Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Выгодоприобретатель юридического лица для банка

Выгодоприобретатель юридического лица для банка

Выгодоприобретатель юридического лица для банка

Кто такой выгодоприобретатель для банка?

Опубликовано 13.10.2016Автор admin Часто в повседневной жизни могут возникать спорные ситуации между вами и банковской организацией, связанные с денежными выплатами, когда вы получаете страховку, доход от сданной квартиры или дома. В этом случае вы перестаете быть частным лицом и вступаете в поле действия законодательства. Вы становитесь выгодоприобретателем.

Выгодоприобретатель — физическое и юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владелец собственности, в пользу которого совершается та или иная финансовая операция, сделка третьей стороной: юридическим лицом или группой юридических лиц, будь то нотариус или брокер, или государственно зарегистрированной компанией, официально предлагающей те или иные услуги физическим и юридическим лицам на рынке.

В основном, это риэлтерские, финансовые, страховые компании, нотариальные конторы.

Понятие выгодоприобретатель фигурирует в российском федеральном законодательстве об идентификации клиента в связи с урегулированием различных вопросов безопасности и легализации доходов. Банк вправе затребовать сведения о выгодоприобретателе и отказать в проведении операции, за исключением зачисления средств на счет клиента, в случае их не предоставления или неполного предоставления.

В какой же ситуации банк считает физическое или юридическое лицо выгодоприобретателем?

Бенефициар или выгодоприобретатель — это получатель денег, человек, которому предназначен платеж, доход от собственности. По этому поводу часты споры или недопонимания. Например, имеет ли право банковский работник требовать от вас идентифицирующие сведения, или вы вправе ему отказать?

Банк требует идентифицирующие сведения от выгодоприобретателя на сумму 600 и более тысяч рублей. Много и частных вопросов и тонкостей. Если вы индивидуальный предприниматель и связаны договором аренды, то в случае страховой ситуации выгодоприобретателем является арендодатель, если он застраховал свое имущество.

Если Вы передали свое имущество в доверительное управление, выгодоприобретателем являетесь Вы сами.

Когда речь идет о страховании жизни и здоровья, то имеет значение, кто по договору назначен выгодоприобретателем или вступил в права наследования бенефициара.

Это же правило распространяется на другие случаи. Управляя машиной по доверенности, вы не получите страховую выплату, если сами застраховали ее, не получит ее и владелец машины, такой договор будет признан недействительным. Получить доход от собственности, переданной на время в управление другим лицам, может только владелец этой собственности или его наследник.

Если вы пока не являетесь собственником вашего автомобиля, то есть выплачиваете банку целевой кредит на машину, то в страховом случае выгодоприобретателем по автомобилю является банк.
Опубликовано в Бизнес, Финансы, Юриспруденция Теги банк, выгодоприобретатель, сделка, физическое лицо, юридическое лицо

Разница с выгодоприобретателем

Понятия «выгодоприобретатель» и бенефициар» имеют много общего.

Оба извлекают прибыль от действий компании.

ФЗ №115 закреплены различия:

  • Выгодоприобретатель – субъект, который получает выгоду. У него нет доли, он не управляется и не контролирует на законных основаниях.
  • Бенефициар – субъект, владеющий или управляющий юр. лицом (клиентом). Это более узкое понятие, под которое попадают лица, владеющие минимум 25% акций компании и использующие различные рычаги управления бизнесом.

Следовательно, при проверке контролирующие органы ищут именно конечных владельцев бизнеса – тех, кто принимает решения о противозаконных действиях.

В российском законодательстве термин бенефициарный владелец был юридически закреплён в 2013 году. Ранее граждане со схожими характеристиками назывались контролирующими, аффилированными или заинтересованными. Ввели соответствующий закон, когда появилась необходимость получить данные о конечных собственников организаций.

Ввели соответствующий закон, когда появилась необходимость получить данные о конечных собственников организаций. Основан он на требованиях ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег).

Понятие закреплено в ФЗ №115. Установлено, что бенефициар – это физ. лицо, прямо или через посредников владеющее фирмой (в доле находится не меньше 25% капитала) либо контролирующее её деятельность.

Обязанность проводить проверку закреплена и за банковскими учреждениями, обслуживающими коммерческие предприятия. Данное положение зафиксировано в ФЗ №134, согласно которому кредиторы должны устанавливать конечных выгодоприобретателей юридических и физических лиц.

Они ориентируются на Положение ЦБ РФ №499-П, где уточнены:

  1. документы, которые подают клиенты для проверки прозрачности финансовых операций и доходов;
  2. признаки того, что человек является конечным бенефициаром;
  3. порядок сбора информации и создания досье на каждого клиента и иные вопросы.

ЦБ РФ отправляет кредиторами разъяснения о том, как работают законы, участвует в разборе исключительных ситуаций. Плюс, основные моменты освещаются в письмах ЦБ, на публичных конференциях, собрания и прочих мероприятий. Каждая коммерческая фирма при поступлении запроса предоставляет все необходимые документы уполномоченным органам.

Практически любая компания с зарегистрированным счётом в банке попадает под закон об идентификации бенефициаров. Вся документация подаётся в проверяющие органы не реже одного раза в год. Если банк, проводящий денежные транзакции, сомневается в законности операций клиента или достоверности поданной информации, то требуется внеплановая проверка.

Сделать это нужно в следующие 7 дней. Банки и кредиторы ищут конечных владельцев бизнеса самостоятельно, проверяя все доступные источники информации – реестры и базы данных, сведения контрагентов и партнёров организации и пр.
Среди факторов, свидетельствующих о влиянии конечного бенефициара на решения, принимаемые юридическими или физическими лицами, выделяют:

  1. определение условий заключаемых сделок;
  2. контроль финансовых операций;
  3. уверждение доходов лиц, связанных с фирмой и др.

С 2014 года началась разработка реестра бенефициарных хозяев организаций, действующих в РФ, который позволит вести учёт и преследовать людей, уклоняющихся от уплаты налогов и проводящих незаконное финансирование.

В сфере банка

При возникновении вопросов между субъектом и банком, имеющих отношения к денежным выплатам по любым статьям, выполнение которых обязательно по причине ранее оформленного договора или ввиду законодательных позиций, ситуация выдвигается в правовое поле, в котором один из участников становится выгодополучателем.

В его пользу совершается финансовая операция третьей стороной. Банковская организация в данном ракурсе выступает посредником между заинтересованными лицами. Через нее оформляются финансовые транзакции. Еще одним форматом отношений с банком является депозитирование граждан. Они открывают счет, вкладывают свои средства на него, а банк обязуется выплачивать определенный процент от вклада.
Они открывают счет, вкладывают свои средства на него, а банк обязуется выплачивать определенный процент от вклада.

По истечении указанного в договоре срока, вкладчик может снимать ранее инвестированные средства с процентами или просто проценты, и выступать при этом выгодополучателем. В банковской сфере о том, кто такой выгодоприобретатель для банка вскользь упоминается в разделе идентификации клиента при урегулировании с ним вопросов безопасности и легализации полученных доходов. В праве банковских представителей запрашивать сведения о выгодоприобретателе у него самого или у субъектов, являющихся источником дохода лица, в отношении которого ведутся разбирательства.

В их компетенции отказать в проведении операции в случае, если она покажется подозрительной, при отсутствии ответа на запрос.

С точки зрения банка, субъект является выгодополучателем в случае, если он получает средства, имеющие отношения к объекту его собственности.

Такой подход вызывает частые споры и недопонимания сторон.

Владелец имущества часто недоумевает при требовании от него банковским работником идентифицирующих сведений, имеющих отношение к персональным данным и объекту собственности. Банк обязательно запросит информацию при проведении финансовой операции на крупную сумму денег от 600000 рублей.

Как становятся бенефициаром физического лица

Законодатель в ст. 3 Закона № 115-ФЗ в качестве бенефициара физического лица клиента-банка признает именно это физическое лицо. Единственным доказательством с его стороны будет паспорт.

Требование устанавливать такое лицо предусмотрено конвенцией ФАТФ, подписанной Россией, поэтому в досье клиентов кредитных организаций эта графа должна быть заполнена. Таким образом, в отношении физического лица никто кроме него самого не может быть признан бенефициаром, за небольшим количеством исключений. Если лицо не обладает полной дееспособностью, то есть является ребенком или в отношении его судом было вынесено решение о признании его частично недееспособным, бенефициаром гражданина может быть признан законный представитель:

  1. опекун
  2. им может быть родитель

С точки зрения правоохранительных органов, в схемах кредитных и иных мошенничеств, где для получения средств привлекаются студенты или безработные, бенефициаром по данным схемам признается организатор преступной группы.

При этом формальных отношений найма не возникает, и наличие отношений доказывается средствами, находящимися в арсенале следователей.

Идентификация банками выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев (Шаповалов М.А.)

Быстрая навигация:

Дата размещения статьи: 07.09.2014В Закон N 115-ФЗ согласно Рекомендациям ФАТФ было введено понятие «бенефициарный владелец», которое является новым для российского законодательства; внесены изменения в порядок идентификации клиента, и расширен перечень подконтрольных операций. По мнению автора, говорить об эффективности и обоснованности избрания такого подхода к правовому регулированию пока преждевременно, так как действующий порядок фактически добровольного предоставления клиентом в банк информации о бенефициарных владельцах нельзя признать в должной степени эффективным.Правовые основы финансового мониторинга России заложены Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

(далее — Закон N 115-ФЗ).

При разработке национального законодательства обязательно учитываются международные стандарты в области противодействия легализации преступных доходов, утверждаемые ООН, Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Вольфсбергской группой, Базельским комитетом по банковскому надзору, а также директивами Европейского союза.В феврале 2012 г.

ФАТФ пересмотрела и обновила Рекомендации

«Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»

.Как следствие, в 2013 г. российское законодательство о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма подверглось существенным изменениям. Изменения в Закон N 115-ФЗ вносились четырежды и были направлены на приведение российского законодательства в соответствие с международными стандартами — новыми Рекомендациями ФАТФ и документами группы G8 (Лох-Эрнская декларация).В значительной степени изменилось содержание законодательных норм, регулирующих права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом; был расширен перечень операций с денежными средствами и иным имуществом, подлежащих обязательному контролю; законодательное закрепление получил механизм раскрытия бенефициарных владельцев клиентов.Понятие «выгодоприобретатель» для целей противодействия отмывания преступных доходовДо 2010 г.

в законодательстве отсутствовало нормативное определение понятия «выгодоприобретатель», в связи с чем кредитные организации имели определенные трудности с его трактовкой на практике.Впервые понятие «выгодоприобретатель» (которое впоследствии использовал законодатель) было раскрыто для целей финансового мониторинга в Положении Банка России от 19.08.2004 N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение N 262-П) .——————————— В Письме от 12.04.2005 (исх.

N А-02/5-230), адресованном Банку России, Ассоциация российских банков (АРБ) обратила внимание на неоправданно широкое толкование этого термина применительно к целям финансового мониторинга.Сегодня кредитные организации до приема на обслуживание обязаны идентифицировать клиента, его представителя и (или) выгодоприобретателя. Если появляется информация о том, что клиент действует к выгоде третьих лиц, то банк обязан предпринять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей при проведении банковских операций и иных сделок, за исключением случаев, установленных Законом N 115-ФЗ.

Идентификация клиентов и выгодоприобретателей должна проводиться как по сделкам разового характера, не предполагающим дальнейшее обслуживание клиента, так и при длительном характере отношений с клиентом, когда он принимается на обслуживание.Гражданско-правовыми основаниями идентификации выгодоприобретателя служат договоры (агентский, поручения, комиссии и доверительного управления) — так как все эти договоры имеют общие характерные признаки: определенные действия совершаются от своего или чужого имени за счет другой стороны, то есть имеет место юридическое посредничество, и эти действия совершаются в чужих интересах.Необходимо отметить, что законодательная формулировка не ограничивает круг «выгодоприобретателей» сторонами только этих четырех договоров.

Установленный в ст. 3 Закона N 115-ФЗ перечень гражданско-правовых договоров не является исчерпывающим.Порядок идентификации выгодоприобретателей кредитными организациямиПо общему правилу клиент и выгодоприобретель должны быть идентифицированы банком до приема на обслуживание.Однако на практике это не всегда представляется возможным из-за отсутствия конкретного выгодоприобретателя на этапе идентификации клиента. Например, при открытии расчетного счета юридическому лицу у последнего, как правило, еще отсутствуют выгодоприобретатели, но они могут появиться позднее в ходе осуществления им хозяйственной деятельности.Другой пример — денежные средства, находящиеся на депозитном счете нотариуса, которые согласно ст.

23 Основ законодательства РФ о нотариате не являются доходом нотариуса, занимающегося частной практикой.

Идентифицировать же лицо, которому причитаются эти денежные средства в целях ПОД/ФТ (выгодоприобретателя), станет возможным только при его обращении в банк.——————————— Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Судом РФ 11.02.1993 N 4462-1).Схожая проблема невозможности единовременной идентификации выгодоприобретателя рассматривается в Информационном сообщении Росфинмониторинга России

«Типовые вопросы применения отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «

О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» . Росфинмониторинг рекомендует фиксировать подобные операции в соответствии с правилами внутреннего контроля и проводить оценку степени риска причастности данной операции к легализации (отмыванию) денежных средств или финансированию террористической деятельности.

В случае признания данной операции подозрительной информация о ней должна быть направлена в уполномоченный орган в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ.——————————— Документ опубликован не был. Текст документа приведен в СПС «КонсультантПлюс» в соответствии с публикацией на сайте http://fedsfm.ru.При отсутствии подобных подозрений необходимо сделать соответствующую пометку в анкете клиента или отметить иным способом, установленным правилами внутреннего контроля.

При этом выгодоприобретатель может быть установлен после проведения операции (исполнения договора).Другая проблемная ситуация может возникнуть из-за непредставления клиентом в банк документов и сведений, необходимых для установления и идентификации выгодоприобретателя. В таком случае кредитной организации рекомендуется сообщить об этом в уполномоченный орган с указанием всех сведений о выгодоприобретателе, которыми располагает кредитная организация на дату направления сообщения.В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ банк обладает правом отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица), по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования соответствующей информации, а также в случае возникновения подозрения, что такая операция совершается в целях отмывания преступных доходов или финансирования терроризма.Согласно Приложению 3 к Положению N 262-П к сведениям, получаемым в целях установления и идентификации выгодоприобретателя, отнесены сведения об основаниях, свидетельствующих о том, что клиент действует к выгоде другого лица при проведении банковских операций и иных сделок, а также сведения о выгодоприобретателе, получаемые обычно при идентификации физических лиц, индивидуальных предпринимателей и организаций.Полный состав сведений, которые подлежат установлению при идентификации выгодоприобретателя, зависит от правового статуса последнего и различен для физических лиц и организаций.Необходимо обратить внимание на требования, установленные Положением N 262-П для документов, представляемых клиентами в банк для целей идентификации:1) документы должны быть представлены в подлиннике или надлежащим образом заверенной копии;2) документы должны быть действительными на дату их предъявления;3) документы, составленные на иностранном языке, должны представляться в банк с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.

Из этого правила допускаются исключения.

Например, документ может быть представлен в банк без заверенного перевода на русский язык, если документ, удостоверяющий личность физического лица, выдан компетентным органом иностранного государства и составлен на нескольких языках, включая русский язык.Помимо анализа информации, содержащейся в представленных клиентом документах, банк также может получать дополнительные сведения от федеральных органов исполнительной власти, например сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц. Использование дополнительных источников информации является правом, а не обязанностью банка.Наглядным примером служит дело, когда организация обратилась в арбитражный суд с иском к банку о взыскании убытков, вызванных нарушением банком требования об идентификации клиента при открытии счета .——————————— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по делу N А60-30102/2013.Суд отказал в удовлетворении иска, указав, что фальсифицированные документы, на основании которых был проведен платеж, внешне соответствовали условиям открытия счетов, а их фальсификация могла быть установлена лишь при использовании специальных технических средств. Утверждение истца о том, что при открытии счета банк не должен ограничиваться только осмотром представленных документов, а должен идентифицировать клиента всеми возможными способами, в том числе путем получения информации от государственных регистрирующих органов о подлинности информации, содержащейся в представленных клиентом документах для открытия счета, судом было отклонено, поскольку обязательного направления запросов в соответствующие органы Законом не предусмотрено.Законодатель устанавливает несколько случаев, когда идентификация выгодоприобретателя может не производиться:1) при операциях физических лиц (прием платежей, покупка/продажа наличной иностранной валюты, перевод денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств) в сумме не более 15 тыс.

руб.;2) если клиент — организация (кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, страховой брокер, лизинговая компания и др.), осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом.

Перечень таких организаций установлен в ст.

5 Закона N 115-ФЗ;3) если клиент является банком — резидентом иностранного государства — члена ФАТФ и удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:- имеет показатель рейтинговой оценки, присвоенный международным рейтинговым агентством (Moody’s Investors Service, Standard & Poor’s или Fitch Ratings);- включен в международный банковский справочник «Bankers Almanac»;4) если клиент — представитель органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.Однако если в названных случаях у работников кредитной организации или банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) преступных доходов или финансирования терроризма, то идентификация все-таки должна быть проведена.По общему правилу банки самостоятельно осуществляют идентификацию клиентов, а также выгодоприобретателей, но могут и перепоручать ее осуществление на основании договора другой кредитной организации, организации федеральной почтовой связи или банковскому платежному агенту в целях осуществления переводов денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств.Порядок фиксации банками информации о выгодоприобретателяхСведения о выгодоприобретателе фиксируются сотрудником банка в анкете (досье) клиента, которая может иметь форму бумажного документа или заполняться в электронном виде.

Форма такой анкеты определяется кредитной организацией самостоятельно.Анкета клиента должна храниться в кредитной организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом (п.

2.3 Положения N 262-П). При этом анкета клиента может не оформляться при осуществлении банковских операций, в отношении которых допускается проведение упрощенной процедуры идентификации, о которой речь шла выше. В этих случаях необходимые сведения фиксируются иными способами, определенными правилами проведения банковских операций и иных сделок.Для фиксации сведений о клиентах и выгодоприобретателях кредитные организации, как правило, имеют электронные базы данных, которые могут использоваться сотрудниками в оперативном режиме для проверки данных, представленных клиентами, в том числе и о выгодоприобретателях.Поскольку банки не обязаны повторно устанавливать и идентифицировать клиента и выгодоприобретателя, использование подобных баз данных может существенно упростить их работу.Информация о клиентах и выгодоприобретателях должна обновляться банками не реже одного раза в год при установлении между банком и клиентом отношений длительного характера либо при повторном обращении в банк клиента, совершающего разовые операции.

В случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.При обновлении сведений о клиентах и выгодоприобретателях банки могут использовать как информацию, получаемую от клиента, так и иные официальные источники информации.Этапы процедуры идентификации выгодоприобретателейВ процедуре идентификации выгодоприобретателей банком можно условно выделить следующие этапы:1) сбор и анализ информации в отношении выгодоприобретателя;2) фиксация этой информации;3) проверка наличия (отсутствия) сведений о причастности выгодоприобретателя к экстремистской деятельности или терроризму;4) определение принадлежности выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;5) выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет Рекомендации ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);6) оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска;7) периодическое обновление информации о выгодоприобретателях.Требования Банка России к содержанию программ идентификацииВ кредитной организации должна быть разработана и утверждена программа идентификации клиентов и выгодоприобретателей, регламентирующая процедуру такой идентификации, порядок оценки степени риска в целях ПОД/ФТ операций, совершаемых клиентом.Состав сведений о выгодоприобретателях, включенных в программу идентификации, закреплен в п. 3.2 Положения Банка России от 02.03.2012 N 375-П

«О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

, среди них:- порядок идентификации выгодоприобретателя, в том числе особенности процедуры упрощенной идентификации;- особенности процедуры идентификации выгодоприобретателя, который не был идентифицирован кредитной организацией до приема клиента на обслуживание в связи с информацией клиента об отсутствии выгодоприобретателя в планируемых им к совершению банковских операциях при принятии его на обслуживание кредитной организацией;- порядок проведения кредитной организацией мероприятий по проверке информации о выгодоприобретателе;- требования к форме, содержанию и порядку заполнения анкеты (досье) клиента, оформляемой кредитной организацией в целях фиксирования сведений, полученных в результате идентификации выгодоприобретателя.Данный перечень информации о выгодоприобретателях не является исчерпывающим, и в программу идентификации могут включаться также иные положения по усмотрению кредитной организации.Соотношение понятий «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец»В Закон N 115-ФЗ согласно Рекомендациям ФАТФ было введено понятие «бенефициарный владелец» , которое звучит как: «.физическое лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента».——————————— См.: Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».В русском языке слова «выгодоприобретатель» и «бенефициарий» являются синонимами, однако законодатель возлагает на них разную смысловую нагрузку.Введение в законодательный оборот нового понятия «бенефициарный владелец» для обозначения участников финансовых операций и сделок и их идентификации, как представляется, имело целью конкретизировать уже имеющийся термин «выгодоприобретатель», который не позволял в полной мере решить задачу установления всех цепочек контроля или владения клиентом.Понятие «бенефициарный владелец (собственник)» используется в Рекомендациях ФАТФ, а также в документах Европейского союза и, соответственно, законодательстве стран — членов Европейского союза.Как отмечается в пояснительной записке к Рекомендации ФАТФ N 24, компетентные органы должны иметь возможность получения своевременного доступа к достаточной, точной и актуальной информации о бенефициарной собственности и контроле компаний и других юридических лиц (информация о бенефициарном владении), созданных в стране.В соответствии с Директивой Европейского парламента и Совета Европейского союза от 26.11.2005 N 2005/60/ЕС «О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денежных средств и финансирования терроризма» бенефициарный собственник — это физическое лицо (лица), которое в конечном итоге владеет или контролирует клиента, и (или) физическое лицо, от имени которого осуществляется сделка или ведется деятельность.Европейский подход к определению бенефициарного собственника можно признать расширительным, поскольку его содержание охватывает содержание понятий «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец», закрепленных в Законе N 115-ФЗ. Российский законодатель пошел по пути их разграничения: правовой статус данных участников финансовых операций и сделок различен .——————————— Среди стран СНГ нет единства в законодательных подходах к определению понятий «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец».

Например, для законодательства Республики Беларусь характерен подход, согласно которому данные понятия разграничиваются, как и в российском законодательстве. Другой подход характерен для Республики Таджикистан, в законодательстве которой понятия «бенефициарный собственник» и «выгодоприобретатель» используются в качестве синонимов.Согласно Закону N 115-ФЗ выгодоприобретателем может быть как физическое, так и юридическое лицо, бенефициарный же владелец — это только физическое лицо, которое владеет или контролирует клиента.Выгодоприобретатель получает выгоду от действий клиента в рамках заключенного договора (проводимой операции, сделки), а бенефициарный владелец получает выгоду от деятельности клиента как такового.На стороне третьего лица, в интересах которого действуют выгодоприобретатель и бенефициарный владелец, могут выступать как физические, так и юридические лица.Так, физическое лицо может быть признано бенефициарным владельцем при наличии у него возможностей контролировать действия юридического лица с учетом следующих факторов:- физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие более 25% в капитале клиента или от общего числа акций клиента с правом голоса;- физическое лицо имеет право (возможность) на основании договора с клиентом оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, в частности использовать свои полномочия с целью оказания влияния на величину дохода клиента, в интересах физического лица клиентом устанавливаются деловые отношения, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок, включая существенные условия сделок, а также финансовых операций.В Информационном сообщении Росфинмониторинга «Типовые вопросы применения отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» рассмотрена ситуация, когда доля в капитале клиента принадлежит учредителю — юридическому лицу.Росфинмониторинг рекомендует в таких случаях проводить идентификацию конечного бенефициарного владельца учредителя, имеющего возможность косвенно (через третьих лиц) оказывать влияние на действия клиента — юридического лица.

При невозможности его установления бенефициарным владельцем может быть признан руководитель учредителя — юридического лица, имеющего преобладающую долю в капитале клиента.Под возможностью контролировать действия клиента — физического лица другим физическим лицом следует понимать возможность воздействовать на решения клиента при осуществлении им каких-либо операций с денежными средствами или иным имуществом, не обусловленную, как правило, юридически закрепленными правами и обязанностями.Такая возможность, например, может вытекать из психического или физического принуждения клиента к совершению операций с денежными средствами или иным имуществом, материальной заинтересованности в осуществлении от своего имени финансовых операций по поручению бенефициарного владельца, иного зависимого состояния.Проблемы и возможные коррективы в законодательстве по ПОД/ФТВ заключение необходимо отметить, что понятие «бенефициарный владелец» является новым для российского законодательства и об эффективности и обоснованности избрания именно такого подхода к его правовому регулированию говорить пока преждевременно.Вместе с тем хотелось обратить внимание на некоторые проблемные аспекты, которые могут возникнуть в процессе реализации новых законодательных норм.Представляется, что рассматриваемые понятия, используемые на уровне специального законодательства по ПОД/ФТ для определения механизмов аффилированности лиц и корпоративного контроля, должны иметь фундамент из общих норм гражданского законодательства.Так, например, в экспертном сообществе уже неоднократно звучали предложения по введению обязанности учредителей раскрывать бенефициаров на этапе государственной регистрации юридических лиц с внесением соответствующих сведений в ЕГРЮЛ . Существование подобного механизма существенно бы упростило решение задачи по установлению лиц, фактически владеющих организацией или контролирующих ее деятельность.——————————— См., например: Заключение Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Федерального Собрания РФ от 19.02.2013 N 36/4 на проект федерального закона N 196666-6

«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»

.К сожалению, действующий порядок фактически добровольного предоставления клиентом в банк информации о бенефициарных владельцах нельзя признать в должной степени эффективным.Иными словами, закрепление одного лишь понятия «бенефициарный владелец» на уровне Закона N 115-ФЗ в отсутствие регламентированной процедуры их выявления представляется недостаточным законодательным решением проблемы борьбы с отмыванием преступных доходов. Фиксирование такой процедуры на уровне подзаконных нормативных правовых актов и актов рекомендательного характера не будет иметь должного результата.——————————— См.: Письмо Банка России от 28.01.2014 N 14-Т

«Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев»

.Другая проблема, с которой столкнутся кредитные организации при выявлении бенефициарных владельцев, связана с существованием офшорных юрисдикций, в которых информация о бенефициарных владельцах не раскрывается либо действуют особые правила ее раскрытия.Способствовать решению данной проблемы должна ратификация Россией уже подписанной 3 ноября 2011 г.

Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

«О взаимной административной помощи по налоговым делам»

, которая предусматривает обмен информацией между странами-участницами и помощь по взиманию налогов. В Конвенции уже участвуют более 55 государств, а также некоторые офшорные юрисдикции.Любая национальная система финансового мониторинга может эффективно работать лишь в условиях ее взаимодействия с другими национальными системами и информационного обмена между ними.В то же время, несмотря на обозначенные проблемные аспекты, введение в законодательный оборот понятия «бенефициарный владелец» является важным шагом на пути модернизации российской системы финансового мониторинга в соответствии с международными стандартами. Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: 

Что такое бенефициар

Выгодоприобретатель юридического лица это — юридическое лицо, в пользу которого клиент производит все необходимые действия, предусмотренные соглашением о поручении, агентским договором, соглашением о доверительном управлении и другими незапрещенными законом РФ сделками.

  1. Анкета выгодоприобретателя ↓
  2. Обязанности права ↓
  3. Страховой случай ↓
  4. Сведения ↓
  5. Законодательная база ↓

Идентификацией клиентов и выгодоприобретателей занимаются финансово-экономические учреждения, которые призваны их идентифицировать на основании всей имеющейся информации, в соответствии с требованиями законодательных актов РФ, закрепляющих за ними такое право и требование.

Российская практика

Термин выгодоприобретатель в российском законодательстве встречается не слишком часто. Например, в Гражданском кодексе он касается только сферы страхования (статья 956), при этом конкретного определения термина закон не содержит.

Более подробное разъяснение понятия можно найти в законе

«Об организации страхового дела в Российской Федерации»

.

Таким образом, отдельное определение этого термина в российских законодательных актах в настоящее время отсутствует, а применяется он в основном в сфере страхования — так называют сторону, получающую страховую выплату.

Что такое цепочка бенефициаров?

Это несколько связанных бизнес-звеньев, по которым прибыль доход до реального хозяина.

Цепочка может состоять из одного звена, а может и из нескольких.

Чем длиннее цепь, тем сомнительнее операции и получаемые доходы. Цепь используется для того, чтобы запутать следы для госорганов, облегчить налогообложение, отмыть нелегальные доходы.

По таким цепочкам деньги без проблем переводятся в оффшоры и иных активы.

Закон требует раскрывать информацию о конечных бенефициарах. Найти сведения можно на сайте ИФНС, по выписке из ЕГРЮЛ, в протоколах собраний. Конечным бенефициаром будет конкретный человек.

Пример цепочки: У Иванова есть 60% акций компании «Цветочек», которая, в свою очередь, владеет 80% акциями компании «Листик».

Иванов ведет скромную жизнь, ездит на авто среднего класса. Гендиректор «Листика» Сидоров имеет дорогой автомобиль, костюм Prada и 24% акций своей компании.

На первый взгляд именно Сидоров будет выглядеть бенефициаром. Но подсчет показывает, что Иванов через свою компанию «Цветочек» контролирует «Листик» почти наполовину (60%*80% = 48%). Именно он будет бенефициаром, а не пафосный Сидоров.

Таким образом, бенефициары сейчас встречаются все чаще. Им может быть любой владелец недвижимости, активов, денежных вложений.

Госорганы пытаются контролировать высокопоставленных чиновников и руководителей госкорпораций. Это делается с целью защитить интересы и безопасность обычных людей.

Однако, это не сокращает количество сомнительных операций и утечку денег в оффшоры. Через подставные фирмы корпорации выводят деньги в иностранные активы на вполне легальных основаниях, и раскрыть реальных владельцев бывает практически невозможно.

В России бенефициары не стараются себя афишировать из-за не совсем законных способах приобретения недвижимости, угрозы личной безопасности, нежелания попадать в поле зрения налоговиков и нежелания нести ответственность за нарушение законов. Наглядным примером является г-н Абрамович. Структуру его бизнеса не в силах проследить даже госорганам.

Запутанные структуры позволяют отвести внимание от бенефициаров, которые создают в оффшорах компании.

Местные законы позволяют распоряжаться деньгами и при этом не афишировать себя. Источник: https://investor100.ru/beneficiar-i-vygodopriobretatel-kto-eto/

Права и обязанности

Права выгодоприобретателей защищены законом.

Но они имеют и некоторые обязательства.

Бенефициар может защитить свое имущество специальным соглашением на управление на доверительном начале. Если договор нарушается, ответственны за это конечный владелец и номинальный исполнитель.

В соглашении предусматривается залог имущества исполнителя, действующего по этому соглашению, чтобы можно было покрыть возможные потери. Если такой исполнитель безответственно относится к своей работе, бенефициар может заменить его. Когда выгодополучатель и должник совершают сделку, заключается банковская гарантия, где оговариваются все условия.

В качестве гаранта должно выступать обязательно физическое лицо. В чем суть такой гарантии? Поручитель берет на себя обязательства по оплате материальных претензий, который предъявляет выгодоприобретатель к принципалу.

Для этого в обязательном порядке оформляется заявление. Если бенефициар не получает прибыли, он может потребовать исполнения своих обязательств от гаранта на тех условиях, которые отмечены в договоре.

Но претензию можно предъявлять до того времени, пока не закончился срок гарантийных обязательств.

Лицо, выступающее в роли гаранта, должно тщательно изучить все предъявляемые претензии и известить принципала. Сегодня бенефициарами становятся владельцы имущества и денежных средств.

Они получают прибыль, передавая управление доверенному лицу. Но государство контролирует всю деятельность крупных владельцев, чтобы выявить незаконную легализацию денег, и чтобы предотвратить террористические акции. Поэтому эти действия законны и оправданы.

Сбербанк анкета выгодоприобретателя – юридического лица

Анкета для юридического лица, не являющегося кредитной организациейПолное наименование – Открытое Акционерное Общество «Фобос»Сокращенное наименование – ОАО «Фобос»Наименование на иностранном языке – нетПравовая форма – Открытое Акционерное ОбществоГосударственный регистрационный номер -13535478136Дата государственной регистрации – 15.03.2015Место регистрации – г. СаратовРегистрирующий орган – ИФНС №2 по г.

СаратовуЮридический адрес – 410040, г.

Саратов, ул. Деловая, д. 15Фактический адрес – 410040, г.

Саратов, ул. Деловая, д. 15Сведения о величине имущества,Уставного капитала – 25 000 (Двадцать пять тысяч) рублейВид деятельности – розничная продажаСведения о лицензии на правоПроизводства деятельностиОпределенного рода – не требуетсяПодпись ответственного лица – Вавилов Петр Иванович.

Смежные понятия: что значит «бенефициар»

«Выгодоприобретатель» и «бенефициар» — в чём разница? На практике эти понятия чаще всего употребляются как синонимы, хотя в отдельных случаях между ними могут быть отличия.

Также важно знать, что один и тот же человек одновременно может являться и бенефициаром и выгодополучателем, а иногда — только последним.

В обоих случаев в этом качестве выступают физические и юридические лица. Их главное сходство состоит в том, что они получают вознаграждение от предоставления своего имущества в пользование по договору аренды, доверительного управления или по иному соглашению. Среди различий можно назвать:

  • В частной собственности бенефициара находится минимум четверть всего имущества, что даёт ему право управлять юридическим лицом, принимать стратегические решения и назначать на руководящие посты.
  • В большинстве сделок выгодоприобретатель очевиден, в то время как установить бенефициара не всегда просто.

Кто такой выгодоприобретатель юридического лица

Понятие выгодополучателя юридического лица чаще всего применяется для компаний с правовой формой управления в виде ООО.Это может быть организация или ее отдельный представитель.

В их пользу совершаются сделки, по которым полагаются финансовые выплаты. Простыми словами в интерпретации для юридического лица термин имеет отношение к стороне, получающей вознаграждение финансового характера за предоставленные возможности эксплуатации или пользования благами с ориентированием на получение прибыли.

Кто такой выгодоприобретательОчевидными выгодополучателями будут субъекты, во владении которых имущество и средства производства, передаваемые в аренду.

К примеру, компания сдает оборудование в лизинг. Собственником техники является субъект предпринимательства, а эксплуатировать его будет лицо, которому оно было передано по договору. Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод о том, что в данной ситуации получателем выгоды будет организация, в собственности которой находится переданный объект.Использовать при этом его будет сторона, которой была передана техника, а получать от сделки прибыль будет ее собственник.Выгодоприобретателем в ООО всегда является его учредитель, получающий доход от деятельности.

Стоит отметить, что лицо, претендующее на основную прибыль субъекта, не относится к категории его руководящего состава.

Им не может быть директор или начальник.

Распоряжаться средствами предприятия может только основатель бизнеса, который получает дивиденды и имеет право голоса на общем собрании при решении вопросов любого плана относительно функционирования субъекта предпринимательства.

Бенефициар и выгодоприобретатель: в чем разница?

Если с конечным бенефициаром все понятно, то зачастую происходит подмена понятий «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец».

Действительно, оба эти субъекта получают доход от действий клиента.

Так, некоторые источники вообще считают их равнозначными.

Однако российское законодательство дает различные определения этим терминам. Это можно увидеть в 115-ФЗ. Так, под бенефициарным владельцем подразумевается субъект, владеющий клиентом — юридическим лицом, либо имеющий возможность осуществлять контроль над его действиями. Для этого он должен владеть более, чем 25-ью % акций компании.

А выгодоприобретатель, согласно этому же закону, определен как субъект, к выгоде которого осуществляет свою деятельность клиент.

Таким образом, понятие «бенефициарный владелец» представляется более конкретным и узким, в котором точно указывается, что выгодоприобретатель должен обладать более, чем 25 % акций в капитале организации, чтобы считаться ее бенефициаром. Также он должен иметь доступ к управлению ею и контролю.

Выгодоприобретатель этого не может, поскольку у него нет собственной доли в компании. Исходя из этого, когда контролирующие органы выявляют противоправные действия, они интересуются, прежде всего, бенефициарными владельцами организаций.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+