Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Записки на ночной службе

Записки на ночной службе

Записки на ночной службе

Вечерня

по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования. , при всенощном бдении, начинается открытием царских врат. Священник и диакон молча кадят престол и весь алтарь, и клубы дыма кадильного наполняют глубину алтаря.

Это безмолвное каждение знаменует начало творения мира. «В начале сотворил Бог небо и землю».

Земля же была безвидна и пуста. И Дух Божий носился над первозданным веществом земли, вдыхая в него живоносную силу. Но еще не раздавалось творческого слова Божия. Но вот, священник, став перед престолом, первым возгласом прославляет Творца и Создателя мира — Пресвятую Троицу: «Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков».
Но вот, священник, став перед престолом, первым возгласом прославляет Творца и Создателя мира — Пресвятую Троицу:

«Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков»

. Потом он трижды призывает верующих: «Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем Ему».

Ибо «все чрез Него начало быть, (т.

е. существовать, жить) и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан. 1, 3). В ответ на это призывание хор торжественно поет 103-й псалом о сотворении мира, прославляя премудрость Божию: «Благослови душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (т. е. весьма) … вся премудростию сотворил еси.

е. весьма) … вся премудростию сотворил еси. Дивна дела Твоя, Господи! Слава Ти, Господи, сотворившему вся!

Во время этого пения священник выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся, а диакон предшествует ему с свечой в руке. Каждение Это священнодействие напоминает молящимся не только сотворение мира, но и первоначальную, блаженную, райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог ходил среди людей в раю. Открытые царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей.

Но вот люди соблазненные диаволом, нарушили волю Божию, согрешили.

Своим грехопадением люди лишились блаженной райской жизни. Они были изгнаны из рая — и двери райские для них закрылись. В знамение этого, по совершении каждения в храме и по окончании пения псалма, царские врата закрываются.

Диакон выходит из алтаря и становится перед закрытыми царскими вратами, как некогда Адам перед замкнувшимися вратами рая, и возглашает великую ектению: Миром Господу помолимся О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся … Помолимся Господу, примирившись со всеми нашими ближними, не имея ни на кого гнева или вражды.

Помолимся, чтобы Господь ниспослал нам «свышний» — небесный мир и спас наши души… После великой ектении и возгласа священника поются избранные стихи из первых трех псалмов: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.

Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет… Блажен человек, который не ходит на совет с нечестивыми. Ибо знает Господь жизнь праведных, и жизнь нечестивых погибнет… Затем диакон возглашает малую ектению: «Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся… После малой ектении хор стихами из псалмов взывает: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя… Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою… Услыши мя Господи… Господи!
Ибо знает Господь жизнь праведных, и жизнь нечестивых погибнет… Затем диакон возглашает малую ектению: «Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся… После малой ектении хор стихами из псалмов взывает: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя… Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою… Услыши мя Господи… Господи! к Тебе взываю: услышь меня… Пусть направится молитва моя, как фимиам кадильный к Тебе… Услышь меня, Господи!.

Во время пения этих стихов диакон совершает каждение храма. Этот момент богослужения, начиная от закрытия царских врат, в прошениях великой ектении и в пении псалмов, изображает бедственное положение, которому подвергся род человеческий после грехопадения прародителей, когда вместе с греховностью появились всякие нужды, болезни и страдания.

Мы взываем к Богу: «Господи, помилуй!» Просим мира и спасения душ наших. Мы сокрушаемся о том, что послушались нечестивого совета диавольского. Мы просим у Бога прощения грехов и избавления от бед, и всю свою надежду возлагаем мы на милость Божию.

Диаконское каждение в это время, означает те жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а равно и наши молитвы, возносимые к Богу.

К пению ветхозаветных стихов: «Господи воззвах:» присоединяются стихиры, т. е. песнопения новозаветные, в честь праздника. Последняя стихира называется богородичен или догматик, так как эта стихира поется в честь Божией Матери и в ней излагается догмат (главное учение веры) о воплощении Сына Божия от Девы Марии.

В двунадесятые праздники вместо богородична-догматика поется особая стихира в честь праздника. При пении богородична (догматика), царские врата открываются и совершается вечерний вход: из алтаря северными дверями выходит свещеносец, за ним диакон с кадилом, а затем священник. Священник становится на амвоне лицом к царским вратам, благословляет крестообразно вход, и, по произнесении диаконом слов: «премудрость прости!» (значит: внимайте премудрости Господней, стойте прямо, бодрствуйте), входит, вместе с диаконом, через царские врата в алтарь и становится на горнем месте.

Вечерний вход Хор в это время поет песнь Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу: «Свете тихий святые славы Бессмертного Отца, Небесного, Святого, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными.

Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит.

(Тихий свет святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Иисусе Христе!

Достигши заката солнечного, видевши свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа Бога. Ты, Сын Божий, жизнь дающий, достоин быть воспеваем во все времена голосами преподобных. Потому мир прославляет Тебя).

Читайте также — В этом песнопении-гимне, Сын Божий именуется тихим светом от Небесного Отца, ибо пришел Он на землю не в полной Божественной славе, а тихим светом этой славы. В песнопении этом говорится, что только голосами преподобных (а не нашими грешными устами) может возноситься Ему достойная Его песнь и совершаться должное прославление.

Вечерний вход напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно обетованию Божию, прообразам и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя мира и как Он явился в мир для спасения человеческого рода. Кадило с фимиамом, при вечернем входе, означает, что молитвы наши, по ходатайству Господа Спасителя, как фимиам, возносится к Богу, а также означает и присутствие в храме Духа Святого. Крестообразное благословение входа означает, что через крест Господень вновь открываются нам двери рая.

После песни: «Свете тихий…» поется прокимен, т. е. краткий стих из Священного Писания. На воскресной вечерне поется: «Господь воцарися, в лепоту (т.

е. красоту) облечеся», а в другие дни поются иные стихи. По окончании пения прокимна, в большие праздники читаются паремии.

Паремиями называются избранный места Священного Писания, в которых содержатся пророчества или указываются прообразы, относящиеся к празднуемым событиям, или преподаются наставления, исходящие как бы от лица тех святых угодников, чью память мы совершаем. После прокимна и паремии диакон произносит сугубую (т.

После прокимна и паремии диакон произносит сугубую (т.

е. усиленную) ектению:

«Рцем (скажем, будем говорить, начнем молиться) вси, от всея души и от всего помышления нашего, рцем…»

Затем читается молитва: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…» После этой молитвы, диакон произносит просительную ектению: «Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) вечернюю молитву нашу Господеви (Господу)…» В большие праздники после сугубой и просительной ектении совершается лития и благословение хлебов. Лития, слово греческое, значит общее моление.

Лития совершается в западной части храма, около входных западных дверей.

Это моление в древней церкви совершалось в притворе, с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным и кающимся принять участие в общей молитве по случаю большого праздника. Лития Вслед за литией бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, в память также древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного богослужения.

Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч пятью хлебами.

Освященным елеем (оливковым маслом) священник потом, во время утрени, после целования праздничной иконы, помазывает молящихся. После литии, а если она не совершается, то после просительной ектении, поются «стихиры на стиховне». Так называются особые, стихи, написанные в память воспоминаемого события.

заканчивается чтением молитвы св.

Симеона Богоприимца:

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля»

, затем чтением трисвятого и молитвою Господней: «Отче наш…», пением Ангельского приветствия Богородице: «Богородице Дево, радуйся…» или тропаря праздника и, наконец, по троекратном пении молитвы праведного Иова: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», завершительным благословением священника: «Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием — всегда, ныне и присно, и во веки веков». Конец вечерни — молитва св. Симеона Богоприимца и Ангельское приветствие Богородице (Богородице, Дево, радуйся) — указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе.

Сразу же после окончания вечерни, при всенощном бдении, начинается утреня чтением шестопсалмия.

Чтец перед чтением Шестопсалмия

Советы священников

Рождество Христово Приближается великий и светлый праздник , в преддверии которого мы постимся, молимся и всячески готовимся к достойной его встрече.

В наше время христианину всё труднее настроить себя на внимательное переживание этого праздника. Всему виной предновогодняя суета, безудержный «шопинг» и мысли о том, где и как отметить гражданское новолетие. Как среди всей этой мишуры не растерять приобретенное за пост и в максимальной полноте прочувствовать радость Рождества Христова?

Мы попросили поделиться своими советами священников Андрея Рахновского, Димитрия Березина, Димитрия Сизова, Антония Скрынникова, Олега Мельничука и Павла Гумерова.

«Бог принял на Себя человеческое естество, чтобы вывести нас из рабства греха, а мы празднуем очередной виток Земли вокруг Солнца»

Священник Димитрий Березин , настоятель Казанского храма села Молоково Московской области, секретарь Миссионерского отдела Московской епархии, руководитель журнала для пап «Батя», отец четверых детей: – Окончание календарного года связано с массой переживаний: необходимо срочно успеть доделать все дела, спланировать отдых, купить всем подарки, запастись продуктами и напитками, нарядить елку, посетить корпоративы, решить, к кому ехать в гости, где встречать Новый год и прочее, прочее, прочее. Когда уж тут задумываться о Рождестве Христовом!

Но если мы все-таки решим отбросить от себя всю мишуру и задумаемся, с какими «наступающими праздниками» мы друг друга поздравляем, то сначала стоит обратить внимание, насколько несопоставимы масштабы этих праздников с приготовлениями к ним. Мы отмечаем очередной виток Земли вокруг Солнца, забывая о том, что Бог, Сотворивший наш мир, пришел к людям, чтобы стать Одним из нас, не переставая быть Богом. Чтобы принять на Себя человеческое естество и вывести всех людей из рабства греха.

Не стоит уподобляться путнику, который, совершая свое путешествие, видит лишь холмик перед собой и не обращает внимания на высочайшую гору позади него.

Вряд ли, настроившись подняться на холм, он будет в состоянии покорить и вершину горы. Мореплавателю, собирающемуся в дальнее плавание, необходимо быть готовым к тому, чтобы переплыть не бухту, в которой стоит корабль, а океан, простирающийся за этой бухтой.

Так и мы, приготовляясь к праздникам, прежде всего должны готовиться духовно к празднованию Рождества Христова. А никуда не денется. Рождественский пост настраивает нас на более внимательное отношение к празднику Рождества Христова. Пост – это период, когда мы больше времени уделяем духовному содержанию своей жизни: чаще читаем духовные книги, посещаем богослужения, исповедуемся и причащаемся.

Место Рождения Господа Иисуса Христа, Вифлеем Богослужения в период Рождественского поста и сами по себе готовят нас к празднику: на службах всё чаще начинают звучать рождественские песнопения. А в храмах идут активные приготовления: проводится генеральная уборка, где-то сооружаются рождественские вертепы, а дети и взрослые разучивают колядки для проведения рождественских представлений.

Первые дни января – память известных и почитаемых святых: мученика Вонифатия, преподобного Илии Муромца, праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Петра Московского, великомученицы Анастасии Узорешительницы и многих других.

В эти дни верующему человеку сложно сослаться на работу, усталость, дела и прочее, что обычно мешает быть в храме.

Надо пользоваться моментом, насыщаясь духовной радостью.

Это время также нужно и важно посвятить своей семье: после храма вместе покататься на лыжах, сходить на каток или горку.

Можно совершать небольшие путешествия.

Сейчас дети пресыщены многочисленными представлениями, новогодними елками и прочими увеселениями.

Лучше наполнять их время более полезными, но не менее интересными занятиями. На Рождество хорошо собираться всей большой семьей: бабушкам, дедушкам, дядям, тетям, братьям и сестрам.

Хорошо, если есть такая традиция. Лично я в основном буду в храме – служить и готовиться к Рождеству. Но думаю, что будет время, которое я проведу вместе с семьей.

Из запланированных мероприятий 3 января я собираюсь участвовать в семейном ралли «Батя–2014». Это ежегодное ралли для семейных экипажей, проводимое журналом для пап «Батя» и молодежным центром «Журавль».

Мы участвовали в этом ралли в прошлом году и сейчас с нетерпением ждем этого дня. Кстати, если поторопитесь, вы еще можете успеть подать заявку .

А в праздник Рождества Христова, ближе к вечеру, мы собираемся большой семьей у бабушки, где поздравляем друг друга.

Обычно приходит человек 30–40 всех возрастов.

«Суета начинается не вокруг меня, а во мне, в моем сердце»

, настоятель Никольской церкви в селе Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана, редактор интернет-портала «Кряшенская духовная миссия»: Священник Димитрий Сизов – Мне сложно советовать людям, которые живут в мегаполисах, у которых есть семьи и многочисленные житейские заботы.

В отличие от них я свободен от этого.

Но суета начинается не вокруг меня, а во мне, в моем сердце. Через помыслы, через скитания ума туда и сюда, через излишнюю многопопечительность я сам в себе создаю суету, а окружающий мир мне в этом только помогает.

Единственное лекарство для христианина от данной напасти – это непрестанная молитва.

Она удаляет помыслы и , погружая его со временем в сердце, где человек обретает относительный для земного пребывания покой, найдя там Христа.

Без непрестанной молитвы любой внешний покой, даже пустыня, не будут для человека местом избавления от суеты. Христианское трезвение в одном из своих аспектов – это удаление от всяких чувств, от их переживаний, от погружения в них.

Лучшим занятием для христианина в новогодние и рождественские праздники, как мне кажется, будут поездки к родственникам и друзьям, прогулки на свежем воздухе и чтение. Я думаю, что заниматься можно чем угодно, главное не совершать греха и не быть в праздности. «Церковь празднует Новый год, но переживает его совсем по-другому: в посте и благодарности Господу»

Протоиерей Андрей Рахновский , клирик храма преподобного Серафима Саровского в Раеве (Москва): – Прежде всего, хочу заметить, что празднование Нового года Церковь не отрицает.

Раньше его – это была светская дата, которую Церковь освятила своей молитвой, сделав ее началом церковного года. Сегодня Новый год празднуется 1 января, и эту дату Церковь также освящает.

Накануне в храмах проходят благодарственные молебны, где мы благодарим Бога за прошедший год и просим благословения на год грядущий. Надо сказать, что Церковь празднует Новый год, но переживает его совсем по-другому: в посте и благодарности Господу. Это тоже радость, но она другая – духовная.

Мне кажется, что Новый год для христианина – это семейный праздник. В этот день точно не следует идти в клуб.

Тем более что 1 января Православная Церковь вспоминает святого мученика Вонифатия, которому молятся об избавлении от пьянства. Но почему-то именно в этот день наши соотечественники как-то особенно «не чтят» память святого, который преодолел недуг пьянства и разврата. Долгие новогодние каникулы я бы посоветовал провести в подготовке к Рождеству Христову, чтобы с радостью встретить этот праздник.

Еще раз внимательно прочитать Евангельские повествования, рассказывающие о Рождестве Спасителя. А затем, через какое-то время, открыть тексты Священного Писания с толкованиями святых отцов, чтобы глубже понять прочитанное. Если в семье есть дети, с ними можно куда-то съездить отдохнуть, покататься на коньках или на санках, сходить в центр города и полюбоваться новогодней елкой.

Мне кажется, что нам повезло иметь такие длинные новогодние каникулы, которые действительно помогают отвлечься от работы и встретить Рождество Христово.

«Главное в Рождестве – не застолье с дарением подарков, а Богослужение и Евхаристия»

, главный редактор официального сайта Ставропольской митрополии, старший преподаватель кафедры истории и права Ставропольского государственного педагогического института: Священник Антоний Скрынников – Рождество Христово – один из наиболее любимых праздников, который прочно вошел в жизнь человечества.

Его на протяжении более 2000 лет отмечают во всем мире миллионы, если не миллиарды людей разных национальностей, социального статуса, пола и возраста. Рождество – удивительный праздник.

Мы, чада Русской Церкви, празднуем это событие 7 января (по н.

ст.), а, например, Греческая Церковь – 25 декабря (по н. ст.). О чем это говорит? Прежде всего, о том, что христианам важен не буквализм, а само чудо.

Важно, что мы переживаем эту радость, впуская праздник в свою душу. К сожалению, жизнь показывает, что ассоциации, связанные с этим праздником, могут быть разнополярными. Для расхристианизированных во многом Европы и США – это зачастую скидки и распродажи.

Для людей неверующих – красивая ель и Новый год, для школьников и студентов – каникулы.

И лишь для людей верующих, для христиан Рождество Христово не просто один из чреды праздничных дней, а прежде всего рождение веры. В далеком I веке не в знатных покоях, а в загоне для скота родился Младенец. И сегодня интересное сравнение приходит на ум.

Согласно восточной легенде, Сиддхартха Гаутама (Будда) родился в царской семье, Мухаммед – в знатной купеческой семье, и лишь Христос приходит в мир странником. Праздник Рождества – это акт Боговоплощения, когда

«Само Божество заключилось в человеческую природу, чтобы эта природа устремилась ко всему святому»

, – говорит . В любой другой религии Бог – это что-то далекое, трансцендентное, это зачастую карающее и строго спрашивающее с людей существо.

И лишь христиане говорят, верят и знают, что Сам Творец вселенной сделался подобным человеку.

Бог общался с людьми, проповедовал, делил с ними пищу и кров, избрал учеников, чтобы те донесли Его благую весть до каждого сердца. И теперь каждый человек, даже самый убогий, нищий и больной, может обратиться к Творцу вселенной на «ты», рассчитывая войти в Царствие Небесное. Грядет Рождество. И каждый задумывается, как провести его с пользой для души, чтобы этот праздник оставил что-то доброе в сердце.

Грядет Рождество. И каждый задумывается, как провести его с пользой для души, чтобы этот праздник оставил что-то доброе в сердце. Самое главное в Рождестве не «советское застолье» с оливье и шампанским, не дарение многочисленных подарков, а Богослужение и Евхаристия. Только там, в храме, в эту светлую ночь можно почувствовать физически, как меняется пространство вокруг нас, как раздвигаются границы времени.

Мы живем в такое время, когда нет гонений и запретов, когда никто не устраивает партсобраний с разбором поведения тех, кто праздновал Рождество, когда не составляются списки «замеченных» на Рождественском богослужении. Но при этом праздник Рождества Христова пройдет мимо души и ума огромного числа крещеных людей, не затронув их повседневного бытия.

А ведь еще совсем недавно, в прошлом веке, верующие отдавали свою жизнь за право радоваться Рождеству. К примеру, 80-летний полтавский священник Никодим, сосланный на Соловки, умер в штрафном изоляторе из-за того, что отслужил в бараке обедню на Рождество. Лучший ответ на вопрос «Как праздновать?» дает святой Ефрем Сирин: «Настоящая ночь доставляет мир и тишину вселенной.

Эта ночь принадлежит Кроткому, поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого. Это – день благоволения, да удержится же всякая лютость; это – день безоблачный и ясный, да обуздается же гнев, возмутитель мира и спокойствия; это – день, в который Бог нисшел к грешникам, да устыдится же праведник превозноситься пред грешником…» «Христианин должен быть сопричастником каждого события, совершенного в земной жизни Иисуса Христа» Протоирей Олег Мельничук , настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Киеве, Председатель Киевского Епархиального отдела по делам семьи, представитель УПЦ при Уполномоченном Президента Украины по делам детей Христианин должен быть сопричастником каждого события, совершенного в земной жизни Иисуса Христа, тем более Его Рождения.

Приобщиться к Рождеству Христову и противостать вызовам современного мира можно через размышление о Празднике, его роли в нашей, в том числе и бытовой жизни, через участие в Таинствах и чтение посвященных этому событию святоотеческих текстов. Великий праздник сопровождается постом. Пост — это воздержание. Пост — это компас, который указывает христианину нужный вектор движения.

А грех — всегда движение мимо цели. Мимо праздника. Мимо Бога. Суета, безудержный «шопинг», застольный «восторг» — всё это мимо поста, мимо Рождества Христова.

«Новый год никогда не заменит радость Рождества Христова»

, клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище в Москве, автор многих книг и статей о семейной жизни и воспитании детей: Священник Павел Гумеров – К любому большому православному празднику нас готовит пост.

И чтобы достойно встретить Рождество, нужно действительно хорошо к этому подготовиться.

Что мы можем принести Богу в дар? Только наше сокрушенное сердце, воздержание, мир в душе и с ближними. Пост – это не только воздержание от пищи, но и от развлечений тоже.

Но в период Рождественского поста порой очень непросто бывает человеку, имеющему родственников, далеких от Церкви.

Они суетятся, готовясь к новогоднему застолью, бегают по магазинам в поисках подарков и забывают о самом главном – о душе. Как среди всей этой предновогодней шумихи не потеряться христианину?

Как не обидеть родственников и не нарушить пост? На этот вопрос у меня нет четкого ответа, но я считаю, что всегда можно найти «золотую середину». Не обязательно планировать на новогоднюю ночь какое-то грандиозное застолье, можно тихо встретить Новый год вместе с близкими, сходив перед этим на новогодний молебен.

Лично я со своей семьей почти всегда отмечаю Новый год, если он не приходится на день, когда нужно соблюдать строгий пост. И я ничего в этом плохого не вижу, ведь Новый год никогда не заменит радость Рождества. Если вашим родственникам всё же дорог этот праздник, дороги воспоминания о нем с советских времен, то, конечно, не стоит их расстраивать.

Можно вместе с ними скромно посидеть за столом, вспомнить, что было хорошего в уходящем году, и поблагодарить Бога за год грядущий. А вот от корпоративов лучше отказаться. Оптинский рассказывал, что в молодости, когда товарищи приглашали его на какой-то шумный коллективный праздник, он всегда сдавал деньги, чтобы его не посчитали за скупого человека, и под каким-нибудь предлогом отклонялся от празднования.

Когда мы отмечаем Новый год с невоцерковленными родственниками, мы делаем это не чтобы получить удовольствие, а из любви к ним, снисходя к их немощи.

Ибо Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». Иногда мы отталкиваем людей от Церкви своим неправильным поведением. Бишкек, Киргизия. Фото: В.Оселедко / AFP Проблема не в том, встречать или не встречать Новый год, – а в том, как его отмечать.

Совершенно необязательно нарушать пост. Можно просто заранее предупредить, чтобы для вас приготовили пару постных блюд.

Хорошую, дружескую атмосферу создают вовсе не еда и выпивка, а наше настроение.

Мне не раз приходилось участвовать в застольях, где в силу разных причин я почти ничего не ел и ни капли не выпил спиртного (например, был за рулем), но это совершенно не мешало мне общаться с близкими людьми, радоваться и дарить радость им.

Я убедился, что людей больше привлекают к Церкви не какие-то проповеди или убеждения в том, что Бог существует и нужно ходить в храм, а человеческое отношение к ним. Когда люди чувствуют христианскую любовь, когда они видят, что христианин отличается от других в лучшую сторону.

Например, в семейной жизни всегда нужно искать компромисс. Если ты уступишь своей жене или своему мужу, посидишь с ним (с ней) за новогодним столом, то и твоя половинка с тобой в следующий раз, может быть, сходит в церковь на Рождество.

Православным, церковным людям и их воцерковленным родственникам, конечно, не обязательно отмечать Новый год – это не церковный праздник.

Но я не вижу греха в том, чтобы скромно встретить его за постной трапезой в кругу семьи.

Для современного человека, который всё меньше и меньше общается со своими домашними, это будет лишний повод побыть с семьей. Особенно хорошо бывает в первые дни после Нового года. На улицах и трассах непривычное затишье, свободного времени у большинства людей, как правило, много.

Нам, москвичам, такая удача выпадает всего раз в год, когда можно отдохнуть от суеты, бесконечных пробок и давки в общественном транспорте.

И это очень благодатная возможность в тишине и спокойствии встретить настоящий праздник – Рождество Господа нашего.

Храм прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке. Фото: архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан Подготовила 27 декабря 2013 г.

Пример служебной записки о доплате за ночные смены

А как в таком случае оплачивается труд работника?

Расскажем об этом в нашей консультации.

Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю).

Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан. Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.

Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни. Правила подачи записок «О упокоении» такие же, как и записок «О здравии». «На ектений же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более одно или два имя.

Оформление служебной записки по ГОСТу, образец которой показан выше, требует наличия следующих реквизитов:

  1. в заголовке к тексту указывается предмет СЗ;
  2. бумага должна содержать «шапку». В ней указывается, кому она адресована (должность и ФИО сотрудника в дательном падеже);
  3. ниже указывается должность и ФИО составителя, подпись с расшифровкой.
  4. описание сложившейся ситуации, из-за которой составляется служебная записка: “Довожу до вашего сведения…”, далее текст служебной записки должен содержать конкретную просьбу;
  5. далее указывается наименование документа;
  6. вносится дата составления и номер документа;

Модератор: Поиск Сообщений: 15 • Страница 1 из 1 Автор темы огненная стрела Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 13.12.2008 Вероисповедание: православное Сыновей: 0 Дочерей: 2 Образование: высшее Профессия: называюсь женою Ко мне обращаться: на «вы» Откуда: из заповедника » 05 янв 2009, 13:59 Я может несколько неграмотно написала название, но вот не знаю, у меня старшей девочке 11 лет, и я не знаю, идти ли ей со мной на Рождественскую литургию. На Пасху она ходила, но мне кажется, она больше устала, чем прониклась величием праздника.

Хотя у нас берут детей и трех, и чуть постарше. Они сначала носятся, а потом засыпают на скамеечках.

А так у нас 8-го дети до 10, для них спектакль после Литургии, и 9-го дети после 10 лет. Ну вот и думаю, как лучше для неё.

А вы возмете детей?

(1Ин 4:8), (1 Коринф. 13:4–8).

Реклама Веселый догматик Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 13.12.2008 Вероисповедание: православное Сыновей: 0 Дочерей: 0 Профессия: зубозаговариватель Откуда: Москва » 05 янв 2009, 14:38 Все зависит от уровня подготовленности как родителей , так и детей. И в 40 лет можно уснуть на скамеечке от «скукоты» на службе. Мои дети на ночных службах с рождения

αδελφή Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 20.12.2008 Вероисповедание: православное Сыновей: 1 Дочерей: 1 » 05 янв 2009, 17:54 Мы стали воцерковляться, когда дитю было 6.

В 8 уже я пела ночную службу, а он был в алтаре. Правда, батюшка улыбался потом, что они с ещё одним мальчиком там уснули.

Зато след.

Рождество ни-ни! Всю службу алтарничали. И Пасху. Наши прихожане всегда с детьми.

Если засыпают-в детскую на диван. Хотел раздвинуть стены сознания, а они оказались несущими.

Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 13.12.2008 Откуда: Вятка/киров » 05 янв 2009, 21:18 У нас будет только в 7 утра служба.Возьму,но не уверена,что влезем в храм(как всегда по большим праздникам) Автор темы огненная стрела Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 13.12.2008 Вероисповедание: православное Сыновей: 0 Дочерей: 2 Образование: высшее Профессия: называюсь женою Ко мне обращаться: на «вы» Откуда: из заповедника » 05 янв 2009, 23:54 И у нас тоже народа ного, притвор заполнен.

(1Ин 4:8), (1 Коринф. 13:4–8).

Цветочная фея Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 13.12.2008 Вероисповедание: православное » 06 янв 2009, 15:18 Наша младшая дочь сегодня с папой и бабушкой поедут на ночьную службу.Сама решила.

Если у человека есть зачем, он вынесет любое как. Автор темы огненная стрела Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 13.12.2008 Вероисповедание: православное Сыновей: 0 Дочерей: 2 Образование: высшее Профессия: называюсь женою Ко мне обращаться: на «вы» Откуда: из заповедника » 08 янв 2009, 21:22 Мы сходили Все отлично, от праздничной службы в полном восторге

Но вначале пришлось за прилавочек в церковной лавке поставить, народу

Все именно в 00.

часов желают свечечку поставить. Но! мое ИМХО: детям лет дошести все же лучше спокойно спать в своих кроватках, а утром радоваться торжеству.

не откровенно жаль хныкающих,капризначающих деток, висящих на руках у родителей, все время кажется что совсем малышей сейчас затопчут, народ не всегда трезв заходит, хотя у нас у ворот дежурит милиция. Я думаю, ничто не помешает радоваться Спасителю и утром, а одна Литургия не может быть благодатнее другой. Ну имеется ввиду маленьким детям зачем режим ломать?

(1Ин 4:8), (1 Коринф. 13:4–8). Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 23.01.2009 Вероисповедание: православное Сыновей: 1 Дочерей: 0 Образование: незаконченное высшее Профессия: священник Откуда: Москва » 28 янв 2009, 16:38 своего брали прям с коляской, в смысле, еще в том возрасте когда ребенок живет в коляске и кровати.

αδελφή Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 20.12.2008 Вероисповедание: православное Сыновей: 1 Дочерей: 1 » 28 янв 2009, 18:08 Батюшка! Добро пожаловать!

У нас детки наших священников тоже с нами на клиросе (матушки поют-регентуют). Как недавно одна матушка пошутила: детки поют, мамы танцуют (в смысле на руках подкачивают)

Хотел раздвинуть стены сознания, а они оказались несущими.

Мастер легкой улыбки Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 13.12.2008 Вероисповедание: православное Сыновей: 0 Дочерей: 2 Образование: начальное Ко мне обращаться: на «ты» Откуда: оттуда » 29 янв 2009, 14:08 р.Б.Ольга:Мои дети на ночных службах с рождения Мои тоже

Слава Богу за всё и во веки!

————————————————— Автор темы огненная стрела Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 13.12.2008 Вероисповедание: православное Сыновей: 0 Дочерей: 2 Образование: высшее Профессия: называюсь женою Ко мне обращаться: на «вы» Откуда: из заповедника » 29 янв 2009, 19:35 С рождения пока ребеночек может спать в коляске, на руках заснуть месяцев до девяти — и я брала. Но когда ребенок не может заснуть в людном месте, плачет от того что хочет спать, я брать на большие службы перестала.

(1Ин 4:8), (1 Коринф. 13:4–8).

Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 15.12.2008 Откуда: Тюменская область » 02 фев 2009, 22:34 р.Б.Ольга: Мои дети на ночных службах с рождения Ну если на ночных службах с рождения, то на Литургии детки с вами так же?

Как вы это организовываете? Мои спокойно могут простоять минут 10. Я еще на Матушках тему заводила, что не могу ходить на церковные службы, т к детей не с кем оставить.

А дети то не очень маленькие — 6 лет и 2,5 года.

Можно бы и с собой брать, например в субботу на вечернюю службу, но я боюсь, что будем мешать людям. Но чувствую, что детей я должна водить уже на службы, а не просто причащаться по воскресеньям. Детям это обязательно нужно, жить полнотой церковной жизни.

Они конечно этого не понимают, и простоять 2 часа не смогут, да полчаса не смогут. Добавлено спустя 17 минут 31 секунду: Blondie:Мы сходили Все отлично, от праздничной службы в полном восторге

Ребенок в восторге — самое главное! Маме- респект! бoжja òвчица Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 14.12.2008 Вероисповедание: православное Сыновей: 0 Дочерей: 1 Профессия: творческая Ко мне обращаться: на «ты» Откуда: Украина.Киев » 02 фев 2009, 23:35 Natalia так как я вижу у своих друзей, то ходить в церковь можно только если есть с тобой муж или мама, либо наоборот, брать старшенького , а младших оставлять.одна, да еще всех вместе

, а потом

.

наверное не стоит. а вообщето молитесь, у всех по разному, мне трудно было и с одной, ей категорически надоедало служба, она у меня из активных, приходилось вечно на ушко что то говорить, показывать, подводить к подсвечнику, рассказывать про иконы.и все равно целая служба это было героизм.

Лучше за невозможностью сходить в храм, заменить это .например общей, торжественной молитвой минут на 10.(больше они не молятся), а потом устроить или чтение, или рассказ из священной истории.хотя, это наверное лучше вечером вместо сказки. все упирается в молитву, и помощь Божьей Матери.

и главное Наташа, не комплексуйте по поводу что у всех как у людей, одной у вас не так как хотите. у меня до сих пор не так как я хочу.На то мы и мамы что б молиться за своих детей(мужей,свекровей, мам) Кто предпочитает небесное земному, тот и тем и другим насладится с великим избытком. Свт. Иоанн Златоуст. Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 13.12.2008 Откуда: Украина » 06 фев 2009, 23:00 Первый раз взяла малышку на ночную службу (рождественскую), когда ей было полгода.

Замечатльно поспала почти все время. особенно крепко на Крестном ходе.

После на ночные службы и вообще к началу Литургии не стала брать — она просто перестала спать во время служб. Сейчас ей два с половиной и внизу еще можно службу (не Всенощное бд.) продержаться, а так как я на клиросе, то Маська на балконе нас или веселит песнями-плясками, или орет «На ручки» что при пении не так уж и удобно.

Думаю, стот дождаться более сознательного возраста, чтобы и службы не пропускать и дитятку приобщать.

Пришлось почти уйти с клироса. Народный философ Сообщений в теме: Всего сообщений: Зарегистрирован: 04.02.2009 Вероисповедание: православное Сыновей: 2 Дочерей: 1 Ко мне обращаться: на «ты» Откуда: с полей ополья » 07 фев 2009, 09:02 Мы всех берём, потому как их оставить нескем, все на службу хотят, да и они с нами сами всегда просятся, младшая дочка правда на Крещение уснула в Храме на лавочке Ну а что поделаешь, осень. Сообщений: 15 • Страница 1 из 1

  1. » 08 янв 2013, 04:33 » в форуме 4 Ответы 7007 Просмотры Последнее сообщение 17 июн 2015, 16:58
  2. » 06 июл 2010, 14:01 » в форуме 18 Ответы 7164 Просмотры Последнее сообщение 17 авг 2012, 21:08
  3. » 22 авг 2011, 11:56 » в форуме 0 Ответы 2387 Просмотры Последнее сообщение 22 авг 2011, 11:56
  4. » 01 июн 2012, 02:53 » в форуме 2 Ответы 3421 Просмотры Последнее сообщение 01 июн 2012, 11:31
  5. » 03 окт 2010, 13:26 » в форуме

    299 Ответы 58738 Просмотры Последнее сообщение 21 июл 2011, 00:57

Перейти

Страстная седмица: как совместить работу, службы и подготовку к Пасхе…

Наступила Страстная Седмица – самые важные, пронзительные и скорбные дни всего года .

Службы этой недели неповторимы, кажется, что пропустишь одну из них – и потеряешь что–то очень важное, что эту службу уже не восполнить. Но совместить работу, посещение служб, заботу о семье и подготовку к Празднику – задача непростая.

Мы попросили иерея Александра Ильяшенко, отца 12 детей и деда 14 внуков рассказать о том, как проходит Страстная Седмица в их семье. – Отец Александр, читатели часто спрашивают, как успеть приготовиться к Пасхе, если ходить на службы на Страстной Седмице? Как готовятся к Пасхе в Вашей семье?

– Матушка старается все приготовить к праздничному столу в первые дни Страстной Седмицы, чтобы в последние дни уже не заниматься готовкой, или заниматься делами уже по минимуму. То, что можно приготовить заранее, например куличи, готовится в начале недели, и основные продукты мы тоже стараемся купить заранее, чтобы в последние дни Страстной уже не нужно было бы на это тратить времени.

Готовить, конечно, помогают дети, например, они чистят картошку. Матушка любит еще готовить куличи, чтобы их дарить.

Раньше я принимал участие в подготовке, тесто месил, но с принятием сана уже не получается, поскольку все время занимают службы.

Матушка старается ходить на службы, сколько позволяют силы: с вечера среды, Великий Четверг, Великую Пятницу. А с детьми нужно быть осторожными, чтобы не сорвать их. Маленьких детей мы обычно водим в Великий Четверг на Литургию и на Пасху утром – на детскую Литургию.

Можно сходить еще к выносу Плащаницы, если храм недалеко, но с детьми нужно каждый раз решать индивидуально. Это и маме тяжело. Выдержит ребенок – хорошо, но лучше сохранить силы для Великой субботы, Пасхи, чтобы не переутомиться. С какого возраста Вы берете детей на ночную службу?

– Те, кому 7 – 8 лет, сами просятся. – А бывает так, что Вы их берете, не спрашивая их согласия?

– Нет, ребенку маленькому выстоять, не спавши ночь, – очень трудно.

Он может так сорваться. Тем более, что в Николо–Кузнецком храме, куда ходит моя семья, служится детская литургия утром на Пасху. Человек 400 – 500 детей на такой литургии причащается. Такие литургии служатся во многих храмах.

Часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром? Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная.

Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот, например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год.

Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено. Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника. — Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье.

И здесь два вопроса нам задают. Первый — можно ли праздновать Праздник сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество? Конечно, хорошо праздновать вместе с близкими, друзьями, семьей, хорошо разделить дарованную нам в празднике радость с ближними.

Если прихожане могут объединиться и, помолившись вместе в храме, могут сесть вместе за праздничный стол – это очень хорошо. Такое совместное проведение праздника объединяет, дает поделиться радостью друг с другом.

Собираются и семьи, и друзья. – Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Пасхи, пасхальной вечерни?

– Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе.

Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради него человек делает. Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

– Иногда по времени очень сложно совместить работу и службы. Например, заканчиваешь работать, а уже полслужбы прошло… – Сейчас во многих храмах, если речь идет о городах, начинают служить в 7 утра, вечернюю службу начинают в 18.00, так что можно найти храм, куда можно успевать до работы и после.

— В этом году Благовещение приходится на Великую Субботу.

Нас спрашивают читатели, можно ли какими–то делами домашними заниматься на Благовещение? – Конечно, надо постараться все, что возможно сделать до. А что касается Великой субботы – эти события настолько велики, что события Благовещения отходят на второй план.

Поэтому, если люди доделывают свои дела в Великую Субботу, то можно доделать и на Благовещение. Хотя, лучше, безусловно, все сделать заранее. – Пасхальный канон… Многие спрашивают – можно ли подпевать хору?

– Мой крестный исполнял такую частушку: Ой ты, милый мой, не пой У тя голос не такой Есть такие голоса: Встают дыбом волоса Хотя, конечно, пение пасхального канона, на мой взгляд, должно быть всенародным. Хорошо иметь с собой текст службы, особенно на Страстной – тексты этой недели особенно содержательные и яркие. Отец Александр, можете рассказать о том, как встречали Пасху в советское время?

Помнится, как–то пришли мы с женой и сыном, сейчас он уже о.Филипп, на Пасху в храм.

А ехать до дома было достаточно непросто.

Вокруг храма стояла милиция. Милиционер нам говорит – ребенку в храме не выстоять, пусть домой едет. Мы спрашиваем: как же – далеко ведь! Но все равно не пропускают… Пришлось батюшке выйти и провести нас в храм.

Кто–то из прихожан, помнится, прыгал через забор храма, потом нужно было прятаться в кустах, чтобы не заметила милиция.

Желаем нашим читателям достойно провести Страстную Седмицу и встретить светлый праздник Воскресения Христова!

Артём Соколов: Паломничество на Афон. На ночной службе в монастыре Ватопед

Соборный храм Ватопеда, к слову сказать – построенный в X веке, один из самых больших на Афоне и освящённый в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, был полон молящихся.

Я смог войти и встать у самого входа, в притворе, дальше было не протиснуться.

Естественно, ни одной свободной стасидии там уже не было.

Среди людей я смог разглядеть некоторых наших паломников, с которыми ждали погоды в Уранополисе, и кроме того – в храме было много полиции, чиновников в строгих костюмах и даже пожарных.

Два полицейских то и дело оттесняли паломников, настойчиво требуя не загораживать проход и не мешать службе.

По этому проходу из главного предела к центральному выходу постоянно бегали служащие монахи, проходили важные люди.

Фотографировать или снимать на камеру в храме полицейские тоже не позволяли. Признаюсь: как только я вошел в храм, я несколько смутился от количества людей и от количества часов, которые мне предстояло провести на ногах.

В глубине души я рассчитывал, что в храме все-таки будут свободные стасидии, а в них выстоять ночную службу гораздо легче. В нашем московском храме отстоять, к примеру, 3-4 часовую ночную пасхальную службу, когда яблоку негде упасть, не всегда просто без подготовки.

Но в этот день, а точнее в эту ночь, решимость моя была на пределе: буду молиться до тех пор, пока будут силы! Описать все чувства, которые испытываешь на афонской службе, простыми словами, наверно, невозможно. Проще один раз испытать это самостоятельно.

В житии равноапостольного князя Владимира сказано о том, как к нему приходили разные послы и уговаривали принять их веру.

И князь послал мудрых людей в разные страны, чтобы исследовать веру других народов.

Когда же вернулись послы, побывавшие на византийском богослужении, то сказали князю: «Не знали – на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать о том.

Знаем только, что пребывает там Бог с людьми».

И это действительно так! В Ватопеде, по признанию многих паломников, службы представляют собой что-то совершенно невероятное. Вся служба проходит в темноте, только при свете многочисленных свечей и лампад, за которыми постоянно и внимательно следят монахи.

Чтение молитв и псалмов, прерываемое пением красивыми голосами мужского хора, и все это на греческом языке, превращает службу в некое красивое, таинственное и невероятное действо.

А уж когда монахи начинают раскачивать паникадило и хорос то вообще создается впечатление полета в космосе сквозь звезды, от чего душу, ум и сердце охватывают совершенно неземные ощущения.

Сегодня в храме было так же прекрасно и таинственно.

На игуменском месте сидел неизвестный мне иерарх Греческой Церкви, в Алтаре молились другие священники высокого ранга, приглашенные по случаю престольного праздника. Вел службу настоятель Ватопеда – игумен Ефрем, известный нам со времени принесения в Россию Пояса Пресвятой Богородицы и разразившегося после этого скандала.

Правда, отца Ефрема я так толком и не увидел: при таком скоплении паломников большую часть службы я вообще только слышал. По мере приближения службы к полуночи, из храма время от времени расходились по своим келиям паломники, благодаря чему я постепенно смог пробраться в основной придел и уже не только слышал службу, но и видел ее своими глазами.

Монахи вынесли из Алтаря особо почитаемую икону Божией Матери «Алтарница», ту самую, от которой берет свое начала монастырь Ватопед, и которая прославилась еще и тем, что 70 лет простояла на воде в колодце, вместе с неугасимой свечей, когда ее спрятал туда один монах во время пиратского нашествия.

«Алтарницу» редко выносят из Алтаря, где она постоянно стоит на горнем месте, рядом со все той же неугасимой свечей. Обычно это происходит на большие праздники, так что мне очень повезло, и возможно я смогу к ней даже приложиться. Сейчас к ней подойти пока еще нельзя – икону оградили специальным ограждением, а откроют его в конце службы, когда монахи, а затем и паломники, будут прикладываться к иконам и благословляться у священнослужителей.

А вот и икона Божией Матери «Всецарица»! Это одна из моих самых любимых икон Богородицы.

В России есть много чудотворных списков «Всецарицы», как правило, все они большие, величественные. Сама же икона, ее первообраз тут в Ватопеде, такая непривычно маленькая, наверно формата А3, пожалуй, самая маленькая среди семи чудотворных икон монастыря, но вместе с тем такая добрая и теплая! Находится она слева от Царских Врат, перед колонной.

В афонских храмах есть такой обычай: перед любой иконой, даже если она в иконостасе, вешают ее список на доске гораздо меньшего размера.

Делается это, наверно, для сохранности самих икон: прикладываются не к первообразу, а к его списку. Правда есть несколько чудотворных икон на Афоне, перед которыми не установлен список. Например «Иверская» или «Скоропослушница».

Они полностью закрыты специальным толстым стеклом.

Но что касается «Всецарицы» — тут все иначе!

На массивной колонне изображен внушительный список с нее, а сам первообраз расположен внизу.

Конечно, стоять на такой длинной службе, да еще и с непривычки, очень непросто. Уже глубокой ночью у меня стали болеть ноги, я боролся со сном, пытаясь не отключиться прямо стоя на службе.

Один раз мне удалось присесть на освободившуюся рядом стасидию, но продлилось это блаженство не больше десяти минут. Ко мне подошел монах и знаками попросил уступить место другому монаху. Однако должен признать, что если бы я просто слушал службу и не молился, я бы наверно не выдержал и свалился еще часа в два ночи.

В эту ночь я молился так, как, наверно, не молился еще никогда. Было к этому какое-то внутреннее произволение.

Я непрерывно молился о себе, родителях, духовенстве, всех родных и близких мне людей, мысленно перебирал в уме выученные наизусть имена из помянника.

Это был невероятный молитвенный опыт. К сожалению, в светской жизни повторить даже что-то близкое к той ватопедской молитве весьма непросто.

Часто, даже придя в храм на богослужение и начав молиться, через некоторое время понимаешь, что мысли улетели куда-то далеко от молитвы и нужно начинать заново. Но на Афоне даже воздух помогает в усердной молитве.

И особенно явно я понял это сейчас – на первом в своей жизни ночном монастырском богослужении. В двенадцать часов ночи был небольшой перерыв – чуть меньше часа. Я сначала не понял, что нужно делать и куда идти.

Первым из храма вышел тот иерарх, который сидел на игуменском месте, а за ним вся братия.

Проходя мимо меня, иерарх вдруг остановился. Немного растерявшись, я первым делом подумал, что нужно отойти в сторону, сделать проход из храма еще больше. Но, наверно почувствовав мою растерянность, этот священнослужитель улыбнулся, благословил всех нас двумя руками, а потом раскинул их в стороны, чтобы каждый мог приложиться.

Его сразу же окружили со всех сторон и, исполненный благодатью, я первый приложился к его руке и отошел в сторону, пропуская других паломников. Когда из храма почти все вышли, я подошел к «Всецарице» и с непередаваемым чувством благоговения и нежности встал на колени и начал молиться. Рядом со мной точно так же встали на колени еще несколько человек, а другие паломники подходили, прикладывались и уходили.

Помолясь и приложившись к иконе, я решил воспользоваться моментом и почитать акафист «Всецарице», который привез с собой. Но тут к нам из Алтаря вышел монах и на чистом русском языке сказал:

«У нас сейчас короткий перерыв и уборка, поднимайтесь наверх вместе со всеми!»

. Оставшиеся в храме люди стали быстро уходить, а я достал из кармана, завернутые в пакетик, золотые украшения, которые просила меня передать в дар монастырю моя мама, и протянул монаху.

На словах объяснил что это, кому и зачем. Монах учтиво принял от меня этот пакетик, много раз поблагодарил, поклонился и сказал, что выполнит мое поручение. Уходя обратно в Алтарь, он обернулся и спросил: «Как имя вашей мамы и ваше имя?».

«София и Артемий» — сказал я.

«Спасибо! Поднимайтесь наверх по лестнице, которая сразу при выходе из храма!»

.

«А что там?» — я так и не понял, куда все пошли.

«Там для вас угощение» — сказал мне этот монах и ушел. Непосредственно рядом с храмом есть трехэтажное здание, в котором находилась трапезная и келии. Я поднялся на третий этаж в трапезную, но туда не пускали паломников – монахи просили всех рассаживаться на стулья и кресла вдоль коридоров всех трех этажей.

Усевшись в кресло недалеко от входа в трапезную, я смог ее рассмотреть. Это был огромный зал с высокими окнами, весь заставленный столами и стульями.

В центре зала, на некотором возвышении, стояли особенно красивые столы и удобные кресла. За них сажали особо почитаемых гостей.

В трапезную пригласили только монахов монастыря и священников, некоторых приглашенных влиятельных людей и чиновников.

Человек десять из братии, задействованной на послушании, выполняли функцию официантов. Насколько я понял, приглашенных угощали какими-то незначительными сладостями, а также чаем и кофе.

Никаких яств и деликатесов не было – шел Великий пост! Спустя некоторое время другие монахи на больших подносах стали разносить воду и сладости паломникам, сидевших вдоль коридоров.

К двенадцати часам многие из тех, кто был в храме с самого начала службы, уже давно разошлись по своим келиям спать, так что у монахов не заняло много время оббежать все три этажа и раздать угощение. В качестве угощения были небольшие зефирки из кокосовой стружки, замешанной на клубничном джеме и покрытые постным шоколадом.

Очень вкусные и сытные, правда, немного приторные из-за джема. А мне так вообще достались две такие зефирки – потом раздавали остатки! Вся эта скромная трапеза длилась не более 45 минут.

Подкрепившись, все монашество и духовенство так же дружно вышли из трапезной, и пошли обратно в храм. У паломников появилась возможность зайти внутрь и попросить еще воды или кофе. Мне очень хотелось пить после сладкого зефира, и я тоже пошел туда вместе со всеми.

И вот как только я переступил порог трапезной, Промыслом Божиим, нос к носу столкнулся с монахом Прохором, тем самым монахом, который год назад знакомил с монастырем русских паломников, и с которым мне удалось познакомиться лично и даже немного пообщаться. Монах Прохор как-то сразу запал в сердце еще тогда, он показался очень добрым, внимательным и отзывчивым человеком.

Мне очень хотелось встретиться с ним в этот раз, и вот Матушка Богородица свела нас лицом к лицу. Ватопед большой монастырь и монахов в нем подвизается тоже достаточно много. В суете праздничного богослужения и наплыва гостей такая случайная встреча с Прохором была почти невозможна.

Но у Бога нет ничего невозможного! Монах Прохор меня, конечно же, не узнал, однако мы с ним тепло поздоровались и обнялись. Видимо сегодня он был на послушании, в службе не участвовал и постоянно бегал по монастырю, помогая всем, кто только в нем нуждался.

Усталость читалась на его лице, а в голосе слышалась некоторая нервозность.

Наверно он уже много часов без отдыха. Первое, что я ему сказал – спросил, где можно взять воды.

Я совершенно не хотел лишний раз нагружать Прохора своими просьбами, и сам бы мог сходить на кухню, но в ответ мне Прохор резко развернулся и буквально побежал на кухню за водой. Уже через пол минуты он вернулся и принес мне большой стеклянный стакан холодной воды.

Дай Бог ему здоровья! Вкуснее той воды я еще не пил!

Однако я дерзнул высказать ему еще одну свою просьбу: «Отец Прохор, вы могли бы дать мне маслице от семи чудотворных икон Божией Матери, которое раздают вместе с поясками? Мне нужно хоть бы 5-10 пузырьков, раздать нашим прихожанам в Москве.

Многие нуждаются в исцелении и помощи, а совершить паломничество на Афон могут далеко не все».

Прохор почесал бороду, пожал плечами и сказал:

«Ой, не знаю… Сегодня все на послушании, такая суматоха… В Алтарь просто так не зайдешь… В обычный день это просто, а сейчас… Ну хорошо, я ничего не обещаю, но найдите меня потом в храме и я постараюсь что-нибудь сделать!»

. Надо признать, что моя просьба в этот день действительно была сложной для выполнения: праздничная служба, много гостей и приглашенных священнослужителей, всенощное бдение в полном смысле слова, а пузырьки с маслом хранятся в Алтаре. Я все это прекрасно понимал, но даже за то, что Прохор просто согласился даже не выполнить мою просьбу, а только постараться, я был ему очень благодарен!

И даже на душе стало как-то теплее и радостнее после нашего с Прохором короткого разговора в трапезной. Забегу вперед и расскажу, что уже через пол часа после нашего с ним разговора, пробегая мимо меня в храме, монах Прохор резко остановился, подошел ко мне почти вплотную, пытаясь разглядеть мое лицо в темноте храма, и сказал: «Так, это вы просили масло, да?».

«Да, отче!». «Стойте здесь, никуда не отходите!» — сказал мне Прохор.

И опять убежал. Но через минуту вернулся и сунул мне в руку три пузырька масла! «Спаси Господи!» — сказал Прохор и убежал! Мне оставалось только учтиво ему поклониться и сказать вслед: «Спасибо!» Вот такой вот добрый поступок обыкновенного афонского монаха по отношению ко мне и моим чаяниям.

Меня очень тронуло его внимание и стремление помогать всякому, кто попадается на пути, даже если это сложно или есть множество веских причин отказать в просьбе.

В мирской жизни такое встречается чрезвычайно редко! Второй перерыв ночной службы должен был быть с 4 до 6 утра, в это время предполагалась возможность поспать, как паломникам, так и монахам.

Но как возможно отдохнуть за это время, я так и не понял.

И вот почему. На самом деле служба задержалась и закончилась не в 03:50, а в 04:30. К этому моменту я уже очень сильно устал и хотел спать. Глаза буквально закрывались, я боялся заснуть стоя и упасть.

Но по каким-то причинам служба задерживалась и из храма все вышли только в половине пятого утра. Монахи и немногочисленные паломники почти моментально разбежались по своим келиям.

Я же в кромешной темноте, практически на ощупь, стал пробираться в сторону корпуса, где мне выделили койку. В принципе, меня бы вполне устроило посидеть где-нибудь на лавочке и подремать, но на улице было весьма холодно и сыро. А в корпусе с трапезной, который ближе всех к храму, скоротать время до следующей службы, устроившись на какое-нибудь кресло в коридоре, монахи не разрешали – все те, кто не прописан на ночлег, находиться там не могут.

Да и сам корпус закрывался на ночь изнутри. Как не хотелось, но пришлось идти в келью. Пока я до нее добрался и поднялся по скрипучей лестнице на третий этаж, прошло еще минут 15.

На этаже и в кельях была абсолютная тишина. Со службы сюда пришел я один, все остальные или не были вовсе, или ушли спать гораздо раньше.

Тихо подошел к двери своей кельи, открыл ее и понял, что свою кровать найти не смогу: если даже ее никто не занял, то в абсолютной темноте я перебужу всех, пока найду ее. Там реально было совершенно темно.

Тусклая лампочка горела только в коридоре. Закрыв дверь келии я стал всматриваться в коридор, лихорадочно ища хоть свободный стул или подоконник, куда можно было бы привалиться на часок! И, о чудо! В глубине коридора я увидел свободную кровать!

Господи, Слава тебе! Целая кровать, с подушкой и одеялом, да еще и ни кем не занятая! Я быстро, но тихо, пошел по коридору, одновременно рассуждая: из храма я шел сюда один, или уж точно самый последний, значит, эта койка наверняка ни за кем не закреплена и я могу ее занять.

Подойдя к кровати, я буквально упал в нее – ноги страшно гудели и нестерпимо хотелось спать. Оставалось только завести будильник на 6 часов утра, чтобы все-таки сходить на продолжение службы.

Снял обувь, укрылся одеялом и моментально уснул. На часах было 04:50 утра. Правда, сон мой не был глубоким: я чувствовал, как болят с непривычки ноги. Гудят, ноют. А кроме того, примерно через десять минут, после того как я уснул, на скрипучем полу коридора послышались чьи-то шаги.

Кто-то несколько раз прошел вдоль коридора туда и обратно, явно ища места. Приоткрыв один глаз, я увидел мужчину, облаченного в подрясник, возможно это тоже паломник из России. Наверно я занял его место или он запутался в этажах и коридорах.

Признаюсь, у меня был порыв подняться и спросить, не его ли койку я занял, но уставшее тело не позволило мне это сделать. Я был просто физически не в состоянии сейчас подняться с кровати и что-либо говорить.

Через пять минут этот человек вышел из коридора. Да простит меня Господь, если это по моей вине он не мог найти себе место для ночлега!

Еще до того, как у меня сработал будильник, я услышал активное движение в коридоре – паломники проснулись и выходили на службу. Правда, конечно, далеко не все, кто там ночевал сейчас.

И вот ровно в 06:00 мой телефон под подушкой начал отчаянно вибрировать, понуждая меня вставать и идти на службу. Чуть больше часа на сон. А ведь служба уже началась!

Значит, монашество и духовенство монастыря или вообще не спало, или спали максимум минут 40 – в храм надо прийти заранее, затеплить лампадки, все приготовить. Плохо соображая я свесил ноги с кровати и сидел так минут пять.

Мимо меня по коридору то и дело пробегали какие-то люди, спешащие на службу. Усилием воли я встал, одел обувь и куртку, взял сумку и пошел на выход.

На улице уже светало. Пасмурное небо обильно поливало афонскую землю мелким дождем. Служба шла не в самом храме, а в беседке у главного входа в храм, где находился источник воды.

Вокруг беседки столпилось человек пятьдесят паломников.

Судя по всему, шел водосвятный молебен. Туда же, в беседку, перенесли и икону Божией Матери «Алтарница». Все монашество и духовенство в полном облачении заполнили беседку, исполняя каждый свое послушание на богослужении.

По их лицам нельзя было сказать, что на сон они потратили от силы час за последние сутки-двое.

Их глаза были, как и прежде, полны бодрости и благоговения. Зато по моему внешнему виду было понятно, что я плохо понимаю все происходящее и где я вообще нахожусь. Подойдя ближе, я встал вместе со всеми паломниками и мысленно начал повторять утренние молитвы.

К счастью, прохладный дождик достаточно быстро привел меня в чувства и уже через 10 минут сон и усталость как рукой сняло.

А скорее всего это была Помощь Богородицы мне немощному!

Примерно через 30 минут меня вдруг осенило: я же могу зайти в храм и прочитать там акафист перед иконой «Всецарицы»! В храме сейчас никого быть не должно и если меня оттуда не попросят, то я смогу спокойно помолиться. Я оказался прав: в главном приделе храма, распределившись по стасидиям, молилось не больше 10 человек.

Может из-за дождя, а может по каким-то своим надобностям, они не участвовали в уличной службе. Меня это вполне устраивало: в храме было очень тихо, и только с улицы доносились молитвы и песнопения.

Устроившись в самую ближайшую к иконе свободную стасидию, я открыл акафист и стал читать. Тут я понял, как своевременно пришла мне в голову эта мысль.

Если бы сейчас в храме шла служба, то я бы не смог так прилежно почитать акафист. Как минимум я бы просто не смог подойти близко к иконе из-за скопления паломников и монахов. И вот, действительно, Промысел Божий: в ту секунду, как только я дочитал акафист, в храм с песнопениями торжественно внесли «Алтарницу», зашли все священнослужители, монахи, а вслед за ними толпа паломников.

Богородица дала мне возможность в тишине помолиться, ведь я так этого хотел! Душа моя ликовала! Слава Богу за все! Остаток службы, которая переместилась с улицы в храм, я уже почти не помню.

Да и достоять ее до конца я не успевал: в восемь часов за мной должен был приехать Юра.

Без пятнадцати восемь я вышел из храма, позвонил Юре и сказал, что готов ехать.

Затем немного погулял по территории монастыря. Очень хотел зайти в лавку, но она была еще закрыта. Когда я всматривался в стеклянную дверь лавки, вдруг подошел монах, открыл ключом дверь и зашел внутрь.

При этом, проходя мимо меня, он по-русски сказал, что лавка открывается с 10 часов утра. В принципе, я знал, что завтра или послезавтра, еще приеду в Ватопед, специально за покупками, но на всякий случай попросил этого монаха о возможности подать записки.

Он любезно запустил меня в лавку, где я быстро положил записки в специальный ящик, в другой ящик опустил деньги и вместе с монахом вышел из магазина. Даже если по каким-то причинам я сюда не смогу приехать еще раз за время этого посещения Афона, то уж по крайней мере буду знать, что ватопедские монахи помянут на литургии всех, кто был указан в моих записках.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+