Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Временное правительство и автономии

Временное правительство и автономии

Error


Anonymous comments are disabled in this journal

switch LiveJournal Facebook Twitter OpenId Google MailRu VKontakte Anonymously default userpic Your reply will be screened Post a new comment Preview comment Help

  • 3 comments
    1. 3 comments

    Временное правительство России

    1. 4 марта Председатель Совета Министров и одновременно министр внутренних дел князь Г. Е. Львов отдал распоряжение о временном отстранении местных губернаторов и вице-губернаторов от исполнения своих обязанностей, которые были возложены на местных председателей губернских земских управ в качестве «губернских комиссаров Временного правительства», а на председателей уездных земских управ были возложены обязанности уездных исправников, одновременно оставляя за означенными лицами и общее руководство заведуемыми ими управами.

      Полиция подлежала переформированию в милицию.

    1. 5 марта учреждена чрезвычайная следственная Комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих должностных лиц (Положение об этой Комиссии утверждено 11 марта).
      По результатам работы комиссии, в частности, был осуждён Сенатом и приговорён к пожизненной каторге генерал В. А. Сухомлинов, бывший военный министр, признанный виновным в неподготовленности русской армии к войне.
      Большинство фигурантов расследования были освобождены за отсутствием в их деятельности состава преступления.
    1. 6 марта упразднены охранные отделения.

    ДВОЕВЛАСТИЕ

    В результате победы Февральской революции 1917 года сложилось своеобраз­ное положение, получившее название двоевластия: Совет рабочих и солдат­ских депутатов, имея главные атрибуты власти — массовую опору и воору­женную силу, власть брать не хотел, а Временное правительство, не имея ни того, ни другого, олицетворяло формальную власть, признавалось в этом качестве офицерами и чиновниками, но держалось лишь поддержкой Совета.

    «Власть без силы и сила без власти» — так определил двоевластие первый глава Временного правительства Львов. ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО — высший орган государственной власти 2 марта-24 октября 1917 г. Первый состав (2 марта-2-3 мая): беспартийные Г.Е. Львов и М.И. Терещенко, кадеты П.Н. Милюков, Н.В. Некрасов, А.А. Мануйлов, А.И.
    Милюков, Н.В. Некрасов, А.А. Мануйлов, А.И. Шингарев, Д.И. Шаховской, октябристы А.И.

    Гучков и И.В. Годнев, прогрессист А.И. Коновалов, центрист В.Н. Львов, трудовик А.Ф. Керенский; 1-е коалиционное (2-3 мая—2 июля): Г.Е.

    Львов, кадеты Мануйлов, Некрасов, Шингарев и Шаховской, октябрист Годнев, прогрессист Коновалов, центрист В.Н.

    Львов, эсэр Керенский, трудовик П.Н.

    Переверзев, меньшевики М.С. Скобелев и И.Г. Церетели, народный социалист А.В.

    Пешехонов, беспартийный Терещенко; 2-е коалиционное (24 июля-1 сентября): эсэры Керенский, Н.Д. Авксентьев и В.М. Чернов, народные социалисты А.С. Зарудный и Пешехонов, меньшевики А.М.

    Никитин и М.С. Скобелев, «внефракционный социал-демократ» С.Н. Прокопович, кадеты А.В. Карташов, Ф.Ф.

    Кокошкин, Некрасов, С.Ф. Ольденбург и П.П. Юренев, радикал-демократ И.Н. Ефремов, беспартийный Терещенко; Директория (1—25 сентября): эсэр Керенский, меньшевик Никитин, беспартийные Терещенко, генерал А.И.

    Верховский и адмирал Д.Н. Вердеревский; 3-е коалиционное: эсэры Керенский и С.Д. Маслов, меньшевики К.А. Гвоздев, П.Н.

    Малянтович, Никитин и Прокопович, кадеты А.В.

    Карташов, Н.М. Кишкин и С.А. Смирнов, прогрессисты М.В. Бернацкий и А.И. Коновалов, беспартийные Вердеревский, А.В.

    Ливеровский, С. Салазкин, Терещенко и С.Н.

    Третьяков. Интересно, что из всего состава первого правительства неизменно входили во все 5 только А.Ф.

    Керенский и М.И. Терещенко, которого некоторые считали попавшим туда случайно, до начала июля во всех комбинациях участвовал кадет Н.В. Некрасов. Остальные министры постоянно менялись, далеко оставив позади «министерскую чехарду» 1914-1916 гг.

    Временное правительство в России (1917)

    Временное правительство в своей программе, изложенной в декларации, опубликованной 16 марта (3 марта по старому стилю), и обращении к гражданам России от 19 марта (6 марта по старому стилю), провозгласило принцип «преемственности власти» и «непрерывности права»; заявило о своем стремлении довести войну «до победного конца» и выполнить все договоры и соглашения, заключенные с союзными державами. В декларации излагалась программа первоочередных преобразований: амнистия по политическим и религиозным делам, свобода слова, печати и собраний, отмена сословий и ограничений по религиозным и национальным признакам, замена полиции народной милицией, выборы в органы местного самоуправления. Фундаментальные вопросы — о политическом строе страны, аграрной реформе, самоопределении народов — предполагалось решить уже после созыва Учредительного собрания.

    В ходе Февральской революции руководство Советов рабочих и солдатских депутатов согласилось передать власть Временному правительству, но на практике в стране сразу сложилась ситуация двоевластия, причем реальная власть постепенно переходила в руки Советов. Без поддержки Советов Временное правительство не могло существовать и действовать первые четыре месяца. Внутренние противоречия, недовольство населения политикой Временного правительства обусловили правительственные кризисы.

    Апрельский кризис привел к созданию 18 мая (5 мая по старому стилю) первого коалиционного правительства. Из состава Временного правительства вышли Милюков и Гучков, а в него, по соглашению с исполкомом Петроградского совета, были включены шесть министров-социалистов. Председателем правительства вновь стал Георгий Львов.

    Новое правительство не смогло эффективно бороться с разрухой и голодом, ограничившись бюрократическими мерами регулирования отдельных ведущих отраслей промышленности.

    Затеянное им наступление на Юго-Западном фронте провалилось. Обострение внешней и внутриполитической обстановки в стране, разногласия среди министров по вопросу отношения к украинской Центральной раде, неудачная попытка большевиков перехватить власть вызвали в июле новый правительственный кризис, который привел к ликвидации двоевластия в стране. Из состава Временного правительства вышли три министра-кадета.

    Вслед за ними ушел в отставку глава Временного правительства — князь Львов. 6 августа (24 июля по старому стилю) было сформировано второе коалиционное правительство. В его состав вошли семь кадетов и примыкающих, пять эсеров и народных социалистов, три меньшевика.

    Председателем правительства стал эсер Александр Керенский.

    Следующий правительственный кризис был спровоцирован лидером правых контрреволюционных сил, верховным главнокомандующим генералом Лавром Корниловым, который 16 августа (3 августа по старому стилю) выступил против Временного правительства, двинув войска на Петроград (ныне Санкт-Петербург). Попытка переворота, предпринятая им, оказалась неудачной. Мятеж был подавлен. Новый правительственный кризис стал самым острым и продолжительным.

    В поисках выхода было решено 14 сентября (1 сентября по старому стилю) 1917 года временно передать власть Совету пяти (Директории), который возглавил Керенский, принявший одновременно на себя и пост главнокомандующего.

    Переговоры о создании нового правительства затянулись до 8 октября (25 сентября по старому стилю), когда удалось составить третье и последнее коалиционное правительство. В его состав вошли шесть кадетов и примыкающих, два эсера, четыре меньшевика и шесть беспартийных.

    Возглавил правительство Керенский, оставшийся за собой пост верховного главнокомандующего. Находясь в перманентном кризисе, Временное правительство опаздывало в принятии необходимых для укрепления власти решений.

    Принятые законы в области государственного строительства задерживались в исполнении.

    Медлительность и половинчатость социально-экономических реформ, просчеты в государственном строительстве способствовали нарастанию общенационального кризиса, который привел к Октябрьской революции.

    В ходе вооруженного восстания в ночь с 7 на 8 ноября (с 25 на 26 октября по старому стилю) 1917 года Временное правительство было арестовано в Зимнем дворце. Лишь Керенскому удалось бежать из столицы.

    За весь период существования Временного правительства в его состав входили 39 человек.

    Их пребывание на министерских постах было кратковременным, 23 человека исполняли свои обязанности не более двух месяцев.

    16 министров Временного правительства ранее были депутатами Государственной думы разных созывов.

    31 человек имел высшее образование, из них 24 окончили университеты.

    Двое имели два высших образования. Большинство министров были юристами — 11 человек, врачей, экономистов и инженеров — по четыре, военных — трое, пять человек окончили историко-филологический факультет. По сословной принадлежности: 21 человек имел дворянское происхождение, в том числе трое имели титул князя; двое были выходцами из крестьян.

    По сословной принадлежности: 21 человек имел дворянское происхождение, в том числе трое имели титул князя; двое были выходцами из крестьян. После Октябрьской революции 16 бывших министров в той или иной форме сотрудничали с Советской властью, 23 человека эмигрировали и первоначально вели антисоветскую деятельность. В дальнейшем некоторые из них изменили свои взгляды.

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

    Первый состав

    Проект состава Временного правительства, представленного представителями партий «кадетами», «октябристами» и группой членов Государственного Совета. Правка императора Николая II.

    Неоднократно раздавались предложения, а потом требования к Николаю сформировать правительство доверия или ответственного министерства. По рукам ходили лишь различные списки состава правительства. Однако император отклонил все предложения.

    Историк пишет: «Никакого временного правительства ни в 16 г, ни в 17 г перед революцией не было выбрано.

    Предусмотрительные общественные деятели оказались совершенно неподготовленными к событиям, которые наступили в марте… Когда при общей растерянности в кабинете Временного исполнительного комитета 1 марта стали намечаться будущие министры, естественно было взяться за списки, ходившие уже по рукам…» К вечеру 2 , после переговоров с Исполнительным комитетом , Временный комитет Государственной думы объявил следующий состав нового Правительства. Всего в нём было 11 министров:

    1. министр путей сообщения — кадет (товарищ председателя Государственной думы);
    2. министр иностранных дел — (член Государственной думы от города Петрограда));
    3. государственный контролёр — октябрист (член Государственной думы от Казанской губернии).
    4. Председатель Совета Министров и министр внутренних дел — князь (бывший член 1-й Государственной думы, председатель главного комитета Всероссийского земского союза);
    5. министр земледелия — кадет (член Государственной думы от Петрограда);
    6. министр финансов — крупный предприниматель ;
    7. министр торговли и промышленности — прогрессист (член Государственной думы от Костромской губернии, товарищ председателя Военно-промышленного комитета);
    8. обер-прокурор — центрист (член Государственной думы от Самарской губернии);
    9. министр просвещения — кадет, профессор (бывший член Государственного совета, бывший ректор Московского университета);
    10. министр юстиции — (член Государственной думы от Саратовской губернии, товарищ председателя Исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов);
    11. военный и временно морской министр — (член Государственного совета, председатель Военно-промышленного комитета);

    Генерал писал: «В начале революции Временное правительство, несомненно, пользовалось широким признанием всех здравомыслящих слоёв населения.

    Весь старший командный состав, всё офицерство многие войсковые части, буржуазия и демократические элементы, не сбитые с толку воинствующим социализмом, были на стороне правительства…» В есть тексты по теме Свою первую программу правительство изложило в декларации, обнародованной .

    Аграрная политика

    В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских земель [12 (25) марта] и удельных земель [16 (29) марта]. 9 (22) марта было издано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в «аграрных беспорядках».

    19 марта (1 апреля) Временное правительство в специальном воззвании признало необходимость земельной реформы, но объявило всякие самочинные захваты земли противозаконными. 11(24) апреля Временное правительство издало закон «Об охране посевов», гарантировавший помещикам возмещение убытков в случае «народных волнений». Временное правительство обещало поставить аграрный вопрос на решение Учредительного собрания.

    В целях «подготовки» материалов по земельному вопросу для Учредительного собрания постановлением от 21 апреля (4 мая) создавались главные, губернские, уездные и волостные земельные комитеты, большинство в которых принадлежало буржуазно-помещичьим представителям.

    Деятельность правительства Кокандской автономии

    Самопровозглашенная территория Туркестана приобрела авторитет и нашла поддержку у жителей не только Коканда, Ферганской долины, но и на большей территории Средней Азии.

    Митинги в поддержку правительства прошли во многих городах и кишлаках.Национальное собрание подготовило проект государственной конституции. Целью Кокандской автономии было:

    1. ликвидация Советской власти в Туркестане.;
    2. создание независимого государства;
    3. при поддержке со стороны Турции объединить всех мусульман;
    4. отделение от Советской России и восстановление .

    Временное правительство имело тесный контакт с атаманом Бутовым, который взял под контроль важный стратегический объект – железную дорогу, связывающую большевистский Ташкент с Кокандской автономией. Военные дипломатические круги Англии, Америки, Турции активно поддерживали правительство самопровозглашенной автономии.

    Среди дехканства (семейные крестьянские хозяйства) Временное правительство не нашло поддержки.

    Дехканы ожидали, что будет проведена земельная реформа и земли передадут в собственность.

    Однако этого не произошло.Стали выпускать газеты на русском и узбекском языках, главной темой была активная пропаганда и агитация против советской власти.Начала формироваться , которая состояла из бывших царских офицеров, басмачей, юнкеров и ополченцев.Финансовые затруднения были вызваны внутренними займами на огромные суммы. Они были неразумно распределены, и в казну не поступали доходы.Для укрепления и демонстрации симпатии трудящихся автономии к новому правительству был созван краевой съезд рабочих и дехканских депутатов в январе 1918 года.

    Временное правительство

    18 июня (1 июля) бросило в наступление на Юго-Западном фронте не желавшую воевать армию.

    не смогло эффективно бороться с разрухой и голодом, ограничившись бюрократическими мерами регулирования отдельных ведущих отраслей промышленности. Рост недовольства политикой коалиционного правительства проявился во время июньской демонстрации 1917 года.

    Обострение внешней и внутриполитической обстановки в результате провала июньского наступления на фронте, разногласия среди министров по вопросу отношения к украинской Центральной раде (см. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАДА) , неудачная попытка большевиков перехватить власть во время демонстраций вооруженных солдат, матросов и рабочих 3—5 июля вызвали новый правительственный кризис.

    Испания – — государство автономий

    После падения Гатчины, 1 ноября духонинская Ставка и Общеармейский комитет автоматически становились самоорганизующимся центром противобольшевицкой акции. Временному правительству предлагалось (например, Черемисов советовал Керенскому) собраться в Могилеве, в Ставке, оказав ей поддержку и сделав ее положение более определенным в вопросе оснований для противостояния с большевистским Петроградом.

    Позиции генерала Духонина значительно усилились бы, если бы в Могилеве наряду с властью военной появилась, с прибытием остатков «законного Временного правительства» и власть политическая.

    Судьба членов Временного правительства

    Из семнадцати членов последнего Временного правительства восемь эмигрировали в 1918—1920 годах. Все они умерли своей смертью, за исключением (завербован в 1929, в 1942 арестован гестапо как советский агент и в 1944 расстрелян в немецком концлагере). Военно-морской министр адмирал в мае 1945 года явился в советское посольство во Франции, успел получить советский паспорт.

    Умер в 1947 в возрасте 73 лет. был выслан в 1922. Он также умер своей смертью. Из оставшихся в СССР четверо были расстреляны во время 1938—1940 годах: , , , .

    Ещё четверо умерли своей смертью: (1867—1951; дважды арестовывался в 1933—1934 гг., но затем освобождался), (1862—1932), (1882—1956; в 1931—1949 почти непрерывно в тюрьме, затем до 30 апреля 1956 в ссылке, освобождён за два месяца до смерти) и (1864—1930; неоднократно арестовывался). Из предыдущих составов Временного правительства в советское время трое были расстреляны:

    1. ;
    2. ,
    3. ,

    и были в тюремной больнице; умер в тюрьме.

    Образование Временного правительства

    К началу 1917 г.

    правительство Российской империи потеряло контроль за ситуацией в основных центрах страны. 22 февраля (даты по старому стилю) началась забастовка на Путиловском заводе, вызванная перебоями в снабжении продовольствием столичного региона.

    23 февраля к забастовке путиловцев присоединились остальные предприятия Петрограда, а с 26 февраля на сторону восставших переходят воинские части гарнизона Петрограда.

    С 27 февраля функции исполнительной власти взял на себя Временный комитет Государственной думы.

    Но реальную власть и контроль за обстановкой в солдатской и рабочей среде имел Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.Результатом революции (22 февраля — 3 марта 1917 г.) стало отречение от престола императора Николая II. Его брат Михаил отложил принятие власти, до решения Учредительного собрания об общественно-политическом устройстве России.В такой обстановке 2 марта Временный комитет и Петроградский совет согласовали вопрос о формировании Временного правительства.

    Обозначение «Временное» это правительство получило из-за того, что его деятельность планировалась до завершения работы Учредительного собрания. В основном состав правительства был согласован партиями, входящими в Государственную думу, еще в конце 1916 г.Первый состав Временного правительства возглавил общественный деятель буржуазно-либерального толка князь Львов Г.Е. В состав вошли: от партии кадетов: Милюков П.Н., Некрасов Н.В., Мануйлов А.А., Шингарев А.И., Шаховский А.И., от партии октябристов: Гучков А.И., Годнев И.В., от партии прогрессистов: Коновалов А.И., от центристов: Львов В.Н., от Петроградского совета: Керенский А.Ф., беспартийный Терещенко М.И.

    Ключевые посты заняли: военного министра – Гучков, министра иностранных дел – Милюков, юстиции – Керенский.Созданное правительство не имело реальной силы и не пользовалось, в отличии от Советов, поддержкой народных масс. В стране сложилась ситуация, называемая «двоевластием». Выполнение решений правительства целиком зависело от поддержки их Советами.

    Надо помнить, что события революции происходили во время I мировой войны, где Россия являлась активным участником и была связана рядом договоров и соглашений с союзниками по блоку Антанта и долговыми обязательствами, прежде всего перед французскими банкирскими кругами.Такое положение привело к кризисам Временного правительства, повлиявшим как на его состав, так и на принятия решений.

    Примечания

    • к.и.н. Родионов В. Тихий Дон атамана Каледина / Вячеслав Родионов. — М.: Алгоритм, 2007, с. 106
    • По свидетельству В. Шульгина, «когда кто-то попробовал формулу «министерства общественного доверия» расшифровать как переход власти в иные, небюрократические руки, то Маклаков запротестовал: «Почему не бюрократические? … Я именно думаю, что бюрократические… только в другие, толковее и чище… Словом, хороших бюрократов. А эти, „облеченные доверием“, — ничего не сделают. Почему? Потому что мы ничего не понимаем в этом деле. Техники не знаем. А учиться теперь некогда…»
    • Журнал «Вече», Мюнхен, № 11, 1983
    • . pobeda.ru. из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 26 ноября 2007.
    • Додонов Б. Ф. Предисловие // Журналы заседаний Временного правительства: Март—октябрь 1917 года / Отв. ред. тома Б. Ф. Додонов. — М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. — Т. 1. — С. 7. —
    • ↑ Как большевики захватили власть.// Как большевики захватили власть. «Золотой немецкий ключ» к большевистской революции / С. П. Мельгунов; предисловие Ю. Н. Емельянова. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 640 с.+вклейка 16 с. — (Белая Россия). , стр. 344
    • Как большевики захватили власть.// Как большевики захватили власть. «Золотой немецкий ключ» к большевистской революции / С. П. Мельгунов; предисловие Ю. Н. Емельянова. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 640 с.+вклейка 16 с. — (Белая Россия). , стр. 355
    • Глава 20. Крушение царизма (февраль—октябрь 1917 г.) // История отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чистякова. — 4-е изд. — М.: «Юристъ», 2006. — Т. 1. — С. 440. —
    • Мельгунов С. П. На путях к дворцовому перевороту: заговоры перед революцией 1917 года. С. 169—178.
    • ↑ Как большевики захватили власть.// Как большевики захватили власть. «Золотой немецкий ключ» к большевистской революции / С. П. Мельгунов; предисловие Ю. Н. Емельянова. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 640 с.+вклейка 16 с. — (Белая Россия). , стр. 333
    • Деникин А. И. Очерки русской смуты. В 5тт. Том 1. Минск: Харвест, 2003. — С. 129.
    • Как большевики захватили власть.// Как большевики захватили власть. «Золотой немецкий ключ» к большевистской революции / С. П. Мельгунов; предисловие Ю. Н. Емельянова. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 640 с.+вклейка 16 с. — (Белая Россия). , стр. 343
    • Р. Г. Гагкуев, В. Ж. Цветков, С. С. Балмасов Генерал Келлер в годы Великой войны и русской смуты // Граф Келлер М.: НП «Посев», 2007 , стр. 1105
    • . Ульяновское РО Объединения «Яблоко».(недоступная ссылка — ) Проверено 26 ноября 2007.
    • , Шарлау, У. . — 1-е. — Москва: Центрополиграф, 2007. — 320 с. — 5000 экз. —
    • А. А. Гольденвейзер Из киевских воспоминаний // Архив русской революции, изданный И. В. Гессеном. Т. 5-6: — Берлин, 1922. Репринт — М.: Изд-во «Терра» — Политиздат, 1991. — т. 6, Стр. 180
    • Как большевики захватили власть.// Как большевики захватили власть. «Золотой немецкий ключ» к большевистской революции / С. П. Мельгунов; предисловие Ю. Н. Емельянова. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 640 с.+вклейка 16 с. — (Белая Россия). , стр. 103
    • История России. С древнейших времен до начала XXI в. / А. Н. Сахаров, Л. Е. Морозова, М. А. Рахматуллин и др.; под ред. А. Н. Сахарова. — М.: АСТ: Астрель, 2011. — С. 981.

    К годовщине Февральской революции 1917г.: национальный вопрос и Временное правительство

    К годовщине Февральской революции 1917 г.: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО Воронов С.Н. Проблема регулирования межнациональных отношений в многонациональной стране была одной из сложнейших проблем для революционной власти в 1917 г., поскольку оказалась непосредственно связанной с перспективой решения вопроса о территориальном устройстве государственной власти. Это решение, по общему мнению, окончательно должно было принять Учредительное Собрание и закрепить его в Конституции России.

    Подготовка конституционной реформы была начата Временным правительством практически с первых дней его существования.

    Форма территориально-государственного устройства России к октябрю 1917 г. может быть определена как унитарная с существенной децентрализацией управления: империя имела в своем составе территории с особым правовым статусом – Царство Польское, Великое княжество Финляндское. Правда, в начале XXвека царская власть, напротив, стремилась максимально централизовать управление.
    Правда, в начале XXвека царская власть, напротив, стремилась максимально централизовать управление.

    Под протекторатом России находились Бухарский эмират и Хивинское ханство. С 1914 г. под покровительство России была взята Тува.

    Российская империя не была первой, тем более – единственной, кому приходилось искать новые способы сохранения контроля над подвластными территориями в период глубоких кризисов. Либералы все чаще обращались к опыту Британской империи, которая переживала к тому моменту уже длительный процесс распада, но находила новое содержание и форму взаимодействия с бывшими колониями.

    Левые силы российской политики — социалистические партии — понимали теоретическое положение о праве наций на самоопределение, как право на любую форму автономии и самостоятельности. Но только большевики последовательно поддерживали такие устремления национальных меньшинств России в 1917 г.

    на практике. Политический центр, конституционные демократы, не считали возможным предоставление политических прав населению России по национальному признаку.

    В политической программе партии кадетов 1905-1907 гг. национально-территориальная автономия как универсальное средство решения национального вопроса отвергалась.

    Кадеты не соглашались и с идеей разделения России на самостоятельные национальные государства. Они считали необходимым в едином государстве обеспечить равенство представителей всех национальностей перед законом.

    Так, член ЦК партии кадетов Б.Э.

    Нольде в докладе по национальному вопросу на IX съезде кадетской партии в июле 1917 г. предлагал в решении национального вопроса основываться на принципе «личном», то есть на определенных стремлениях каждого гражданина, а не «местном», без прикрепления национальностей к определенным территориям. Первое заседание Юридического Совещания, или, как оно было названо в первом протоколе, Юридической консультации при Совете Министров, открылось 8 марта 1917 года.

    Временное правительство и его Юридическое совещание столкнулись с постепенно нараставшим национализмом и стремлением к автономии или полной государственной самостоятельности со стороны представителей ряда национальностей России.

    Польский вопрос был одним из острейших. Известно, что еще накануне Iмировой войны в качестве части общего плана послевоенного устройства в Европе Российское правительство имело в виду создание сильного самостоятельного польского государства, как стратегического партнера России в Европе. Временное правительство в Манифесте от 16(29) марта 1917 г.

    объявили о признании независимости Польши, приняв важное решение по национальному вопросу. Наряду с польским вопросом, как показала история 1917-1918 гг., стояли также финский, украинский, татаро-башкирский (шире – мусульманский), проблема Закавказских и Среднеазиатских территорий. Радикализм националистов нарастал по мере ухудшения политической ситуации в столице России.

    «Отдел сношений с провинцией», образовавшийся 10(23) марта 1917 г. при Временном Комитете Государственной Думы, среди проблем, волновавших население в начальный период революции (с марта по май 1917 г.), не выделял в качестве самостоятельного национальный вопрос.

    В полученной информации с Украины, например, не отмечались признаки шовинизма или национализма в момент официальных мероприятий в честь новой российской власти. Однако отношение к украинской идее у местного населения было разным.

    Интеллигенция выражала «горячее желание воскресить былую самостоятельность Украины, модернизировав ее сообразно с изменившимися условиями. Сквозь это желание нередко и невольно пробиваются нотки в отношении русского государства, даже в его новых правовых очертаниях». Характер настроений широких слоев населения оценивался как тяготение к культурной самостоятельности, а не отчуждению от России.

    Так, крестьянский съезд в Полтаве прошел под флагом федеративной республики с широкой автономией Украины.

    На Московском Государственном Совещании в августе делегаты от национальных групп были умеренными и стояли на позиции не предрешения национального вопроса до Учредительного Собрания. В некоторых выступлениях были высказаны призывы признать политические права национальных меньшинств, что не означало намерений отделения от России.

    Однако 14(27) сентября — в первый же день работы Всероссийского Демократического Совещания, в выступлениях делегатов от Белорусской военной организации, Украинской Центральной Рады прозвучали требования

    «признать неограниченное право наций на самоопределение»

    .

    Правительство по-разному действовало в отношении различных национальных окраин.

    Но, в общем, оно продолжало придерживаться фундаментального принципа первичности индивидуальных прав по отношению к коллективным правам национальных сообществ.

    Основное внимание в развитии публичного права России этого периода уделялось не национальному вопросу как таковому, а определению основ правового статуса личности, как фундамента для разрешения всех остальных вопросов российского права.

    Весной 1917 г. в нормативные акты было введено понятие «российский гражданин» вместо понятия «русский подданный».

    Уясняя сущность терминологических различий, ЮС в заседании 11(24) апреля 1917 г. пришло к выводу, что прежний термин был соединен с представлением о некоторой связанности лица чуждой ему правовой силой, которая уполномочена самостоятельно и по своему собственному произволу определять юридическое положение подданного.

    «Подданный (subjecti) всецело подчинен стоящей выше его власти. Указанное значение термина не соответствует началам нового свободного государственного строя. При перенесении всего суверенитета в полном его объеме на народ в его совокупности, отдельные лица приобретают иное положение: они из людей подчиненных чужой правовой воле обращаются в лиц, пользующихся свободой самоопределения и наделенных неотъемлемыми правами, совокупность которых обнимается общим термином гражданства (civitas)».

    Специально в отношении жителей Финляндии этот вопрос рассматривался 26 июня (9 июля) на заседании ЮС. Члены совещания пришли к выводу, что этих лиц в законодательстве следует именовать «российскими гражданами», поскольку они пользуются политическими правами на всей территории России, а также «финляндскими гражданами», что соответствовало, по их мнению, особому положению Финляндии в составе Российского государства.
    Члены совещания пришли к выводу, что этих лиц в законодательстве следует именовать «российскими гражданами», поскольку они пользуются политическими правами на всей территории России, а также «финляндскими гражданами», что соответствовало, по их мнению, особому положению Финляндии в составе Российского государства. Понятие гражданства, таким образом, члены Совещания жестко не увязывали с республиканской формой правления.

    Они считали право гражданства неотъемлемо принадлежащим «свободному члену свободного общения», независимо от формы правления. Главным посылом для них в понимании термина «гражданин» было признание совокупности лиц, наделенных «всей полнотой самоопределения», источником власти и носителем верховной власти.

    Авторитетный советский исследователь Е.А. Скрипилев, специалист по истории государства и права периода начала XX века, подверг критике эти суждения о гражданстве.

    Он объяснял позицию членов ЮС не незнанием «азбучной истины, известной любому юристу», а политическими соображениями – ввести республиканский термин, не упоминая о республике. Напомним, что на тот момент вопрос о форме правления в России не был решен.

    Временное правительство объявило это прерогативой учредительной власти, каковой себя не считало. ЮС пришло к выводу о необходимости введения термина «гражданин» на том основании, что власть с марта 1917 г. в России осуществлялась не монархом, а Временным правительством.

    С точки зрения теоретиков от «Партии народной свободы» важнее была не форма правления вообще, а вопрос об источнике власти. Затем, 1 (14) сентября 1917 г.

    Временным правительством Россия была объявлена республикой.

    Опыт XX века показывает, что нет абсолютной зависимости основ правового статуса личности от формы правления, зато есть прямая связь государственно-правового режима и правового положения личности. Термины «подданный» и «гражданин» периода европейских революций XVIII-XIXвеков в веке двадцатом действительно потеряли содержательное различие, оставаясь внешним признаком той или иной формы правления.

    Е.А. Скрипилев оставил без комментария первую часть термина «российский гражданин». До того времени употреблялось определение «русский» («русский подданный»). Члены ЮС посчитали необходимым его заменить на «российский», которое указывало бы не на этническую принадлежность, а «на Россию, как на государственный союз, в состав которого входят упоминаемые в законодательстве лица».

    Это было ново в отечественной юридической теории и практики. Вероятно, по замыслу авторов такое понимание сущности гражданства должно было способствовать реализации принципа равенства прав граждан, ослаблению остроты межнациональных противоречий. За несколько дней до признания независимости Польши, на заседании Временного правительства 7(20) марта был принят Манифест об утверждении Конституции Финляндии.

    Было принято решение о новом созыве ее представительного органа — Сейма.

    «Акт об утверждении Конституции Великого княжества Финляндского и о применении его в полном объеме»

    отменил положения высочайшего манифеста 3 февраля 1899 г. «О порядке доклада финляндских дел», Закон 13 июня 1910 г. «О порядке издания касающихся Финляндии законов» и ряд других законодательных актов Российской империи.

    «Акт» подтверждал внутреннюю самостоятельность Финляндии, право культурной автономии.

    Этим шагом Временное правительство открывало путь к выработке совместно с представителями Финляндии дополнений ее конституции.

    Предполагалось назначить новый состав Сената, направить ему проекты о новой форме правления, о налогообложении, о процедуре утверждения законов финляндского Сейма, о расширении прав Финляндии в других вопросах, требующих решения на конституционном уровне. Такое отношение Временного правительства к нарастающим националистическим настроениям значительной части финнов и шведов недолго устраивало правые круги в Финляндии. Манифест от 7(20) марта в самой Финляндии имел иной резонанс, нежели ожидали в Петрограде.

    В самой Финляндии сепаратизм осуждался большинством политиков и обывателей. Но у многих финнов были ожидания новой революции в России. Ответным шагом финляндских социал-демократов на манифест ВП было предложение А.Ф.

    Керенскому, прибывшему для выяснения отношений с революционно настроенным личным составом российского флота на территории Финляндии, предоставить полную внутреннюю автономию Финляндии с международными гарантиями. Министр отклонил это предложение.

    Брожение в Финляндии резко усилилось после признания Россией независимости Польши. Князю Львову на переговорах с лидером социалистов в Сенате, заместителем председателя Сената Токоем и представителем конституционной комиссии Финляндии Ю. Мякелином пришлось объяснять различие «польского» и «финляндского» вопросов с точки зрения правительства.

    В кулуарах правящей элиты ходило выражение:

    «признать независимость Польши – все равно, что дать независимость Луне»

    . Токой, неудовлетворенный полученным ответом, заявил в Сейме о необходимости полного отделения Финляндии от России.

    11(24) мая 1917 г. в Петрограде на заседании ЮС в присутствии Министра Статс-секретаря Финляндии К.К.

    Энкеля, финляндского сенатора А.А. Туленхейма и доктора права Г.Р. Идмана рассматривался вопрос об изменении политической ситуации в Финляндии и росте там притязаний на самостоятельность от России.

    Финляндская часть заседания ЮС, признавая ВП правопреемником монарха, выразила мнение о необходимости пересмотреть принципы отношений России и Финляндии.

    В конце сентября ЮС рассмотрело полученный проект Конституции Финляндии, разработанный финляндскими политическими деятелями. Он предусматривал учреждение республиканского строя. В основу был положен принцип государственной независимости Финляндии, которая должна была строить отношения с Россией на основе международного договора как субъект международного права.

    Финский проект предусматривал лишь некоторое ограничение государственного суверенитета: право России в военное время вводить на территорию Финляндии свои войска. К 1(14) октября ЮС подготовило проект положений о принципах организации государственной власти в Финляндии, который должен был стать предметом переговоров с финской стороной. Ими допускалось наряду с должностью генерал-губернатора, как представителя русской государственной власти наличие должности президента Финляндии, который стоял бы во главе местных органов управления и решал бы внутренние дела, включая назначение должностных лиц.

    Российские юристы настаивали на исключительном праве России решать вопросы внешней политики и обороны, на самых широких правах России по защите своих границ, в том числе, праве размещать воинские гарнизоны в Финляндии в мирное время.

    Предполагалось разделить компетенцию федеральной власти и Финляндии, как субъекта федерации, предусмотрев: законы, которые

    «нормируют взаимные отношения между Россией и Финляндией – эти законы издаются только действиями русской верховной власти; законы, которые образуют конституцию края, подлежат финляндскому законодательному порядку, но утверждаются русской властью; законы местного значения, которые всецело издаются порядком финляндским без участия русской правительственной власти»

    . Важным аргументом в обосновании своей позиции члены Совещания считали отсутствие исторической традиции собственной государственной власти в Финляндии. По приглашению генерал-губернатора Финляндии Н.В.

    Некрасова — кадета по партийной принадлежности — члены ЮС 2-3 октября провели в Гельсингфорсе переговоры с финскими политическими деятелями и юристами о проекте конституции Финляндии.

    13(26) октября в Петрограде членами ЮС были получены проекты финляндского сената: законов о взаимных правовых отношениях России и Финляндии и о новой форме правления, исправленные в соответствии с требованиями российской стороны. Однако ситуация в самой России и в Финляндии снова изменилась. В конце сентября ВП фактически утратило контроль над территорией Финляндии, поскольку вооруженные силы России на ее территории были подчинены русскому областному комитету армии, флота и рабочих Финляндии во главе с И.Т.

    Смилгой. В переговорах с Финляндией не было отчетливо высказано стремление или готовность двигаться к федеративному устройству России. Правительство нигде не выражало его публично, оставляя вопрос открытым до Учредительного Собрания.

    Старый революционер П.А. Кропоткин, напротив, призывал правительство объявить Россию

    «республикой, федеративной, по примеру США, где каждый штат имеет свою законодательную власть»

    . По его мнению, это не помешало, а помогло бы Временному правительству. Постепенно нарастала острота украинского вопроса.

    Временное правительство начало с признания культурных прав украинцев: 4 марта 1917 г. оно разрешило преподавание на украинском языке в Киевском учебном округе. Вскоре Украинская Центральная Рада обратилась к Временному правительству с предложением принять меры по расширению прав Украины.

    Любопытным в этом обращении было то, что украинские политики по существу предлагали провести подготовительные мероприятия к политическому отделению Украины усилиями и за счет средств российского правительства. Они просили допустить представителей Украины на международную конференцию по зарубежной Украине, занятой германскими войсками (как шаг к международной правосубъектности Украины – С.В.); учредить при ВП должность особого комиссара по делам Украины; учредить на Украине должность особого комиссара украинской области с областным советом; свести повсеместно в отдельные войсковые формирования всех военнослужащих – украинцев; провести украинизацию начальной, средней и высшей школы Украины в отношении языка и предметов преподавания; назначать на светские и духовные должности лиц, пользующихся доверием населения, владеющих языком и знакомых с бытом; выделить средства для обеспечения национально-культурных потребностей Украины из Государственного Казначейства в распоряжение Центральной Рады; облегчить въезд на Украину украинцам из-за рубежа и разместить в тюрьмах и лагерях Украины военнопленных галичан.

    Члены Юридического Совещания предложили правительству не принимать во внимание это обращение, поскольку самопровозглашенная Центральная Рада могла не отражать интересы всего населения Украины.

    Вопрос о самой национально-территориальной автономии было предложено передать на рассмотрение Учредительного Собрания. Были сделаны шаги к признанию культурной автономии прибалтийских национальностей.

    30 марта в опубликованном постановлении о проведении границ между Эстляндской и Лифляндской губерниями и создании там земских Советов указывалось, что язык делопроизводства и общения определяется самими этими учреждениями.

    Государственным языком оставался русский.

    В марте 1917 г., признав Мусульманский комитет, образовавшийся на территории Казанской губернии, Временное правительство разрешило употреблять в губернии национальный язык в делопроизводстве, торговых книгах, а также в частных учебных заведениях. ЮС оставалось сторонником исключительно территориального подхода в реформировании системы местного самоуправления в России.

    26 июня оно рекомендовало ВП отклонить просьбу калмыков Астраханской и Ставропольской губерний, а также Войска Донского о создании Особой Калмыцкой Области.

    Большинство членов ЮС высказалось за необходимость оставить в составе Астраханской губернии Киргизской области и Калмыцкой Степи до решения этого вопроса Учредительным Собранием. В Средней Азии русское правительство потрясений в 1917 г.

    не ожидало. Эмир бухарский и хивинский хан присягнули Временному правительству, которое обещало сохранить обязательную силу договоров, заключенных ранее с русским царем. Вскоре ВП предприняло попытку реформировать отношения с Хивой. Изучая опыт Британской империи по разработке и дарованию конституций для своих бывших колоний, ЮС приступило к разработке подобного акта для Хивинского Ханства.

    В фонде Государственного Архива Российской Федерации сохранился проект Основных законов Хивинского ханства, обсуждавшийся на заседании ЮС 24 октября (6 ноября) 1917 г.

    В проекте предусматривалась политическая зависимость этого государства от России: хан должен был получить признание Российского правительства, Глава IКонституции Хивы не могла быть изменена без согласия правительства России.

    На территории Хивы учреждалась должность комиссара правительства России, который давал согласие на проведение выборов меджлиса, назначаемых по инициативе хана.

    Он также мог письменно потребовать проведения чрезвычайной сессии меджлиса.

    Наряду с очевидными ограничениями суверенитета Хивинского ханства, проект конституции содержал главу о правах и обязанностях хивинских граждан. В ней формально закреплялись основные права человека и их юридические гарантии: свобода от необоснованного задержания, неприкосновенность жилища, свобода места жительства и занятия, свобода приобретения и отчуждения имущества, отмена смертной казни, физических наказаний, неприкосновенность собственности, право собираться мирно без оружия, свобода слова, свобода союзов.

    Меджлис должен был формироваться путем всеобщих тайных выборов «гражданами» ханства. В проекте формулировались демократические принципы избирательного права.

    Особой комиссией при Временном правительстве по составлению проекта основных законов был также предложен проект решения национального вопроса в ходе конституционной реформы. Комиссия в большинстве своем состояла из членов ЮС и действовала под председательством Н.И. Лазаревского. Он же подготовил

    «Предварительный проект статей основных законов по вопросу об автономии (федерации)»

    , предполагавший учреждение конституционной федерации, субъектами которой должны были стать Финляндия и другие образования (области).

    Подчеркивая государственное единство и неделимость России, автор предусматривал особый статус Финляндии в составе России. Предлагая учреждение областной автономии, Лазаревский предусмотрел, что основы правового положения областей будут определяться центральной властью. Верховенство Основных государственных законов должна была так же обеспечивать центральная государственная власть.

    Губернские и уездные правительственные учреждения предполагалось подчинить областным органам государственной власти.

    В проекте нет указания на предоставление права автономии по национальному признаку, нет слов о национально-территориальной автономии. Далее предусматривалось представительство от автономных образований (областей) в верхней палате двухпалатного парламента. В ней должны были быть представлены и губернии.

    Раздел V«Тезисов по вопросу о верхней палате» определял, что формирование верхней палаты должно осуществляться местными автономными учреждениями. Области наделялись правом законотворчества и управления, представительства в национальном парламенте.

    Их законы не должны были противоречить Основным законам России. Неверно утверждение, что проекты Основных законов предполагали сохранить

    «внешне неизменную форму государственного устройства – унитаризм»

    . В действительности в проектах речь идет о существенной для России того времени децентрализации власти.

    Разработчики проектов Основных законов допускали в России и автономию, и федерацию. В ходе заседаний Временного Совета Российской республики (предпарламента) делегаты от социалистических партий и кадетов уже сходились в том, что самоопределение есть право выбирать между любой мерой автономии и самостоятельности, которое должно быть гарантировано и для оккупированных Германией территорий. Преодолевая внутренние противоречия, правительство в национальной политике не останавливалось перед жесткими политическими демаршами против сепаратистов, рассматривало и допускало возможность применения и государственного принуждения, и переговорного процесса.

    Крайне левые противники правительства, требуя немедленного признания полной политической самостоятельности отдельных частей России, использовали национальный вопрос для дестабилизации внутреннего положения в борьбе за обладание государственной властью. Трудно поэтому согласиться с мнением, что попытка правительства

    «совершить в условиях мировой войны переход … от принудительного имперского унитаризма к добровольному федеративному союзу равноправных народов ставила под угрозу стратегическое и геополитическое положение страны»

    . Знакомясь с материалами заседаний ВП, приходится делать вывод, что в целом национальный вопрос не имел для правительства самостоятельного значения.

    В значительной степени этот подход представляется оправданным со стратегической точки зрения, хотя его значение для тактических мер правительством в определенной степени было недооценено. Были изменены многие принципы российского права, что нашло отражение в законодательстве и правоприменительной деятельности.

    Уникальность подхода Временного правительства 1917 г. состояла в стремлении к системному решению проблем России, в расчете на долговременную перспективу. Очевидным было осознание того, что обострение межнациональных противоречий было не причиной, а следствием других, более существенных внешне- и внутриполитических проблем.

    В тот период государственная власть не смогла немедленно реализовать конституционную реформу на принципах демократии.

    Последующие события показали, насколько опасно вообще заигрывание с сепаратистами, выпячивание «национального вопроса» в целях достижения власти. Идея безграничного права самоопределения наций вскоре оказалась ненужной и ее адептам.

    Cоветскому государству, законодательно утвердившему этот принцип, пришлось вскоре применять насилие к сепаратистам. Не отказываясь на словах от принципа национально-государственного устройства, большевистская партия пыталась создать и даже декларировала появление новой исторической общности – «советского народа». Советский Союз как федеративное государство, заложенное на основе национального принципа, пережил длинный ряд эксцессов, войн на национально-религиозной почве и перестал существовать.

    Распались или переживают процесс распада и другие федерации, построенные на том же национальном принципе. В настоящее время в условиях некоторой стабильности в развитии российского общества идея развития федерации в направлении сбалансированного, комплексного и системного развития крупных экономических регионов, заслуживает изучения по ряду причин.

    Эта идея неоднократно прозвучала в 2012 году и была закреплена в Стратегии национальной политики России на период до 2025 года. ГАРФ, ф.1792, оп.1, д.2, л.1. См.: «О признании независимости Польши» // Сб.

    указов и постановлений Временного правительства. Вып. 1, отд.VII, №1. Красный Архив.

    1926. № 2 (15). С.37-38. ГАРФ. Ф. 3529. Оп.1. Д. 5 Л. 38-49; Д.

    31. Л.1-5. ГАРФ. Ф. 1798. Оп.1.

    Д. 7. Л. 3-4, 20. ГАРФ. Ф.1792.

    Оп. 1. Д. 2. Л. 86 и след. ГАРФ.

    Ф.1792. Оп. 1. Д. 3. Л. 119. Скрипилев Е.А. Указ. Соч. С 121-122. См.: Вестник Временного правительства, 3 (16) сентября 1917 г.

    ГАРФ. Ф.1779. Оп. 1. Д.6. Л.11-13.

    ГАРФ. Ф. 1792. Оп.1. Д.4. Л.242.

    ГАРФ. Ф.3529. Оп.1. Д.2.Л.42-43.

    ГАРФ. Ф.1779. Оп. 1. Д.6. Л.56. ГАРФ. Ф. 1792. Оп.1. Д.3. Л.63-65.

    Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн.

    Кн. 1. – М., 1992. С. 138. ГАРФ.

    Ф. 1792. Оп. 1. Д. 3. Л.122. ГАРФ.

    Ф. 1792. Оп. 1. Д. 5. Л. 175-178.

    Там же. С.131-132. Там же. С.131-132. В своей работе 1906 г. Лазаревский допускал создание национальных автономий, считая это инструментом в борьбе с сепаратизмом. См.: Лазаревский Н.И. Автономия.

    СПб., 1906. С.29-30. «Тезисы по вопросу о верхней палате» были разработаны членами Комиссии по разработке основных законов А.М. Кулишером и Б.Е. Шацким. См.: Красный Архив.1928.

    Т. 3 (28). С. 139-142. См.: Левчук С.

    Конституционные проекты Временного правительства России в межреволюционный период 1917 года// Право и жизнь. 1996. №10. С. 145-147. ГАРФ. Ф.

    Последние новости по теме статьи

    Важно знать!
    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
    • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

    Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

    Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

    • Анонимно
    • Профессионально

    Задайте вопрос нашему юристу!

    Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

    +