежедневно протирают влажной ветошью, а металлические части спортивного инвентаря — сухой тряпкой; спортивные маты не реже 1 раза в неделю очищают от пыли с помощью пылесосов или выколачивают на открытом воздухе.

Матерчатые чехлы спортивных матов (исключая кожные), не реже 1 раза в неделю и по мере их загрязнения подвергают стирке; кожаные маты ежедневно протирают влажной ветошью. 10.8. При наличии бассейнов их содержание должно соответствовать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды. 10.9. В помещениях уголков живой природы ответственным лицом (лицами) из числа персонала организации ежедневно проводится влажная уборка, чистка клеток, кормушек и замена подстилок, мытье поилок и смена вода.

11.1. Руководитель организации является ответственным лицом за полноту выполнения настоящих санитарных правил и обеспечивает: — наличие в организации настоящих санитарных правил и норм, и доведение их содержания до сотрудников; — выполнение требований санитарных правил и норм всеми сотрудниками; — необходимые условия для соблюдения санитарных правил; — прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию; — наличие личных медицинских книжек на каждого работника; — своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками в установленном порядке; — условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами и гигиеническими нормативами; — эффективную работу санитарно-технического, технологического и другого оборудования учреждения; — проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации; 11.2. Руководитель организации дополнительного образования организует производственный контроль в соответствии с действующим санитарным законодательством.

11.3. За нарушение санитарного законодательства руководитель организации дополнительного образования несет ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

№ п/п Профили и объединения Наполняемость групп Число занятий в неделю Продолжительность занятий* оптимальная допустимая 1 Занятия техническим творчеством (авиамодельный, судомодельный, радиотехнический и др.) 10 15 2 2 по 45 мин, с 10 -минутным перерывом 2 Занятия с использованием компьютерной техники 10 15 1 — 2 2 по 30 мин учащихся 1 — 5 классов (7 — 10 лет); 2 по 45 мин — с 6 класса и старше (11 — 16 лет) 3 Художественные объединения детей: 10 15 2 2 по 45 мин литературно-творческие театральные 10 15 2 2 по 45 мин хоровые 30 70 2 2 по 45 мин оркестровые от 10 до 30 2 репетиция — около 3 ,5 ч, внутренний перерыв — 20 — 25 мин музыкальные 1 /8* 1 /12** от 2 до 3 30 мин (индивидуальные занятия), 2 — 3 по 45 мин (групповые) бального танца 10 — 12 45 2 2 по 45 мин хореография 10 25*** 2 2 по 30 мин — младшие школьники, 2 по 45 мин — другие группы изобразительное искусство 10 15 2 2 — 3 — 4 по 45 мин кинолюбителей 10 15 2 2 по 45 мин шахматный клуб 2 — 3 2 по 45 мин 4 Занятия в кружках юных туристов и краеведов 10 15 1 — 2 похода или занятия на местности в месяц 3 по 45 мин, занятия на местности — до 4 ч 5 Занятия эколого-биологической направленности 10 20 2 , из них одно проводится по подг руп. 2 по 45 мин 6 Занятия физкультурно-спортивного профиля: 10 15 2 — 3 45 мин — для учащихся 8 — 13 лет, 2 по 45 мин × 2 — для учащихся 14 — 17 лет группы начальной подготовки радиоспорта 8 15 2 — 3 2 по 45 мин занятия картингом 10 15 1 45 мин прочие (морские, юных пожарников, собаководов и др.) 10 15 2 — 3 в зависимости от характера занятий, теоретические — 2 по 45 мин ** ) в числителе — индивидуальные занятия, в знаменателе — групповые; *** ) младшая группа первого года обучения.

Приложение 1 Помещения Площадь, м 2 не менее на 1 ребенка лаборантской I .

Группа помещений для детей младшего школьного возраста Для технического моделирования с лаборантской 4 ,8 18 ,0 Для работы с природными материалами 6 ,0 18 ,0 II . Группа помещений мастерских Мастерские по обработке древесины и металла 6 ,0 18 ,0 III. Группа помещений для конструирования Лаборатория радиоконструирования с лаборантской 4 ,8 18 ,0 Для радиостанции 3 ,6 18 ,0 VI .

Группа помещений научных обществ Лаборатория физико-техническая с лаборантской и кабинетом для теоретических занятий 7 ,2 18 ,0 Лаборатория химико-техническая с лаборантской и кабинетом для теоретических занятий 7 ,2 18 ,0 Лаборатория астрономии с лаборантской и обсерваторией 4 ,1 18 ,0 + 9 ,0 V .

Группа помещений для технических видов спорта Лаборатория авиационного и ракетного моделирования с лаборантской 4,8 18,0 Лаборатория автомоделирования с лаборантской 3 ,6 18 ,0 Лаборатория судомоделирования с лаборантской 4 ,8 18 ,0 Помещение кинофотостудии с лаборантской 6 ,0 — Возраст, лет Вид спорта Возраст, лет Вид спорта 6 Гимнастика (дев.) Гимнастика художеств. Фигурное катание 8 Горнолыжный Баскетбол Футбол Бадминтон Спортивное ориентирование Спортивный туризм Гольф 7 Воднолыжный 9 Биатлон Гимнастик а ( мальчики) Легкая атлетика (многоборье, метания, прыжки с шестом) Прыжки в воду Синхронное плавание Прыжки на лыжах Фристайл Парусный спорт Настольный теннис Бейсбол Плавание Водное поло Теннис Волейбол Акробатик а Гандбол Прыжки на батуте Конькобежный Рок-н-рол Легкая атлетика Спортивные танцы Лыжные гонки Аэробика Шорт-трек Дартс Регби Шейпинг Софтбол Шахматы Хоккей с мячом, шайбой Шашки Городки Ушу Лапта 10 Велоспорт Конный спорт Современное пятиборье Санный спорт Стрельба пулевая Фехтование Бокс Борьба вольная Борьба греко-римская Гребля академическая Гребля на байдарках и каноэ Дзюдо Тяжелая атлетика (юноши) Таэквандо Альпинизм Буерный спорт Гребной слалом Натурбан Полиатлон Триатлон Армреслинг Атлетизм Бильярд Гиревой Каратэ-до Кекусенкай Скалолазание Стрельба из арбалета Кикбоксинг Контактное каратэ Пауэрлифтинг Самбо 11 Стрельба из лука Стендовая и практическая стрельба 12 Бобслей Помещения Площади (не менее м 2) на 1 ребенка лаборантская Лаборатория ботаники и растениеводства с лаборантской 3,6 18,0 Лаборатория зоологии и животноводства с лаборантской 3,6 18,0 Лаборатория экспериментальной биологии с лаборантской 3,6 18,0 Лаборатория агроэкологии и зоотехники с учебно-опытным участком и мини-фермой 4,8 0,02 га(УОУ*) 25,0 га (мини-ферма) Лаборатория охраны и наблюдения природы с лаборантской 3,6 18,0 Лаборатория юных любителей природы с уголком живой природы 3,6 18,0 Помещения Количество необходимого воздуха на 1 учащегося, м3 /ч , не менее Возможные принятые системы вентиляции Помещения для занятий, связанных с малыми мышечными нагрузками (без выделения вредных химических агентов, пыли) ± 16 1. Естественный организованный приток по специальным каналам.

Естественная канальная вытяжка. 2 . Общеобменная механическая вентиляция. 3 . Приточная вентиляция в системе воздушного отопления.

Вытяжка – естественная через рекреации Помещения для занятий, связанных с малыми мышечными нагрузками и с выделением пыли или вредных химических веществ (мастерские по обработке металла, дерева, с крупным станочным оборудованием , кружки технического моделирования, кинофотолаборатория + 20-30 — по расчету местная вытяжка от источников загрязнения 1. Естественная вентиляция с подачей и удалением воздуха по специальным каналам.

Местная вытяжная вентиляция со встроенными отсосами, вытяжными шкафами и зонтами. 2. Общеобменная механическая вентиляция в сочетании с местной вытяжной вентиляцией.

При любом варианте вытяжка должна превышать приток Актовый зал-лекционная аудитория, помещения для кружков хора, музыкальных, и др.

±20 1. Естественная вентиляция с подачей и удалением воздуха по специальным каналам. 2. Общеобменная механическая вентиляция Помещения для занятий с повышенной двигательной активностью (залы спортивные, для занятий бальными танцами, хореографией; бассейны) + 70-80 1. Общеобменная механическая вентиляция.

2. Естественная вентиляция с подачей и удалением воздуха по специальным каналам Библиотеки (читальные залы, абонемент) ±20 1.

Общеобменная вентиляция. 2. Механический приток. Вытяжка — естественная, канальная Другие помещения (не перечисленные выше) Система вентиляции принимается в соответствии с технологическими требованиями № п/п Профили и объединения Наполняемость групп Число занятий в неделю Продолжительность занятий* оптимальная допустимая 1 Занятия техническим творчеством (авиамодельный, судомодельный, радиотехнический и др.) 10 15 2 2 по 45 мин, с 10 -минутным перерывом 2 Занятия с использованием компьютерной техники 10 15 1 — 2 2 по 30 мин учащихся 1 — 5 классов (7 — 10 лет); 2 по 45 мин — с 6 класса и старше (11 — 16 лет) 3 Художественные объединения детей: 10 15 2 2 по 45 мин литературно-творческие театральные 10 15 2 2 по 45 мин хоровые 30 70 2 2 по 45 мин оркестровые от 10 до 30 2 репетиция — около 3 ,5 ч, внутренний перерыв — 20 — 25 мин музыкальные 1 /8* 1 /12** от 2 до 3 30 мин (индивидуальные занятия), 2 — 3 по 45 мин (групповые) бального танца 10 — 12 45 2 2 по 45 мин хореография 10 25*** 2 2 по 30 мин — младшие школьники, 2 по 45 мин — другие группы изобразительное искусство 10 15 2 2 — 3 — 4 по 45 мин кинолюбителей 10 15 2 2 по 45 мин шахматный клуб 2 — 3 2 по 45 мин 4 Занятия в кружках юных туристов и краеведов 10 15 1 — 2 похода или занятия на местности в месяц 3 по 45 мин, занятия на местности — до 4 ч 5 Занятия эколого-биологической направленности 10 20 2 , из них одно проводится по подг руп. 2 по 45 мин 6 Занятия физкультурно-спортивного профиля: 10 15 2 — 3 45 мин — для учащихся 8 — 13 лет, 2 по 45 мин × 2 — для учащихся 14 — 17 лет группы начальной подготовки радиоспорта 8 15 2 — 3 2 по 45 мин занятия картингом 10 15 1 45 мин прочие (морские, юных пожарников, собаководов и др.) 10 15 2 — 3 в зависимости от характера занятий, теоретические — 2 по 45 мин ** ) в числителе — индивидуальные занятия, в знаменателе — групповые; *** ) младшая группа первого года обучения.

Обзор документа

Разработаны СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Речь идет об организациях, реализующих дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Правила содержат требования к размещению организации, к зданию, к водоснабжению и канализации, к естественному и искусственному освещению, к отоплению, вентиляции и воздушно-тепловому режиму. В самостоятельные разделы также помещены требования к помещениям для занятий различной направленности и их оборудованию, к организации образовательного процесса, к питанию и питьевому режиму, к санитарному состоянию.

Так, территорию организации рекомендуется ограждать забором и/или полосой зеленых насаждений. Помещения для занятий детей дошкольного (до 7 лет) и младшего школьного возраста (до 11 лет) размещаются не выше третьего этажа здания.

Медкабинет следует располагать на первом этаже. Питьевая вода должна отвечать соответствующим требованиям. Занятия начинаются не ранее 8.00 и заканчиваются не позднее 20.00.

Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00.

За соблюдение санитарных правил отвечает руководитель организации. СанПиН 2.4.4.1251-03

«Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»

признаны утратившими силу.

ГАРАНТ.РУ:

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г.

N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» N 41″Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» В соответствии с от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. Видео (кликните для воспроизведения).

1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст.

4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст.

3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 30 (ч.

Новые СанПин для учреждений дополнительного образования детей

13 октября 2014 г.

вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей — СанПиН 2.4.4.3172-14 (см.

в ). С этого времени действовавшие ранее СанПиН 2.4.4.1251-03 утратили силу. На кого распространяются СанПиН 2.4.4.3172-14 распространяются на организации дополнительного образования, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие дополнительные общеобразовательные программы различной направленности — дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы, и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов организаций дополнительного образования за исключением на объектов организаций дополнительного образования, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент их вступления в силу. Ранее построенные здания организаций дополнительного образования, в части архитектурно-планировочных решений, эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.

Функционирование организации дополнительного образования осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и настоящим санитарным правилам.

Ответственность и обязанности руководителя организации В соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил в организации дополнительного образования детей (далее – организация) является её руководитель, который обеспечивает: — наличие в организации СанПиН 2.4.4.3172-14 и доведение их содержания до работников организации; — приведение имеющихся локальных актов организации в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14, а при необходимости – разработка новых локальных актов; — выполнение требований СанПиН 2.4.4.3172-14 всеми работниками организации; — необходимые условия для соблюдения СанПиН 2.4.4.3172-14; — прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию; — наличие медицинских книжек на каждого работника организации и своевременное прохождение ими периодических медицинских обследований, профессиональной гигиенической подготовки; — организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. С появлением новых технологий обучения и подходов к преподаванию потребовалось уточнить, обновить действовавшие санитарные нормы, в частности: О требованиях к работникам Работники организации дополнительного образования детей:

  1. должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок;
  2. проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в два года;
  3. должны проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке;
  4. должны иметь личную медицинскую книжку и допуск к работе.

О территории и помещениях Согласно новому документу, через территорию образовательной организации не должны проходить магистральные инженерные коммуникации. Музыкальную или спортивную школу нельзя размещать рядом с промышленными объектами, вредными для окружающей среды и здоровья человека.

Территория ограждается забором и/или полосой зеленых насаждений, должна иметь наружное электрическое освещение.

Организации могут размещаться во встроенных в жилые дома помещениях, во встроенно-пристроенных помещениях (или пристроенных) при наличии отдельного входа. Помещения для занятий детей дошкольного (до 7 лет) и младшего школьного возраста (до 11 лет) размещаются не выше третьего этажа здания. Медицинский кабинет размещается на первом этаже здания.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в строящихся и реконструируемых зданиях организаций предусматриваются мероприятия для создания доступной (безбарьерной) среды. О требованиях к образовательному процессу Занятия начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов.

Занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения. Зачисление детей для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта осуществляется при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

Продолжительность занятий и их кратность в неделю в объединениях устанавливаются локальным нормативным актом организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, в соответствии с рекомендациями СанПиН 2.4.4.3172-1. Рекомендуемая продолжительность занятий в учебные дни — не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни — не более 4 академических часов в день. Например, в объединениях технической направленности рекомендуется проводить 2-3 занятия в неделю продолжительностью 2х45 мин., в объединениях с использованием компьютерной техники 1-3 занятия в неделю для детей в возрасте до 10 лет — 2 по 30 мин., для остальных обучающихся -2 по 45 мин.

После 30-45 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 мин.

Объем максимальной аудиторной нагрузки для обучающихся в детских школах искусств по видам искусств и по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств не должен превышать 14 часов в неделю, а по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств — 10 часов в неделю. Продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для детей 7-9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет — не более 30 минут.

Контроль за соблюдением СанПиН 2.4.4.3172-14 осуществляет Роспотребнадзор. Источник: Новые СанПин для учреждений дополнительного образования детей Метки:

Таблица 2.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+