Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Жилищный кодекс рф 2020 последняя редакция с комментариями скачать

Жилищный кодекс рф 2020 последняя редакция с комментариями скачать

Комментарий к Ст. 1 ЖК РФ


1. Жилищное законодательство представляет собой систему нормативных актов (см. к ней). Кроме прочего, системность обеспечивается единством принципов правового регулирования жилищных отношений, которые и закреплены в комментируемой статье. Основные начала жилищного законодательства или, что то же самое, принципы жилищного права представляют собой определенные начала, руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование жилищных отношений .

Как представляется, определением принципов жилищного права обозначены цели жилищной политики Российского государства. Поэтому форма изложения основных начал жилищного законодательства достаточно абстрактна (иной она и быть не может).

К сожалению, такого рода нормы обычно остаются не замеченными теми, кто применяет закон.

Между тем идеи, в них содержащиеся, находятся в основании всех прочих жилищно-правовых норм (далее об этом будет сказано несколько подробнее). Основные начала необходимо учитывать при применении жилищного законодательства по аналогии (см.

к ней). Их следует учитывать также при применении к регулированию жилищных отношений иного законодательства (см.

к ней). Они должны приниматься во внимание при толковании регулятивных и охранительных норм жилищного законодательства и т.д.

——————————— Это понятие принципов жилищного права опирается на определение правового принципа, данное О.А. Красавчиковым. См.: Советское гражданское право: Учебник: В 2 т.

М.: Высшая школа, 1985. Т. 1. С. 27, 28. Не будет преувеличением сказать, что в комментируемой статье сформулированы идеи, на которых базируется все российское жилищное законодательство. 2. Своим появлением в ст. 1 ЖК РФ (!) основные начала жилищного законодательства обязаны ГК РФ.

Этот фундаментальный Закон, часть первая которого принята более 15 лет назад, также начинается с изложения основных начал (гражданского законодательства). Но дело не только (и не столько) в идее начать Кодекс с изложения принципов правового регулирования соответствующих общественных отношений. Влияние цивилистических категорий, конструкций и прочего на формирование жилищного законодательства трудно переоценить.

Жилищные отношения регулировались гражданско-правовыми нормами. В 20-е гг. прошлого века достаточно популярной стала идея о необходимости регулирования жилищных отношений специальным правовым актом (уже тогда разрабатывались проекты Жилищного кодекса). 3. Среди основных начал жилищного законодательства названы: 1) необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище; 2) необходимость обеспечения безопасности жилища; 3) неприкосновенность жилища; 4) недопустимость произвольного лишения жилища; 5) необходимость беспрепятственного осуществления жилищных прав; 6) признание равенства участников жилищных отношений, складывающихся по поводу владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями, если иное не предусмотрено федеральным законом и не вытекает из существа жилищных отношений; 7) необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав; 8) необходимость судебной защиты жилищных прав; 9) необходимость обеспечения сохранности жилищного фонда; 10) необходимость использования жилых помещений по назначению.

4. В предусмотрено, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Таким образом, первое из названных в комментируемой статье положений есть конституционное положение. Наиболее общие указания об обеспечении органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище даны в ст.

, — (см. соответствующий комментарий к ним).

5. Жилищное законодательство исходит из необходимости обеспечить безопасность жилища. Используя доступные праву средства, оно должно способствовать тому, чтобы жилье находилось в состоянии, не угрожающем жизни и здоровью граждан. Если жилое помещение оказалось в таком состоянии, что проживать в нем небезопасно, то оно не должно использоваться в качестве жилья и т.д.

Соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают контроль за соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам (), за соблюдением установленных требований при жилищном строительстве (п. 7 ст. 2 ЖК). Жилищное законодательство признает жилым помещением только помещение, которое отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст.

15 ЖК). Законом запрещено размещение в жилых помещениях промышленных производств (; ). Законодательством предписывается, что при пользовании жилыми помещениями должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные требования (ч. 4 ст. 17 ЖК). Закон предусматривает, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания (), и т.д.

и т.п. 6. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни (). Жилище также неприкосновенно.

Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения () (более подробно см.

к ней). 7. В качестве одного из основных начал жилищного законодательства названо конституционное положение, в соответствии с которым никто не может быть произвольно лишен жилища ().

Оно несколько конкретизируется в ч.

4 ст. 3 комментируемого Кодекса.

Меры, обеспечивающие реализацию данного принципа, предусматриваются в ряде иных статей ЖК РФ и других федеральных законов (более подробно см. ч. 4 ст. 3 ЖК РФ и соответствующий комментарий). 8. Право в целом (в том числе жилищное) должно стремиться к обеспечению возможности беспрепятственного осуществления субъективных прав.

В ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, по сути, воспроизводится общеправовой принцип.

Его торжество есть свидетельство торжества права. А оно достижимо только при условии, что правовые нормы предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных прав, в том числе устанавливают порядок реализации права, определяют процедуры (формы и пр.) осуществления прав и т.д. 9. Если жилищные права все-таки нарушены, то жилищное законодательство исходит из необходимости восстановления нарушенных прав.

Восстановление жилищных прав чаще всего достигается использованием таких гражданско-правовых способов защиты, как признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков и др. (; см. также ст. 11 ЖК и комментарий к ней). В ЖК РФ содержится немало норм, конкретизирующих общие положения о защите субъективных прав, предусматривающих меры, направленные на восстановление права в том или ином случае его нарушения.

Так, собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести данное жилое помещение в прежнее состояние (). В случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением он обязан освободить жилое помещение (прекратить пользоваться им), а при неисполнении данной обязанности гражданин подлежит выселению ().
В случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением он обязан освободить жилое помещение (прекратить пользоваться им), а при неисполнении данной обязанности гражданин подлежит выселению ().

При признании обмена жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, недействительным участники обмена подлежат переселению в ранее занимаемые ими жилые помещения () и т.д.

10. Права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием (). Практически все жилищные споры подведомственны суду. Жилищные права могут защищаться и в административном порядке.

Но и в этом случае решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (см.

об этом и соответствующий комментарий). ——————————— В соответствии с широко распространенным в юридической науке мнением право на жилище входит в состав социальных прав, направленных на обеспечение и защиту потребностей и интересов человека, относится к категории основных прав человека (см.

об этом: Пчелинцева Л.М. Право военнослужащих на жилище: теоретические аспекты и проблемы реализации. М.: Норма, 2004. С. 138 и сл.).

11. Говоря о равенстве участников жилищных отношений как о принципе жилищного права, важно обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, речь идет о юридическом (формальном) равенстве.

Люди всегда отличались и будут отличаться друг от друга с точки зрения экономической, психофизической и т.д.

Но право, регулируя определенные виды общественных отношений, игнорирует реально существующее неравенство, исходит из того, что с точки зрения юридической субъекты равны. Во-вторых, в гражданском праве под равенством понимается отсутствие власти и подчинения; один субъект не подчинен другому, не может повелевать другим. В комментируемой статье под равенством разумеется нечто иное.

Имеется в виду равноправие пользователей. Пользователи равны в правах и обязанностях. В-третьих, при рассмотрении жилищных отношений говорится о равенстве прав и обязанностей не во всех жилищных отношениях, а только в отношениях по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

Это означает, что если, к примеру, в квартире проживают несколько человек, то никто из них не пользуется преимуществом в пользовании кухней, ванной и т.д. Наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе произвести обмен занимаемого жилого помещения на другое жилое помещение с письменного согласия проживающих совместно с ним совершеннолетних членов его семьи.

Члены семьи нанимателя вправе требовать от нанимателя обмена занимаемого жилого помещения на жилые помещения, расположенные в разных домах или квартирах.

В случае возникновения спора наниматель, любой из членов его семьи вправе требовать принудительного обмена и т.д.

и т.п. В-четвертых, из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений может следовать, что пользующиеся жилым помещением граждане не равны в правах и (или) обязанностях. Так, в силу члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Но одновременно предусмотрено, что только дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

12. Жилищное законодательство направлено на необходимость обеспечения сохранности жилищного фонда.

На этот счет оно содержит многочисленные указания.

Так, собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним (), а при неисполнении данной обязанности право собственности на жилое помещение может быть прекращено в судебном порядке (). Договор социального найма жилого помещения может быть прекращен по требованию наймодателя в случае разрушения или порчи жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает (ст. 83 ЖК). Установление в законодательстве предельно конкретизированных правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а главное, их соблюдение способствуют обеспечению сохранности жилищного фонда.

В законодательстве неоднократно указывается на обязанность различных субъектов осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (ст.

ст. 12 — 14, 20 ЖК и др.). 13. Целевое назначение жилых помещений состоит в том, что они предназначены для проживания граждан (; ч. 1 ст. 17 ЖК). Размещение в жилых помещениях промышленных производств не допускается (п. 3 ст. 288 ГК; ч. 3 ст. 17 ЖК). Юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе аренды или иного договора.

Юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе аренды или иного договора.

Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан (п.

2 ст. 671 ГК). В случае использования жилого помещения не по назначению могут применяться различные правовые санкции вплоть до лишения субъекта права собственности на жилое помещение () или права пользования (например, ). 14. Рассматривая содержание ч.

2 комментируемой статьи, важно обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, в данной части сделан акцент на правах граждан, хотя участниками жилищных отношений могут быть также юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования (ч. 2 ст. 4 ЖК). Это обусловлено целью жилищной политики — обеспечение права граждан на жилище.

По-видимому, не будет преувеличением сказать, что гражданин является центральным субъектом жилищных отношений. Во-вторых, воплощена гражданско-правовая идея о том, что (жилищные) права осуществляются гражданами «своей волей и в своем интересе» (ср. ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ и ).

Граждане автономны при осуществлении жилищных прав, в том числе и при распоряжении ими. Недопустимо принуждать гражданина к тому, чтобы он проживал в принадлежащем ему жилом помещении, нельзя заставить гражданина распорядиться своими жилищными правами и т.д. В-третьих, отчетливо прослеживается диспозитивное начало правового регулирования жилищных отношений с участием граждан.

Граждане имеют возможность свободно выбирать способы удовлетворения жилищных потребностей (проживать в жилом помещении, приобретенном по договору купли-продажи, пользоваться жильем, предоставленным по договору социального найма, и т.д.). Естественно, о свободном выборе речь можно вести исходя из сугубо юридической точки зрения.

При этом не учитывается тот факт, что выбор может быть детерминирован экономическими условиями и пр.

Понятно, что свобода выбора осуществляется в рамках, установленных законом. Так, в социальный наем могут получить жилье не все граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, но лишь определенные категории граждан (см. к ней). В-четвертых, упомянуты основания жилищных прав и особо выделено одно из них — договор (о таких основаниях см.
к ней). В-четвертых, упомянуты основания жилищных прав и особо выделено одно из них — договор (о таких основаниях см.

к ней). Такое внимание к договору обусловлено его особой ролью в возникновении жилищных прав и их регулировании.

Кроме известных договоров социального и коммерческого найма жилищные отношения порождают и регулируют договоры безвозмездного пользования, поднайма, найма специализированных жилых помещений, обмена жилыми помещениями и т.д.

Даже поселение временных жильцов основано на договоре. В-пятых, воспроизводится конституционное положение, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (). Но при этом если в Конституции речь идет об осуществлении прав и свобод, то в комментируемой норме упоминаются и обязанности.

Кроме того, осуществлена привязка к предмету правового регулирования — жилищным отношениям (говорится о жилищных правах и обязанностях). Наконец, помимо недопустимости нарушения прав и свобод других граждан при осуществлении прав и исполнении обязанностей указано также, что нельзя нарушать законные интересы других граждан.

Данное указание, на первый взгляд самого общего плана, находит развитие в ряде регулятивных норм ЖК РФ (см., например, ст. ст. 58, 78 и др.). 15. В ч. 3 комментируемой статьи воспроизведено конституционное положение ().

16. Правило, предусмотренное в ч. 4 комментируемой статьи, опирается на конституционное положение, в силу которого каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства ().

Но в ЖК РФ не упоминается право свободно передвигаться и выбирать место пребывания, поскольку соответствующие отношения не входят в предмет жилищного законодательства. Понятие места жительства гражданина дается в ГК РФ. Им признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов ().

О видах жилых помещений см. к ней. Об основаниях возникновения жилищных прав см.

к ней. Граждане по своему усмотрению определяют, проживать им в комнате, квартире или в жилом доме. Они также вольны сами решать, на каких условиях (основаниях) будут проживать в жилом помещении (по договору найма, как собственники или члены семьи собственника и т.д.).

В связи со сказанным следует еще раз подчеркнуть, что речь идет о свободе выбора жилых помещений для проживания только с юридической точки зрения. С точки зрения обыденной возможность выбора обычно предопределяется экономическими реалиями, а иногда и иными обстоятельствами, например стремлением обеспечить какие-либо семейные интересы, необходимостью проживать в определенном месте с учетом состояния здоровья и пр.
С точки зрения обыденной возможность выбора обычно предопределяется экономическими реалиями, а иногда и иными обстоятельствами, например стремлением обеспечить какие-либо семейные интересы, необходимостью проживать в определенном месте с учетом состояния здоровья и пр.

Но и с юридической точки зрения свобода выбора жилых помещений, конечно, небеспредельна.

Право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в соответствии с федеральными законами может быть ограничено в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение (ст. 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г.

N 5242-1

«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

). ——————————— Ведомости СНД и ВС РФ.

1993. N 32. Ст. 1227. Иногда само существо тех или иных отношений, регулируемых законодательством, обусловливает наличие каких-либо ограничений права свободного выбора гражданами жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей и т.д. Так, жилые помещения предоставляются в социальный наем только определенным категориям граждан (см.

к ней). Следовательно, все иные граждане не могут стать нанимателями по договорам социального найма (если иное не установлено законом, см., например, ).

Навигация по записям © 2020 Жилищный Кодекс Российской Федерации (ФЗ №188) со всеми изменениями и дополнениями. Комментарий к статьям ЖК РФ.

Действующий. Редакция от 06 февраля 2020 года.

С последними изменениями и дополнениями на 2020 год Жилищный кодекс (сокращенно ЖК РФ 2020 года) предназначен для регулирования отношений в сфере жилищных прав граждан, жилых помещений и их использования людьми.

ЖК РФ базируется на том, что органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность, на неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилья, на беспрепятственное осуществление вытекающих из отношений прав. Кодекс декларирует равенство участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми квадратными метрами/зданиями. А также гарантирует свободу гражданам в установлении и реализации своих жилищных прав (свобода выбора жилья для проживания в качестве собственника, нанимателя и т.п.) в силу договора или иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Жилищный кодекс РФ 2020 года был Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года.Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ,от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 250-ФЗ, от 29.12.2006 N 251-ФЗ,от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 24.04.2008 N 49-ФЗ,от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ,от 27.09.2009 N 228-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 17.12.2009 N 316-ФЗ,от 04.05.2010 N 70-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 30.11.2010 N 328-ФЗ,от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 30.11.2011 N 349-ФЗ,от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012), от 06.12.2011 N 395-ФЗ,от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 29.02.2012 N 15-ФЗ,от 01.04.2012 N 26-ФЗ, от 05.06.2012 N 55-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ,от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ,от 05.04.2013 N 38-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2013 N 417-ФЗ,от 04.06.2014 N 152-ФЗ, от 28.06.2014 N 182-ФЗ, от 28.06.2014 N 200-ФЗ,от 21.07.2014 N 217-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 21.07.2014 N 263-ФЗ,от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.12.2014 N 485-ФЗ,от 31.12.2014 N 499-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 13.07.2015 N 236-ФЗ,от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.12.2015 N 399-ФЗ,от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 31.01.2016 N 7-ФЗ, от 02.06.2016 N 175-ФЗ,от 03.07.2016 N 267-ФЗ, от 03.07.2016 N 304-ФЗ, от 03.07.2016 N 355-ФЗ,от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ,от 28.12.2016 N 469-ФЗ, от 28.12.2016 N 498-ФЗ, от 01.07.2017 N 149-ФЗ,от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 29.07.2017 N 257-ФЗ, от 29.07.2017 N 258-ФЗ,от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 20.12.2017 N 399-ФЗ, от 20.12.2017 N 416-ФЗ,от 29.12.2017 N 462-ФЗ, от 31.12.2017 N 485-ФЗ, от 31.12.2017 N 488-ФЗ,от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 03.04.2018 N 59-ФЗ, от 04.06.2018 N 134-ФЗ,от 29.07.2018 N 226-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ,от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 28.11.2018 N 434-ФЗ, от 28.11.2018 N 435-ФЗ,от 28.11.2018 N 442-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 25.12.2018 N 478-ФЗ,от 25.12.2018 N 482-ФЗ, от 27.12.2018 N 558-ФЗ, от 22.01.2019 N 1-ФЗ,от 15.04.2019 N 59-ФЗ, от 15.04.2019 N 60-ФЗ, от 29.05.2019 N 116-ФЗ,от 26.07.2019 N 214-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 02.12.2019 N 390-ФЗ,от 02.12.2019 N 391-ФЗ, от 27.12.2019 N 473-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФот 10.07.2018 N 30-П)

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по ЖК РФ

  1. «Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне — июле 2020 г. на территории Иркутской области»
  2. «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
  3. «О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих»»

Комментарий к Ст.

100 ЖК РФ

1. Договоры найма жилых помещений специализированного жилищного фонда различаются в зависимости от вида специализированного жилищного фонда.

В договоре найма жилого помещения конкретного вида специализированного фонда устанавливаются различные права и обязанности сторон договора найма (см. комментарий к ст. — ). Типовые договоры найма каждого вида специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42. В частности, названным Постановлением утверждены типовые договоры найма: — жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; — жилого помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; — жилого помещения маневренного фонда; — служебного жилого помещения; — жилого помещения в общежитии.

2. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме. Наймодателем в данном договоре выступает орган государственной власти, орган местного самоуправления либо администрация предприятия или учреждения, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится специализированный жилищный фонд. Нанимателем по такому договору является гражданин, которому предоставлено жилое помещение.

Предметом договора найма специализированного жилого помещения является изолированное жилое помещение (дом, часть дома, квартира, часть квартиры).

3. В договоре найма также устанавливаются права и обязанности сторон договора. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан передать нанимателю жилое помещение, свободное от прав иных лиц, принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Наймодатель специализированного жилого помещения имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных услуг.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, проводить текущий ремонт жилого помещения, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Наймодатель и наниматель специализированного жилого помещения несут и иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами и договором найма специализированного жилого помещения. 4. Если вместе с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи, то они должны указываться в договоре найма.

К членам семьи нанимателя специализированного жилого помещения по договору найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство (см. ). Члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения должны быть указаны в договоре найма. 5. В случае прекращения семейных отношений бывшие члены семьи нанимателя сохраняют право пользования занимаемым жилым помещением, за ними сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.

Однако эти граждане самостоятельно отвечают по своим обязательствам, вытекающим из договора найма специализированного жилого помещения.

Это правило не распространяется на бывших членов семьи нанимателя служебного жилого помещения. В случае прекращения семейных отношений нанимателя служебного жилого помещения и членов его семьи право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между нанимателем и бывшим членом его семьи.

В том случае, когда у бывшего члена семьи нанимателя служебного жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи нанимателя служебного жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования служебным жилым помещением может быть сохранено за бывшим членом семьи нанимателя на определенный срок на основании решения суда (см. ). В этом случае логично было бы применить это правило и к бывшим членам семьи нанимателя жилого помещения в общежитии, поскольку проживание в служебном жилом помещении и в общежитии связано с трудовыми отношениями.

Законодатель для бывших членов семьи нанимателя служебного жилого помещения применил нормы, установленные для бывших членов семьи собственника жилого помещения. Но не решил вопрос для тех случаев, когда наниматель прекратит трудовые отношения и подлежит выселению, в то время как право пользования служебным жилым помещением за бывшими членами семьи нанимателя будет признано судом.

Но не решил вопрос для тех случаев, когда наниматель прекратит трудовые отношения и подлежит выселению, в то время как право пользования служебным жилым помещением за бывшими членами семьи нанимателя будет признано судом. Нанимателя выселят, а бывших членов семьи выселить будет невозможно.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что нанимателя и членов его семьи выселяют без предоставления другого жилого помещения в случае прекращения трудовых отношений, а в комментируемой статье за бывшими членами семьи нанимателя может быть сохранено право пользования служебным жилым помещением по решению суда. Если семья не распалась, то выселят всех без предоставления другого жилого помещения и не посмотрят, что отсутствуют основания приобретения или осуществления ими права пользования иным жилым помещением, а также на имущественное положение граждан и другие заслуживающие внимания обстоятельства, которые не позволяют им обеспечить себя иным жилым помещением. И, как следствие, суд сохранит за ними право пользования служебным жилым помещением, поскольку нет законных оснований для их выселения.

6. В комментируемой статье введены ограничения при использовании нанимателем жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Наниматель не вправе произвести обмен занимаемого жилого помещения, а также передать его в поднаем. Это обусловлено особенностью использования специализированных жилых помещений. Навигация по записям

Создание

ЖК РФ, ныне действующий федеральный закон №188, был принят в 2004 году.

Однако применять его начали с марта 2005 года.

До 2005 года страна жила по нормам Жилищного кодекса союзной республики – России, входившей в состав СССР. Устройство российского общества двухтысячных годов существенно отличалось от советского периода. Так что появление ЖК страны под названием Российская Федерация было ожидаемым и крайне необходимым.

С принятием ЖК 2004 года и закона, регулирующего процесс введения его в действие, утратили своё действие такие нормативные документы, как:

  1. Жилищные кодексы СССР и РСФСР;
  2. ФЗ N 72 1996 года (регулирование деятельности товариществ собственников жилья).
  3. ФЗ N 4218-1 1992 года (основы федеральной жилищной политики);

Все эти нормативы противоречили новому ЖК РФ кодексу как основному документу, регламентирующему жилищные отношения в стране. Кроме того, большинство нормативов, содержащихся в данных законах, вошли в новый кодекс. Так что ЖК России от 2004 года вобрал в себя все актуальные нормы жилищного права и упростил процессы регулирования жилищных отношений.

Комментарий к Ст. 12 ЖК РФ

1. Согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Комментируемая статья к исключительной компетенции Федерации относит решение таких наиболее важных вопросов, как: 1) определение порядка государственного учета жилищного фонда.

Государственный учет жилищного фонда наряду с такими формами его учета, как статистический и бухгалтерский, предусматривает проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию, предполагающую оформление технических паспортов жилых помещений (см. комментарий к ст. 19 ЖК). Порядок, т.е. процедура проведения учета различных видов жилищных фондов — частного, государственного и муниципального, должен быть разработан Правительством РФ.

Действующие в настоящее время Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301

«О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации»

и Инструкция о проведении учета жилищного фонда в РФ (утв. Приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г.

N 37) вводят единую для Российской Федерации систему учета жилищного фонда. Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей; 2) установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г.

N 491. Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г.

N 47; 3) определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст.

51 ЖК РФ (см. комментарий к ней). Перечень таких оснований сформулирован как исчерпывающий, однако в системной связи с ч.

3 ст. 49 ЖК РФ его следует рассматривать открытым; 4) определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. В отличие от субъектов Федерации, которые полномочны самостоятельно устанавливать порядок, т.е. процедуру, предоставления по договорам социального найма жилья из жилищного фонда субъекта Федерации, Российская Федерация оставляет за собой право устанавливать такой порядок для других собственников — муниципальных образований.

Целесообразность этого решения, вероятно, может быть объяснена стремлением к единообразному подходу в предоставлении социального жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах; 5) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда РФ.

К компетенции Российской Федерации относится определение тех категорий граждан, которым может быть предоставлено жилое помещение жилищного фонда РФ по тем или иным договорам. Статья 98 ЖК РФ предписывает федеральному законодателю определить также категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. К компетенции РФ относится и установление тех категорий граждан, которым будут предоставляться жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; 6) определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом.

Порядок, т.е. процедура, предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в социальном жилье, уже установлен ЖК РФ. Этот порядок может быть сохранен, а может быть изменен иными федеральными законами, которые вправе предусмотреть предоставление жилых помещений по договору социального найма иным, кроме малоимущих, категориям граждан. В отношении иных категорий граждан, которым жилье будет предоставляться не по договору социального найма, может быть предусмотрен любой порядок предоставления жилого помещения; 7) определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Основанием предоставления специализированных жилых помещений, согласно ст. 99 ЖК РФ, является решение собственника помещения или уполномоченного им лица.

Каких-либо иных оснований такого предоставления Кодекс не называет и не предусматривает возможности их введения. По-видимому, законодатель имел в виду возможность предоставления специализированного жилья иным, кроме перечисленных в гл. 9 ЖК РФ, категориям граждан; 8) определение порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, правового положения членов таких кооперативов, в том числе порядка предоставления им жилых помещений в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

Это полномочие Российской Федерации реализовано в разд. V ЖК РФ, который подробно регулирует организацию и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Исключительная компетенция Российской Федерации в решении этих вопросов обусловлена тем, что отношения по организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов по большей части носят гражданско-правовой характер.

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении только Российской Федерации; 9) определение порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, правового положения членов товариществ собственников жилья. Товарищество собственников жилья с момента его государственной регистрации является юридическим лицом, поэтому соответствующее регулирование, содержащееся в разд. VI ЖК РФ, имеет гражданско-правовой характер и отнесено к ведению Российской Федерации; 10) определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений.

Жилищный кодекс РФ говорит только об основании проведения переустройства и перепланировки жилых помещений (см. комментарий к ст. 26 ЖК). Вместе с тем в этой и других статьях гл. 4 Кодекса фактически определены и условия, и порядок переустройства и перепланировки, которые должны быть едиными для всех видов жилищного фонда; 11) определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.

На сегодняшний день такие основания непригодности установлены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, утвердившим Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 12) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда РФ непригодными для проживания. В настоящее время решение вопроса о признании жилых домов (жилых помещений) жилищного фонда РФ непригодными для проживания отнесено к компетенции межведомственных комиссий, создаваемых органами исполнительной власти РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок признания жилых домов непригодными для проживания установлен вышеназванным Постановлением Правительства РФ; 13) установление правил пользования жилыми помещениями. Порядок пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими гражданам на праве собственности жилыми помещениями в многоквартирных домах устанавливают Правила пользования жилыми помещениями (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г.

N 25); 14) определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений. Конституция РФ запрещает лишь произвольное, т.е. не основанное на законе и внесудебное, лишение граждан жилища.

Выселение из занимаемого жилого помещения представляет собой серьезное ограничение права на жилище, гарантированного Конституцией РФ, а потому допускается только на основании федеральных законов, основным из которых является ЖК РФ. Выселение граждан по тем или иным основаниям, а также порядок и условия выселения регламентированы ст. ст. 29, 35, 83 — 91 ЖК РФ; 15) правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями.

Регулирование сделок с жильем в целом — предмет ГК РФ. Но и ЖК РФ предусматривает возможность совершения отдельных сделок с жилыми помещениями, например, путем их поднайма, обмена и замены, выкупа жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором оно расположено; 16) установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.

Соответствующие полномочия Российской Федерации реализованы в ст. — (см. комментарий к ним); 16.1) установление порядка осуществления государственного жилищного надзора. О государственном жилищном надзоре см.

комментарий к ст. 20 ЖК РФ; 17) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда РФ, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Названное правомочие Российской Федерации в настоящее время реализовано принятием Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1994 г.

N 1086

«О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации»

.

Органы этой инспекции осуществляют контроль за использованием, техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, за санитарным состоянием отдельных помещений жилищного фонда. Дополнительно контроль за выполнением требований санитарного законодательства осуществляют учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ. 2. К иным полномочиям Российской Федерации, в том числе реализованным на сегодняшний день путем принятия соответствующих нормативных актов, ЖК РФ относит: 1) утверждение порядка подготовки и принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст.

32); 2) утверждение Перечня тяжелых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с гражданами, страдающими ими, невозможно (ст.

51); 3) утверждение Типового договора социального найма жилого помещения, Типового договора найма специализированных жилых помещений (ст.

ст. 63, 100); 4) утверждение порядка отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду и предъявляемых к ним требований (ст. 92); 5) определение категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в жилищном фонде РФ (ст. 104); 6) определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда РФ (ст.

ст. 107, 109); 7) утверждение порядка перерасчета платежей за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемых исходя из нормативов потребления, при временном отсутствии граждан (); 8) утверждение порядка изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (ст.

156); 9) утверждение порядка определения размера платы за коммунальные услуги, рассчитываемого исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, при отсутствии приборов учета (ст.

157); 10) утверждение правил предоставления коммунальных услуг гражданам (ст. 157); 11) утверждение порядка изменения размера платы за коммунальные услуги в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (ст. 157); 12) утверждение порядка определения размера субсидий и порядка их предоставления, перечня прилагаемых к заявлению документов, условий приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядка определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан (ст.

159); 13) утверждение федеральных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ст. 159); 14) утверждение порядка финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядка финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках (ст. 159); 15) определение порядка и условий предоставления компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг установленным федеральным законом отдельным категориям граждан (в связи с заменой предоставления гражданам льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг на предоставление компенсаций) (ст.

160); 16) утверждение порядка проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не реализовано (ст. 161); 17) утверждение порядка управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации (ст.

163). 3. Другие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений могут быть установлены иными федеральными законами.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+